Раздел VII. Общение и группы 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Раздел VII. Общение и группы



Тема 1. ОБЩЕНИЕ

План:

1. Психологический анализ категорий общения.

2. Психологическая структура общения.

3. Уровни общения.

4. Коммуникативная компетентность личности в общении.

5. Психологические средства общения.

6. Речевые средства общения. Стили речи.

Литература:

Бодалев А.А. Восприятие и понимание человека человеком. М., 1982

Горелов И., Енгалычев В. Безмолвный мысли знак. М.: Молодая гвардия, 1991. С.. 240.

Добрович А.Б. Воспитателю о психологии и психогигиене обще­ния. М., 1987.

Емельянов Ю.Н. Обучение паритетному диалогу. Л.: изд-во ЛГУ, 1991. С. 3-21.

Межличностное восприятие в группе /Под ред. Г.М.Андреевой и А.И.Донцова. М., 1981.

Общая психология /Под ред. А.В.Петровского. ГЛ.: Просвещение, 1986. С. 127-157.

Пиз А. Язык телодвижений. Как читать мысли других по их жес­там. Новгород: Ай Кью, 1992. 262 с.

Юсупов И.М., Бевзова Л.В. Учителю об искусстве общения. Фрун­зе: Мектей, 1990. 48 с.

Общение - многоплановый процесс развития контактов между людьми, порожденный потребностями совместной деятельности /А.В. Петровский/.

Структуру общения образуют виды общения и механизмы их реали­зации. /Рис. 150/.

Общение как коммуникация.

Коммуникация - обмен информации между людьми, в результате которого прибавляется что-то новое к уже имеющимся представлениям.

Коммуникатор - человек, адресующий информацию другому человеку, а реципиент - тот, кто ее принимает.

Общение как восприятие /перцепция/.

Перцепция - восприятие партнерами друг друга как заслужива­ющего доверия.

Механизмы восприятия.

Идентификация - это способ понимания другого человека через сознательное или бессознательное уподобление его характеристикам самого объекта.

Рефлексия - осознание субъектом того, как он воспринимается партнером по общению.

Стереотипизация - классификация форм поведения и субъектив­ная интерпретация их причин путем отнесения к явлениям, отвеча­ющим социальным стереотипам.


 

 


Рис. 151

 

Общение как взаимодействие.

Интеракция - обмен действиями, осознанно пли неосознанно направленными на регуляцию позиции партнера.

Каждый контакт - это целостный акт сознания, двигательной реакции и чувства - кооперация сенсорной, мускульной и вегетатив­ной систем человека /Перис Ф., Гудман Р./.

 

 

Коммуникативная компетентность (КК) - - такой уровень обученности взаимодействию с окружающими, который требуется индивиду, чтобы в рамках своих способностей и социального статуса успешно функционировать в данном обществе.

Источники и методы формирования КК, имеющие для каждого че­ловека различную субъективную значимость, представлены на рис. 152 /Ю.Н.Емелъянов/.

Особое значение для формирования имеет жизненный опыт - эмпирические знания, вырабатываемые интуитивным психологом в хо­де жизни и постоянно проверяемые на практике.

«Проектирование человека» - основная психолого-педагогическая проблема /В.А.Сухомлинский/ - формулируется как задача проектирования воспитывающей среды. Процесс непроизвольного Нормирова­ния индивидом целостного жизненного опыта определяет "эффект трансситуационного научения". Научение в межличностном контексте предшествует Нормированию структуры личноети, "Я-концепции" и самооценки, которые также нормируются в межличностном контексте.

 

 


Рис. Источники коммуникативной компетентности и методы неформирования (по Ю.Н. Емельянову)

 

Важным эмпирическим показателем коммуникативной компетент­ности, по крайней мере, для интуитивного психолога выступает эмпатия.

Такой психологический феномен, как эмпатия, достаточно слож­ный, связан с сущностными характеристиками функционирования пси­хики.

Так, коммуникативная функция в сфере сознания реализуется через общение и состоит в обмене замыслами, идеями, образами, т.е. во взаимной презентации субъектами совместной деятельности процесса и результата психического отражения. Коммуникативная Пункция оказывается имплицитно включенной в функции психического отражения и регулирования.

На рис. 153 представлена структура эмпатии. Понятийное поле вокруг центрального понятия "эмпатия" разбито на подмножества, находящиеся между собой в формально-логических отношениях и об­разующих понятийный тетрабазис, каждая сторона которого являет­ся ведущей и объединяющей для триады ее составляющих.

В современной психолгогии понятие «эмпатия» часто отождествляется с социальной сенситивностью (чувствительностью) – означает способность распознавать мысли и чувства другого, представляя его оценки и самооценки. (Даймонд, Бронфербриннер).

"Эмпатия - -воображаемое перенесение себя в мысли, чувства и действия другого иструктурирование мира по его образцу".

Именно такая идентификация выступает источником понимания и предсказания поведения других людей /Маркус/.

Дифференцировка эмпатии как психического процесса производится с учетом преобладания в нем одного из компонентов:

а/ когнитивного - в образе, отражающем состояние другой лич­ности, преобладает рациональное содержание - понимание.

Близко по смыслу интуитивному познанию другой личности /Шибутани/;

б/ эмоционального - эмоционально окрашенный образ как реак­ция отзывчивости на переживания другого;

в/ действенного - действенная эмпатия является высшей формой межличностных отношений - характеризует нравственную сущность другого человека.

Область подсознательного отражения
сопереживание
синтония
аттракция
Область аффективного регулирования
На рис.155 представлена иерархическая структурно-динамичес­кая модель эмпатии.

 

                               
   
Неосознанная привлекательность одного человека для другого как результат его эмоционального отношения
 
Инстинктивное созвучие с окружающей средой, «массовое чувство»
 
Социально обусловленная желательная индивидуальность эмоционально окрашенная реакция
 
     
 
   
Область произвольного регулирования
 
     

 


Рис. 153 Понятийный тетрабазис

Структура эпатии (по Юсупову).

 

 

       
 
 
 
 
   

 


Объект переживаний
Субъект эмпатии

 

Рис. 155 Иерархическая структурно-динамическая модель эмпатии.

 

В данном контексте уделяется большое внимание межличностной ситуации как единице анализа общения.

Межличностная ситуация - "человеческая чувственная деятель­ность" в поле "человек-среда", межличностная ситуация уникальна, поскольку обусловлена субъективными истолкованиями событий участ­никами общения с последующими действиями, зависимыми от этих ис­толкований. Самовосприятие составляет еще один аспект ситуацион­ного контекста. /Двумерность межличностной ситуации показана на рис.156 с помощью координатa,b-ситуации/.

Тогда в задачу психолога входит изучение психических процес­сов, посредством которых человек определяет и истолковывает для себя происходящие события, выбирает средства и меру участия в них.

На рис.157 показана схема средств вербального и невербаль­ного общения. Функции речи в общении схематически изображены на рис. 158. Психологию особенно интересует коммуникативная Функция речи: наличием эмоционально-выразительной Функции общение отли­чается от коммуникации.

Коммуникативная компетентность на уровне вербального обще­ния выражается в выборе стиля речи, адекватного одномерной модели типовой ситуации общения /где, с кем, с какой целью?/.

Каждый стиль речи в общении характеризуется ведущими стиле­выми чертами, которые проявляются как в содержании высказывания, так и в его языковом оформлении. /Рис. 159/.


 

             
   
 
 
 
   
     
 
   
 
     
 

 

 


Рис. 157 Средства общения


 


 

Тип речи Стиль речи Ситуация общения Стилевые черты
где с кем зачем
разговорный разговорный Неофициальная обстановка 1-1 Общение (поговорить) Непренужденность, расплывчатость, личностный смысл
книжный научный Официальная обстановка 1- много Сообщение (объяснить) Абстрактность, точность, логичность
книжный Официально-деловой Официальная обстановка 1- много Сообщение (проинструктировать) Официальность, точность, бесстрастность, объективность
Книжный Официальная обстановка ------ ----- Воздействие (убедить) Призывность, эмоциональность
книжный --- ------ ----- Воздействие (изобразить) Конкретность, образность, эмоциональность

Рис. 159 Психологическая характеристика стилей речи

 

Большинство психологов сходятся во мнении, что словесное об­щение в беседе занимает не менее 35%, более 65% информации пере­дается с помощью невербальных средств общения. Жест и мимика не­сут в общении до 40% информации. Ритмически согласованные с интонацией, ударениями и паузами, жесты выражают и формируют эмоцио­нальное отношение говорящего.

Итак, в повседневной жизни коммуникативная компетентность человека проявляется в осознании своей "телесности", в практичес­ком овладении языком мимики, жестов и телодвижений. Эмоционально значимые мимические обозначения: прищур век, движения глазных яблок, бровей, движения мускулов на нижней части лица. /Рис. 161/.

 

 


 

Рис. 162 язык мимики

 

α3β3, α3β2, α2β3 – отл., α2β2 – хор., α1β1, α2β1, α1β2 -удовл.

Вопросы:

1. Каковы психологические различия в структуре общения на деловом и игровом уровне? α2β2

2. Назовите источники коммуникативной компетентности личнос­ти. α1β2

3. Дайте психологический анализ межличностной ситуации как единицы анализа общения. α2β2

4. Расположите перечисленные средства общения по их значи­мости:

физиологическая маска

поза

дистанция

язык

жест

пантомимика α1β1

5. Какими чертами характеризуется стиль речи в общении? α2β1

6. Какие свойства из указанных являются речевыми?

- Общительность

- Раздражительность

- Красноречие

- Заикание

- Замкнутость

- Болтливость

- Темп проговаривания α1β1

7. Используя таблицу эмоционального значимых мимических обозначений, определите эмоции на рис. 7. α1β3



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-09-20; просмотров: 207; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.145.97.248 (0.026 с.)