Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Раздел 1У. Познавательные процессыСодержание книги
Поиск на нашем сайте
Введение Познавательные процессы /ощущения, восприятие, мышление, память, воображение и внимание/ входят как составные единицы в любую человеческую деятельность, обеспечивая ту или иную ее эффективность. (рис. 108). Познавательные процессы осуществляются в виде отдельных познавательных действий, каждое из которых представляет собой целостный технический акт, состаящий нераздельно из всех видов психических процессов. Но обычно один из них является ведущим, определяющим характер данного познавательного действия. И только в этом смысле познавательные процессы можно рассматривать отдельно. В реальной, «живой» психике они «растворены» друг в друге. Все вместе, в своей совокупности, познавательные процессы входят в структуру интеллекта, составляя его содержательную и операциональную стороны и обеспечивая рационольное познание субъектом окружающей его действительности. Основная функция познавательных процессов, реализуемая на разных уровнях: /рис. 109/ отражения объективных свойств и качеств предметов, явлений, и их взаимосвязей. Таким образом, отражение окружающей действительности на уровне познавательных процессов существенно отличается от ее отражения на эмоциональном уровне» Познавательные процессы обеспечивают отражения объективного содержания стимулов из внешней и внутренней среды, тогда как эмоциональные - их субъективное /"значение для меня"/ содержание. Но важно, что познавательные процессы не просто "отражают" внешнюю по отношению к субъекту действительность, но и моделируют ее, "отражая" в своих моделях ситуации, которые объективно еще не существуют. Именно это позволяет человеку заранее намечать цели, планы и содержание предстоящей деятельности, проигрывать в уме ход этой деятельности, свои действия и поведение, предвидеть результаты своих действий и управлять ими по мере выполнения. /Рис. 108/. Тема 1. ВНИМАНИЕ План: 1. Внимание и его свойства. 2. Виды внимания и их сравнительная характеристика. 3. Индивидуальные особенности внимания и его регуляция. Литература: Грановская Ф.М. Элементы практической психологии. Л.: изд-во ЛГУ, 1984. С. 41-60. Общая психология /Под ред. В.В.Богословского и др. - 3-е изд., перераб. и доп. - М.: Просвещение, 1981. С. 153-168. Общая психология /Под ред. А.В.Петровского - 3-е изд., перераб и доп. - М.: Просвещение, 1986. С. 231-246. Хрестоматия по вниманию /Под ред. А.Е.Леонтьева, А.А.Пузырея, В.Я.Романова. М.: изд-во МГУ, 1976. С. 259.
Внимание - это психическое состояние, характеризующее интенсивность познавательной деятельности и выражающееся в направленности и сосредоточенности сознания человека на определенных объектах. Внимание само по себе не является познавательным процессом, но характеризует протекание любого познавательного процесса. У внимания, в отличие от остальных познавательных процессов нет своего специфического содержания: его содержанием становится то, на что оно направлено. Внимание характеризуется следующими основными свойствами: объемом, распределением, концентрацией, устойчивостью и переключением. Объем внимания определяется количеством одновременно воспринимаемых объектов. Распределение внимания характеризуется возможностью одновременного эффективного выполнения нескольких различных видов деятельности. Переключение определяется скоростью произвольного переноса внимания с одного объекта на другой. Концентрация внимания выражается в степени его сосредоточения на объекте, а устойчивость - длительностью концентрации внимания на объекте. Поскольку в процесс реальной деятельности внимание включено всеми своими свойствами, если одно из них оказывается нарушенным или не сформированным, то снижается эффективность деятельности в целом. Различают 3 вида внимания: непроизвольное, произвольное и послепроизвольное. /Рис. 110/.
В процессе жизни, обучения и воспитания, деятельности и общения у человека развиваются свойства внимания, его виды, индивидуально-типологические качества. /Рис. 111/. Устойчивые сочетания различных качеств формируют такие личностные особенности как внимательность, наблюдательность или, наоборот, рассеянность. α2β3 – отл. α2β2, α2β1 – хор.; α1β2, α1β1 – уд. Вопросы: 1. Что такое внимание? Какова роль внимания в протекании психических процессов? А1В2 2. Назовите свойства внимания. А1В2 3. Какие виды внимания вам известны? Какова их взаимосвязь? А1В2 4. Какие объективные качества раздражителя привлекают к себе внимание? А1В1 5. Расскажите об индивидуальных особенностях внимания и его 6. Охарактеризуйте внимание как познавательный процесс. А2В1 Тема 2. ОЩУЩЕНИЯ План: 1. Понятие об ощущениях. Виды ощущений. 2. Особенности отдельных видов ощущении. 3. Общие закономерности ощущений. иштература: Ананьев Б.Г. Теория ощущений. Л.: изд-во ЛГУ, 1961. Гамезо М.В., Домашенко И.Д. Атлас по психологии. М.: Просвещение, 1986. С. 120-137. Душлов БД., Чудинов В, А. Психика и классификация уровней отражения действительности //Психол. журнал. 1980. Т.1. № 2. С. 122-132. Общая психология /Под ред. В.В. Богословского и др. 3-е изд. перераб. и доп. М.: Просвещение, 1981. С. 169-183. Общая психология /Под ред. А. В. Петровского. 3-е изд., перераб. и доп. М.: Просвещение, 1986. С. 247-255. Хрестоматия по ощущению и восприятию. М., 1975. Подавляющее большинство психологических теорий отводят ощущениям место самых простых из всех психических явлений. Они представляют собой осознаваемый или субъективно представленный результат переработки центральной нервной системой значимых для человека раздражителей. Ощущения - это отражение отдельных свойств и качеств предметов и явлений при их непосредственном воздействии на органы чувств. Ощущениями называются так же недифференцированные и неопредмеченные впечатления об окружающей действительности. Отражая в своем качестве и многообразии широчайший спектр свойств окружающего мира, ощущения выступают как первооснова для восприятия и познания. Отражения мира на уровне ощущений присутствуют практически у всех живых существ - от высших до простейших. Генетически ощущения возникли на основе раздражимости, понимаемой как особое свойство нивой материи избирательно реагировать на биологически значимые воздействия среды. Но в отличие от раздражимости, ощущения характеризуются как чувствительность к раздражителям, не имеющим прямого экологического значения, фиксируя тем самым объективную связь между биотическими и абиотическими факторами среды. Ощущения и сохранение их следов нервной системой является природной основой развития психики в филогенезе и онтогенезе. В отличие от ощущений животных, ощущения человека опосредованы его практической деятельностью. Так, предметная трудовая деятельность может вызвать существенные изменения чувствительности /художники способны различать до 200 оттенков одного и того же цвета/. Возникновение ощущений начинается с воздействия раздражителя на органы чувств. /Рис. 112/.
Органы чувств получают, отбирают, накапливают информацию и передают ее в мозг. Однако для возникновения ощущений недостаточно лишь воздействия материального раздражителя на орган чувств. Необходима некоторая работа самого органа чувств. Чтобы лучше видеть, слышать, осязать и т.п., человек меняет свое местоположение, позу, наклон, поворачивает в сторону появившегося объекта голову, прищуривается, прислушивается, активно взаимодействует с объектом. То есть анализатор является системой с обратной связью, которая заключается в изменении функционального состояния рецепторов под влиянием сигналов из соответствующих отделов мозга. Благодаря обратной связи мозг непрерывно регулирует деятельность внутренних органов и органов движения.
Многообразие ощущений отражает качественное многообразие окружающего мира. Классификация ощущений может осуществляться по разным основаниям. Наиболее распространено разделение ощущений по модальности, в связи с чем выделяют ощущения зрительные, слуховые, осязательные, вкусовые и другие. Но такая классификация не учитывает существование интермодальных ощущений или синестезий. По характеру отражения и месту раположения рецепторов принято делить ощущения на три группы: 1) экстероцептивные, возникающие при воздействиии внешних раздражителей на рецепторы, расположенные на поверхности тела; 2) пропреоцептивные (кинестетические), рецепторы которых расположены в мышцах и связках; они дают информацию о движении и положении нашего тела; 3) интероцептивные (органические), сигнализирующие с помощью специализированных рецепторов внутренних органов о протекании обменных процессов во внутренней среде организма. Экстероцептивные ощущения делятся на 2 подкласса: дистантные /например, зрительные/ и контактные /например, вкусовые/. Существует и генетическая классификация ощущений, в соответствии с которой выделяют более древнюю - протопатическую - и более молодую, эпикритическую чувствительность. Одна позволяет локализовать объект в пространстве, оценить его размеры, форму, получить сведения о явлении. Это более молодая и совершенная чувствительность, Протопатические ощущения скорее субъективны, всегда окрашены аффективно.
Каждый вид ощущений имеет свои специфические особенности, отличающие его от других видов. Так, зрительные ощущения возникают в результате действия электромагнитных колебаний, соответствующих видимой части спектра, на световой рецептор глаза, благодаря зрительным ощущениям человек познает освещенность, цвет предметов, их величину, пропорции, конструкцию, объем, пространственное расположение. Орган слуха - ухо - реагирует на механические воздействия, связанные с периодическими изменениями атмосферного давления в соответствующем диапазоне /звуковая волна/. Обоняние - вид чувствительности, порождающий специфические ощущения запаха. Это самый простой и самый древний вид чувствительности /протопатическая чувствительность/. Обонятельные ощущения вызываются действием химических свойств летучих веществ на рецепторные клетки в полости носа и носоглотки. Вкусовые ощущения вызываются действием химических свойств веществ, растворенных в слюне или воде, на вкусовые рецепторы /вкусовые почки/, расположенные на поверхности языка, задней поверхности глотки, небе и надгортаннике. Вкусовые ощущения разделяются на 4 группы: ощущения сладкого, кислого, горького и соленого, Разные участки языка по-разному чувствительны к каждой группе вкусовых ощущений. Кожная чувствительность, или осязание - это самый широко представленный и распространенный по всему телу вид ощущений. В их основе лежат механические и термические свойства предмета, воздействующего на поверхность кожи. Любое тактильное ощущение есть комбинация четырех других, более простых видов осязательных ощущений: давления, боли, тепля и холода, причем для каждого из них существует специфический вид рецепторов, неравномерно расположенных в различных участках кожной поверхности. Некоторые авторы выделяют в отдельную группу кинестетические ощущения, идущие от рецепторов, расположенных в мышцах и работающих при их сокращении или растяжении и рецепторов равновесия, расположенных во внутреннем ухе. Эти ощущения обеспечивают координацию движении, способствуют оценке направления, скорости и расстояния до предметов. Они формируются автоматически вне контроля сознания и регулируют движения на подсознательном уровне. Итак, все виды ощущений возникают в результате воздействия соответствующих стимулов - раздражителей. Однако ощущение не возникает сразу, как только нужный стимул начинает действовать на орган чувств, Для того, чтобы ощущение возникло, необходимо, чтобы стимул достиг определенной величины, называемой пороговой. Минимальная сила раздражителя, вызывающая едва заметное ощущение, называется нижним абсолютным порогом чувствительности. Верхним абсолютным порогом чувствительности называется максимальная сила раздражителя, при которой еще возникает адекватное действующему раздражителю ощущение. Дальнейшее увеличение силы раздражителя вызывает лишь болевое ощущение. Переход от невоспринимаемых стимулов /не вызывающих ощущения/ к воспринимаемым /порождающим ощущения/ происходит не постепенно, а скачкообразно. Изменение раздражителя влечет за собой и изменение /увеличение или уменьшение/ силы ощущения. Наименьшая величина изменения силы раздражителя, которая может быть зафиксирована данным органом чувств, называется порогом различения /или относительным порогом/.
Рис. 115 Пороги ощущений Пороги ощущений не являются постоянными и способны изменяться при переходе от одних условий восприятия к другим. Различают две основные формы изменения чувствительности, из которых одна зависит от условий среды и называется адаптацией, а другая - от условий состояния организма и называется сенсибилизацией. При адаптации:- чувствительность изменяется в сторону повышения и в сторону понижения. При сенсибилизации: - чувствительность меняется только в сторону повышения; - чувствительность зависит от физиологических или психологических состояний самого организма. Отдельное органы чувств взаимодействуют друг с другом это взаимодействие может протекать в двух формах: · отдельные ощущения могут влиять друг на друга, т.е. работа одного органа чувств может стимулировать или угнетать работу другого органа чувств; · органы чувств могут работать вместе, обуславливая новый вид чувствительности, при которой качества ощущение одного вида /например, слуховых/ переносятся на другой вид ощущений /например, зрительный/. Это явление переноса качеств одной модальности на другую называется синестезией. /Например, «цветной слух»/. Вопросы: А2В3 – отл., А2В2, А2В1 – хор., А1В2, А1В1 – удовл. 1. Что такое ощущение? Приведите примеры. А1В1 2. Расскажите о работе анализаторов. Как ощущения классифицируются? А1В1 3. Какие вида ощущений имеют наибольшее познавательное значение для человека? А2В2 4. Охарактеризуйте отдельные виды ощущений. А1В2 5. Назовите общие свойства ощущении. А2В2 6. Что такое порог ощущения? Какие бывают пороги? А2В2 7. Какое влияние могут оказывать друг на друга ощущения разной модальности? А2В3 8. Охарактеризуйте общение как познавательный процесс/ Смирнов С.Д. Психология образа: проблема активности психического отражения.. М.: изд-во МГУ, 1985. Выготский Л.С. Восприятие и его развитие в детском возрасте //Выготский Л.С. Собр.соч. В 2 т. М., 1982. Т.2. Лурия А.Р. Ощущение и восприятие. М., 1975. Хрестоматия по ощущению и восприятию. М., 1975. Восприятие - форма целостного психического отражения предметов или явлений, объективного мира при их непосредственном воздействии в данный момент на рецепторные поверхности органов чувств. В ходе восприятия происходит группировка отдельных ощущений в целостные образы вещей и событий. Однако образ восприятия не сводится к простой сумме ощущений, хотя и включает их в себя» В акте восприятия проявляется взаимосвязь сенсорной и мыслительной деятельности человека. Уже на уровне восприятия происходит первичный анализ воспринимаемой ситуации, всякий предмет приобретает определенное обобщенное значение, выступает в определенном отношении к другим предметам Классификация восприятие осуществляется на основе преобладания того или иного анализатора в перцептивной деятельности. В соответствии с этим выделяют зрительные, слуховые, осязательные, обонятельные, вкусовые и кинестетические восприятия. Всякое восприятие включает двигательный /моторный/ компонент /в виде ощупывания предмета, движения глаз, проговаривания и т.д./. Поэтому процесс восприятия рассматривают как перцептивную деятельность субъекта, как систему перцептивных действий Восприятие человека предметно и осмысленно. Сведения о внешнем мире, получаемые благодаря восприятию, относятся к объектам этого мира. Предметность выражается в так называемом акте объективации, т.е. в отнесении сведений о внешнем мире, получаемых благодаря восприятию, к объектам этого мира. Это свойство восприятия лежит в основе его ориентирующей и регулирующей функции в практической деятельности человека. Несмотря на то, что восприятие возникает при непосредственном воздействии раздражителей на рецепторы, перцептивные образы всегда имеют определенное смысловое значение. Восприятие тесно связано с мыслительными процессами; сознательно воспринять предмет - это значит мысленно назвать его, отнести к известной группе, классу, обобщить его в слове. С целостностью восприятия связана и его структурность. Несмотря на то, что восприятие включает в себя отдельные ощущения, мы воспринимаем фактически абстрагированную от этих ощущений обобщенную структуру. Восприятие характеризуется константностью, т.е. способностью перцептивной системы компенсировать все те изменения, которые постоянно происходят с окружающими объектами, благодаря этому свойству мы воспринимаем окружающие предметы как относительно постоянные по форме, величине, цвету и т.п. Предметы и явления действуют на человека в таком многообразии, что он не в состоянии воспринимать их все одновременно. Из огромного числа воздействий в данный момент выделяются с большей отчетливостью и осознанностью лишь некоторые. Избирательность восприятия зависит главным образом от интересов и установок личности.
Рис.116 Структура перцептивного действия Классификация восприятий осуществляется на основе преобладания того или иного анализатора в перцептивной деятельности. В соответствии с этим выделяют зрительные, слуховые, осязательные, обонятельные, вкусовые и кинестетические восприятия. Такая зависимость восприятия от прошлого опыта, от общего содержания психической деятельности человека и его индивидуальных особенностей называется апперцепцией. Влияние прошлого опыта человека на восприятие приводит к тому, что один и тот же предмет может восприниматься по-разному разными людьми. Чем больше опыт человека, чем большим объемом знаний он обладает, тем богаче его восприятие, тем больше он увидит в предмете о Разнообразие предметного мира порождает выделение таких специализированных по объему и содержанию восприятия, как восприятия пространства, времени, восприятия человека человеком. Эти виды восприятия выделяются в силу содержания самой предметной деятельности.
Рис. 118 Векторы восприятия пространства
В познании пространственных свойств объектов ведущую роль играет зрительно-двигательная функциональная система восприятия при рассматривании, а также нервные связи между обоими полушариями в анализаторной деятельности бинокулярное зрение, бинауральный слух, бимануальное осязание, дириническое обоняние и т.д0 Восприятие пространства играет большую роль во взаимодействии человека со средой, являясь необходимым условием ориентировки. Восприятие времени - это отражение объективной длительности, скорости и последовательности явлении или событий действительности. Физиологической основой восприятия времени является ритмическая смена возбуждения и торможения в центральной нервной системе, в больших полушариях головного мозга. Восприятие времени во многом определяется содержанием деятельности, характером переживаний. Время, заполненное значимыми для человека событиями, течет быстро. Если же событий мало и они малосущественны, минуты кажутся часами. При воспоминаниях же о событиях прошлого - напротив, время, проведенное в безделии и скуке, может казаться короче. Положительные эмоции дают иллюзию быстрого течения времени, отрицательные - субъективно растягивают временные промежутки. Восприятие движений - это отражение направления и скорости пространственного существования предметов. Оно является важнейшим элементом ориентировки человека в окружающей среде. Восприятие человека человеком, или межличностное восприятие отличается большей пространственностью, более выраженной оценочной стороной, большей зависимостью от мотивационно-смысловой структуры деятельности воспринимающего субъекта.
Рис. 119 Психологические механизмы социальной перцепции
Однако не всегда восприятие дает человеку адекватное отражение предметов объективного мира. Существуют так называемые "ошибки" в восприятии или зрительные иллюзии. Причины их различны. Это и практический опыт человека, и особенности анализаторов, и изменение условий восприятия. α2β3 – отл., α2β2, α2β1 – хор., α1β2, α1β1 - удовл Вопросы: 1. Дайте определение восприятия. В чем его отличие от ощущения? (αβ) 2. Классификация восприятий. (αβ) 3. Каковы основные свойства восприятия? (αβ) 4. Какую роль играет система перцептивных действий? (αβ) 5. Какие типы восприятий вам известны? (αβ) 6. Что такое апперцепция? (αβ) 7. Как зависят индивидуальные свойства восприятия от жизненного пути личности? (αβ) Тема 4. ПАМЯТЬ План: 1. Общее понятие о памяти. 2. Виды памяти. 3. Индивидуальные особенности и типы памяти. 4. Характеристика процессов памяти. Литература: Гамезо М.Б., Домашенко И.А. Атлас по психологии. М.: Просвещение, 1936. Общая психология /Под ред. А.В.Петровского. 3-е изд., перераб. и доп. М.: Просвещение, 1986. Смирнов А.А. Избранное психологические труды. Т.П. Психология запоминания. М.: Педагогика, 1987. Ляудис В.Я. Память в процессе развития. М.: изд-во МГУ, 1976. Фресс Л., Пиаже Ж,. Экспериментальная психология. М.: Прогресс, 1973. Вып. IV. Лезер Ф. Тренировка памяти. М., 1978. Асмолов А.Г. Принципы организации памяти человека: Учебно-методическое пособие. М., 1985. Образы внешнего мира, возникающие в процессе постоянного взаимодействия человека со средой не исчезают бесследно. Они оставляют "след", который может сохраняться в течение неопределенного длительного времени. Процессы организации и сохранения прошлого опыта, делающие возможным его повторное использование в деятельности или возвращение в сферу сознания, называются памятью. Традиционно память изучается в системе познавательных процессов, но она является той основой, на которой строится любое психическое явление. Распад памяти - это распад личности, ведь все ее отношения, навыки» привычки, желания, притязания существуют благодаря памяти. Итак, память - это запачатление, сохранение и последующее воспроизведение того, что было содержанием прежнего опыта. Основаниями для классификации процессов памяти могут быть: I. Характер психической активности. /Рис. 120/.
Рис. 120 Виды памяти.
Образная память – это память на пердставления, картины природы и жизни, а также на звуки, запахи, вкусы. В соответствии с модальностью ведущего анализатора различают зрительную, слуховую, вкусовую, осязательную, обонятельную память. Зрительная и слуховая память играют важнейшую роль в жизненной ориентировке человека. Своеобразным феноменом образной памяти является так называемая «эйдетическая память» Эйдетизм - это способность человека к сохранению и воспроизведению чрезвычайного, живого и детального образа воспринятых, ранее предметов и схем.. Содержанием словесно-логической памяти является содержание мыслительных процессов: смысл событий, логика доказательства, смысл читаемого текста и т.п. При этом второстепенные детали не воспроизводятся. Эмоциональная память - это память на чувства» Так как эмоции играют большую роль в регуляции поведения, пережитые и сохраненные в памяти чувства выступают как сигналы, побуждающие к определенным действиям или удерживающие от них. Моторная память - это запоминание, сохранение и воспроизведение различных, движений и их совокупностей. Эта память служит основой для формирования различных, практических навыков от ходьбы, письма до сложнейших трудовых операций. II. Характер целей деятельности, наличие или отсутствие специальной мнемической задачи. Запоминание и воспроизведение, в котором отсутствует специальная цель что-то запомнить или припомнить, называется непроизвольной памятью. Намерение сохранить материал в памяти характеризует произвольную память. Результаты непроизвольного запоминания зачастую много лучше произвольного. Это касается тех случаев, когда оно осуществляется в процессе интенсивной мыслительной деятельности. III. Длительность сохранения материала. /Рис. 121/.
Рис. 121. Виды памяти
Долговременная память обеспечивает длительное сохранение материала, продолжительное удержание знаний, а также умений и навыков. Эта подсистема памяти характеризуется огромным объемом сохраняемой информации. Механизмом ввода этой информации является чаще всего многократное повторение, которое осуществляется на уровне памяти кратковременной.
Кратковременная память отличается очень кратким сохранением материала после однократного и очень краткого восприятия, а также немедленным воспроизведением. Средний объем кратковременной памяти ограничен 7+2 единицами интегрированной информации. Этот объем характеризует так называемую механическую память, которая функционирует без включения в процесс запоминания активного мышления. Механизмом кратковременного запоминания считают временное кодирование, т.е. отражение предназначенной для запоминания информации в виде определенных, последовательно расположенных символов в слуховой и зрительной системах человека. Выделяют еще и оперативную память - запоминание, проявляющееся в конкретной деятельности, действиях, операциях. Содержанием оперативной памяти являются некоторые промежуточные результаты деятельности. В оперативной памяти образуется как бы смесь из материалов, поступающих как из кратковременной, так и из долговременной памяти. В памяти людей можно наблюдать большие индивидуальные различия. Они мог/т касаться: - различной скорости запоминания; - прочности сохранения; - легкости воспроизведения. Индивидуальные особенности порождают существование различных типов памяти. Их выделяют на основе преобладания памяти той или иной модальности: а/ наглядно-образный тип памяти; б/ словесно-логический тип памяти; в/ эмоциональный тип памяти. Кроме типов и видом памяти выделяют еще ее процессы. Это запоминание /ввод информации в память/, воспроизведение /актуализация/, сохранение /удержание/ и забывание материала. Все эти процессы тесно связаны друг с другом: так, организация запоминания влияет на прочность сохранения, качество сохранения влияет на воспроизведение.
Запоминание - процессы памяти, обеспечивающие удержание материала в ней путем связывания новой информации с прошлым опытом. Процесс запоминания может протекать как мгновенное запечатление - импринтинг. При этом человек находится обычно в состоянии сильного эмоционального напряжения. Различают произвольное запоминание, когда оно определяется сложной целенаправленной умственной деятельностью, подчиненной специальной мнемической задаче; и непроизвольное запоминание. когда оно лишь сопровождает другую деятельность. По механизму выделяют логическое и механическое запоминание; по результату - дословное и смысловое.
Сохранение обеспечивает длительное удержание воспринятой информации в памяти в скрытом состоянии. Сохранение зависит от организации мнемических средств, от осмысленности и прочности запоминания, а также от мер, предупреждающих забывание - повторения. Процесс, противоположный сохранению - забывание. Забывание биологически целесообразно для человека. Темп забывания зависит от: - объема запоминаемого материала; - от его содержания и степени осознанности; - от личностной значимости материала; - от включенности в деятельность
Рис. 125 Формы воспроизведения прошлых опытов
Эффективность воспроизведения зависит от применяемого метода - чем больше ситуация воспроизведения напоминает ситуацию запоминания, тем лучше воспроизведение. Содержанием памяти являются образы предметов и явлений, основанные на прошлом восприятии. Это представления. В отличие от образов восприятия, они носят более обобщенный характер, так как предполагают интеллектуальную переработку, выделение в предмете существенных признаков, отнесение его к определенной категории; являются следами не одного восприятия, а сложной многоструктурной деятельности. α2β3 – отл., α2β2, α2β1 – хор., α1β2, α1β1– удовл. Вопросы: 1. Что такое память? (α1β1) 2. Что такое тип памяти? Какие известны индивидуальные различия в памяти? (α2β2) 3. Какие виды памяти вам известны? (α1β1) 4. Какие процессы входят в структуру памяти? (α1β1) 5. Что является содержанием памяти? Что такое представления? В чем их отличия от образов восприятия? (α1β2) 6. В чем заключается принципиальное отличие кратковременной памяти от оперативной? (α2β2) 7. Какие факторы влияют на продуктивность памяти? (α1β2) 8. Как, зная общие закономерности памяти, повлиять ее продуктивность? (α2β3) Тема 5. МЫШЛЕНИЕ План: 1. Общая характеристика мышления. 2. Мьшление и решение задач. 3. Виды мышления. 4. Показатели умственного развития и индивидуальные особенности мышления. Литература: Выготский Л.С. Мышление и речь. /Избр.психол.исследования. М.: изд-во АПН РСФСР, 1956. С. 119-122. Мышление: процесс, деятельность, общение /Отв.ред. А.Б.Грушинский. М.: Наука, 1982, С. 5-80. Рубинштейн С.Д. О мышлении и путях его исследования. М.: изд-во АПН СССР, 1958. Тихомиров О.К. Психология мышления. М0: изд-во МГУ, 1984. Общая психология /Под ред. В.В,Богословского и др. 3-е изд., перераб. и доп. М.: Просвещение, 1981. С. 238-258. Общая психология /Под ред. А.В. Петровского. 3-е изд0, пере раб. и доп. М.: Просвещение, 1986. С. 322-347. Хрестоматия по общей психологии. Психология мышления. М.: изд-во МГУ, 1981. С. 60-78. В психологии мышление определяют обычно как опосредованное и обобщенное отражение человеком действительности в ее существенных связях и отношениях. Являясь высшим познавательным процессом, мышление неразрывно связано с ощущениями и восприятием, с которых собственно и начинается познавательная деятельность. Через ощущения и восприятие мышление непосредственно связано с внешним миром. Но если на чувственной ступени познания внешнее воздействие приводит к возникновению соответствующих образов в нашем сознании прямо и непосредственно, т.е. образ возникает в процессе его восприятия, то отражение окружающего мира на уровне мышления осуществляется опосредованно через понятие, слово с помощью системы мыслительных операций: анализа, синтеза, сравнения, абстрагирования, обобщения, систематизации, классификации. /Рис. 126/.
Возникновение опосредованной формы отражения действительности является важным моментом в эволюции психики. Оно позволило субъекту "оторваться", эмансипироваться от конкретной ситуации и безгранично расширило его возможности. Благодаря мышлению человек познает не только то, что непосредственно воспринимает, или может воспринимать, но и то, что скрыто от прямого восприятия и может быть познано лишь в результате анализа, сравнения и других мыслительных операций. Являясь непосредственным выражением ситуации, чувственные образы не выходят за ее пределы, а значит, не позволяют до конца расч
|
|||||||||||||||||||||||||||||||||
Последнее изменение этой страницы: 2016-09-20; просмотров: 322; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.191.118.36 (0.014 с.) |