Общее понятие о деятельности, её структура. 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Общее понятие о деятельности, её структура.



 

Понятие деятельности является одним из базовых в психологии. Деятельность невозможно отделить от самой психики, от методологии её научного исследования, понимания проблем возникновения и эволюции психики, трактовки понятия личности и анализа определённых составляющих её психического облика.

Наиболее завершённая психологическая концепция или теория деятельности принадлежит А. Н. Леонтьеву, который разрабатывал её с середины 1940-х гг., дополняя и преобразовывая. Деятельность – активные процессы, которые отвечают определённой потребности, подчиняются мотиву и реализуют самостоятельное отношение человека к миру. Это не всякая человеческая активность, понятие которой Леонтьев отличал от деятельности, а только целеустремлённая активность, существующая в психологических связях личности, потребности, мотива, цели и задачи. Отсюда и вытекает возможность осуществления, выражения в деятельности самостоятельного отношения личности к миру.

Деятельность по определению трехчлена, т.е. существует, реализуется, проявляется одновременно в трёх плоскостях: личность (субъект деятельности), объект (предмет деятельности) и внешний праксис (разные виды активных процессов).

В структуре деятельности можно выделить следующие составляющие:

потребность

мотив

цель

задача – интенциональный аспект деятельности.

Активность

Действие

Операция – операциональный аспект.

Итак, наличие у человека потребности приводит к активности. Наличие активности влияет на существующую потребность, видоизменяя её качественно и количественно.

Далее происходит психологическое событие, когда потребность находит свой конкретный мотив или предмет. Мотив, в свою очередь, требует своей реализации и выражения в целях.

Цель – это всегда осознанное представление о результате будущего действия. Так, чтобы совершить путешествие, нужно купить билет, собрать вещи, добраться до места. Всё это – реализуемые личностью цели, которые поставлены и приняты, потому что входят в зону действия мотива.

Действие – это составляющая деятельности, подчинённая цели. Осознанная цель есть предмет действия, направленного на достижение цели. Но побуждается действие не целью, а мотивом общей деятельности. Цель только «подчиняет» и исполняет действие, т.е. направляет его, ведёт к результату.

Задача – это конкретные условия, в которых дана цель и которые диктуют способ выполнения действия, называемый операцией. Допустим, у человека есть цель достать книгу, но условия реализации цели могут быть объективно и субъективно различными: купить в магазине взять в библиотеке. То, какими способами реализуется задача, составляет набор целых операций: от поездки в транспорте до размещения книги в портфеле.

Как и выбор целей, отвечающих мотиву, так и постановка задач не являются для личности случайными, продиктованными исключительно внешними обстоятельствами. В системе задач, так или иначе, проецируются и мотивы, и смыслы, и личность в целом. Разделение целей и задач, действий и операций также имеет принципиальное значение в психологическом анализе деятельности. Например, в инженерной психологии установлено, что при распределении функций между человеком и машиной человеку предпочтительно доверять уровень действий, подчинённых целям, тогда как на уровне операций функционирование машины считается более надёжным, чем использование человека.

Для описания структуры деятельности необходимо также ввести такие понятия как навыки, умения и привычки.

Навык – это действие, которое автоматизируется в процессе своего формирования и становится набором операций, включённым в состав более сложного действия. Чем сложнее навык, тем больше времени и усилий требуется для его выработки. Навык – это результат трудоёмкой работы моторики, сенсорики, памяти, мышления, воли и психики в целом. Всевозможные навыки пронизывают любую деятельность.

Умение – высшая форма навыка, объединённого с другими операциями и действиями и перешедшего на уровень устойчивого свойства личности. Умения можно рассматривать как практическую сторону направленности личности. Они соответствуют потребностям человека, его способностям, характеру, профессиональному и социальному статусу.

Привычка – психологический, глубоко личностный сплав направленности и деятельности. Это устоявшиеся, традиционные для личности устремления, принятые и удобные формы действования и поведения, стили переживаний и отношений с миром. Человек многое делает, не раздумывая, по привычке. Это облегчает его существование. Привычки упорядочивают и стабилизируют течение жизни. Но привычки должны время от времени как-то меняться, исчезать совсем или снова возрождаться. Соединённые с навыками и умениями, привычки представляют собой значимую часть не только деятельности и поведения, но и всего психического опыта личности.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-12-17; просмотров: 283; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.133.131.168 (0.005 с.)