Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Тема 2. Личность в психологииСодержание книги
Поиск на нашем сайте
План: 1. Понятие о личности. 2. Онтогенетическое развитие личности. 3. Психологическая структура личности. 4. Динамизм и устойчивость личности. 5. Воспитанность личности.
Литература: Ананьев Б.Г. Человек как предмет познания. Л., 1963 Биологическое и социальное в развитии человека / Под ред Б.Ф. Ломова, Е.В. Шороховой, А.В. Брушлинского. М., 1977 Грановская Р.М. Элементы практической психологии. Л., 1990. с.240-283 Общая психология/ Под ред. А.В. Петровского. М., Просвещение, 1986. С.197-225 Платонов К.К. Структура и развитие личности. М., 1986. Теплов В.М. Избр. Тр.: В 2-томах М., 1985
Личность - системное качество, приобретаемое индивидом в предметной деятельности и общении, характеризующее его со стороны включенности в общественные отношения. Индивидуальное развитие человека осуществляется в постоянном активном взаимодействии с миром– природой и обществом. Благодаря открытости системы «человек-мир» возможны объективная познаваемость субъективных психических явлений, управление процессом человеческого развития. Человека можно представить не только как «открытую» систему, но и как систему «закрытую», - «встроенную» в «открытую» систему взаимодействия с миром (рис. 42). «В этом – относительно обособленном от окружающего внутреннем мире складываются комплексы ценностей (жизненных планов и перспектив, глубоко личных переживаний), определенные организации образов («портретов», «пейзажей», «сюжетов») и концептов, притязаний и самооценки».[2]
Этапы онтогенетического развития человека в обществе
Целеустремленная активность
Рис. 43
Моргун В.Ф. предпринял попытку построения монистической концепции многомерного развития личности. (Рис. 44) Развитие индивида в личность согласно этой концепции, проиходит в результате разрешения основного противоречия между ограниченностью индивида как биологического существа, реализующего в деятельности надиндивидные процессы. Социально-психологические характеристики личности: Статус личности – объективное положение человека в системе межличностных отношений. (Осознание человеком частично или полностью, адекватно или неадекватно). Позиция личности – характеризует субъективно деятельную сторону положения человека в структуре отношений. Роли личности – динамический аспект статуса, реализация связей, заданных позициями человека в обществе. Диапозон и количество ролей определяются многообразием социальных групп, видов деятельности и отношений, в которые включается личность. (Рис. 45) В теории ролей (Д. Мид, М. Кун, И. Блумер) главное внимание уделяется индивидуальному исполнению человеком роли, раскрытию механизмов активности личности, определяемых требованиями и ожиданиями, а также активностью самой личности. (Рис. 46). Индивидуальность – своеобразие психического склада личности, ее неповторимость. Общие характеристики индивидуальности: - многоуровневость и интегральность; - творческая активность; - вариативность поведения. Неравномерность, гетерохронность и целостность – главные законы развития, обеспечивающие единство развития человека как индивида, субъекта, личности и индивидуальности.
Рис 45.
Рис. 46 Механизмы активноти личности.
Рис. 47 Дифференцированне критерии развития личности
Рис. 48
Структура личности (К.К. Платонов)
СОЦИО
х
БИО
Рис. 49
По Ядову
Рис. 50 Ведущие компоненты в структуре направленности личности в различных психологических теориях.
Рис. 51 Социальный и индивидуально-психологический смысл устойчивости личности
Рис. 52 Воспитанность личности – интегральная социально-психологическая характеристика целостной личности. Критерии воспитанности: 1. Соответствие поведения, отношений, установок человека общечеловеческим ценностям. 2. Степень практического проявления в личности чувств долга, ответственности, качеств активности, самостоятельности, надежности. 3. Соотношение в направленности и поведении ценностных ориентацией на себя, на деятельность, на взаимодействие. 4. Соотношение внутреннего гуманизма и внешней воспитанности. 5. Способность творчески менять поведение человека в нестандартных условиях.
α1β2 – отл.; α1β2,α2β1 хор.; α1β1 – удов.
Вопросы: 1. Проанализируйте определения понятий «Индивид», «Личность», «Индивидуальность» и выпишите отличительные особенности определяемых явлений. (α2β2) 2. Перечислите все компоненты, составляющие каждую из подструктур личности, т.е. Компоненты системы обеспечения деятельности; Компоненты системы обеспечения социального взаимодействия: Компоненты системы самоуправления. (α2β2) 3. Дайте психологическую характеристику качеств и элементов форм направленности личности значимого для Вас человека. (α2β3) 4. В чем заключается диалектика развития личности? (α2β2) 5. Приведите известные Вам определения личности. (α1β1)
α2β2 – отл.; α1β2, α2β1 – хор.; α1β1 – удов.
Вопросы: 1. Проанализируйте определения понятие: "индивид", "личность", "индивидуальность" и выпишите отличительные особенности определяемых явлений. (α2β2) 2. Перечислите все компоненты, составляющие каждую из подструктур личности, т.е.
- компоненты системы обеспечения деятельности; - компоненты системы обеспечения социального взаимодействия: - компоненты системы самоуправления. (α2β2) 3. Дайте психологическую характеристику качеств и элементов направленности личности значимого для Вас человека. (α2β2) 4. В чем заключается диалектика развития личности? (α2β2) 5. Приведите известные Вам определения личности. (α1β1)
|
|||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Последнее изменение этой страницы: 2016-09-20; просмотров: 299; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.145.88.111 (0.006 с.) |