![]() Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву ![]() Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Раздел VII. Общение и группыСодержание книги
Поиск на нашем сайте
Тема 1. ОБЩЕНИЕ План: 1. Психологический анализ категорий общения. 2. Психологическая структура общения. 3. Уровни общения. 4. Коммуникативная компетентность личности в общении. 5. Психологические средства общения. 6. Речевые средства общения. Стили речи. Литература: Бодалев А.А. Восприятие и понимание человека человеком. М., 1982 Горелов И., Енгалычев В. Безмолвный мысли знак. М.: Молодая гвардия, 1991. С.. 240. Добрович А.Б. Воспитателю о психологии и психогигиене общения. М., 1987. Емельянов Ю.Н. Обучение паритетному диалогу. Л.: изд-во ЛГУ, 1991. С. 3-21. Межличностное восприятие в группе /Под ред. Г.М.Андреевой и А.И.Донцова. М., 1981. Общая психология /Под ред. А.В.Петровского. ГЛ.: Просвещение, 1986. С. 127-157. Пиз А. Язык телодвижений. Как читать мысли других по их жестам. Новгород: Ай Кью, 1992. 262 с. Юсупов И.М., Бевзова Л.В. Учителю об искусстве общения. Фрунзе: Мектей, 1990. 48 с. Общение - многоплановый процесс развития контактов между людьми, порожденный потребностями совместной деятельности /А.В. Петровский/. Структуру общения образуют виды общения и механизмы их реализации. /Рис. 150/. Общение как коммуникация. Коммуникация - обмен информации между людьми, в результате которого прибавляется что-то новое к уже имеющимся представлениям. Коммуникатор - человек, адресующий информацию другому человеку, а реципиент - тот, кто ее принимает. Общение как восприятие /перцепция/. Перцепция - восприятие партнерами друг друга как заслуживающего доверия. Механизмы восприятия. Идентификация - это способ понимания другого человека через сознательное или бессознательное уподобление его характеристикам самого объекта. Рефлексия - осознание субъектом того, как он воспринимается партнером по общению. Стереотипизация - классификация форм поведения и субъективная интерпретация их причин путем отнесения к явлениям, отвечающим социальным стереотипам.
Рис. 151
Общение как взаимодействие. Интеракция - обмен действиями, осознанно пли неосознанно направленными на регуляцию позиции партнера. Каждый контакт - это целостный акт сознания, двигательной реакции и чувства - кооперация сенсорной, мускульной и вегетативной систем человека /Перис Ф., Гудман Р./.
Коммуникативная компетентность (КК) - - такой уровень обученности взаимодействию с окружающими, который требуется индивиду, чтобы в рамках своих способностей и социального статуса успешно функционировать в данном обществе. Источники и методы формирования КК, имеющие для каждого человека различную субъективную значимость, представлены на рис. 152 /Ю.Н.Емелъянов/. Особое значение для формирования имеет жизненный опыт - эмпирические знания, вырабатываемые интуитивным психологом в ходе жизни и постоянно проверяемые на практике. «Проектирование человека» - основная психолого-педагогическая проблема /В.А.Сухомлинский/ - формулируется как задача проектирования воспитывающей среды. Процесс непроизвольного Нормирования индивидом целостного жизненного опыта определяет "эффект трансситуационного научения". Научение в межличностном контексте предшествует Нормированию структуры личноети, "Я-концепции" и самооценки, которые также нормируются в межличностном контексте.
Рис. Источники коммуникативной компетентности и методы неформирования (по Ю.Н. Емельянову)
Важным эмпирическим показателем коммуникативной компетентности, по крайней мере, для интуитивного психолога выступает эмпатия. Такой психологический феномен, как эмпатия, достаточно сложный, связан с сущностными характеристиками функционирования психики. Так, коммуникативная функция в сфере сознания реализуется через общение и состоит в обмене замыслами, идеями, образами, т.е. во взаимной презентации субъектами совместной деятельности процесса и результата психического отражения. Коммуникативная Пункция оказывается имплицитно включенной в функции психического отражения и регулирования. На рис. 153 представлена структура эмпатии. Понятийное поле вокруг центрального понятия "эмпатия" разбито на подмножества, находящиеся между собой в формально-логических отношениях и образующих понятийный тетрабазис, каждая сторона которого является ведущей и объединяющей для триады ее составляющих. В современной психолгогии понятие «эмпатия» часто отождествляется с социальной сенситивностью (чувствительностью) – означает способность распознавать мысли и чувства другого, представляя его оценки и самооценки. (Даймонд, Бронфербриннер).
"Эмпатия - -воображаемое перенесение себя в мысли, чувства и действия другого иструктурирование мира по его образцу". Именно такая идентификация выступает источником понимания и предсказания поведения других людей /Маркус/. Дифференцировка эмпатии как психического процесса производится с учетом преобладания в нем одного из компонентов: а/ когнитивного - в образе, отражающем состояние другой личности, преобладает рациональное содержание - понимание. Близко по смыслу интуитивному познанию другой личности /Шибутани/; б/ эмоционального - эмоционально окрашенный образ как реакция отзывчивости на переживания другого; в/ действенного - действенная эмпатия является высшей формой межличностных отношений - характеризует нравственную сущность другого человека.
Рис. 153 Понятийный тетрабазис Структура эпатии (по Юсупову).
Рис. 155 Иерархическая структурно-динамическая модель эмпатии.
В данном контексте уделяется большое внимание межличностной ситуации как единице анализа общения. Межличностная ситуация - "человеческая чувственная деятельность" в поле "человек-среда", межличностная ситуация уникальна, поскольку обусловлена субъективными истолкованиями событий участниками общения с последующими действиями, зависимыми от этих истолкований. Самовосприятие составляет еще один аспект ситуационного контекста. /Двумерность межличностной ситуации показана на рис.156 с помощью координатa,b-ситуации/. Тогда в задачу психолога входит изучение психических процессов, посредством которых человек определяет и истолковывает для себя происходящие события, выбирает средства и меру участия в них. На рис.157 показана схема средств вербального и невербального общения. Функции речи в общении схематически изображены на рис. 158. Психологию особенно интересует коммуникативная Функция речи: наличием эмоционально-выразительной Функции общение отличается от коммуникации. Коммуникативная компетентность на уровне вербального общения выражается в выборе стиля речи, адекватного одномерной модели типовой ситуации общения /где, с кем, с какой целью?/. Каждый стиль речи в общении характеризуется ведущими стилевыми чертами, которые проявляются как в содержании высказывания, так и в его языковом оформлении. /Рис. 159/.
Рис. 157 Средства общения
Рис. 159 Психологическая характеристика стилей речи
Большинство психологов сходятся во мнении, что словесное общение в беседе занимает не менее 35%, более 65% информации передается с помощью невербальных средств общения. Жест и мимика несут в общении до 40% информации. Ритмически согласованные с интонацией, ударениями и паузами, жесты выражают и формируют эмоциональное отношение говорящего. Итак, в повседневной жизни коммуникативная компетентность человека проявляется в осознании своей "телесности", в практическом овладении языком мимики, жестов и телодвижений. Эмоционально значимые мимические обозначения: прищур век, движения глазных яблок, бровей, движения мускулов на нижней части лица. /Рис. 161/.
Рис. 162 язык мимики
α3β3, α3β2, α2β3 – отл., α2β2 – хор., α1β1, α2β1, α1β2 -удовл. Вопросы: 1. Каковы психологические различия в структуре общения на деловом и игровом уровне? α2β2 2. Назовите источники коммуникативной компетентности личности. α1β2 3. Дайте психологический анализ межличностной ситуации как единицы анализа общения. α2β2 4. Расположите перечисленные средства общения по их значимости: физиологическая маска поза дистанция язык жест пантомимика α1β1 5. Какими чертами характеризуется стиль речи в общении? α2β1 6. Какие свойства из указанных являются речевыми? - Общительность - Раздражительность - Красноречие - Заикание - Замкнутость - Болтливость - Темп проговаривания α1β1 7. Используя таблицу эмоционального значимых мимических обозначений, определите эмоции на рис. 7. α1β3
|
||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Последнее изменение этой страницы: 2016-09-20; просмотров: 250; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.116.85.127 (0.009 с.) |