Процессы и виды памяти. Память как деятельность. 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Процессы и виды памяти. Память как деятельность.



Чел живет не только в мире образов окр-щей действ-ти, но и в мире образов, сохр-ся от прошлого опыта:

1) биологическая/видовая память (эволюция нервной системы на уровне ДНК),

2) историческая/социальная память (опыт всего человечества в виде письменности),

3) индивидуальная/психологическая память (опыт, приобретенный в процессе индив-ной жизни)

Осн-е предназначение памяти – актуализировать прошлый опыт для выработки решений возникающих проблем, осуществляет связь м/у прошлыми состояниями психики, настоящими и буд-ми псих-ми процессами, обеспечивает связность и устойчивость жизненного опыта, делает возможным накопление знаний об окруж-м мире, приобретения навыков и умений – основа всего сознания.

Память – это отражение действительности, проявляющееся в сохранении и воспроизведении следов прошлого опыта. Память — это сохранение информации о сигнале после того, как действие сигнала уже прекратилось.

Образы П. в отл. от образов восприятия относятся к представлениям – образам предметов и явлений, которые в данный момент не воспринимаются, но были восприняты ранее, и возникают под воздействием раздражителей, к-рые оживляют ранее образованные связи. Чем богаче представления о чем-либо, тем адекватнее восприятие внешних объектов. Пр-я меняются под влиянием новых восприятий. Пр-я П. хар-ся полнотой (кол-во связей данного объекта с другими) и о бобщенностью (связывание со старыми пр-ми).

Павлов: память – временная связь, возникающая в рез-те одновременного и последовател. д-вия 2 или нес-ких раздражителей.

Механизм образования пр-й П. Создание и закрепление временных связей в коре головного мозга. Есть 2 физиологические теории – нейронная (нейроны образ-т замкнутые цепи, по кот. циркулируют биотоки) и молекулярная (информация записывается и хранится на особых белковых молекулах).

Временные связи отраж-т реальные ассоциации предметов и явлений действ-ти – связи между различными предметами действ-ти и ее отражением в сознании, когда представление об одном объекте вызывает появление мысли о другом. По характеру А. бывают простые (связь по смежности – близость в пространстве или времени, по сходству – наличие общих или подобных черт, контрасту – наличие противоположных черт), и сложные (причинно-след-е, существенные смысловые связи). Понятие о простых ассоциациях сложилось еще со времен Аристотеля.

Родоначальник научной психологии памяти – нем. ученый Г.Эббингауз – экспериментально исследовал процессы П. (мнемические процессы):

Запоминание – процесс П., через кот. происходит запечатление следов, новых элементов ощущения, восприятия, мышления путем связывания с приобретенными ранее. З. всегда избирательно.

По степени активности протекания: непреднамеренное (или непроизвольное) и пред­намеренное (или произвольное). Преднамеренное запоминания —проявление волевых усилий в виде постановки задачи на запоминание.

По характеру связей (ассоциаций) запоминание делится на механиче­ское и осмысленное. Механическое — запоминание без осознания логической связи между различными частями воспринимаемого материала. Основой механического запоминания являются ассоциации по смежности. При механическом запоминании в памяти через нес-ко часов — всего 20 %, а в случае осмысленного - 40 % даже через 30 дней.

Но, чтобы быть продуктивными, повторения должны отвечать определенным требованиям. а) заучивание протекает неравномерно, б) если мат-л в целом легок, то первые повторения дают лучший результат, чем последующие, если труден, то vice versa. в) повторения нужны не только тогда, когда мы учим материал, но и тогда, когда мы уже выучили.

Сохранение – процесс П., к-рый служит закреплению полученной в опыте информации о предметном мире, для ее накопления, включая переработку и усвоение. С. Обеспечивает обучаемость человека, развитие его перцептивных процессов.

Сохранение заученного зависит от глубины понимания, от установки личности. Забывание происходит неравномерно: сразу после заучивания забывание сильнее, затем оно идет медленнее. Вот почему повторять надо вскоре после заучивания, пока ма­териал не забыт.

Воспроизведение и узна­вание — процессы восстановления прежде воспринятого. Узнавание происходит при повторной встрече с объектом, при повторном его восприя­тии, воспроизведение же — в отсутствие объекта. Судить о запоминании и сохранении мы можем только по воспроизведению. Воспроизведение — не простое ме­ханическое повторение запечатленного. Происходит реконструкция, т. е. мыслительная переработка материала:

В. бывает произвольное и непроизвольное. При непроизв-м В. образ всплывает без специальной установки на актуализацию. Произвольное В. осущ-ся как сознательный, преднамеренный процесс акт-ции прошлых образов.

Если процесс В. затруднен, оно переходит в припомонание – это активный волевой процесс, чел отыскивает и восстанавливает необх-е звенья согласно задаче.

Забывание – потеря возможности В, а иногда и узнавания запомненного. Обычно это что-то мало значимое для чел. Забывание может быть полным или частичным, длительным или временным (чел не может вспомнить что-то в нужный момент). Др. формами забывания явл. ошибочное припоминание и ошибочное узнавание. Воспринятое нами с течением времени теряет в вос­поминании свою яркость и отчетливость, становится бледным и неясным.

Забывание может быть обусловлено различными факторами:

а) время; б) характер де­ят-ти, непосредственно предшествующей запоминанию и происходящей после нее; в) степень активности использования имеющейся информации; г) работа защитных механизмов нашей психики; д) посторонние раздражители (шум)

Виды памяти

По хар-ру психической активности П. П. Блонский

Образная – сохраняет следы ощущений и восприятий, по ведущему анализатору делится на зрительную, слуховую, осязательную, вкусовую и обонятельную.

Словесно-логическая – основа овладения языками и всей суммой знаний.

Двигательная – формирование моторных навыков, умений и привычек, очень прочная.

Эмоциональная – сохранение и воспроизведение пережитых чувств.

Преобладание того или иного вида памяти индивидуально, определяется направленностью личности

По длительности сохранения:

Сенсорная (мгновенная) П. осуществляется на уровне рецепторов и сохраняет стимулы в течение 1/4 – 2 сек. При направленности внимания чела переводится в краткосрочную, если нет – стирается.

Кратковременная – хранение до 30 сек., поступает из сенсорной или долговременной в виде воспоминания. Информация обрабатывается мозгом и принимается решении о стирании или переводе в долговременную П. Кр. П. имеет ограниченный объем – впервые измерил Эббингауз, А. Миллер экспериментально вывел формулу объема р. П. – 7+/- 2 элемента независимо от характера материала. Подвид кр. П. – оперативная П.: время хранения в ней определяется конкретной задачей, операцией деятельности.

Промежуточная память обеспечивает сохранение информа­ции в течение нескольких часов, накапливает информацию в течение дня, а время ночного сна отводится организмом для очищения промежуточной памяти и категоризации информации, накопленной за прошедший день, перевода ее в долговременную память.

Долговременная – практическое неограниченное время хранения материала и объема. В ней весь накопленный жизненный опыт чела, но доступ к нему определяется характером связей в структуре памяти, условиями запоминания, организацией психических процессов и т.д.

По характеру цели:

Непроизвольное запоминание – запоминание и воспроизведение, которое осуществляется автоматически, без волевых усилий человека, без контроля со стороны сознания. АА. Смирнов изучал условия непроизвольного запоминания: это обычно что-то яркое, привлекающее внимание. П.И.Зинченко выяснил, что чел непроизвольно запоминает также то, что имеет отношение к содержанию и целям его деятельности.

Произвольное – закрепление в П. с осознанной, мнемической целью. Чел прикладывает усилия в мнемической деят-ти. Это основа любого учебного процесса.

2 группы приемов запоминания:

1) на основе выявления внутренних связей в запоминаемом материале: осмысливание, понимание, выделение основного, деление на смысловые части и т.д.

2) на основе применения искусственных связей, или мнемотехнических приемов: число П 3,1416 можно запомнить с пом. фразы «что я знаю о кругах» (по кол-ву букв в словах).

15. Индивидуальные и возрастные особенности мнемической деят-ти

Возрастные различия:

В детском возрасте - Память в основном непроизвольная, запоминается то что интересно (стихи на слух). Произвольная память развита гораздо хуже, чтобы ее развить используется многократное повторение материала. – феномен Зейгарник: незавершённые действия запоминаются почти в 2 раза лучше, чем завершённые. (строите с ребенком кораблик, потом прерываетесь и строите ж/д, достраиваете ее до конца, а кораблик оставляете незавершенным –на след утро ребенок будет помнить про кораблик) В младшем школьном возрасте Основной акцент на непроизвольную память, нужно много учить, запоминать, произвольная отходит на второй план.Память интеллектуализируется (т.к. нужно запоминать большие объемы материала, они делятся на логические куски, сначала учителем, потом учеником) В среднем и старшем школьном возрасте:В основном логическое запоминание, акцент на непроизвольную память, а также появляется постпроизвольная. (см также виды памяти)Прочность запоминания зависит от: - степени завершенности действия - интересов и склонностей чела - отношения к деятельности - эмоционального настроя - волевого усилия - установки на запоминание Индивидуальные различия - скорость запоминания - прочность сохранения - легкость воспроизведенияК индивидуальным различиям можно также отнести классификацию Павлова. Он делил людей на: - аудиалов (нужно услышать, чтобы запомнить) - визуалов (запоминают, когда читают или пишут) - кинестетов (нужно проделать, чтобы запомнить) – оригами

16. Мышление как форма познавательной деятельности. (+см.17 18 20)

Психологическое исследование природы мышления исходит из различения чувственного и рационального познания, отличия мышления от восприятия. Мышление не только теснейшим образом связано с ощущениями и восприятиями, но оно формируется на основе их. Переход от ощущения к мысли - сложный процесс, который состоит прежде всего в выделении и обособлении предмета или признака его, в отвлечении от конкретного, единичного и установлении существенного, общего для многих предметов.

Для ориентации человека в природном и социальном мире недостаточно лишь чувственного восприятия.

Во-первых, сущность предметов и явлений не совпадает с их внешним обликом, доступным восприятию.

Во-вторых, сложные явления природного и социального мира недоступны восприятию.

С помощью восприятия невозможно познать прошлое и предвидеть будущее.

Обычно фиксируют два признака мышления: обобщенность и опосредствованность. Мышление есть процесс обобщенного и опосредствованного отражения действительности в ее существенных связях и отношениях.

Мышление раскрывает то, что непосредственно в восприятии не дано; оно отражает мир в его существенных связях и отношениях, в его многообразных опосредованиях. Основная задача мышления заключается в том, чтобы выявить существенные, необходимые связи, основанные на реальных зависимостях, отделив их от случайных совпадений во времени и в пространстве. Мышление всегда опирается на данные чувственного опыта - ощущения, восприятия, представления - и на ранее приобретённые теоретические знания.

"Опосредствованное" означает познание одного посредством другого. То, что человек не может познать прямо, он познаёт косвенно: одни свойства через другие, неизвестное - через известное. Услышав сердитый голос и увидев рассерженное лицо матери, ребенок догадывается, что мать уже видела разбитую им тарелку. Сравнивая сделанное им в мастерской изделие с образцом, который ему дал учитель, ребенок находит в них различия, анализируя которые он приходит к заключению, что один из элементов изделия нужно исправить.

Во-вторых, мышление - это обобщение. Элементарное обобщение содержится уже в акте восприятия. Обобщение как познание общего и существенного в объектах действительности возможно потому, что все свойства этих объектов связаны друг с другом. Общее существует и проявляется лишь в отдельном, в конкретном.

Обобщения люди выражают посредством речи, языка. Словесное обозначение относится не только к отдельному объекту, но также и к целой группе сходных объектов. Обобщённость также присуща и образам (представлениям и даже восприятиям). Но там она всегда ограничена наглядностью. Слово же позволяет обобщать безгранично.

Человек мыслит понятиями. В процессе школьного обучения перед ребенком раскрываются все существенные признаки понятия "дерево": "Дерево - это растение, состоящее из корневой системы, ствола и кроны". Является ли такая общая мысль о дереве продолжением, усилением того же процесса обобщения, который имел место при восприятии? И да, и нет. Это продолжение, потому что оно необходимо опирается на образ дерева, который сформировался в процессе личного опыта. Но это мысленное обобщение содержит в себе и качественно иной процесс. Оно отбрасывает как лишнее, несущественное все те детали и конкретные подробности, наличие которых так необходимо для специфического узнавания и восприятия (это и есть абстрагирование, или отвлечение). И оно прибавляет нечто новое.

Постепенно обучение подходит к тому этапу, когда ребенок приобретает умение осуществлять каждое такое сложное действие "в уме". Необходимым этапом, звеном такого перевода практического действия в действие в уме явля ется выполнение его в словесном плане. Но для этого ребенок опять-таки должен овладеть всеми видами речи.

Для того чтобы ответить на этот трудный вопрос, нужно еще раз вернуться к вопросу о том, как происходит переход от конкретного мышления к абстрактному и что значит научиться мыслить.

Разберем пример.

Поступившего в школу ребенка спрашивают: "Что такое птица?" Он отвечает: "Она серенькая, маленькая, имеет маленький носик или ротик". Перед его глазами встает образ воробья, которого он недавно видел. При этом он не учитывает, что бывают крупные птицы, что не все птицы серогo цвета. Его еще не научили давать определение того или иного понятия.

Правильнее был бы примерно такой ответ: "Птица-это живое существо, имеющее крылья и умеющее летать". Но своими глазами ребенок не видел, что у всех птиц есть крылья, он не умел выделить крылья у птицы, сидящей на земле, а главное, он еще не усвоил, что есть живое и неживое. Все это ребенок не мог "открыть" сам. Он мог бы узнать об этом лишь от взрослых. Но для этого нужен определенный уровень развития речи.

Облекаясь в словесную форму, мысль вместе с тем формируется и реализуется в процессе речи. Движение мысли, уточнение её, связь мыслей друг с другом и прочее происходят лишь посредством речевой деятельности.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-12-17; просмотров: 458; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.224.246.203 (0.021 с.)