Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Оценка положительных и отрицательных эмоций через когнитивные процессы↑ ⇐ ПредыдущаяСтр 4 из 4 Содержание книги
Поиск на нашем сайте
а) Методики опознания эмоционального выражения лиц на фотографиях. Данные методики представляют собой модификацию метода опознания лицевой экспрессии К. Изарда (1980). Они включают четыре варианта, а именно: "Ранжирование", "Классификация", "Четвертый лишний", "Узнавание" (С. В. Квасовец, 1982; Э. И. Шафиева, 1990). Чаще используются "Ранжирование" и "Узнавание".
Ранжирование. Тест состоит из двух серий, в каждой из которых испытуемый должен ранжировать фотографии по степени выраженности эмоций. В первой серии испытуемому предъявляется 6 фотографий лиц, отражающих различные положительные эмоции (от нейтрального состояния до ярко выраженной радости), во второй — 6 фотографий, отражающих по степени и качеству отрицательные эмоции (от нейтрального состояния до разной степени выраженности эмоций горя, страха, гнева). Испытуемого просят разложить фотографии по порядку, начиная от самой приятной к самой неприятной (1-я серия) и наоборот (2-я серия). Узнавание. Среди 12 фотографий 3 являются эталонами; из 9 остальных нужно выбрать для каждой эталонной одну фотографию, изображающую сходную эмоцию. Инструкция: "Выберите из 9 фотографий ту, на которой изображена та же эмоция, что и на предъявленной вам фотографии".
б) Метод запоминания и воспроизведения 10 "эмоциональных" и 10 "нейтральных" слов. Метод разработан и апробирован Н. Я. Батовой (1985) и др. Испытуемому предъявляются сначала 10 "эмоциональных" слов, выделенных в предварительном эксперименте, с просьбой повторить все, что он запомнит. Потом предъявляются 10 "нейтральных" слов с той же инструкцией. В качестве "эмоциональных" слов используются слова, связанные с ситуацией, болезни — будущее, здоровье, болезнь, работа, жизнь, лечение, операция, планы, коллектив, последствия. В качестве "нейтральных" слов используются такие, как явление, практика, колонна, страна, время, образец, договор, форма, продукция, изобретение. Анализируется влияние эмоционального фактора на продуктивность воспроизведения слов в условиях непосредственного воспроизведения.
в) Метод свободных ассоциаций. Испытуемому предъявляется последовательно 10 слов, половина из которых "эмоциональные", половина - "нейтральные", с просьбой дать несколько ассоциаций на каждое слово. С помощью секундомера фиксируется время ассоциативной реакции. Анализируется влияние "эмоционального фактора" на скорость и продуктивность ассоциативного процесса. В качестве экспериментального материала взяты следующие слова: "эмоциональные" - будущее, здоровье, болезнь, работа, жизнь и "нейтральные" — явление, практика, колонна, страна, время.
Подробное описание приведенных выше методов анализа эмоциональной сферы и способов обработки полученных данных представлено в монографии Е. Д. Хомской и Н. Я. Батовой "Мозг и эмоции" (1992). Опросник Спилбергера Методика, предложенная Ч. Д. Спилбергером и адаптированная на русском языке Ю. Л. Ханиным является методикой, позволяющей дифференцирование измерять тревожность и как личностное свойство (личностная тревожность), и как состояние (ситуативная тревожность). Бланк шкал самооценки Спилбергера включает в себя 40 вопросов-суждений, 20 из которых предназначены для оценки ситуативной тревожности (приложение 1а) и 20 — для оценки уровня личностной тревожности (приложение 16).
Шкала сниженного настроения В. Зунга Шкала сниженного настроения основана на опроснике В. Зунга и адаптирована Т. Н. Балашовой (приложение 2). Шкала включает в себя 20 утверждений, характеризующих проявления сниженного настроения, субдепрессии (Практикум по экспериментальной и прикладной психологии. Под ред. А. А. Крылова. ЛГУ, 1990).
Цветовой тест Люшера Проективная методика исследования личности М. Люшера (1948) основана на субъективном предпочтении цветовых стимулов. Стимульный материал состоит из 8 стандартных разноцветных, вырезанных из бумаги квадратов. Синий, зеленый, красный и желтый считаются основными цветами, а фиолетовый, коричневый, черный и серый (нулевой) — дополнительными. Процедура обследования сводится к одновременному предъявлению всех цветных квадратов на белом фоне и просьбе выбрать один наиболее понравившийся, приятный. Выбранный квадрат откладывается в сторону, затем процедура повторяется. Образуется ряд квадратов, в котором цвета располагаются по их привлекательности для обследуемого. Считается, что ряд цветового предпочтения отражает индивидуальные особенности человека. Опросник на эмоциональность Опросник тестирует эмоциональность как черту личности, т. е. устойчивую склонность и способность индивида к переживанию четырех базальных эмоций — печали, гнева, страха и радости (А. Е. Ольшанникова, Л. А. Рабинович, 1974). Он направлен на выявление эмоциональных переживаний, которые наиболее часты и типичны для исследуемого, а их появление не обязательно связано с чрезвычайными по степени эмоциогенности событиями, стимулами и ситуациями. Опросник включает в себя 36 вопросов. Предусматривается четыре варианта ответа на каждый вопрос: "безусловно, да", "пожалуй, да", "пожалуй, нет", "безусловно, нет" (приложение 3). Восприятие эмоционального тона сюжетных картин Восприятие эмоционального тона рассказов Данные проективных тестов: Роршаха, ТАГ и др.
СХЕМА НЕЙРОПСИХОЛОГИЧЕСКОГО ЗАКЛЮЧЕНИЯ 1. Характеристика личности больного. 2. Дополнения к анамнезу (динамика отдельных психологических симптомов). 3. Данные экспериментально-психологического исследования: а) характеристика внимания, б) состояние гностических процессов, в) состояние праксиса (пальцевого, праксиса позы, пространственного, динамического, орального), г) характеристика речевых процессов (письма, чтения), д) характеристика счета, е) характеристика памяти, ж) характеристика интеллектуальной деятельности, з) характеристика эмоционально-личностной сферы. 4. Оценка полученных данных. Характеристика синдрома. Указание на локализацию поражения.
ПРИЛОЖЕНИЯ ПРИЛОЖЕНИЕ 1а ФИО_________________________Дата_________________ Инструкция: прочитайте внимательно каждое из приведенных в таблице предложений и обведите соответствующую цифру справа в зависимости от того, как себя чувствуете в
ПРИЛОЖЕНИЕ 1 б Прочитайте внимательно каждое из приведенных в таблице предложений и обведите соответствующую цифру справа, в зависимости от того, как Вы себя чувствуете сейчас.
ПРИЛОЖЕНИЕ 2 Инструкция: прочитайте внимательно каждое из приведенных в таблице предложений и зачеркните соответствующую цифру справа, в зависимости от того, как вы себя чувствуете в последнее время. Над вопросом долго не задумывайтесь, поскольку правильных и неправильных ответов нет.
ПРИЛОЖЕНИЕ 3 Опросник на эмоциональность 1.Можете ли Вы сказать про себя, что Вы по своей натуре оптимист? 2. Страшно ли Вам бывает идти по темной пустынной улице? 3. Боитесь ли Вы темноты в незнакомой обстановке? 4. Склонны ли Вы предаваться невеселым, мрачным мыслям? 5. Считаете ли Вы, что, ваши жизненные обстоятельства дают Вам много поводов для негодования, возмущения? 6. Страшно ли Вам смотреть вниз с большой высоты? 7. Можно ли сказать, что у Вас преобладает радостное мироощущение? 8. Овладевает ли Вами гнев так сильно, что Вы долго не можете успокоиться? 9. Если бы над Вами зло подшутили, привело ли бы Вас это в состояние гнева? 10. Свойственно ли Вам переживать чувство страха при сильной грозе? 11. Легко ли Вызаражаетесь радостным настроением окружающих? 12. Вызывают ли у Вас страх страшные сцены в кинофильме? 13. Если Вы терпите поражение в спорте, овладевает ли Вами раздражение и злость? 14. Может ли Вы присоединиться к мнению, что в жизни больше радостей, чем невзгод? 15. Овладевает ли Вами негодование, если не выполняются Ваши требования? 16. Любит ли Вы веселое оживление и суету вокруг вас? 17. Бывает ли у Вас чувство страха при необходимости посетить зубного врача или сделать укол? 18. При наличии возможностей, стали бы Вы заниматься каким-либо опасным видом спорта? 19. Может ли небольшое затруднение в деятельности вызвать у Вас раздражение? 20. Можно ли сказать, что Ваше настроение чаще всего бывает веселым и бодрым? 21. Вами овладевает злость, если вы очень торопитесь, а Вам внезапно помешали? 22. Овладевает ли Вами раздражение, если, как Вам кажется, Вас не понимает близкий Вам человек? 23. Уступчивы ли Вы? 24. Испытываете ли Вы страх, когда Вам необходимо обратиться к начальнику, вышестоящему лицу? 25. Бываете ли Вы активным участником веселья в компаниях? 26. Можно ли сказать про Вас, что Вы жизнерадостный человек? 27. Когда на Вас кричат, Вам хочется ответить тем же? 28. Вы решитесь пойти ночью в любое страшное место, если дело идет на спор? 29. Вас легко рассердить? 30. Вам свойственно состояние удовлетворения жизнью? 31. У Вас часто появляется желание с кем-нибудь поссориться? 32. Считаете ли Вы себя веселым человеком? 33. Боитесь ли Вы выходить на сцену, на трибуну? 34. Вами овладевает неприятное чувство в лифте, в тоннеле? 35. Обычно по утрам у Вас бодрое, радостное настроение? 36. Можно ли назвать Вас смелым человеком?
Содержание ПРЕДИСЛОВИЕ........................................................................................................3 ВСТУПИТЕЛЬНЫЕ ЗАМЕЧАНИЯ........................................................................ 7 СХЕМАНЕЙРОПСИХОЛОГИЧЕСКОГО ИССЛЕДОВАНИЯ............................8 СХЕМА НЕЙРОПСИХОЛОГИЧЕСКОГО ЗАКЛЮЧЕНИЯ.............................. 27 ПРИЛОЖЕНИЯ.................................................................................................... 28
Научное издание
|
|||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Последнее изменение этой страницы: 2016-04-21; просмотров: 862; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.139.93.242 (0.009 с.) |