Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Тема 3. Развитие 1шдш в филогенезе↑ Стр 1 из 14Следующая ⇒ Содержание книги
Поиск на нашем сайте
План: 1. Диалектико-материалистическое понимание развития. 2. Проблема материальных основ психика. 3. Концепция происхождения и развития психики. 4. Биологически и социально детерминированное развитие форм поведения. Литература: Гамезо М.В., Домашенко И.А Атлас по психологии. М. t Просвещение, 1.86. C. 43-59. Леонтьев А.К. Проблемы развития психики. М.: МГУ, 1972. Немов P.O. Психология. M., Просвещение, 1990. С. 24-27. Общая психология /Под ред. А.Б.Петровского. М., Просвещение, 1936. С. 63-32. Рубинштейн СД. Основы общей психологии. М., Педагогика, 1989. С. 106-167. Исследование проблемы развития психики в филогенезе мы начнем с рассмотрения материалистической концепции развития психики. Развитие психики является не только интересной частной областью исследования, но и общим принципом или методом исследования любой психологической проблемы. Закономерности всех психических явлений познаются в их развитии: в процессе их движения и изменения, возникновения и отмирания. Диалектичектический принцип определяет сложную трактовку самого процесса развития. а) При диалектическом понимании развитие психики рассматривается не только как рост (увеличение или уменьшение), но главным образом как изменение, как постоянный процесс. Согласно диалектическому пониманию психическое развитие является не только увеличением изначально данных качеств, а также и появлением новых. Таким образом, непрерывность развития прерывается: в целостном процессе психического развития выделяются самостоятельные этапы или ступени. Процесс психического развития происходит при этом не как "рекапитуляция", а как сложные и часто зигзагообразный поступательный процесс - от одной» к другой качественно своеобразной ступени психического развития. б) Психическим явлениям свойственны внутренние противоречия. Подлинным содержанием психического развития является борьба этих: внутренних противоречий. Задача психологии заключается в том, чтобы вскрыть преемственность в развитии высших форм психики, проследить происходящий в борьбе процесс развития их существенных закономерностей. в) Возникновение новой ступени психического развития не является чисто внешней надстройкой. Внутри предшествующей стадии осуществляется подготовка: внутри нее нарастают - сначала в качестве подчиненных моментов - те процессы, которые став ведущими, дают начало новой ступени развития.
Рис. 11. Трактовка идеалистическая
Рис. Трактовка материалистическая Согласно материалистической трактовке развития психики, его научное изучение должно исходить из зависимости, его научное изучение должно исходить из зависимости психики, сознания от их материальных основ (рис. 12)
Рис. 12 Раскрытие внутренней взаимосвязи нервной системы как механизма деятельности с самой осуществляемой деятельностью (по С.Л. Рубинштейну)
На основе межпредметных научных исследований установлено, что прямо или косвенно, образ жизни играет определяющую роль – в развитии и строении, и функции и их единстве, причем, влияние образа жизни на строение опосредованно функцией. Только принятие этого положения создает биологические и естественнонаучные предпосылки для единого целостного учения о развитии, в которое органичным звеном входит проблема развития психики в филогенезе.
Рис. Влияние на развитие психического отражения строения нервной системы и характера взаимоотношений организма со средой (по А.Н. Леонтьеву). Тропизм - обусловленная симметричным строением организма вынужденная реакция - установка или движение - организма под воздействием внешних физико-химических раздражителей. Тропизм - это вынужденная ориентировка организма по отношению к внешним силовым линиям.
Рис. Основные тропизмы
Раздражимость – представляет собой способность живого организма реагировать на воздействия биологически значимых (биотических) влияний. Чувствительность – способность некоторых живых организмов воспринимать раздражители, обладающие сигнальной функцией по отношению к раздражителям, имеющим прямое биологическое значение. Согласно гипотезе А.Н. Леонтьева, чувствительность – есть генетически «не что иное, как раздражимость по отношению к такого рода воздействиям среды, которые соотносят организм к другим воздействиям, т.е. которые ориентируют организм в среде, выполняя сигнальную функцию».
Рис. Тенденция прогрессирующего развития нервной системы.
Уровень развития нервной системы и органов чувств (в частности рецепции) определяют уровень и формы психического отражения. Рецептор - орган, специально приспособленный для восприятия раздражений, отличающейся повышенной чувствителъностыо.
Рис. Тенденции развития рецепторного аппарата органов чувств.
Таким образом эволюция форм психики выражается в усложнении форм функций рецепторов, а также сигнальной деятельности. Развитие специализированных дистантных рецепторов увеличивает возможность отражения действительности, способствует развитию более совершенных форм поведения. Позднее гипотеза А.КЛеонтьева была уточнена на основе новейших зоопсихологических данных К.Э.Фабри. Согласно взглядам Леонтьева-Фабри, развитие психического отражения и поведения от животных до человека можно представить так, как это показано на рис. 17.
Стадии и уровни развития психики и поведения животных (по А.Н. Леонтьеву и К.Э. Фабри)
Рис. 17 Стадии и уровни развития психики и поведения животных (по Р.С. Немову)
Поведение - определенным образом организованная деятельность, осуществляющая связь организма с окружающей средой. В то время как у человека внутренний план сознания отдифференцирован от поведения, у животных психика и поведение образуют непосредственное единство. Поэтому изучение развития психики необходимо предполагает изучение психики в единстве с поведением. Согласно гипотезе С. Л.Рубинштейна, биологические у животных и исторические формы психики у человека детерминированы и образуют различные, связанные друг с другом, многообразные отношения и взаимопереходы (рис. 18)
Рис.18 Гипотеза С.Л. Рубинштейна о развитии психики, которое определяется изменением форм существования, образа жизни
Ри
Рис. Взаимосвязанное форм поведения, сопровождаемое изменением форм отражения.
Рис. 20. Динамика форм регуляции поведения
Формы психического отражения, возникая внутри тех или иных: форм поведения и в зависимости от нас, в свою очередь, опосредуют переход от одной формы поведения к другой. Вопросы: 1. В чем заключается диалектический подход к понятию «развитие психики»? (α2β2) 2. Какое значение для материалистического понимания психики имеет положение «о единстве строения и функции»? (α1β2) 3. Чем обусловлено развитие форм психического отражения? (α2β3) 4. Чем обусловлен переход от стадии элементарной сенсорной к стадии перцептивной психики? (α2β2) 5. Какое значение имеет /изучение поведения для изучения развития психики? (α2β2) 6. Назовите основные формы психического отражения (α1β1) 7. Расскажите об особенностях психического отражения на раз личных стадиям филогенеза (α2β1)
|
|||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Последнее изменение этой страницы: 2016-09-20; просмотров: 300; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.140.188.174 (0.007 с.) |