Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Память: феномены, функции и виды. Непроизвольная и произвольная память.↑ Стр 1 из 3Следующая ⇒ Содержание книги
Похожие статьи вашей тематики
Поиск на нашем сайте
Память: феномены, функции и виды. Непроизвольная и произвольная память.
Определение памяти В самом общем смысле слово «память» применимо не только к человеку и даже не только к живым организмам. Так, о сохранении и передаче информации мы можем говорить относительно молекул ДНК, о запечатлении – о фотоплёнке и любых физических объектах, которые пережили на себе воздействие другого объекта и, таким образом, несут на себе его след. Леонтьев А.Н. называет всё это мнемическими свойствами, явлениями. Конкретно-психологическое определение памяти будет зависеть от теоретического подхода, которого мы придерживаемся. Так, например, в рамках когнитивной психологии память определяется как: Память - это совокупность процессов кодирования, хранения и декодирования информации. Нуркова В.В. предлагает следующее обще-психологическое определение памяти, которое ближе к деятельностному подходу: Память – психический процесс запечатления, сохранения, воспроизведения и утраты прошлого опыта, который делает возможным его использование в деятельности и/или восстановление в сфере сознания.
Аналогичным образом дело обстоит с определением функций, классов и видов памяти. Это будет зависеть а) от теоретической платформы б) от целей исследования и классификации. Детально классификации будут даны далее. Тем не менее, мы можем выделить ряд функций памяти, которые будут сохраняться вне зависимости от теоретической базы, в рамках которой рассматривается категория памяти. Это: сохранение, хранение, забывание и извлечение (использование) информации/прошлого опыта. Широко известна классификация функций памяти по С.Л. Рубинштейну. Для него «мнемические функции» - это физиологический субстрат памяти, общая психофизиологическая основа многообразных процессов памяти. Сама память представляет собой психологический процесс, неотделимый и работающий в единстве с другими психологическими процессами, такими как мышление, воля и так далее. Функции памяти по Рубинштейну: 1. приобретение, сохранение, использование индивидуального опыта; 2. приобретение, сохранение, использование и передача общественного опыта; 3. поддержание единства и тождества личности. (В соотнесении с многокомпонентной моделью памяти: 1 – процедурная память; 2 – семантическая память; 3 – эпизодическая и автобиографическая память)
Феноменология памяти чрезвычайно обширна и разнородна. Среди прочего сюда входят и содержательно раскрываются (в качестве примеров и демонстрации своих познаний) по мере желания, знания и времени: Различные случаи «необычной памяти».[1] Эйдетизм (напр., «Маленькая книжка о большой памяти» Лурия, случай Шерешевского). Flashbulb memories (воспоминания-вспышки, отдельные ярко запомнившиеся сценки). Ложные и искажённые воспоминания (конфабуляции – т.е. достройка воспоминания новыми элементами; контаминации – т.е. перепутывание фрагментов различных воспоминаний; имплантация – т.е. индуцирование постройки новых воспоминаний в автобиографической памяти, исследования Лофтус, Нурковой; и др.). Мгновенный жизненный обзор («вся жизнь пролетела перед глазами», исследования в рамках ИСС (изменённых состояний сознания), Нуркова). Все феномены и синдромы патогенеза памяти (нейропсихология, клиническая психология): различные амнезии – ретроградные и антероградные, забывание автобиографической информации (вплоть до потери личности), парамнезии (конфабуляции, криптомнезии, дежавю) и др. Примеры построения управления памятью (узелки на память); мнемотехники.
Классификации видов памяти Понятно, что феномен памяти – гетерогенное образование (процесс, функция). Очевидно, что «помнить» может означать совершенно разные вещи, например: 1) помнить факт, 2) помнить, как делается нечто, 3) помнить событие Из истории вопроса: французский философ XIX в. М. де Биран постулировал существование трех типов памяти: механической, чувственной и репрезентативной. Механическая память включала в себя моторные и речевые навыки и действовала преимущественно на неосознаваемом уровне; чувственная память сохраняла аффективные состояния, эмоции и мимолетные образы; использование репрезентативной памяти подразумевало сознательное обращение к мыслям и событиям прошлоrо. Ф. Галль классифицировал типы памяти по характеристикам содержания (например, музыкальная память, математическая память, rеоrpафическая память и т.д.). Традиционно виды памяти разделяют по материалу, который подлежит запоминанию. Выделяют моторную (память на движение), аффективную (память на эмоции), наглядно-образную (память на образы) и словесно-логическую (память на речевые высказывания и мысли) память (генетическая классификация Блонского). Принята также классификация видов памяти по времени сохранения информации (когнитивные модели): этом случае выделяют мгновенную, кратковременную и долговременную память. По степени осмысленности запоминаемого материала различают механическую и смысловую память. Пример: эксперименты Эббингауза на материале бессмысленных слогов или на материале стихов. По критерию доступности воспоминания на осознаваемом уровне разделяют эксплицитную и имплицитную память. Эксплицитная память - это тип памяти, который включает в себя произвольную и сознательную актуализацию зафиксированного опыта. Имплицитная память - это тип памяти, который не включает произвольную u сознательную актуализацию опыта, наличие которого в памяти может быть выявлено косвенными методами. Пример: эксперимент «Сахарная фабрика» Бродбендта и Берри. В соответствии с тем, какое место в структуре деятельности занимает мнемический компонент, выделяют произвольную и непроизвольную память. Произвольная память имеет место, если стоит осознанная задача запомнить (вспомнить, забыть). Непроизвольная память имеет место, если запоминание (воспоминание, забывание) оказывается дополнительным продуктом деятельности. Пример: исследование Истоминой.
Введение В течение развития психологической науки каждое направление, подход или школа давали своё определение категории памяти. Соответственно при ответе на данный вопрос минимально необходимо дать характеристику памяти с точки зрения основных школ в истории психологии (психология сознания, бихевиоризм и необихевиоризм, гештальт-психология, когнитивная психология, отечественная психология: культурно-историческая психология, деятельностный подход школы Леонтьева, «субъектно-деятельностный» подход Рубинштейна). Основным содержанием ответа будут, конечно, когнитивные модели. Здесь же можно написать про различные определения памяти и что такое память в общем смысле, см. вопрос 29. Память: феномены, функции и виды. Непроизвольная и произвольная память. Ассоцианизм: Эббингауз Эббингауз, понимая, что память – что-то очень сложное, разделил две формы памяти: воспоминание и воспроизведение. Первое – это true-память, как она есть. Второе – это формальная сторона этого процесса, более узкое явление. Изучение воспроизведения и занялся Эббингауз. Г. Эббинrауз создал каталог, состоящий из 2300 бессмысленных трёхбуквенных слогов (в немецком трехбуквенные существительные встречаются крайне редко). Память - механически складывающийся продукт ассоциации. Ассоциации — предполагаемая умственная связь между явлениями сознания и поведения, которая образуется при условии их близости в пространстве или во времени, а также благодаря их сходству и контрасту. Эббингауз изучал формирование ассоциаций, их фиксацию и разрушение. Эббингауз разработал:
Эббингауз открыл:
Может многое дать повторенье При продуманном распределении; А стараясь чрезмерно, Все усвоишь неверно И не вспомнишь уже без сомнения.
Теория поля Курта Левина Центральным понятием данной теории выступает понятие «поля». Состояние поля определяется как результирующая всех влияний и факторов, участвующих в его структурировании. Основной «энергетической» составляющей поля являются актуальные потребности, посему гипотеза: легче воспроизводится то воспоминание, которое имеет отношение к цели, реализуемой человеком в данной ситуации. Факты, подтверждающие гипотезу:
Психоанализ Фрейда Особое значение теории Фрейда в контексте проблематики памяти состоит в том, что он указал на возможное функциональное значение забывания для психики субъекта, т.е. психоаналитическая интерпретация позволяет увидеть, что забывание чего-либо не «просто досадная ошибка», «поломка» психического аппарата, но активное бессознательное действие, имеющее свои специфические механизмы и законы. Забывание (т.е. вытеснение содержания сознания, работа механизмов психологической защиты), имеющее мотивационно обусловленную природу, происходит главным образом по двум причинам:
Пример о самом Фрейде: почему он трижды забывал купить в писчебумажном магазине свой любимый сорт бумаги (по-немецки: fliesspapier). В результате анализа он пришел к выводу, что данное слово также созвучно с фамилией неприятного для него человека (Dr. Fliess), поэтому вытеснялось и было забыто.
Пьер Жанэ По теории П. Жанэ память — это акт социальный (память-рассказ всегда социальна). Память появляется только тогда, когда появляется полный и складный рассказ. Приказ «запомнить» нечто вначале, по Жанэ, исходит от другого человека, а затем этот приказ «запомнить» (а также сохранить и воспроизвести нечто) человек отдает самому себе. Память-рассказ необходимо отличать от памяти-реминисценции. Реминисценция — это точное, автоматическое построение действий (она нарушает непрерывность течения жизни; она неадаптивная, т.е. не изменяется с течением времени; она не социальна, т.е. выполняется в отсутствии других людей). Поэтому условно (строго говоря, память-реминисценция – это и не память вовсе, в смысле социального акта) 2 вида «памяти»:
Деятельностный подход Теория Деятельность, в отличие от реакции, это процесс активного отношения человека к действительности. Деятельность включает в себя три иерархически организованные структурные единицы: деятельность, действие, операцию. Деятельность определяется мотивом, действие целью, а операция конкретными условиями ее протекания. В феноменальном плане можно наблюдать только действие (ответ на вопрос: что конкретно человек делает в данный момент?), а деятельность, в которую включено то или иное наблюдаемое действие, приходится реконструировать, исходя из знаний о мотивах данного лица.
Исследования Смотреть вопрос 29. Память: феномены, функции и виды. Непроизвольная и произвольная память. – там исследования Смирнова, Зинченко, Истоминой. Когнитивный подход См. вопрос 32. Многокомпонентная модель памяти. Там всё-всё-всё есть.
Развитие памяти План ответа: 1. Фило- и социоогенез (Блонский, Жане, Выготский) 2. Онтогенез (Выготский, Леонтьев, Истомина) 3. Патогенез (Рибо, Корсаков) 4. Актуалгенез (Когнитивные теории памяти, деятельностный подход, автобиографическая память)
Введение Развитие (генез) памяти (как и любой другой психической функции или явления) может рассматриваться в нескольких ракурсах. Филогенез памяти – рассмотрение развития того, что мы можем назвать памятью, т.е. того, что сохраняет (забывает), хранит и воспроизводит, в исторической перспективе от животных к человеку. Социогенез – это развитие памяти как социального явления, т.е. развития памяти в рамках культурно-общественной истории. Онтогенез – то, как память развивается в жизни одного индивида, какие стадии она проходит, как видоизменяется с возрастом. Патогенез – патологическое развитие памяти, которое может рассматриваться как процесс обратный развитию, т.е. просто механическое разрушение того, что есть, а может рассматриваться как развитие, но протекающее качественно иным способом (взгляд ЛСВ). Наконец, актуалгенез – это то, как происходит процесс памяти здесь и сейчас, в акте запоминания, в акте воспроизведения и т.п., какие закономерности и законы мы можем обнаружить относительно реального функционирования памяти.
Фило- и социогенез Разделять эти два понятия довольно трудно, ведь социогенез неумолимо входит в филогенез как новый этап развития психической функции в условиях культурно-исторической общности. Онтогенез памяти Конечно, в этом же пункте необходимо раскрыть развитие памяти согласно культурно-исторической концепции Л.С. Выготского. Для этого нужно взять вопрос 30: ЛСВ и параллелограмм развития Леонтьева. Из вопроса 29: эксперимент Истоминой, который показывает развитие памяти в детском возрасте. Важно понимать, что, две линии развития (натуральные и высшие психические функции) не могут быть оторваны от филогенетического и социогенетического планов рассмотрения, потому как натуральные функции есть и у животных, а путь овладения памятью как ВПФ – целая отдельная история (см. пред. пункт). Но, вероятно, удобнее сделать акцент на онтогенетическом рассмотрении.
Патогенез памяти Амнезия – любая потеря памяти по своему масштабу и течению значительно превосходящая обычное забывание. Ретроградная амнезия - утрата воспоминаний о событиях, произошедших до возникновения заболевания. Антероградная амнезия — выпадение из памяти событий, происходивших после восстановления сознания. Еще бывают амнезии постгипнотические и инфантильные (мы не помним ничего, что было до 2-3-х лет) – об этом много у психоаналитиков. Классификация амнезий (Рибо): 1. Временные амнезии. Неожиданно начинаются и неожиданно кончаются (напр., при эпилепсии). 2. Периодические амнезии. Забывание некоторых периодов жизни, а иногда и всего того, что человек умеет. 3. Прогрессирующие амнезии. Прогрессирующая амнезия - последовательное выпадение из памяти все более глубоких слоев в результате прогрессирующего органического заболевания (атеросклероз сосудов головного мозга, болезнь Альцгеймера, болезнь Пика, сенильная деменция и др.). Закон Рибо (закон обратного развития памяти): сначала снижается способность к запоминанию (гипомнезия), затем забываются недавние события, позже нарушается воспроизведение давно произошедших событий. Это ведет к утрате научных, абстрактных знаний. В последнюю очередь утрачиваются эмоциональные впечатления и практические автоматизированные навыки. По мере разрушения поверхностных слоев памяти у больных нередко наблюдается оживление детских и юношеских воспоминаний. Синдром Корсакова. Неврологический статус: паралич конечностей, боли, расстройства чувствительности. Психический статус: расстройство кратковременной памяти. Особенности (по Корсакову): · Страдает только кратковременная память. Все умения и навыки (напр., игра в карты) сохранны. · Память ограничивается тем, что было до болезни (больной очень точно описывает свое путешествие, но забывает, что уже 10 раз повторил это рассказ). · Упроченные сочетания (пословицы, поговорки и т.п.) легко воспроизводятся и часто стереотипно повторяются. · Мышление сужается. · Выраженная абулия (расстройство воли) - потребности чисто физиологические, нет интересов. · Следы памяти остаются. Главная проблема - воспроизведение этих следов, «вытаскивание» их из памяти.
Актуалгенез памяти Актуалгенез – это то, как разворачивается процесс памяти здесь и сейчас. Здесь можно говорить про следующее: 1. Когнитивные теории все подряд: структурные (СРàКПàДП) и уровневой переработки См. когнитивные теории в вопросе 32. 2. В связи с концепцией уровневой переработки можно также вспомнить эксперименты Зинченко, на базе которых эта теория развивалась (там же + вопрос 29. Произвольная и непроизвольная память) 3. Можно говорить и о деятельностном опосредовании памяти (т.е. реальный процесс памяти развивается в рамках деятельности, в которую включена мнемическая деятельность, какое место она занимает в структуре деятельности) – 29 вопрос 4. Наконец, можно говорить об исследованиях автобиографической памяти, если знаете. Немного об этом.
Автобиоrрафическая память - это подсистема, оперирующая воспоминаниями о личностно значимых событиях и состояниях. Ее функционирование сопровождается особым состоянием автоноэзиса и служит основой переживания себя как уникального, протяженного во времени, тождественного самому себе субьекта. Эхоическая память Время хранения информации: 2-3 сек. Согласно Ф. Крейку и М. Кирснеру, несмотря на то, что эхоическая память о содержании сообщения угасает примерно за 3 с., сведения об интонации голоса сохраняются и через 8 с. Эхоическая память была эмпирически обнаружена в экспериментах Н. Морея.[8] Различия свойств иконической и эхоической памяти приводят к т.н. эффектам модальности. Например, эффект края гораздо сильнее выражен, если материал предъявляется в аудиальной форме, чем если в визуальной форме.
ДП: Декларативная память Декларативную память можно разделить по-крайней мере на две подструктуры
Оппозиция структурному подходу: Введение Что такое научение? Это в первую очередь процедурное знание, т.е. знание о том, как выполнить то или иное действие. Научение основывается на различных механизмах. По степени активности организма в процесс е научения выделяют реактивное научение, при котором организм непроизвольно реагирует на внешние воздействия, и оперантное научение, при котором opгaнизм сам инициирует активное взаимодействие со средой. По акценту на изменениях во внешнем поведении или во внутренней картине мира можно различать поведенческое и когнитивное научение. Навык - действие или последовательность действий, которые сформированы путем повторения и в результате стали выполняться без усилий и не требующие сознательного контроля. Навыки бывают двигательные, перцептивные и интеллектуальные. Умение - освоенный субъектом сложный вид деятельности, который обеспечивается знаниями и навыками. Умение - это возможность выполнять действие не только в привычных условиях, но и в новых. В рамках инстинктивного поведения имеет место механизм импринтинга - необратимое запечатление определенных свойств среды, по отношению к которым разворачивается поведение, происходящее при первой встрече с ними. Одним из ключевых исследователей этого механизма был Конрад Лоренц, он доказал, что механизм импринтинга работает в строго определённое время, т.н. сензитивный период [13]. Кое-что похожее на этот механизм есть и у людей: бондинг, т.е. возникновение эмоциональной связи между родителями и новорождёнными. Теория Н.А. Бернштейна Интегративная теория формирования двигательных навыков была разработана выдающимся отечественным физиолоrом Николаем Александровичем Бернштейном (1896 1966). Концепция Н.А.Бернштейна исходит из ряда фундаментальных принципов научения: 1. Принцип упражняемости: повторения улучшают исполнение действия 2. Принцип «повторение без повторения»: каждое действие уникально и не является слепым копированием предыдущего, но его развитием 3. Каждый новый навык - это двигательная задача, которую организм решает при помощи всех наличных средств с учётом внешних и внутренних обстоятельств Стадии построения навыка по Бернштейну 1. Выделение смысловой структуры действия и двигательного состава действия (формирование цели действия и внешней формы действия). Человек решил, что нужно поплыть и смотрит как это делают другие. 2. Выявление и роспись сенсорных коррекций («прощупывание» движения, изучение чувственной основы действия). Здесь используется понятие рефлекторного кольца (в отличие от рефлекторной дуги). Теперь человек плещется на бережку и пробует на движение воду. По этому поводу сам НАБ: «Секрет освоения движения заключается не в каких-то особых телодвижениях, а в особого рода ощущениях. Их нельзя показать, а можно только пережить». Этот же этап опровергает теорию «тождественных компонент» бихевиористов. Она заключается в том, что перенос навыка осуществляется за счёт заученных движений. Контрпример: человек умеет пилить бревно, но это не поможет ему играть на скрипке (ровно как и наоборот), однако конькобежец легко обучается езде на велосипеде и наоборот. В чём дело? В том, что важно не действие в своей внешней форме, но сенсорные коррекции, которые его обеспечивают. Так что перенос тем лучше, чем ближе системы сенсорных коррекций внешне сколько угодно различающихся действий. 3. Автоматизация двигательного навыка. Теперь человек просто плывёт – сенсорные коррекции уходят на бессознательный уровень, т.е. повышается ведущий уровень движения. 4. Срабатывание фоновых коррекций. Интегрирование движений. Человек всё реже срывается на более низкие уровни, движение строится всё плавнее, различные уровни движения синхронизируют свою работу. 5. Стандартизация навыка. Внешне каждое движение всё более и более похоже на предыдущее. 6. Стабилизация навыка. Теперь навык устойчив к помехам, выполняется автоматически. Человек может оплывать вдруг всплывающих аквалангистов без нарушения движения, кроме того, теперь он может параллельно говорить по телефону.
Конечно, в любой непонятно ситуации можно написать уровни построения движения:
[1] «Луций Сципион помнил имена всех жителей Рима; Кир знал поименно всех солдат своей армии (а их насчитывалось 35 тысяч); Митридат Понтийский владел языками всех 22 народов, проживавших в ero владениях; Киней мог повторить имена всех сенаторов; флорентиец Малебеки, библиотекарь Цезаря Борджа, помнил названия и точное расположение 80 тысяч рукописей в библиотеке cвoero rосподина» и др. [2] Результаты получены с использованием метода антиципации: необходимо воспроизвести ряд элементов в том же порядке, что они и предъявлялись. Каждая ошибка, которую совершает испытуемые приводит к правке. Среднее количество поправок на элемент и показывает сложность его заучивания. [3] Испытуемые получали 22 задания, которые требовалось выполнить как можно быстрее и лучше. Задания были крайне разноплановы, они включали в себя как ручную работу (лепка, склеивание моделей, нанизывание бисера), так и интеллектуальные задания (rоловоломки, шарады), а также творческие задания (сочинить стихотворение). В момент наибольшей вовлеченности испытуемых в задание, когда они были уже «на волосок» от конечного результата, часть заданий прерывалась экспериментатором. Экспериментатор буквально «вырывал» незавершенное задание и подсовывал следующее со словами: «А теперь сделайте-ка это!» После завершения экспериментальной серии испытуемых неожиданно спрашивали, какие из заданий они запомнили. [4] Испытуемым предлагался ряд математических задач, каждая из которых была напечатана на отдельном листе бумаги. По мере решения задач испытуемые, следуя инструкции, должны были ставить свою подпись внизу каждого листа. После выполнения нескольких заданий делалась пауза, которая заполнялась отвлекающими заданиями, потом испытуемые продолжали прерванную работу. Большинство испытуемых после перерыва забывали подписать первые два листа с решеными заданиями, но потом «вспоминали» о своем «обязательстве» и вновь начинали подписывать листы. [5] Обнаружено на том же материале, в условии монограмм: в том случае, если перед тем как ставить подпись, было необходимо поставить монограмму (стилизованную подпись), испытуемые забывали ставить подпись. [6] Испытуемые приrлашались для проведения исследования в лабораторию. Эксперимент проводился пока испытуемые сидели на скамейке в коридоре и ждали эксперимента: представители одной гpуппы испытуемых слышали, как за дверью идет обсуждение неполадок в компьютере, потом дверь открывалась, из нее выходил человек с каким-то прибором в руках, здоровался и удалялся. Другая гpуппа слышала, как из-за двери доносился шум борьбы, крики и стоны, после чего дверь распахивалась и из неё выходил человек с окровавленным ножом. Результат: группа, пережившая стресс, могла воспроизвести значительно меньше деталей события и ошибались при опознании виденного человека, так как их внимание было полностью сконцентрировано на «оружии». [7] Испытуемому в течении 50 миллисекунд предъявляли матрицу 3 на 4 из букв и цифр. В среднем испытуемые воспроизводили 4,3 символа. Была придумана уловка: использовать не полный, а частичный
|
|||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Последнее изменение этой страницы: 2016-07-16; просмотров: 3748; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 13.59.156.15 (0.022 с.) |