Тема 2. Личность в психологии 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Тема 2. Личность в психологии



План:

1. Понятие о личности.

2. Онтогенетическое развитие личности.

3. Психологическая структура личности.

4. Динамизм и устойчивость личности.

5. Воспитанность личности.

 

Литература:

Ананьев Б.Г. Человек как предмет познания. Л., 1963

Биологическое и социальное в развитии человека / Под ред Б.Ф. Ломова, Е.В. Шороховой, А.В. Брушлинского. М., 1977

Грановская Р.М. Элементы практической психологии. Л., 1990. с.240-283

Общая психология/ Под ред. А.В. Петровского. М., Просвещение, 1986. С.197-225

Платонов К.К. Структура и развитие личности. М., 1986.

Теплов В.М. Избр. Тр.: В 2-томах М., 1985

 

 

Личность - системное качество, приобретаемое индивидом в предметной деятельности и общении, характеризующее его со стороны включенности в общественные отношения.

Индивидуальное развитие человека осуществляется в постоянном активном взаимодействии с миром– природой и обществом. Благодаря открытости системы «человек-мир» возможны объективная познаваемость субъективных психических явлений, управление процессом человеческого развития. Человека можно представить не только как «открытую» систему, но и как систему «закрытую», - «встроенную» в «открытую» систему взаимодействия с миром (рис. 42).

«В этом – относительно обособленном от окружающего внутреннем мире складываются комплексы ценностей (жизненных планов и перспектив, глубоко личных переживаний), определенные организации образов («портретов», «пейзажей», «сюжетов») и концептов, притязаний и самооценки».[2]

 


 

Этапы онтогенетического развития человека в обществе

 

       
 
индивид
 
субъект


Целеустремленная активность

   
 
 
 

 

 


индивидуальность
личность
Творчество

 
 

 


Рис. 43


 

Моргун В.Ф. предпринял попытку построения монистической концепции многомерного развития личности. (Рис. 44)

Развитие индивида в личность согласно этой концепции, проиходит в результате разрешения основного противоречия между ограниченностью индивида как биологического существа, реализующего в деятельности надиндивидные процессы.

Социально-психологические характеристики личности:

Статус личности – объективное положение человека в системе межличностных отношений. (Осознание человеком частично или полностью, адекватно или неадекватно).

Позиция личности – характеризует субъективно деятельную сторону положения человека в структуре отношений.

Роли личности – динамический аспект статуса, реализация связей, заданных позициями человека в обществе.

Диапозон и количество ролей определяются многообразием социальных групп, видов деятельности и отношений, в которые включается личность. (Рис. 45)

В теории ролей (Д. Мид, М. Кун, И. Блумер) главное внимание уделяется индивидуальному исполнению человеком роли, раскрытию механизмов активности личности, определяемых требованиями и ожиданиями, а также активностью самой личности. (Рис. 46).

Индивидуальность – своеобразие психического склада личности, ее неповторимость.

Общие характеристики индивидуальности:

- многоуровневость и интегральность;

- творческая активность;

- вариативность поведения.

Неравномерность, гетерохронность и целостность – главные законы развития, обеспечивающие единство развития человека как индивида, субъекта, личности и индивидуальности.

 
 

 


Рис 45.

 

 


Рис. 46 Механизмы активноти личности.

 

       
   
Критерии зрелости
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

 

 


Рис. 47 Дифференцированне критерии развития личности


 

 

 


Рис. 48

 

Структура личности (К.К. Платонов)

 
 
Подструктура направленности личности (потребности, интересы, идеалы, убеждения)


СОЦИО

           
     
 
 
 

 

 


х
 
 

 


БИО

 

 

Рис. 49

 


По Ядову

 

Рис. 50 Ведущие компоненты в структуре направленности личности в различных психологических теориях.

 

 


Рис. 51 Социальный и индивидуально-психологический смысл устойчивости личности

 
 

 

 


Рис. 52

Воспитанность личности – интегральная социально-психологическая характеристика целостной личности.

Критерии воспитанности:

1. Соответствие поведения, отношений, установок человека общечеловеческим ценностям.

2. Степень практического проявления в личности чувств долга, ответственности, качеств активности, самостоятельности, надежности.

3. Соотношение в направленности и поведении ценностных ориентацией на себя, на деятельность, на взаимодействие.

4. Соотношение внутреннего гуманизма и внешней воспитанности.

5. Способность творчески менять поведение человека в нестандартных условиях.

 

α1β2 – отл.; α1β22β1 хор.; α1β1 – удов.

 

Вопросы:

1. Проанализируйте определения понятий «Индивид», «Личность», «Индивидуальность» и выпишите отличительные особенности определяемых явлений. (α2β2)

2. Перечислите все компоненты, составляющие каждую из подструктур личности, т.е.

Компоненты системы обеспечения деятельности;

Компоненты системы обеспечения социального взаимодействия:

Компоненты системы самоуправления. (α2β2)

3. Дайте психологическую характеристику качеств и элементов форм направленности личности значимого для Вас человека. (α2β3)

4. В чем заключается диалектика развития личности? (α2β2)

5. Приведите известные Вам определения личности. (α1β1)

 

α2β2 – отл.; α1β2, α2β1 – хор.; α1β1 – удов.

 

Вопросы:

1. Проанализируйте определения понятие: "индивид", "личность", "индивидуальность" и выпишите отличительные особенности опреде­ляемых явлений. (α2β2)

2. Перечислите все компоненты, составляющие каждую из подструктур личности, т.е.

 

- компоненты системы обеспечения деятельности;

- компоненты системы обеспечения социального взаимодействия:

- компоненты системы самоуправления.

2β2)

3. Дайте психологическую характеристику качеств и элементов направленности личности значимого для Вас человека. (α2β2)

4. В чем заключается диалектика развития личности? (α2β2)

5. Приведите известные Вам определения личности. (α1β1)



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-09-20; просмотров: 266; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.22.181.211 (0.03 с.)