ЭМОЦИОНАЛЬНО-ЛИЧНОСТНОЙ СФЕРЫ



Мы поможем в написании ваших работ!


Мы поможем в написании ваших работ!



Мы поможем в написании ваших работ!


ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

ЭМОЦИОНАЛЬНО-ЛИЧНОСТНОЙ СФЕРЫ



Часть I

СХЕМА ИССЛЕДОВАНИЯ ВЫСШИХ

ПСИХИЧЕСКИХ ФУНКЦИЙ И

ЭМОЦИОНАЛЬНО-ЛИЧНОСТНОЙ СФЕРЫ

Под редакцией профессора Е. Д. Хомской

Институт общегуманитарных исследований

Секачев В. Ю.

Москва


УДК 159.9

ББК 88

Н 497.

Нейропсихологическая диагностика. Часть I —М.:

Институт Общегуманитарных Исследований, 2007 — 64 с.

 

ISBN 978-5-88230-141-4

 

© Е.Д. Хомская, 2004

©Институт общегуманитарных наследований, оформление; 2007

ПРЕДИСЛОВИЕ

Методы нейропсихологической диагностики, предложенные А. Р. Лурия (в 1947-1962 гг.), прошли самую строгую апробацию на различных контингентах испытуемых: больных с локальными поражениями головного мозга, больных с психическими заболеваниями, на людях с пограничными состояниями ЦНС, на детях, имеющих трудности в обучении, в геронтологической клинике; используются они и для изучения индивидуальных психологических особенностей у здоровых людей. И этот список далеко не исчерпан. В настоящее время эти методы имеют очень широкое применение, ибо они основаны на фундаментальных научных представлениях о мозговой организации психических функции человека, разработанных современной нейропсихологией. Их особенность — точная адресация к различным функциональным системам, определяющим протекание тех пли иных психических функций. Из многих десятков (если не сотен) психологических тестов создателем этих методов А. Р. Лурия были отобраны главные, которые и составили батарею нейропсихологических методик, известную сейчас во всем мире как "Луриевские методы нейропсихологической диагностики". Кроме уже известных, в эту батарею вошли и оригинальные тесты, никогда ранее не использовавшиеся в психологии (например, моторные тесты и др.).

Первоначальной, сугубо практической целью создания этой батареи методов было желание А. Р. Лурия найти чисто психологические способы диагностики локальных поражений головного мозга. Именно в этой роли "Луриевские методы" и получили широкое международное признание, т. к. по точности топического диагноза они значительно превосходили все другие психологические методы, использовавшиеся в клинике локальных поражений головного мозга.

Однако со временем оказалось, что сфера применения этих методов существенно шире. И сейчас они - наряду с другими методами используются в различных клиниках, включая и соматические (как на взрослых, так и на детях), а также для изучения вариантов нормы.

Основная цель их применения изучение мозговой организации психических функций, выявление особенностей (или нарушений) их протекания, что свидетельствует об особенностях (или нарушениях) соответствующих мозговых образований. Это относится и к общим характеристикам работы левого и правого полушарий головного мозга, и к их взаимодействию, и к определению дефицитности в работе тех или иных областей мозга (коры и подкорковых образований). Нейропсихологические методы диагносцируют состояние различных мозговых структур — и в этом их отличие от всех остальных методов психологической диагностики.

Следует, однако, помнить, что правильное использование нейропсихологических методов, и, главное, правильная интерпретация полученных результатов возможны лишь при наличии профессиональных знаний в области нейропсихологии. В отрыве от нейропсихологической теории эти методы "не работают". Бесполезно применять их не ознакомившись с основными трудами по нейропсихологии (Лурия А. Р. Восстановление функций после военной травмы. M., 1948; Высшие корковые функции человека и их нарушения при локальных поражениях мозга. М., 1962, 1969; Основы нейропсихологии. М., 1973 и др.). Попытки применять нейропсихологические методы, игнорируя нейропсихологическую методологию, приводят лишь к их дискредитации. К сожалению, некоторые исследователи недооценивают связь теории с практикой (нейропсихологической теории с нейропсихологической практикой диагностики).

Описанию методов нейропсихологической диагностики и нейропсихологического исследования (что не одно и то же) посвящены многие работы Л. Р. Лурия и его учеников. Методический аппарат клинической нейропсихологии отрабатывался с первых лет возникновения этого направления психологической науки у нас в стране (в 20 30- е годы и особенно — в годы Великой Отечественной войны), и эта работа не прекращается до сих пор. Однако в наиболее полном виде клинические неаппаратурные методы нейропсихологической диагностики были опубликованы в 1962 (1-е изд.) и 1969 (2-е изд.) гг. в монографии "Высшие корковые функции человека и их нарушения при локальных поражениях мозга". Им был посвящен специальный раздел ("Методы исследования высших корковых функций при локальных поражениях мозга. Синдромный анализ". 1969, ч. III, с. 303- 462), включающий подробное изложение способов исследования высших психических функций (ВПФ) (двигательных, слуховых, кожно-кинестетических, зрительных, мнестических, речевых, интеллектуальных) в клинических условиях. Это наиболее полное (из всех существующих) описание методических приемов, применяемых в клинической нейропсихологии. Несмотря на то, что в дальнейшем клиническая нейропсихология обогатилась новыми методами исследования, их первое описание имеет большую ценность, т. к. содержит не только изложение способов тестирования функций, но и способов анализа материала, его значения в общей структуре нейропсихологического синдрома. Как известно, именно синдромный анализ нарушений ВПФ, составляющий суть нейропсихологического подхода к изучению последствий локальных поражений головного мозга, и позволяет ставить точный тонический диагноз.

Второе полное описание методов нейропсихологической диагностики было опубликовано в виде учебного пособия под редакцией А. Р. Лурия "Схема нейропсихологического исследования" (М.: Изд-во МГУ, 1973). Помимо самих методов исследования в учебное пособие вошел раздел "Краткое изложение данных истории болезни", где должны быть отражены результаты различных клинических исследований больного — неврологического, офтальмологического, рентгенологического и др., а также анамнестические сведения и данные операции или другого способа верификации поражения мозга. Кроме того, "Схема" включала систематизированное изложение различных симптомов изменения общего состояния больного — состояния его сознания, психической активности, ориентировки, критики, состояния эмоциональной сферы (что отсутствовало в предыдущем издании "Методов"). В "Схему" были введены также и некоторые новые приемы исследования (памяти, мышления и др.), которых не было в предыдущем издании. Наконец, новой была также и количественная оценка степени выраженности симптомов (в виде трех степеней: "нет", "слабо", "сильно" выраженные нарушения). Таким образом "Схема" отражала новый этап работы А. Р. Лурия и его коллектива над методами нейропсихологической диагностики. Поскольку "Схема нейропсихологического исследования" вышла как заказное издание небольшим тиражом (2000 экз.), она очень быстро стала раритетом.

Следующая публикация клинических нейропсихологических методов содержится в учебнике Е. Д. Хомской "Нейропсихология" (М., 1987) в качестве "Приложения". "Приложение" почти полностью воспроизводит "Схему нейропсихологического исследования" (1973) больных с локальными поражениями мозга с некоторыми дополнениями. Наконец, недавно было опубликовано методическое пособие по нейропсихологии, предназначенное специалистам, изучающим лиц с пограничными состояниями ЦНС ("Схема нейропсихологического исследования ВПФ и эмоционально-личностной сферы у лиц с пограничными состояниями ЦНС. На материале Чернобыльской аварии". Отв. ред. Е. Д. Хомская. М., 1994). Это пособие представляет собой модифицированную "Схему нейропсихологического исследования" (1973) с рядом дополнений. В связи с особой картиной нейропсихологической симптоматики, наблюдающейся у лиц с пограничными состояниями ("стертая " симптоматика", преимущественные дефекты мнестических, интеллектуальных процессов, эмоционально личностной сферы), в схему были введены сенсибилизированные пробы, направленные на анализ указанных функций (за счет усложнения объема и динамических аспектов предъявляемого задания). Результаты работы покапали, что нейропсихологические методы оказались вполне адекватными задаче, исследования — выявлению особых нейропсихологических синдромов, характерных для лиц, участвовавших в ликвидации аварии на ЧАЭС, свидетельствующих о локальных структурных изменениях мозга (коры и подкорковых образований).

Примером успешного использования методов нейропсихологической диагностики для исследования причин детской неуспеваемости может служить методическое пособие Ю. В. Микадзе и II. К. Корсаковой "Нейропсихологическая диагностика и коррекция младших школьников" (М., 1994). Методики, названные авторами "ДИАКОР", направлены, прежде всего, на тестирование различных видов памяти, которая рассматривается как "базисный психологический процесс, оказывающий влияние на развитие других психических функций". Авторы предложили специальные процедуры тестирования и обработки материала, которые позволяют давать не только качественные, но и количественные характеристики слухо-речевой, зрительной и двигательной памяти. В зависимости от полученных результатов предлагается соответствующий вид коррекций.

Существуют и другие варианты нейропсихологических методов, используемых в целях диагностики аномалий психического развития детей. В этом направлении активно работает, например, коллектив, возглавляемый Т. В. Ахутиной. Специальные нейропсихологические методы оценки аномалий развития детей (когнитивного, эмоционального) разрабатываются В. В. Лебединским и его сотрудниками. Выпущено в свет методическое пособие Э. Г. Симерницкой "Нейропсихологическая методика экспресс диагностики "Лурия-90"" (М., 1991), целью которого является диагностика мозговых дисфункций у детей с трудностями школьного обучения. Методика направлена на анализ слухо-речевой и зрительной памяти (в условиях непосредственного и отсроченного воспроизведения), а также - на анализ межполушарного переноса зрительной информации. Тот же автор опубликовал более полную "Методику адаптированного нейропсихологического исследования для детских невропатологов" (М., 1988), где представлены тесты для исследования различных психических функций у детей с локальными поражениями мозга.

Существуют и другие методические пособия (или методические рекомендации), адаптированные к различным целям исследования (Кроткова О. А. Количественная оценка нарушений памяти у неврологических и нейрохирургических больных. М., 1983; Цветкова Л. С, Ахутина Т. В., Пылаева Н. М. Методика оценки речи при афазии. М., 1981 и др.). Ряд методических пособий, посвященных анализу и коррекции афазических и иных речевых расстройств, выпущен Речевым центром, который возглавляет В. М. Шкловский.

Появление этих "частных" нейропсихологических методик, предназначенных для изучения отдельных психических функций (у разных контингентов испытуемых), свидетельствует о большой продуктивности нейропсихологического подхода к проблемам психодиагностики.

Настоящее методическое пособие "Нейропсихологическая диагностика" состоит из двух частей: ч. I - - "Схема нейропсихологического исследования высших психических функций и эмоционально-личностной сферы", которая содержит классический "луриевский набор" методик (М., 1973), а также ряд дополнительных, тестов, разработанных в нейропсихологии за последнее время (прежде всего, тесты на оценку эмоционально-личностной сферы); ч. II - "Альбом", составленный из различного стимульного материала, используемого при нейропсихологическом исследовании (простые, перечеркнутые, сюжетные изображения, карты, часы, буквы, зрительные тесты для изучения памяти, мышления, речи, внимания и др.).

Следует отметить, что если "Схема нейропсихологического исследования" в том или ином варианте уже неоднократно публиковалась (1962, 1969, 1973, 1987 гг.), то "Альбом" типографским способом не тиражировался ни разу. Созданный "ручным способом" художниками еще во времена А. Р. Лурия, он воспроизводился только в единичных экземплярах, несмотря на большую потребность в нем. В настоящее время кафедра нейро- и патопсихологии факультета психологии МГУ располагает всего лишь одним экземпляром, который и послужил макетом для "Альбома". К сожалению, рисунки "Альбома" могли быть изготовлены только в черно-белом варианте (из-за трудностей с цветной печатью), что, конечно, обедняет возможности исследования — прежде всего, цветового восприятия и цветовой памяти. Однако мы сочли возможным напечатать его в таком варианте, т. к. "Альбом" представляет собой уникальное собрание стимульного материала, эффективность использования которого многократно проверена не одним поколением нейропсихологов. В "Альбом" вошли дополнительные рисунки, любезно предоставленные нам Т. В. Ахутиной, Е. В. Ениколоповой, А. В. Семенович, Н. К. Корсаковой, Ю. В. Микадзе, О. А. Кротковой - активно работающими нейропсихологами, применяющими новые, но уже апробированные зрительные тесты. К сожалению, мы не могли полностью использовать весь новый зрительный материал, "наработанный" за последние годы в нейропсихологии, но включение хотя бы части из него сочли необходимым. Нейропсихология — интенсивно развивающаяся психологическая дисциплина, постоянно совершенствующая свой методический аппарат и, прежде всего, постоянно обогащающая методы клинического (неаппаратурного) исследования.

"Нейропсихологическая диагностика" (ч. I, II) выходит сравнительно небольшим тиражом (1000 экз.). Она представляет собой методическое пособие, которое может быть полезно как самостоятельным исследователям, работающим в различных отраслях клинической психологии (прежде всего, конечно, нейропсихологам и невропатологам), так и студентам, специализирующимся по клинической психологии. Она может заинтересовать также психологов-профессионалов другого профиля (специалистов в области детской, педагогической, общей психологии и др.) и лиц, близких специальностей (врачей, физиологов, учителей и др.):

Надеюсь, что "Нейропсихологическая диагностика" в известной мере восполнит тот дефицит в методиках, который испытывают исследователи, интересующиеся проблемами психодиагностики.

Приношу искреннюю благодарность И. С. Гориной и М. Ю. Страхову за ту большую помощь, которую они оказали при подготовке этого издания.

Проф. Е. Д. Хомская

 

ВСТУПИТЕЛЬНЫЕ ЗАМЕЧАНИЯ

1. Нейропсихологическое исследование проводится с целью описания нарушений или особенностей протекания ВПФ, эмоционально-личностной сферы и выделения тех факторов, которые лежат в их основе (особенностей в работе модально-специфических, модально-неспецефических, ассоциативных, полушарных и других факторов).

2. Исследование начинается с тщательного ознакомления с историей заболевания, данных неврологического и других клинических исследований; затем проводится беседа в целях составления общей характеристики, состояния больного, после чего (за один или несколько раз) проводится нейропсихологическое исследование ВПФ и эмоционально-личностной сферы.

3. Результаты нейропсихологического исследования заносятся на отдельные страницы схемы. В правой части страницы дается оценка степени выраженности симптома (симптом отсутствует, выражен слабо, выражен сильно). После каждого раздела отмечаются качественные особенности протекания психического процесса (нарушения анализа и синтеза, пассивность, импульсивность, инактивность, тенденция к эхопраксии, эхолалии, персеверации и т. д.).

4. В специальных случаях (например, при изучении агнозий, афазий) могут вводиться дополнительные задачи, не указанные в "Схеме", для которых в конце тетради оставлены чистые страницы (например, с помощью стимульного материала, представленного в "Альбоме").

5. В "Заключении" дается качественный анализ и интерпретация полученных данных: при наличии достаточных, оснований формулируется синдром; наблюдаемый у больного, и указывается локализация поражения мозга или дается заключение об особенностях мозговой организации ВПФ у того или иного варианта нормы.


IV. Исследование внимания

Симптомы Нет Слабо Сильно
1. Характеристика непроизвольного внимания элементы полевого поведения (эхопраксия, эхолалия)      
2. Характеристика произвольного внимания результаты клинического наблюдения результаты корректурной пробы результаты пробы Крепелина      

 

 

Симптомы Нет Слабо Сильно
/. Предметный гнозис узнавание реальных объектов (10-ти) узнавание реалистичных изображений (10-ти) узнавание контурных изображений (10-ти) узнавание перечеркнутых изображений (8-ми) узнавание фигур Поппельрейтера узнавание конфликтных (составных) фигур (рыба-заяц, заяц-рыба и др.)      
2. Объем зрительного восприятия (одновременное схватываемые двух, трех фигур) Игнорирование стороны (левой, правой)      
3. Узнавание лиц знакомых портретов (выделение их из незнакомых) идентификация портретов по следам      
4. Цветовой гнозис называние цветов подбор оттенков по эталону то же на следах      
5. Зрительно-пространственный гнозис, конструктивная деятельность ориентировка в схеме, географической карте (обозначение частей света, хорошо знакомыхгородов, рек и т.п.) ориентировка в часах (определение времени по слепому рисунку, расставление стрелок) самостоятельный рисунок (стол, куб, дом, человек) копирование рисунка (дом, куб) рисование плана палаты копирование рисунка с поворотом на 180 градусов тест "Бутылочка" фигура Тейлора      
6. Деление линии (наличие асимметрии)      
7. Рассматривание группы фигур и сложных изображений (игнорирование стороны)      
8. Буквенный гнозис узнавание букв в разных шрифтах узнавание букв в зеркальном изображении узнавание наложенных и перечеркнутых букв      
9. Цифровой гнозис узнавание цифр: арабских, римских узнавание цифр: наложенных, зеркально изображенных и перечеркнутых      

 

 

VIII. Исследование речи

Жалобы (на нарушение моторной, сенсорной стороны речи и прочее).

Симптомы Нет Слабо Сильно
1. Спонтанная речь Беседа с больным (как вы заболели? и др.)      
2. Автоматизированная речь цифровой ряд от 1 до 10 дни недели: понедельник, вторник... месяцы года: январь, февраль.....      
3. Дезавтоматизированная речь цифровой ряд: 10, 9, 8... дни недели: воскресенье, суббота... месяцы: январь, декабрь...      
4. Повторная речь Повторение звуков: а, о, и, у, б, д, к, с Повторение дизъюнктных пар звуков: б-н, к-с, м-н Повторение оппозиционных фонем: б-п, п-б, д-т, т-д, з-с, с-з (при невозможности повторения — реакция выбора на оппозиционные фонемы или показ соответствующей буквы) Повторение серии звуков: би-ба-бо, бо-би-ба, ба-би-ба Повторение слов: дом, окно, кошка, портной, стон,слон полковник, поклонник, половник кооператив, кораблекрушение Повторение серии слов: дом-лес, кот-стол дуб-ночь-игла, сад-шкаф-день Повторение фраз: мальчик спит, девочка плачет мальчик ударил собаку девочка пьет чай Повторение скороговорок: "из-под топота копыт пыль по полю летит" "сшит колпак не по-колпаковски, надо его переколпаковать, и никто его не переколпакует"      
5. Называние предметов По картинкам: яблоко, лампа, чайник, бутылка, чернильница и др. Частей тела: нос, глаз, рука, палец, локоть, плечо (отмечается характер затруднений: помогает ли подсказка; поиски, отказы; литеральные и вербальные парафазии и т. д.)      
6. Понимание речи Понимание слов (с опорой на картинку): по одному элементу по два элемента по три элемента   Понимание значения слов (частей тела без зрительной опоры): показать ухо-нос-глаз по одному элементу (ухо и т. д.) по два элемента (ухо-глаз и т. д.) по три элемента (глаз-нос-ухо и т. д.) Понимание малочастотных слов (заусеница, гусеница и т. д.) Понимание обиходных инструкций и предложений: откройте рот, откройте глаза, закройте рот, закройте глаза положите левую руку в карман халата Понимание логико-грамматических конструкций: показать: карандашом ключ и т. д. ключом карандаш; карандашом ключ показать или выполнить инструкцию:      
книга под тетрадью; тетрадь под книгой;    
книга над тетрадью и т. д. треугольник под крестом; крест под треугольником и т. д.      
показать: какой предмет более светлый;      
более темный,      
менее светлый; менее темный;      
показать или разъяснить значение:      
мамина дочка, дочкина мама;      
брат отца, отец брата      
Я позавтракал после того, как прочел газету.      
Что я делал раньше?      
7. Спонтанная развернутая речь      
Рассказ по сюжетной картинке      
Устное сочинение на тему "Отдых", "Север" и др. (отмечается активность, развернутость, связность передачи, наличие аграмматизмов: телеграфный стиль, несогласование, соскальзывание на побочные связи и др.)      

 

 

IX. Исследование письма

Жалобы (на забывание, перестановки, замены, пропуски букв и прочее)

Симптомы Нет Слабо Сильно
1. Автоматизированное письмо (Фамилия, имя, отчество)      
2. Письмо букв Списывание печатных букв (единичных, пар) Письмо букв под диктовку (единичных, пар)      
3. Письмо слов Списывание Письмо под диктовку: простых слов: дом, окно, стул слов с оппозиционными фонемами: дочка-точка, забор-собор-запор слов с оппозиционными артикулемами: стол-стон-слон сложных слов: портной, строчить, кораблекрушение      
4. Письмо фраз (списывание, письмо под диктовку) мальчик спит, девочка плачет, на улице шел дождь      

 

X. Исследование чтения

Жалобы (на нарушения чтения букв, слов, невозможность прочитать написанное и прочее).

 

Симптомы Нет Слабо Сильно
1. Чтение букв (простых и стилизованных)      
2. Чтение бессмысленных слогов (то-ку-ни; стро-кси-мла )      
3. Идеограммное чтение Москва, Россия, Петербург (фамилия больного)      
4. Чтение привычных слов Николай, Петр, Алексей, Павел, Андрей, дом, лето, окно, дерево      
5. Чтение сложных, редко встречающихся слов Включатель, разброд, пространство, подставка, велотрек, синтетика      
6. Чтение неверно написанных слов Галз, онко, слонце, клоодец, севриз      
7. Чтение коротких отрывков "Бежала по лесу лиса" и т. п. (отмечается нарушения движений глаз, игнорирование стороны, элементы угадывающего чтения и т. д.).      

 

XI. Исследование памяти

Жалобы (па нарушение памяти на текущие события, на утерю нити повествования и прочее).

 

Симптомы Нет Слабо Сильно
1. Запоминание цифр 5-8-2 6-9-4 6-4-3-9 7-2-8-6 4-2-7-3-1 7-5-8-3-6 6-1-9-4-7-3 3-9-2-4-8-7      
2. Повторение серии слов Дом, ночь, мгла непосредственное отсроченное стол, звон, лист, шкаф непосредственное отсроченное лук, мост, зонт, мир непосредственное отсроченное кот, стук, шар, ночь, пыль, звук непосредственное отсроченное      
3. Заучивание серии слов Дом, лес, стол, кот, ночь, мгла, пирог, звон, мост, крест 1-е предъявление и воспроизведение 2-е предъявление и воспроизведение 3-е предъявление и воспроизведение 4-е предъявление и воспроизведение 5-е предъявление и воспроизведение 6-е предъявление и воспроизведение 7-е предъявление и воспроизведение 8-е предъявление и воспроизведение 10-е предъявление и воспроизведение 11-е предъявление и воспроизведение Припоминание после двух минут      
4. Запдминание двух групп элементов Запоминание группы слов I - круг, стул II — день, глаз 1) первое воспроизведение 2) второе воспроизведение 3) третье воспроизведение ? / I ? / II ? / I ? / II   I — день, сосна, шкаф II — книга, шапка, круг 1) первое воспроизведение 2) второе воспроизведение 3) третье воспроизведение ? / I ? / II ? / I ? / IIЗ Запоминание групп картинок 1) первое воспроизведение 2) второе воспроизведение 3) третье воспроизведение день, сосна, шкаф ? / I ? / II ? / I? / П I — телефон, очки, помидор II — гриб, бутылка, ботинки 1) первое воспроизведение 2) второе воспроизведение 3) третье воспроизведение день, сосна, шкаф ? / I ? / II ? / I? / П      
5. Запоминание двух смысловых рядов (Фраза, рассказ) I — собака лает II - дом горит ? / I ? / II 1) первое воспроизведение 2) второе воспроизведение 3) третье воспроизведение день, сосна, шкаф Интерференция ? / I ? / II счетом I - мальчик ударил собаку I I — девочка пьет чай 1) первое воспроизведение 2) второе воспроизведение 3) третье воспроизведение Интерференция ? / I ? / II счетом I — В саду за высоким забором росли яблони II — На опушке леса охотник убил волка 1) первое воспроизведение 2) второе воспроизведение 3) третье воспроизведение 4) четвертое воспроизведение Интерференция ? / II ? / II счетом      
6. Запоминание двух рассказов 1. "Курица и золотые яйца". У одного хозяина была курица. Она несла золотые яйца. Захотелось хозяину иметь много золота, и он убил эту курицу, думал у нее внутри много золота. А внутри ничего не оказалось, была она как все курицы.        
  2. "Галка и голуби". Галка услыхала, что голубей хорошо кормят. Побелилась она в белый цвет и влетела в голубятню. Голуби ее приняли. Но она не удержалась и закричала по-галочьи, тогда они ее выгнали. Хотела она вернуться к своим галкам, а те ее тоже не признали и выгнали.   3. "Муравей и голубка". Муравей спустился к ручью напиться. Волна захлестнула его и он стал тонуть. Летела мимо голубка. Увидела тонущего муравья и бросила ему прутик. Он по этому прутику выбрался на берег. А на другой день охотник хотел поймать голубку в сети; Муравей подкрался и укусил охотника за палец. А охотник вскрикнул и выронил сеть, а голубка вспорхнула и улетела. ? / I ? / II Интерференция счетом ? / I ? / II   4. "Лев и мышь". Лев спал. Мышь пробежала по его телу. Он проснулся и поймал ее. Мышь стала просить: "Отпусти меня, я тебе тоже сделаю добро". Лев рассмеялся, но отпустил мышь. На другой день охотники поймали льва и привязали его веревками к дереву. Мышка услыхала львиный рев, прибежала, сгрызла веревки и спасла льва.   ? / I ? / II   (отмечается характер амнестическнх дефектов, влияние интерференции, роль смысловой близости материала и др.)      

 

Опросник Спилбергера

Методика, предложенная Ч. Д. Спилбергером и адаптированная на русском языке Ю. Л. Ханиным является методикой, позволяющей дифференцирование измерять тревожность и как личностное свойство (личностная тревожность), и как состояние (ситуативная тревожность). Бланк шкал самооценки Спилбергера включает в себя 40 вопросов-суждений, 20 из которых предназначены для оценки ситуативной тревожности (приложение 1а) и 20 — для оценки уровня личностной тревожности (приложение 16).

 

Цветовой тест Люшера

Проективная методика исследования личности М. Люшера (1948) основана на субъективном предпочтении цветовых стимулов. Стимульный материал состоит из 8 стандартных разноцветных, вырезанных из бумаги квадратов. Синий, зеленый, красный и желтый считаются основными цветами, а фиолетовый, коричневый, черный и серый (нулевой) — дополнительными. Процедура обследования сводится к одновременному предъявлению всех цветных квадратов на белом фоне и просьбе выбрать один наиболее понравившийся, приятный. Выбранный квадрат откладывается в сторону, затем процедура повторяется. Образуется ряд квадратов, в котором цвета располагаются по их привлекательности для обследуемого. Считается, что ряд цветового предпочтения отражает индивидуальные особенности человека.

Опросник на эмоциональность

Опросник тестирует эмоциональность как черту личности, т. е. устойчивую склонность и способность индивида к переживанию четырех базальных эмоций — печали, гнева, страха и радости (А. Е. Ольшанникова, Л. А. Рабинович, 1974). Он направлен на выявление эмоциональных переживаний, которые наиболее часты и типичны для исследуемого, а их появление не обязательно связано с чрезвычайными по степени эмоциогенности событиями, стимулами и ситуациями. Опросник включает в себя 36 вопросов. Предусматривается четыре варианта ответа на каждый вопрос: "безусловно, да", "пожалуй, да", "пожалуй, нет", "безусловно, нет" (приложение 3).

ПРИЛОЖЕНИЯ

ПРИЛОЖЕНИЕ 1а

ФИО_________________________Дата_________________

Инструкция: прочитайте внимательно каждое из приведенных в таблице предложений и обведите соответствующую цифру справа в зависимости от того, как себя чувствуете в

Состояние Вовсе нет Пожалуй, так Верно Совершенно верно
1. Я спокоен
2. Мне ничто не угрожает
3. Я нахожусь в напряжении
4. Я испытываю сожаление
5. Я чувствую себя свободно
6. Я расстроен
7. Меня волнуют возможные неудачи
8. Я чувствую себя отдохнувшим
9. Я встревожен
10. Я испытываю чувство внутреннего удовлетворения
11. Я уверен в себе
12. Я нервничаю
13. Я не нахожу себе места
14. Я взвинчен
15. Я не чувствую скованности, напряженности
16. Я доволен
17. Я озабочен
18. Я слишком возбужден и мне не по себе
19. Мне радостно
20. Мне приятно

 

 

ПРИЛОЖЕНИЕ 1 б

Прочитайте внимательно каждое из приведенных в таблице предложений и обведите соответствующую цифру справа, в зависимости от того, как Вы себя чувствуете сейчас.

Состояние Вовсе нет Пожалуй, так Верно Совершенно верно
1. Я испытываю удовольствие
2. Я обычно легко устаю 4.
3. Я легко могу заплакать
4. Я хочу быть таким же, как другие
5. Нередко я проигрываю Из-за того, что недостаточно быстро принимаю решения
6. Обычно я чувствую себя бодрым
7. Я спокоен, хладнокровен, собран
8. Ожидаемые трудности обычно меня тревожат
9. Я слишком переживаю из-за пустяков
10. Я вполне счастлив
11. Я принимаю все близко к сердцу
12. Мне не хватает уверенности в себе
13. Обычно я чувствую себя в безопасности
14. Я стараюсь избегать критических ситуаций и трудностей
15. У меня бывает хандра
16. Я доволен
17. Всякие пустяки отвлекают и волнуют меня
18. Я так сильно переживаю свои разочарования, что потом долго не могу о них забыть
19. Я уравновешенный человек А
20. Меня охватывает сильное беспокойство, когда я думаю о своих делах и заботах

 

 

ПРИЛОЖЕНИЕ 2

Инструкция: прочитайте внимательно каждое из приведенных в таблице предложений и зачеркните соответствующую цифру справа, в зависимости от того, как вы себя чувствуете в последнее время. Над вопросом долго не задумывайтесь, поскольку правильных и неправильных ответов нет.

 



Последнее изменение этой страницы: 2016-04-21; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.204.48.69 (0.037 с.)