Опосредованная и непосредственная память. 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Опосредованная и непосредственная память.



В отечественной психологии с 40-х годов изучалась роль мнемических средств в организации и функционировании мнемической системы.

(См. «Когнитивная психология» под ред. В.Н.Дружинина)

А.А.Смирнов (1966) рассматривая генезис (историю, развитие) мнемической функции, подчеркивал роль смысловых опор в запоминании.

А.Н.Леонтьев (1972) ввел термины внешне и внутренне опосредствованная память для описания «вращивания» знаковых средств при запоминании. Н-р: феноменальная память людей-счетчиков: у Иноди преобладала слуховая память: «Я слышу цифры, мое ухо улавливает их такими, какими я их произносил, и это внутреннее слышание остается со мной большую часть дня. Если мне покажут цифры написанными – я затрудняюсь их запомнить». Диаманди, обладая феноменальной памятью, видел цифры в форме квадратиков, причем написанных своей рукой, как бы внутренне считывал их со снимака. (См. С.Л.Рубинштейн «Основы общей психологии»)

 

Произвольная – непроизвольная память

И.П.Зинченко (1996) после серии экспериментов получил убедительный результат: материал, связанный с целью, запоминается лучше по сравнению с материалом, связанным с условиями достижения цели; фоновые раздражители запоминаются хуже всего. Испытуемым давалась задача механически запомнить слова или найти смысловую связь между ними. Было доказано: чем более осмысливается содержание слов и чем больше требуется активности при этом осмыслении, тема лучше запоминаются слова.

А.А.Смирнов, А.Н.Леонтьев и И.П.Зинченко: зависимость запоминания от характера деятельности.

Имплицитная и эксплицитная память.

Имплицитная память – это память без осознания предмета запоминания или бессознательная память. Эксплицитная – осознаваемая память.

Н-р: Левики предлагал испытуемым серию фотографий с изображением женщин с длинными и короткими волосами. Демонстрация фотографий женщин с длинными волосами всегда сопровождалась рассказом об их доброте. В тестовой серии испытуемых просили вынести суждение относительно «доброты» ранее не демонстрировавшейся женщины: испытуемый оценивал последнюю как добрую, если у нее были длинные волосы.

Феномены имплицитной памяти были обнаружены не только в широком круге задач, связанных с запечатлением, но и при моторном научении. Ребер впервые открыл эффект имплицитного научения в 1967 году: испытуемые научались сложной программе, осваивая автомат, не подозревая, что такая программа существует.

Имплицитная память чувствительна к смене модальности, особенно при переходе от визуальной к слуховой, тогда как на продуктивность эксплицитной памяти смена модальности не оказывает влияния. Чувствительность имплицитной памяти к модальности лежит в основе чувства «знакомости». В работах Келли и Якоби (1989) показано, что оценка стимулов во многом базируется на чувстве знакомости, причем само это чувство м.б. неосознаваемым.

 

Континуальный подход.

(от лат. Continuum – непрерывное.

Н-р: вевклидовом пространстве: непустое связное множество, математике –непрерывная совокупность). Сторонники континуальной трактовки процесса когнитивной переработки предлагают для объяснения тех же стадий модели, в основу который положена идеология нечетких множеств.

 

 

Монистическая трактовка памяти.

(Вероятно, от греч. Monos – один, способ рассмотрения многообразия явлений мира в свете единой основы всего существующего).

 

Экспериментальное изучение памяти началось в конце 19 столетия. В двух теоретических подходах, доминировавших в то время (ассоцианизме и психологии сознания) был намечен первый вариант решения проблемы относительно основных разновидностей памяти. Монистическая позиция рассматриваемая в ассоцианизме, а чуть позже и в бихевиоризме, состояла в утверждении того, что, несмотря на видимое различие типов и видов памяти, они отличаются друг от друга не принципиально, а только разной степенью прочности ассоциаций, а прочность ассоциаций – величиной отсрочки между научением (переработкой сигнала) и воспроизведением.

 

Множественная трактовка памяти.

Множественная (двойственная) трактовка памяти берет начало с появления психологии сознания и метода интроспекции.

 

Вильям Джеймс (1890) различал первичную и в торичную память. Содержание первичной памяти составляют впечатления, непосредственно присутствующие в сознании. Эта память имеет преходящий характер, ее содержание быстро стирается и забывается. Вторичная память является постоянной. Ее содержание – это наши постоянные знания, для воспроизведения которых нужно приложить усилия.

Н.Винер в 1948 году подразделял память на текущую и постоянную.

В 50-е – 60-е годы память зафиксирована в понятиях КП и ДП. В этом подходе работали: Величковский (1982), Солсо (1996).

Модель Бродбента (1968):перцептивная информация параллельно поступает в сенсорные регистры, соответствующие различным модальностям сигнала. После она передается в следующий блок (КП), где подвергается переработке и перекодированию в вербальную форму. Вероятность переходы из КП в ДП зависит от глубины и качества ее переработки.

Во и Норманн (1965) полагали, что информация из первичной памяти теряется не просто потому, что она там постепенно затухает, а из-за того, что она вытесняется вновь поступившей информацией, т.е. из-за интерференции. Авторы получили кривую воспроизведения, монотонно убывающую в зависимости от числа интерференций.

Аткинсон и Шифрин разработали множественную модель памяти, введя дополнительные элементы не только структурные, но и динамические.

 

Функциональный подход в исследованиях памяти.

Ранее рассматривались модели памяти, в которых в качестве критерия использовались такие параметры, как продуктивность и длительность хранения информации. Исследователи столкнулись с фактором непостоянного участия таких переменных как мотивация, интенция, интерес, внимание и осмысленность материала, в результативности работы мнемической системы. Таким образом, возникла необходимость введения не только результативного (объем, длительность хранения), но и функционального критерия для моделирования памяти.

 

Аткинсон (1980) сенсорная (сверхкратковременная) память;

Аткинсон, Шифрин (1980) оперативная память (См. модель памяти по Аткинсону и Шеффрину).

 

Бэдли и Хитч модель артикуляционной петли (1974). Авторы, ссылаясь на идею Аткинсона, считавшего, что в хранилище существует способность поддерживать информацию в активном состоянии, а также идею Крейка, что прочность следа напрямую зависит от процессов кодирования, разработали модель оперативной памяти. Под оперативной памятью понимается система хранения и переработки информации, которая является не модально-специфической, а мультимодальной. Эта система состоит из трех компонентов: центрального исполнительного процессора и двух «систем-рабов», из которых одна специализируется на переработке вербального материала, - артикуляционная петля, а вторая имеет отношение к визуально-пространственной памяти – визуально-пространственная матрица.

В артикуляционной петле автоматически поддерживается некоторое количество информации. Это количество (три цифры) зависит от времени, необходимого для вокализации вербального материала, и составляет примерно 1,5 – 2 с. Поэтому, емкость памяти можно выразить либо через количество стимулов, либо через общую длительность проговаривания.

Были обнаружены сходные линейные функции скорости чтения и величины непосредственного припоминания в зависимости от длины слова.

Структура постоянных репрезентаций в ДП.

Эпизодическая и семантическая (смысловая) памяти

В 1962 Тульвинг разделил ДП на эпизодическую и семантическую. Первая относится к специфическим эпизодам, местам и событиям, вторая построена по типу тезауруса (словаря). Из-за того, что эпизодическая память привязана к событиям, она подвержена сильным конфузиям, если ее содержание осталось не включенным в семантическую память.

 

 

Автобиографическая память

В 1976 г. Робинсон ввел понятие автобиографической памяти, которая представляет собой сложные ментальные репрезентации сцен, категорий и т.д., имеющих личное отношение к индивиду.

Нигро и Райссер обнаружили, что человек может припоминать события о собственных переживаниях, либо принимая позицию стороннего наблюдателя, либо помещая себя внутрь сцены. Содержание припоминания дается с разных точек зрения: над сценой, внутри ситуации.

 

Метапамять

Метапамятью называется память о своей памяти. Понятие было введено Шнейдером.

Боринг и Ки на основании анализа развития метапамяти в процессе онтогенеза приходят к выводу, что с возрастом улучшается знание об эффективных стратегиях индивидуального запоминания и особенно об условиях их применения.

Бреденкамп предлагает косвенный подход для оценки метапамяти. В качестве стимульного материала используется ряд картинок, где изображены дети, испытывающие «трудности в обучении». Испытуемых просят проранжировать эти трудности или попарно оценить. Автор считает, что эти косвенные оценки обладают большой прогностической силой.

 

 

В функциональном подходе исследований памяти существуют также различные теории уровней (от перцептивного до абстрактного) переработки информации. Оказалось, что некоторые виды памяти могут соответствовать разным уровням обработки. На каждом из уровней может использоваться тот или иной код (визуальный, слуховой). Характер переработки информации определяется не только кодом поступающей информации, но и сочетанием кода с уровнем переработки.

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-08-15; просмотров: 842; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.138.34.158 (0.01 с.)