Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Психолог-е особенности овладения ИЯ↑ ⇐ ПредыдущаяСтр 9 из 9 Содержание книги
Поиск на нашем сайте
(так думал Щерба) Развитие способностей к изучению иностранных языков зависит от целого комплекса психологических факторов, во многом детерминированных внешней средой. В общем комплексе психологических факторов можно условно выделить различные группы явлений, которые влияют на результаты овладения иностранным языком. К первой группе следует отнести психические процессы и свойства личности, непосредственно связанные с овладением всяким языком и речью: вербальное мышление, вербальную память, лингвистический опыт (синтез накопленных человеком знаний, умений и навыков в области одного или нескольких языков и является частью его общего жизненного опыта). Эти психические явления и свойства можно отнести к вербальным или лингвистическим компонентам психики. Во вторую группу входят элементы психики, косвенно воздействующие на усвоение языка, т.е. невербальные или экстралингвистические компоненты психики. К ним относятся, например, различные свойства характера (волевые, эмоциональные), отдельные виды и свойства психических функции, жизненного опыта человека, связанные с невербальным интеллектом. Кроме этих двух групп, на способности к овладению иностранным языком оказывают влияние разнообразные мотивы деятельности вербального и невербального характера, а так же различные способности человека, синтезирующиеся в его общих способностях к учению.
Известно, что усвоение учебного материала осуществляется по двум каналам: осознаваемому и неосознаваемому. Основной канал приема информации для взрослых - сознательное усвоение. Эффективность этого канала определяется уровнем развития вербально-логического мышления. Психологи и лингвисты неоднократно указывали на особые склонности и умения взрослой аудитории сопоставлять, анализировать и обобщать языковой материал. Вывод: поскольку взрослые обладают высокоразвитым абстрактным мышлением, его необходимо использовать при обучении их иностранным языкам. Дополнение к «Учет возрастных особенностей учащихся» (про обучение ИЯ взрослых людей) Известно, что усвоение учебного материала осуществляется по двум каналам: осознаваемому и неосознаваемому. Основной канал приема информации для взрослых - сознательное усвоение. Эффективность этого канала определяется уровнем развития вербально-логического мышления. Психологи и лингвисты неоднократно указывали на особые склонности и умения взрослой аудитории сопоставлять, анализировать и обобщать языковой материал. Действительно, в общей структуре интеллекта взрослого человека ведущее место занимает логический компонент. Особенности интеллектуальной деятельности взрослых, следовательно, предполагают, что в процессе обучения взрослых людей иностранному должны быть использованы специальные методы и приемы работы, опирающиеся на смысловой компонент логической памяти и активизирующие мышление. Обучение взрослых языку не может и не должно превращаться в неосознанную тренировку в его коммуникативном использовании. Непосредственное, директное усвоение взрослыми учебного материала, то есть усвоение информации без ее критической, логической обработки, невозможно еще и в силу того, что с возрастом снижается податливость педагогическому воздействию. Взрослые обучаемые не всегда и не сразу принимают роль ученика. Трудность вхождения взрослого человека в роль ученика и вытекающая отсюда напряженность его ролевого учебного поведения определяется сменой высокого социального статуса взрослого на новый, непривычный для него статус, а так же тем, что с возрастом увеличиваются интеллектуальные возможности и возрастает количество «сознательных фильтров», мешающих некритическому, прямому восприятию и усвоению материала. Вывод: поскольку взрослые обладают высокоразвитым абстрактным мышлением, его необходимо использовать при обучении их иностранным языкам. То есть при работе во взрослой аудитории рационально использовать методы, ориентированые на исключительно сознательный способ обучения основам и средствам языка (произвольность, поэтапность, развернутость, аналитичность и опора на логико-грамматический и теоретический аспекты и т.д.). Эти методы основаны в целом на рационально-логическом способе усвоения языка. Они известны под названием традиционных, аналитических, сознательно-сопоставительных и т.д. 23. Л как психологическая категория. (+см.37) Сущ. разные подходы в изучении Л: Биологический Вед. роль принадл. биол. процессам созрев. ор-ма, биол. св-ва, к-рые опр. будущую судьбу чел., заложены в природе чел. Халл, амер. психолог, выдвинул теорию рекапитуляции. Индивид повторяет развитие чел. общ-ва. Например, стадия совка и лопаты (дети 3-х лет), стадия пастушничества (подростки) – лирика. Фрейд – яркий биологизатор. Кречмер, нем. психолог, разраб. проблему типологизации Л на основе типа строения тела. 2) социогенетические теории объясняют особ. поведения Л исходя из структуры общества, способов социализации, взаимоотнош. с окруж. людьми. Чел. рождается биол. особью и становится Л лишь благодаря воздействию соц. условий жизни. Теория ролей: общество предлаг. каждому чел. набор устойч. способов поведения (ролей), определяемых его статусом. Эти роли наклад. отпечаток на хар-р поведения Л, а тж на хар-р взаимоотн. с др. людьми. Соц. роль распадается на ролевые ожидания – то, чего согласно "правилам игры" ждут от той или иной роли, и на ролевое поведение – то, что человек реально выполняет в рамках своей роли. Ролевая концепция Л возникла в амер. соц. псих. в 30-х годах XX в. (Ч. Кули, Дж. Мид). Социологи отличают предписанные (навязанные обществом вне зависимости от заслуг Л) и приобретенные статусы. 3) психогенетический подхо д на 1 план выдвигает развитие собств. псих. процессов. 3 направления: - психодинамические концепции, к-рые объясняют поведение через эмоции, влечения и др. внерац. компоненты; - когнитивные концепции, к-рые отдают предпочтение развитию познават. сторон интеллекта; - персонологические концепции, в центре вним. к-рых стоит разв-е Л в целом. Л биосоциальна. Вся психол. д-ть Л опр. единством общих факторов (и биол., и соц.) Нельзя исключить ни то, ни др. Биол. предпосылки – тип нерв. сис-мы, пол. особ-ти, опр. предрасположенности, но не опр. потолка развития Л. Огр. влияние на Л оказывает окруж. среда. Активность самой Л обесп. взаим-е с окруж. миром, приспособление к окруж. среде, изменение окруж. среды, стимулирует участие Л в жизни и д-ти. Критерии Л (с) Л.И.Божович: 1) в мотивах чел. сущ. иерархия 2) у чел. сущ. способность к сознат. руководству собств. поведения (предполагает самосознание)
Этапы форм-я Л: дошкольный возраст подростковый возраст (появл. стремления и способности осознавать свои мотивы, проводить актив. работу по их подчинению и переподчинению, «кто я?») Механизмы форм. Л: 1) стихийные: - сдвиг мотива на цель (предмет, идея или цель, к-рая длит-но и стойко наполняется положит. эмоциями, превращ. в самост. мотив, мотивы неосознанны) - идентификация (осущ. посредством подражания, появл. впервые у дошкольников, пытающихся быть похож. на родителей) - освоение соц. ролей 2) самосознание, «второе рождение Л», образ себя и отнош-е к себе. Одна из высших форм самосознания – попытка найти смысл собств. д-ти. Ф-ции самосознания: познание, усовершенствование себя, поиск смысла жизни. Сложность самосознания: - чел. должен опр. свои познават. способности, накопить соотв. ср-ва, чтобы потом применить их в познании себя; - чел. должен накопить материал для познания; - всякое знание уже фактом своего получения меняет субъекта Осмысление собств. жизни – послед. фаза самосознания. Направл. на корд. Л в целом, возникает в мудрости. Социализация процесс форм-я Л в опр. соц. условиях, процесс усвоения человеком соц. опыта. Выделяют следующие стадии социализации: 1) адаптация (от рождения до подросткового периода ребенок усваивает социальный опыт некритически, подражает) 2) И-дуализация (появляется желание выделить себя среди других) – подросток, юноша 3) интеграция (появляется желание найти свое место в обществе). 4) трудовая - период зрелости человека, когда человек не только усваивает соц. опыт, но и воспроизводит его за счет активного воздействия человека на среду через свою деятельность. 5) послетрудовая - процесс передачи опыта новым поколениям. На сегодня в психологии нет какой-либо единственной общепринятой теории Л. Тем не менее, существуют такие теории, которые имеют значительное влияние и большое количество сторонников. Одной из таких концепций является психодинамическая теория Л 3. Фрейда. Теория Л А. Адлера известна как И-дуальная теория Л, или И-дуальная психология. Эта теория также относится традиционно к психоаналитическому направлению, хотя в действительности большинство положений И-дуальной психологии развивались как антитезисы теории Фрейда. Широкое распространение получила в психологии концепция Л Г. Айзенка, в которой выделяются два измерения Л: интроверсия — экстраверсия и нейротизм — стабильность. В целом, в настоящее время существует множество теорий Л, которые развиваются в рамках таких направлений, как психоанализ, неофрейдизм, когнитивно-бихевиоральный подход, гуманистическая психология, структурно-типологическое направление. Структура Личности Психологическая структура личности — это некая целостная система, модель качеств и свойств, достаточно полно характеризующая психол. особ-ти Л. Л представляет собой сложное, внутренне структурированное образование. Но состав стр-рных элементов, образующих Л, понимается различными исследователями неоднозначно. Внутенняя структурированность Л находится в прямой зависимости от истолкования понятия Л. Некоторые отеч. психологи Л рассматривают как биосоциальное существо и выделяют в ней две подструктуры: эндопсихическую и экзопсихическую. Эндопсихика имеет биол., прир. основу, как подструктура Л выражает внутр. взаимозависимость псих. Эл-тов и ф-ций, представляет собой как бы механизм чел. Л, осуществляемый с нервно-психической организацией человека. Такие черты, как восприимчивость, особенности памяти, мышления, воображения, эмоционально-волевые усилия, импульсивность и другие, включены в структуру эндопсихики. Экзопсихика опр. соц. факторами и обусловливает отношение человека к внешней среде, т. е. к сфере того, что противостоит Л, к чему она так или иначе может относиться. Экзопсихика включает в себя систему отношений человека и его опыт, под которым понимаются интересы, убеждения, идеалы, сформировавшиеся знания и т. д. А.В. Петровский сформулировал наиболее концепцию стр-ры Л, основанную на понимании Л как соц., сверхчувственного качества человека. В структуру Л входят три подсистемы: 1) представленность И-да в пространстве индивидуальной ж/д характеризует И-дуальность, или интраиндивидуальная подсистема; 2) представленность И-да в межлич. отн-ях хар-ет интериндивидуальная подсистема; 3) представленность И-да в др. людях хар-ет надиндивидуальная подсистема. Мы используем модель психологической структуры личности, построенную на основе совмещения двух известных схем отечественной психологии, разработанных вначале С.Л. Рубинштейном, а затем К.К. Платоновым Рубинштейн.: 1) направленность Л, к-рая проявл. в потребностях, интересах, идеалах, убеждениях, доминир. мотивах д-ти и поведения и мировоззрении (формир. воспитанием) 2) знания, умения, навыки приобретаются в процессе жизни и познават. д-ти 3) индивид.-типологич. особ-ти (Т, Х, способности) Стр-ра Л по Платонову: 1) мировоззрение (научность, систематичность, последовательность, обобщенность, связь д-ти и поведения); 2) идеал (образ, к-рым руководствуется Л в наст. время и к-рый опр. план самовоспитания); 3) склонности (эмоц. проявления познават. потребностей); 4) интересы; 5) желания; 6) влечения (неосознанные побуждения); 7) убеждения (важный, осозн. мотив поведения, придающий всей д-ти Л ясную направл-ть и особую значимость). Форм. в сис-му устойч. принципов. Структура Л по Немову: 1) способности – индивид. устойчивые св-ва чел., опр. его успехи в различ. видах д-ти; 2) Т – качества, от к-рых зависит р-ция чел. на др. людей и соц. обстоятельства; 3) Х – кач-ва, опр. поступки чел. в отн. др. людей; 4) волевые кач-ва (охватывают нес-ко спец. личн. св-в, влияющих на стремление чел. к достижению поставл. целей); 5) эмоции; 6) мотивация; 7) соц. установки – убеждения и отношения людей. Это базовая психологическая модель личности исходит из личностно-деятельностного подхода. Выделенные подструктуры имеют место в реальном единстве, но не в тождестве и не в противопоставлении. Личность динамична и самоустойчива. Она преобразует мир, и вместе с тем сама преобразуется, т.е. саморазвивается, реализуя целенаправленное поведение в социальной и предметной среде. Личность и деятельность существуют в единстве. 1) направленность Л - Важнейший компонент Это с-ма побуждений, к-рая опр. избирательность отношений и активность ч-ка. Развитые ценностные ориентации - признак зрелой Л, показатель меры ее социальности. 2)самосознание; Наше «Я» - отображ-е самого себя. Ребенок не рожд-ся с ним. Сначала он гов. о себе в 3-ем лице. Формир-ся в связи с изменением соц. ситуации развития (шк) → рефлексия, осознание самого себя. Понятие «Я», как отнош-е ч к самому себе, выражает ед-во., устойч-ть лич-ти. Она вкл в себя представление о своей индив-ти и идентичности + самооценка, самоуваж-е. Образ – просто представление о себе, а «Я»-концепция – осознанная устойч. система представлений ч-ка о себе, на основе чего он строит отношение к себе и к другим людям. «Я»-концепция вкл компоненты: - когнитивный образ своих способностей, знаний; - эмоциональный (эмоц-волевой, оценочный): самоуважение, себялюбие, стремление повысить самооценку. Завоевать уважение. - поведенческий: реализация в жизни. 3)способности и задатки; 4) темперамент и х-р; Направл-ть сильно связ. с характером. Их взаимодействие вкл. убеждения, идеалы, желания. Характер (в широком смысле слова) неотделим от Л, поскольку реализует главные жизненные устремления человека. 5)особ-ти психич процессов и состояний; 6)психический опыт личности
|
||||
Последнее изменение этой страницы: 2016-12-17; просмотров: 215; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.145.55.25 (0.008 с.) |