Мы поможем в написании ваших работ!
ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
|
VI. Исследование соматосенсорного гнозиса
Похожие статьи вашей тематики
Жалобы на снижение или патологическое повышение соматической чувствительности, неприятные ощущения, нарушения схемы тела и прочее.
Симптомы
| Нет
| Слабо
| Сильно
| | 1. Выполнение простых инструкций (правой рукой, левой рукой) Сжимание руки
Перебор пальцев
|
|
|
|
| 2. Праксис позы (кисти) (правой рукой, левой рукой)
В горизонтальной плоскости
В вертикальной плоскости
(в случаях гемианопсии)
Перенос позы с одной руки на другую
|
|
|
|
| 3. Пространственный праксис
Пространственный праксис
Двуручные (рука - рука)
|
|
|
|
| 4. Пробы Хэда: односторонние; перекрестные
|
|
|
|
| 5. Динамический праксис (кулак — ребро — ладонь, ребро — ладонь - кулак, 1-2-1-5)
|
|
|
|
| 6. Реципрокная координация
|
|
|
|
| 7.Асимметричное постукивание (2-1; 1-2)
|
|
|
|
| 8. Выполнение двигательных программ
Рисование серий геометрических фигур
Графические пробы
|
|
|
|
| 9. Конструктивный праксис
копирование
Перевертывание
|
|
|
|
| 10. Рисунок (дом, стол, куб, человек, лицо)
Самостоятельный
Срисовывание
Обведение
Рисование: правой рукой, девой рукой
Перенос рисунка: справа налево, слева направо
|
|
|
|
| 11. Предметные действия
Застегивание пуговиц
Завязывание узла, банта
Зажигание спички
|
|
|
|
| 12. Символический праксис
Погрозить, поманить, размешать чай и т.д.
|
|
|
|
| 13. Движение взора
Фиксация взора (прочная, неустойчивая)
Движение взора
Перевод взора по инструкции
Перевод взгляда за движущимся объектом
Ограничение взора (вправо, влево, вверх, вниз)
Нарушения плавности движении
Локализация объекта в пространстве
|
|
|
|
| 14. Оральный праксис
По подражанию
По инструкции
Праксис губ (оскал, вытягивание)
Праксис языка (поднять, убрать, вправо, влево, вверх, вниз )
Праксис щек (надуть, втянуть)
Праксис лицевой мускулатуры:
поднять брови
нахмурить брови
Условные оральные движения:
пощелкать
посвистеть
поцокать
показать, как плюют, целуются
|
|
|
|
| | 15. Условные реакции, действия
Простые условные реакции (на стук поднять руку)
Условные реакции выбора (на стук поднять правую руку, на два стука — левую руку)
С ломкой стереотипа 1 1 1 2 2 2 1 2 1 2 1 1
конфликтные условные реакции (в ответ на кулак () поднять палец,
в ответ на палец (П) - поднят ь кулак; в ответ на сильный удар (1) - поднять слабо, в ответ на слабый удар (2) - поднять сильно)
П П П П
1 1 2 2 2 1 2 1
(оценивается характер затруднений:
эхопраксия, инертность, ломка программ,
персеверация,игнорирование одной руки,
нарушение пространственной схемы и др.)
|
|
|
|
| | | | | | | | |
VII. Исследование слухового гнозиса и слухомоторных координаций
Жалобы на слух (снижение слуха, слуховые обманы, на- вязчивые мелодии и т. п.). Жалобы на движения (слабость в руке, ноге, изменения почерка и др.).
Симптомы
| Нет
| Слабо
| Сильно
| | 1. Выполнение простых инструкций (правой рукой, левой рукой) Сжимание руки
Перебор пальцев
|
|
|
|
| 2. Праксис позы (кисти) (правой рукой, левой рукой)
В горизонтальной плоскости
В вертикальной плоскости
(в случаях гемианопсии)
Перенос позы с одной руки на другую
|
|
|
|
| 3. Пространственный праксис
Пространственный праксис
Двуручные (рука - рука)
|
|
|
|
| 4. Пробы Хэда: односторонние; перекрестные
|
|
|
|
| 5. Динамический праксис (кулак — ребро — ладонь, ребро — ладонь - кулак, 1-2-1-5)
|
|
|
|
| 6. Реципрокная координация
|
|
|
|
| 7.Асимметричное постукивание (2-1; 1-2)
|
|
|
|
| 8. Выполнение двигательных программ
Рисование серий геометрических фигур
Графические пробы
|
|
|
|
| 9. Конструктивный праксис
копирование
Перевертывание
|
|
|
|
| 10. Рисунок (дом, стол, куб, человек, лицо)
Самостоятельный
Срисовывание
Обведение
Рисование: правой рукой, девой рукой
Перенос рисунка: справа налево, слева направо
|
|
|
|
| 11. Предметные действия
Застегивание пуговиц
Завязывание узла, банта
Зажигание спички
|
|
|
|
| 12. Символический праксис
Погрозить, поманить, размешать чай и т.д.
|
|
|
|
| 13. Движение взора
Фиксация взора (прочная, неустойчивая)
Движение взора
Перевод взора по инструкции
Перевод взгляда за движущимся объектом
Ограничение взора (вправо, влево, вверх, вниз)
Нарушения плавности движении
Локализация объекта в пространстве
|
|
|
|
| 14. Оральный праксис
По подражанию
По инструкции
Праксис губ (оскал, вытягивание)
Праксис языка (поднять, убрать, вправо, влево, вверх, вниз )
Праксис щек (надуть, втянуть)
Праксис лицевой мускулатуры:
поднять брови
нахмурить брови
Условные оральные движения:
пощелкать
посвистеть
поцокать
показать, как плюют, целуются
|
|
|
|
| | 15. Условные реакции, действия
Простые условные реакции (на стук поднять руку)
Условные реакции выбора (на стук поднять правую руку, на два стука — левую руку)
С ломкой стереотипа 1 1 1 2 2 2 1 2 1 2 1 1
конфликтные условные реакции (в ответ на кулак () поднять палец,
в ответ на палец (П) - поднят ь кулак; в ответ на сильный удар (1) - поднять слабо, в ответ на слабый удар (2) - поднять сильно)
П П П П
1 1 2 2 2 1 2 1
(оценивается характер затруднений:
эхопраксия, инертность, ломка программ,
персеверация,игнорирование одной руки,
нарушение пространственной схемы и др.)
|
|
|
|
| | | | | | | | |
VIII. Исследование речи
Жалобы (на нарушение моторной, сенсорной стороны речи и прочее).
Симптомы
| Нет
| Слабо
| Сильно
| 1. Спонтанная речь
Беседа с больным (как вы заболели? и др.)
|
|
|
| 2. Автоматизированная речь
цифровой ряд от 1 до 10
дни недели: понедельник, вторник...
месяцы года: январь, февраль.....
|
|
|
| 3. Дезавтоматизированная речь
цифровой ряд: 10, 9, 8...
дни недели: воскресенье, суббота...
месяцы: январь, декабрь...
|
|
|
| 4. Повторная речь
Повторение звуков: а, о, и, у, б, д, к, с
Повторение дизъюнктных пар звуков: б-н, к-с, м-н
Повторение оппозиционных фонем: б-п, п-б, д-т, т-д, з-с, с-з
(при невозможности повторения — реакция выбора на оппозиционные фонемы или показ соответствующей буквы)
Повторение серии звуков: би-ба-бо, бо-би-ба, ба-би-ба
Повторение слов:
дом, окно, кошка, портной,
стон,слон
полковник, поклонник, половник
кооператив, кораблекрушение
Повторение серии слов:
дом-лес, кот-стол
дуб-ночь-игла,
сад-шкаф-день
Повторение фраз:
мальчик спит,
девочка плачет
мальчик ударил собаку
девочка пьет чай
Повторение скороговорок:
"из-под топота копыт пыль по полю летит"
"сшит колпак не по-колпаковски, надо его переколпаковать, и никто его не переколпакует"
|
|
|
| 5. Называние предметов
По картинкам: яблоко, лампа, чайник, бутылка, чернильница и др.
Частей тела: нос, глаз, рука, палец, локоть, плечо (отмечается характер затруднений: помогает ли подсказка; поиски, отказы; литеральные и вербальные парафазии и т. д.)
|
|
|
| 6. Понимание речи
Понимание слов (с опорой на картинку):
по одному элементу
по два элемента
по три элемента
Понимание значения слов (частей тела без зрительной опоры):
показать ухо-нос-глаз по одному элементу (ухо и т. д.)
по два элемента (ухо-глаз и т. д.)
по три элемента (глаз-нос-ухо и т. д.)
Понимание малочастотных слов (заусеница, гусеница и т. д.)
Понимание обиходных инструкций и предложений:
откройте рот, откройте глаза, закройте рот,
закройте глаза
положите левую руку в карман халата
Понимание логико-грамматических конструкций:
показать: карандашом ключ и т. д.
ключом карандаш; карандашом ключ
показать или выполнить инструкцию:
|
|
|
| книга под тетрадью; тетрадь под книгой;
|
|
| книга над тетрадью и т. д.
треугольник под крестом; крест под треугольником и т. д.
|
|
|
| показать: какой предмет более светлый;
|
|
|
| более темный,
|
|
|
| менее светлый; менее темный;
|
|
|
| показать или разъяснить значение:
|
|
|
| мамина дочка, дочкина мама;
|
|
|
| брат отца, отец брата
|
|
|
| Я позавтракал после того, как прочел газету.
|
|
|
| Что я делал раньше?
|
|
|
| 7. Спонтанная развернутая речь
|
|
|
| Рассказ по сюжетной картинке
|
|
|
| Устное сочинение на тему "Отдых", "Север" и др.
(отмечается активность, развернутость, связность передачи, наличие аграмматизмов: телеграфный стиль, несогласование, соскальзывание на побочные связи и др.)
|
|
|
|
IX. Исследование письма
Жалобы (на забывание, перестановки, замены, пропуски букв и прочее)
Симптомы
| Нет
| Слабо
| Сильно
| 1. Автоматизированное письмо
(Фамилия, имя, отчество)
|
|
|
| 2. Письмо букв
Списывание печатных букв (единичных, пар)
Письмо букв под диктовку (единичных, пар)
|
|
|
| 3. Письмо слов
Списывание
Письмо под диктовку:
простых слов: дом, окно, стул
слов с оппозиционными фонемами: дочка-точка, забор-собор-запор
слов с оппозиционными артикулемами: стол-стон-слон
сложных слов: портной, строчить, кораблекрушение
|
|
|
| 4. Письмо фраз (списывание, письмо под диктовку)
мальчик спит, девочка плачет, на улице шел
дождь
|
|
|
|
X. Исследование чтения
Жалобы (на нарушения чтения букв, слов, невозможность прочитать написанное и прочее).
Симптомы
| Нет
| Слабо
| Сильно
| 1. Чтение букв (простых и стилизованных)
|
|
|
| 2. Чтение бессмысленных слогов (то-ку-ни; стро-кси-мла)
|
|
|
| 3. Идеограммное чтение
Москва, Россия, Петербург (фамилия больного)
|
|
|
| 4. Чтение привычных слов
Николай, Петр, Алексей, Павел, Андрей, дом, лето, окно, дерево
|
|
|
| 5. Чтение сложных, редко встречающихся слов
Включатель, разброд, пространство, подставка, велотрек, синтетика
|
|
|
| 6. Чтение неверно написанных слов
Галз, онко, слонце, клоодец, севриз
|
|
|
| 7. Чтение коротких отрывков
"Бежала по лесу лиса" и т. п.
(отмечается нарушения движений глаз, игнорирование стороны, элементы угадывающего чтения и т. д.).
|
|
|
|
XI. Исследование памяти
Жалобы (па нарушение памяти на текущие события, на утерю нити повествования и прочее).
Симптомы
| Нет
| Слабо
| Сильно
| 1. Запоминание цифр
5-8-2
6-9-4
6-4-3-9
7-2-8-6
4-2-7-3-1
7-5-8-3-6
6-1-9-4-7-3
3-9-2-4-8-7
|
|
|
| 2. Повторение серии слов
Дом, ночь, мгла
непосредственное
отсроченное
стол, звон, лист, шкаф
непосредственное
отсроченное
лук, мост, зонт, мир
непосредственное
отсроченное
кот, стук, шар, ночь, пыль, звук
непосредственное
отсроченное
|
|
|
|
3. Заучивание серии слов
Дом, лес, стол, кот, ночь, мгла, пирог, звон,
мост, крест
1-е предъявление и воспроизведение
2-е предъявление и воспроизведение
3-е предъявление и воспроизведение
4-е предъявление и воспроизведение
5-е предъявление и воспроизведение
6-е предъявление и воспроизведение
7-е предъявление и воспроизведение
8-е предъявление и воспроизведение
10-е предъявление и воспроизведение
11-е предъявление и воспроизведение
Припоминание после двух минут
|
|
|
|
4. Запдминание двух групп элементов
Запоминание группы слов
I - круг, стул
II — день, глаз
1) первое воспроизведение
2) второе воспроизведение
3) третье воспроизведение
? / I? / II? / I? / II
I — день, сосна, шкаф
II — книга, шапка, круг
1) первое воспроизведение
2) второе воспроизведение
3) третье воспроизведение
? / I? / II? / I? / IIЗ
Запоминание групп картинок
1) первое воспроизведение
2) второе воспроизведение
3) третье воспроизведение день, сосна, шкаф
? / I? / II? / I? / П
I — телефон, очки, помидор
II — гриб, бутылка, ботинки
1) первое воспроизведение
2) второе воспроизведение
3) третье воспроизведение день, сосна, шкаф? / I? / II? / I? / П
|
|
|
| 5. Запоминание двух смысловых рядов (Фраза, рассказ)
I — собака лает
II - дом горит? / I? / II
1) первое воспроизведение
2) второе воспроизведение
3) третье воспроизведение
день, сосна, шкаф
Интерференция? / I? / II
счетом
I - мальчик ударил собаку I
I — девочка пьет чай
1) первое воспроизведение
2) второе воспроизведение
3) третье воспроизведение
Интерференция? / I? / II
счетом
I — В саду за высоким забором росли яблони
II — На опушке леса охотник убил волка
1) первое воспроизведение
2) второе воспроизведение
3) третье воспроизведение
4) четвертое воспроизведение
Интерференция
? / II? / II счетом
|
|
|
| 6. Запоминание двух рассказов
1. "Курица и золотые яйца". У одного хозяина была курица. Она несла золотые яйца. Захотелось хозяину иметь много золота, и он
убил эту курицу, думал у нее внутри много золота. А внутри ничего не оказалось, была она как все курицы.
|
|
|
|
2. "Галка и голуби". Галка услыхала, что голубей хорошо кормят. Побелилась она в белый цвет и влетела в голубятню. Голуби ее приняли. Но она не удержалась и закричала по-галочьи, тогда они ее выгнали. Хотела она вернуться к своим галкам, а те ее тоже не признали и выгнали.
3. "Муравей и голубка". Муравей спустился к ручью напиться. Волна захлестнула его и он стал тонуть. Летела мимо голубка. Увидела тонущего муравья и бросила ему прутик. Он по этому прутику выбрался на берег. А на другой день охотник хотел поймать голубку в сети; Муравей подкрался и укусил охотника за палец. А охотник вскрикнул и выронил сеть, а голубка вспорхнула и улетела.
? / I
? / II
Интерференция счетом
? / I
? / II
4. "Лев и мышь". Лев спал. Мышь пробежала по его телу. Он проснулся и поймал ее. Мышь стала просить: "Отпусти меня, я тебе тоже сделаю добро". Лев рассмеялся, но отпустил мышь. На другой день охотники поймали льва и привязали его веревками к дереву. Мышка услыхала львиный рев, прибежала, сгрызла веревки и спасла льва.
? / I? / II
(отмечается характер амнестическнх дефектов, влияние интерференции, роль смысловой близости материала и др.)
|
|
|
|
|