Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Препятствия росту и психологический рост личности

Поиск

Тревожность - состояние, вызываемое ожидаемым или предвиди­мым возрастанием напряжения или неудовольствия, которое развивает­ся в реальной или воображаемой ситуации, когда угроза слишком ве­лика, чтобы ее игнорировать, чтобы с ней справиться или разрядить.

Способы искажения или отрицания самой ситуации, вызвавшей состояние тревожности называются защитными механизмами

 

 

 
 

 


Рис. 72 Ситуации, искажаемые или отрицаемые под действие защитных механизмов.

 


 

 

Рис. 71 Стадии психосексуального развития личности (По Фрейду)

Механизмы психологической

Защиты личности

Сублимация - это процесс, посредством которого энергия, пер­воначально направленная на сексуальные или агрессивные цели, перенаправляется к другим целям, часто художественным, интеллектуаль­ным или культурным.

Сублимированная энергия уменьшает первоначальные побуждения

- это "успешная защита".

Регрессия /подавление/, отрицание, рационализация, акретивное образование, изоляция, проекция - "патогенные" механизмы защиты - блокируют прямое выражение потребностей.

Регрессия - удаляет потенциально вызывающее тревожность со­бытие, идею или восприятие из сознания, "удерживает" их на рас­стоянии от сознания, препятствуя таким образом возможному их разрешению

"Я сделал это", - говорит моя память. - "Невозможно, чтобы я сделал это", - говорит моя гордость, и остается непреклонной. В конце концов память уступает.

Рационализация - это нахождение приемлемых причин или основа­ний для неприемлемых мыслей или действий.

Например: "Этот эксперимент был логическим продолжением моей предыдущей работы" /он начинался, как сшибка, но, к счастью, из этого что-то получилось/.

Итак, рационализация препятствует психическому росту, потому что не позволяет рационализирующему работать с истинными, менее похвальными, рационализирующими силами.

Реактивные образования

Этот механизм подменяет поведение или чувствование таким, ко­торое диаметрально противоположно действительному желанию; это явная бессознательная инверсия желания.

Главные психологические характеристики реактивных образова­ний - преувеличение, ригидность и экстравагантность.

Реактивные образования можно видеть в любом преувеличенном поведении: - Хозяйка, которая постоянно моет и чистит свой дом, может сосредотачивать свое сознание на пребывании в грязи. - Ро­дители, не принимающие упреки детей, может быть, настолько "вме­шивались" в их жизнь под предлогом заботы об их благополучии, что эта сверхзабота могла быть формой наказания.

Проекция - приписывание другому человеку или объекту качеств, чувств или намерений, которые исходят от самого приписывающего.

Например: "Все мужчины и женщины хотят одного и того же" /Я много думаю о сексе/.

Люди, которые имеют тенденцию стереотипизировать других, об­наруживают мало понимания собственных чувств.

Изоляция - это отделение вызывающей тревожность части ситуа­ции от остальной сферы души. Например, дети, взяв игрушечную зве­рушку, "дают" ей делать и говорить то, что родители не разрешают самому ребенку в обычных обстоятельствах.

Итак, психологическая защита избегает реальности, переопреде­ляет реальность, помещает внутреннее чувство во внешний мир, раз­деляет реальность» В каждом случае либидозная энергия, необходи­мая для поддержания защиты, существенно ограничивает подвижность и силу Я.

Психический рост личности

Цель психоанализа состоит в том, чтобы освободить ранее не­доступный бессознательный материал, чтобы с ним можно было опери­ровать сознательно.

Бессознательный психический материал, полагал Фрейд, остает­ся бессознательным, при условии постоянного и значительного рас­ходования либидо. Если этот материал становится доступным созна­нию, то энергия Оно может быть использована на более здоровые цели.

Высвобождение бессознательного заблокированного материала с помощью психоаналитических техник /толкование сновидений, метод свободных ассоциаций, перенесение, анализ забывания, описок, ого­ворок, шуток/ - может уменьшить саморазрушительные тенденции и способствовать психическому росту личности.

Неофрейдисткие теории - направление в психологии, сторонники которого пытались преодолеть биологизм классического ортодоксаль­ного фрейдизма и ввести основные его положения в социальный кон­текст развития личности (Рис 72)

α1β3 – отл. α1β2 – хор. α1β1 – удовл.

Вопросы:

1. Если психику человека уподобить айсбергу, то какое пси­хическое образование по З.Фрейду будет вершиной, а какие - неви­димой частью айсберга? (α1β1)

2. На каком предположении З.фейд обосновывает свои теорети­ческие психологические построения? (α2β1)

3. Что такое побуждения или инстинкты и каковы их психичес­кие функции? (α2β1)

4. В каких позициях по отношению к жизни-смерти и друг другу состоят основные инстинкты человека? (α1β2)

5. В чем, на ваш взгляд, состоит отличие более ранних и позд­них представлений З.Фрейда о структуре психики? (α1β2)

6. В чем состоит нормальное психическое развитие личности? (α2β3)

7. Почему З.Фрейд полагает, что основная проблема души: как справиться с тревожностью? (α2β3)

8. Каковы механизмы успешной и "патогенной" психологической
защиты? (α1β1)

9. Какие базовые бессознательные мотивы и способы их реали­зации в поведении выявляют неофрейдисты? (α1β2)


 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-09-20; просмотров: 276; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.142.135.24 (0.006 с.)