Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Операциональная структура деятельности.
Всякая деятельность включает в себя внешние и внутренние компоненты. По своему происхождению внутренняя (психическая) деятельность производна от внешней (предметной) деятельности. В процессе интериоризации внешние действия подвергаются специфической трансформации (рис.26).
Идеальная представленность Одного человека в другом Избирателньое человек как объект Целенаправленное социальных отношений
Рис. Система общепсихологических категорий (по Б.Ф. Ломову)
Рис. 24 Психологическая структура деятельности
Рис. Структура деятельности.
Рис. Развитие действий во внутреннем плане
Итак, интериоризация - это не просто процесс "погружения" внешних действий во внутренний план, это прежде всего формирование самого этого плана. Интериоризуясь, действие становится способным к дальнейшему развитию во внутреннем плане, которое переходит границы возможностей внешней деятельности. Экстериоризация - это развертывание и реализация умственного действия во внешнем плане. Важно подчеркнуть, что интериоризация и экстериоризация рассматриваются как основные механизмы психического развития. Здесь равно важны переходы от внешнего к внутреннему и от внутреннего к внешнему как отдельных сторон психической деятельности, так и всей психики в целом.
Рис. Взаимопереходы интериоризации-экстериоризации. Обуславливающие динамику психической деятельности. Итак, наличие данных психических механизмов позволяет рассматривать процесс психического развития как образование серии превращенных форм поведения, деятельности и сознания. Действие - это относительно завершенные элемент деятельности, направленный на достижение определенной прожиточной осознаваемой цели. Действие имеет сложную многокомпонентную структуру. (рис. 26).
компоненты
Рис. Компоненты действия и их функции.
Одно и то же действие в разных условиях может выполняться по-разному.
Операцией называется способ, которым выполняется действие в конкретных условиях. Мотивационная структура деятельности характеризует проявление личности (направленности личности) в деятельности.
Рис. Проявление личности в деятельности.
Деятельность субъекта всегда направляется некоторой потребностью. Потребность является объективной нуждой человека в чем-либо и выражает зависимость человека от факторов природы, культуры и социума, необходимых дал его функционирования как живого человека и личности. В связи с этим можно выделить несколько классов человеческих потребностей. Возможны несколько классификаций по разным основанием. Например (рис. 30, рис. 31):
Рис. 30 Классификация потребностей (по Л.Б. Ительсону и А.В. Петровскому)
Рис. Виды потребностей (по М. Гамезо и И.А. Домашенко)
Регулирующую и направляющую функцию в деятельности потребность приобретает в процессе выделения из предметной среды класса предметов или конкретного предмета, «усвоение» которого способно удовлетворить эту потребность. Опредмечивание – воплощение способностей человека в продукте деятельности, удовлетворяющем потребности. «Опредмеченная» таким образом потребность становится мотивом деятельности. Мотивы – побуждение к деятельности, связанные с удовлетворением потребностей субъекта. Мотивы характеризуются разной степенью осознанности (рис. 32)
Рис. Квалификация мотивов
Влияние мотивов на результаты деятельности опосредовано сложностью деятельности. Первый закон Иеркса-Додсона; при высокой мотивации эффект выполнения деятельности низкий (рис. 33, 34).
Второй закон Иеркса-Додсона: выполнению легкой деятельности соответствует высокий уровень мотивации, для успешного выполнения трудной деятельности уровень мотивации должен быть низким. Притязания - желаемый личностью уровень достижения б деятельности. Цель, выбранная человеком среда задач разной степени сложности, определяется как уровень притязания. Динамика уровня притязания происходит лишь в интересной и значимой для человека деятельности (рис. 35)
При адекватной самооценке после успеха уровень притязания повышается – человек выбирает более сложную цель. После неуспеха, если он относит неудачу к собственной личности.
Уровни мотивации Уровни мотивации Легкое задание Трудное задание
Задание средней трудности
Рис. 35. Динамика уровня притязания
Цель – это то, что реализует человеческую потребность и выступает в качестве образа конечного результата деятельности. Предлагается классификация целей по их значимости, характеру развития, самоподчинения и т.д. (Рис. 36)
Рис.36. Классификация целей (по Б.С. Украинцеву)
Процесс формирования цели – целеобразование – одновременно является порождением новых действий. Главный механизм целеобразования – превращение динамичной цели в устойчивую в определенных психологических условиях. (Рис. 37).
Рис. 37. Психологические условия приобретения устойчивости цели (По Франклу, Гулд, Райту)
Отношение – основанная на индивидуальном опыте избирательная, осознанная связь человека со значимым для него объектом (В.Н. Мясищев). Свойства сознания человека проявляются в познавательном и ценностном отношении человека к действителньости.
Рис.38. Познавательная и оценочная деятельность сознания
Рис.39. Переживание отношения к деятельности и факторы его обуславливающие Психологические отношения представляют интегральную систему избирательных связей человека с действительностью, определяющей его действия переживания. (Рис. 39.) Содержательная структура деятельности включает знания, умения, которые находятся в определенном соотношении. (Рис. 38.)
Рис. 40. Соотношение знаний, умений, навыков и механизмы их формирования
Знания – система представлений и понятий, которыми владеет человек. Умения – сознательный уровень выполнения действий с учетом различных условий. Навык – действие, сначала требовавшее для своего выполнения сознательного контроля, а затем выполняемые при меньшем контроле осознания или при его полном отсутствии.
Формирование навыка происходит в несколько этапов при наличии определенных условий. (Рис. 41.)
Рис. 41. Этапы и условия формирования навыка
α2β3α3β3 – отл., α2β2 – хор. - α3β2; α2β1удовл:α1β1
Вопросы:
1. Почему понятия «Деятельность», «Отражение», «Общение», «Личность» образуют систему общепсихологических категорий? (α1β2) 2. В чем заключается причина различных способов представления психологической структуры деятельности? (α1β4) 3. Какие преобразования происходят при интериоризации действий? (α2β3) 4. Дайте психологическую характеристику компонентам мотивационной структуры личности. (α2β1) 5. В чем причина снижения эффективности деятельности при высокой мотивации и повышения ее низкой? (α2β2) 6. При каких условиях происходит динамика уровня притязания в деятельности? (α2β2) 7. Каковы психологические условия сохранения устойчивости целей? (α1β1) 8. В чем отличие познавательного отношения человека к действительности от эмоционально-ценностного? (α2β2) 9. Дайте характеристику понятий: «знания», «умения», «навыка». Каковы психологические механизмы их формирования? (α1β1)
|
|||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Последнее изменение этой страницы: 2016-09-20; просмотров: 421; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.226.93.207 (0.057 с.) |