Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Основные теории бихевиоризма и необихевиоризма↑ ⇐ ПредыдущаяСтр 3 из 3 Содержание книги
Поиск на нашем сайте
Законы, сформулированные в рамках этого направления: · Закон готовности: чем сильнее потребность, тем успешнее научение. Закон выводится на основе установления связи между потребностью и научением. · Закон эффекта: поведение, которое приводит к полезному действию, вызывает снижение потребности и поэтому будет повторяться. · Закон упражнения: при прочих равных условиях повторение определенного действия облегчает совершение поведения и приводит к более быстрому выполнению и снижению вероятности ошибок. Позже Торндайк показал, что не всегда упражнение, повторение способствует упрощению навыка, хотя при моторном научении это фактор является очень важным, способствуя модификации поведения. · Закон недавности: лучше заучивается тот материал, который предъявляется в конце серии. Этот закон противоречит эффекту первичности - тенденции к лучшему заучиванию материала, который предъявляется в начале процесса научения. Противоречие устраняется при формулировке закона "эффект края". U-образная зависимость степени заученности материала от его места в процессе научения отражает этот эффект и называется "позиционной кривой". · Закон соответствия: существует пропорциональное отношение между вероятностью ответа и вероятностью подкрепления. Дополнительно: режимы организации подкрепления (2-х факторная классификация): 1. Режим подкрепления с постоянным соотношением. Подкрепление осуществляется в соответствии с установленным количеством (объемом) реакций. Например, оплата труда переводчику за количество переведенных знаков, или машинистке за количество напечатанного материала. 2. Режим подкрепления с постоянным интервалом. Подкрепление через заданный промежуток времени. Например, ежемесячная, понедельная, почасовая оплата, отдых после жестко установленного времени физической или умственной работы. 3. Режим подкрепления с вариативным соотношением. В этом режиме организм подкрепляется на основе какого-то в среднем предопределенного числа реакций. Так, покупка лотерейных билетов может быть примером работы такого режима подкрепления. В данном случае покупка билета означает, что с какой-то вероятностью может выпасть выигрыш. Вероятность возрастает, если покупается не один, а несколько билетов. Однако результат в принципе мало предсказуем и непостоянен, и человеку редко удается вернуть вложенные в покупку билетов деньги. Тем не менее неопределенность результата и ожидание большого выигрыша приводят к очень медленному затуханию реакции и угасанию поведения. 4. Режим подкрепления с вариативным интервалом. Индивид получает подкрепление после того, как проходит неопределенный интервал. Интервал времени произволен. Короткие интервалы, как правило, порождают высокую скорость реагирования, а длинные - низкую. Такой режим применяется в учебном процессе, когда оценка уровня достижений производится нерегулярно. Достоинства и недостатки теорий научения бихевиористического толка Достоинства: 1. Стремление к строгой проверке гипотез, эксперименту, контролю дополнительных переменных. 2. Признание роли ситуативных переменных, параметров среды и их систематическое изучение. 3. Прагматический подход к терапии позволил создать важные процедуры для изменения поведения. Недостатки: 1. Редукционизм - сведение принципов поведения, полученных на животных, к анализу поведения человека. 2. Низкая внешняя валидность вызвана проведением экспериментов в лабораторных условиях, результаты которых трудно перенести в естественные условия. 3. Игнорирование когнитивных процессов при анализе S-R связей. 4. Большой разрыв между теорией и практикой. 5. Поведенческая теория не дает стабильных результатов. Теория Н.А. Бернштейна Интегративная теория формирования двигательных навыков была разработана выдающимся отечественным физиолоrом Николаем Александровичем Бернштейном (1896 1966). Концепция Н.А.Бернштейна исходит из ряда фундаментальных принципов научения: 1. Принцип упражняемости: повторения улучшают исполнение действия 2. Принцип «повторение без повторения»: каждое действие уникально и не является слепым копированием предыдущего, но его развитием 3. Каждый новый навык - это двигательная задача, которую организм решает при помощи всех наличных средств с учётом внешних и внутренних обстоятельств Стадии построения навыка по Бернштейну 1. Выделение смысловой структуры действия и двигательного состава действия (формирование цели действия и внешней формы действия). Человек решил, что нужно поплыть и смотрит как это делают другие. 2. Выявление и роспись сенсорных коррекций («прощупывание» движения, изучение чувственной основы действия). Здесь используется понятие рефлекторного кольца (в отличие от рефлекторной дуги). Теперь человек плещется на бережку и пробует на движение воду. По этому поводу сам НАБ: «Секрет освоения движения заключается не в каких-то особых телодвижениях, а в особого рода ощущениях. Их нельзя показать, а можно только пережить». Этот же этап опровергает теорию «тождественных компонент» бихевиористов. Она заключается в том, что перенос навыка осуществляется за счёт заученных движений. Контрпример: человек умеет пилить бревно, но это не поможет ему играть на скрипке (ровно как и наоборот), однако конькобежец легко обучается езде на велосипеде и наоборот. В чём дело? В том, что важно не действие в своей внешней форме, но сенсорные коррекции, которые его обеспечивают. Так что перенос тем лучше, чем ближе системы сенсорных коррекций внешне сколько угодно различающихся действий. 3. Автоматизация двигательного навыка. Теперь человек просто плывёт – сенсорные коррекции уходят на бессознательный уровень, т.е. повышается ведущий уровень движения. 4. Срабатывание фоновых коррекций. Интегрирование движений. Человек всё реже срывается на более низкие уровни, движение строится всё плавнее, различные уровни движения синхронизируют свою работу. 5. Стандартизация навыка. Внешне каждое движение всё более и более похоже на предыдущее. 6. Стабилизация навыка. Теперь навык устойчив к помехам, выполняется автоматически. Человек может оплывать вдруг всплывающих аквалангистов без нарушения движения, кроме того, теперь он может параллельно говорить по телефону.
Конечно, в любой непонятно ситуации можно написать уровни построения движения:
[1] «Луций Сципион помнил имена всех жителей Рима; Кир знал поименно всех солдат своей армии (а их насчитывалось 35 тысяч); Митридат Понтийский владел языками всех 22 народов, проживавших в ero владениях; Киней мог повторить имена всех сенаторов; флорентиец Малебеки, библиотекарь Цезаря Борджа, помнил названия и точное расположение 80 тысяч рукописей в библиотеке cвoero rосподина» и др. [2] Результаты получены с использованием метода антиципации: необходимо воспроизвести ряд элементов в том же порядке, что они и предъявлялись. Каждая ошибка, которую совершает испытуемые приводит к правке. Среднее количество поправок на элемент и показывает сложность его заучивания. [3] Испытуемые получали 22 задания, которые требовалось выполнить как можно быстрее и лучше. Задания были крайне разноплановы, они включали в себя как ручную работу (лепка, склеивание моделей, нанизывание бисера), так и интеллектуальные задания (rоловоломки, шарады), а также творческие задания (сочинить стихотворение). В момент наибольшей вовлеченности испытуемых в задание, когда они были уже «на волосок» от конечного результата, часть заданий прерывалась экспериментатором. Экспериментатор буквально «вырывал» незавершенное задание и подсовывал следующее со словами: «А теперь сделайте-ка это!» После завершения экспериментальной серии испытуемых неожиданно спрашивали, какие из заданий они запомнили. [4] Испытуемым предлагался ряд математических задач, каждая из которых была напечатана на отдельном листе бумаги. По мере решения задач испытуемые, следуя инструкции, должны были ставить свою подпись внизу каждого листа. После выполнения нескольких заданий делалась пауза, которая заполнялась отвлекающими заданиями, потом испытуемые продолжали прерванную работу. Большинство испытуемых после перерыва забывали подписать первые два листа с решеными заданиями, но потом «вспоминали» о своем «обязательстве» и вновь начинали подписывать листы. [5] Обнаружено на том же материале, в условии монограмм: в том случае, если перед тем как ставить подпись, было необходимо поставить монограмму (стилизованную подпись), испытуемые забывали ставить подпись. [6] Испытуемые приrлашались для проведения исследования в лабораторию. Эксперимент проводился пока испытуемые сидели на скамейке в коридоре и ждали эксперимента: представители одной гpуппы испытуемых слышали, как за дверью идет обсуждение неполадок в компьютере, потом дверь открывалась, из нее выходил человек с каким-то прибором в руках, здоровался и удалялся. Другая гpуппа слышала, как из-за двери доносился шум борьбы, крики и стоны, после чего дверь распахивалась и из неё выходил человек с окровавленным ножом. Результат: группа, пережившая стресс, могла воспроизвести значительно меньше деталей события и ошибались при опознании виденного человека, так как их внимание было полностью сконцентрировано на «оружии». [7] Испытуемому в течении 50 миллисекунд предъявляли матрицу 3 на 4 из букв и цифр. В среднем испытуемые воспроизводили 4,3 символа. Была придумана уловка: использовать не полный, а частичный отчёт. Вскоре после предъявления матрицы звучал высокий (2500 Гц), средний (650 Гц) или низкий (250 Гц) звуковой тон. Если звучал высокий тон, то от испытуемого требовалось воспроизвести только верхнюю строку матрицы, если средний - только среднюю строку, а если низкий - только нижнюю строку. В таком случае испытуемые воспроизводили в среднем 3 элемента из 4 в одной строке, т.е. удерживали с памяти около 9 элементов. [8] Испытуемые надевали наушники, в которые им подавалось по два различных сообщения в одно ухо – итого 4 различных сообщения. Перед испытуемыми находился пульт с четырьмя лампочками. Каждое сообщение состояло из четырех изолированных букв. От испытуемоrо требовалось дать частичный отчет о прослушанном сообщении в зависимости от тoгo, какая лампочка загоралась на пульте.
[9] Испытуемым предъявлялись два ряда цифр, длины 4 цифры и 5 цифр. Ни в одном не было цифры «5». Вопрос к испытуемым: была ли цифра «5»? Во втором случае думают дольше à просмотр элементов КП идёт последовательно, один за другим.
[10] Испытуемым предъявлялись два ряда одинаковой длины: а) «1 – 5 – 3 – 6», б) «1 – 8 – 7 – 2». Вопрос испытуемым: была ли цифра «5»? Время, через которое испытуемые давали ответ, в случае «а» и «б» оказалось одинаковым à происходит полный поиск, а не прерывается после обнаружения цифры «5».
[11] Использовался метод «зонда». Испытуемым предъявляется ряд цифр как в исследовании Шепарда и Тетцунян. Когда цифра («зонд») повторяется второй раз, необходимо назвать цифру, предшествующую ей при первом предъявлении. Например: «1 – 2 --- 5 – 4 – 8 – 6 – 5 – 9», зонд – «5», ответ – «2».
[12] О том, что это такое, см. Нуркова В.В., общая психология, память, стр. 150. Вкратце: это количество информации, необходимое для принятия решения о выборе из двух равновероятных альтернатив. Например, вам нужно догадаться, какого пола человек по фамилии Короленко. Человек, носящий такую фамилию, может с одинаковой вероятностью оказаться как мужчиной, так и женщиной. Для решения этой задачи вам понадобится одна двоичная единица (дв. ед.) информации, две дв. ед позволяют произвести выбор из четырех возможностей (например: на какую лапу прихрамывает собака?) и т.д. [13] Цыпленок проявляет ярко выраженную реакцию следования (импринтинr матери) лишь в период 5-25 ч после вылупления из яйца. [14] Проблемный ящик выдавал еду каждые 15 сек вне зависимости от действий птицы. В результате появлялись различные стабильные паттерны случайных действий, которые, «как думали голуби», приводят к появлению еды. Причем при задержке подачи пищи подобное «суеверное» поведение не только не угасало, но, наоборот, активизировалось. «Верующие» голуби: такие действия воспроизводились до 10000 раз, когда еда не появлялась, и лишь потом прекращали такое поведение. Потом формировали на людях (люди жали кнопки – загоралась лампочка, но она загоралась просто через 10 секунд после нажатия одной из кнопок, правда за эти 10 секунд люди успевали ещё кучу всего нажать) – та же фигня. А вы говорите «человек – звучит гордо».
[15] Трём группам детей демонстрировали различные видео. В одном видео дети видели персонажа, который вел себя агрессивно, и eгo поведение вознаграждалось; во втором агрессивный персонаж был наказан, в третьем персонаж вел себя мирно. Дети, которые видели вознагpаждение агpессии, по окончании просмотра вели себя значительно более агрессивно, чем две другие группы.
|
||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Последнее изменение этой страницы: 2016-07-16; просмотров: 427; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.188.130.151 (0.009 с.) |