Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Раздел VII. Общение и группыСодержание книги
Поиск на нашем сайте
Тема 1. ОБЩЕНИЕ План: 1. Психологический анализ категорий общения. 2. Психологическая структура общения. 3. Уровни общения. 4. Коммуникативная компетентность личности в общении. 5. Психологические средства общения. 6. Речевые средства общения. Стили речи. Литература: Бодалев А.А. Восприятие и понимание человека человеком. М., 1982 Горелов И., Енгалычев В. Безмолвный мысли знак. М.: Молодая гвардия, 1991. С.. 240. Добрович А.Б. Воспитателю о психологии и психогигиене общения. М., 1987. Емельянов Ю.Н. Обучение паритетному диалогу. Л.: изд-во ЛГУ, 1991. С. 3-21. Межличностное восприятие в группе /Под ред. Г.М.Андреевой и А.И.Донцова. М., 1981. Общая психология /Под ред. А.В.Петровского. ГЛ.: Просвещение, 1986. С. 127-157. Пиз А. Язык телодвижений. Как читать мысли других по их жестам. Новгород: Ай Кью, 1992. 262 с. Юсупов И.М., Бевзова Л.В. Учителю об искусстве общения. Фрунзе: Мектей, 1990. 48 с. Общение - многоплановый процесс развития контактов между людьми, порожденный потребностями совместной деятельности /А.В. Петровский/. Структуру общения образуют виды общения и механизмы их реализации. /Рис. 150/. Общение как коммуникация. Коммуникация - обмен информации между людьми, в результате которого прибавляется что-то новое к уже имеющимся представлениям. Коммуникатор - человек, адресующий информацию другому человеку, а реципиент - тот, кто ее принимает. Общение как восприятие /перцепция/. Перцепция - восприятие партнерами друг друга как заслуживающего доверия. Механизмы восприятия. Идентификация - это способ понимания другого человека через сознательное или бессознательное уподобление его характеристикам самого объекта. Рефлексия - осознание субъектом того, как он воспринимается партнером по общению. Стереотипизация - классификация форм поведения и субъективная интерпретация их причин путем отнесения к явлениям, отвечающим социальным стереотипам.
Рис. 151
Общение как взаимодействие. Интеракция - обмен действиями, осознанно пли неосознанно направленными на регуляцию позиции партнера. Каждый контакт - это целостный акт сознания, двигательной реакции и чувства - кооперация сенсорной, мускульной и вегетативной систем человека /Перис Ф., Гудман Р./.
Коммуникативная компетентность (КК) - - такой уровень обученности взаимодействию с окружающими, который требуется индивиду, чтобы в рамках своих способностей и социального статуса успешно функционировать в данном обществе. Источники и методы формирования КК, имеющие для каждого человека различную субъективную значимость, представлены на рис. 152 /Ю.Н.Емелъянов/. Особое значение для формирования имеет жизненный опыт - эмпирические знания, вырабатываемые интуитивным психологом в ходе жизни и постоянно проверяемые на практике. «Проектирование человека» - основная психолого-педагогическая проблема /В.А.Сухомлинский/ - формулируется как задача проектирования воспитывающей среды. Процесс непроизвольного Нормирования индивидом целостного жизненного опыта определяет "эффект трансситуационного научения". Научение в межличностном контексте предшествует Нормированию структуры личноети, "Я-концепции" и самооценки, которые также нормируются в межличностном контексте.
Рис. Источники коммуникативной компетентности и методы неформирования (по Ю.Н. Емельянову)
Важным эмпирическим показателем коммуникативной компетентности, по крайней мере, для интуитивного психолога выступает эмпатия. Такой психологический феномен, как эмпатия, достаточно сложный, связан с сущностными характеристиками функционирования психики. Так, коммуникативная функция в сфере сознания реализуется через общение и состоит в обмене замыслами, идеями, образами, т.е. во взаимной презентации субъектами совместной деятельности процесса и результата психического отражения. Коммуникативная Пункция оказывается имплицитно включенной в функции психического отражения и регулирования. На рис. 153 представлена структура эмпатии. Понятийное поле вокруг центрального понятия "эмпатия" разбито на подмножества, находящиеся между собой в формально-логических отношениях и образующих понятийный тетрабазис, каждая сторона которого является ведущей и объединяющей для триады ее составляющих. В современной психолгогии понятие «эмпатия» часто отождествляется с социальной сенситивностью (чувствительностью) – означает способность распознавать мысли и чувства другого, представляя его оценки и самооценки. (Даймонд, Бронфербриннер). "Эмпатия - -воображаемое перенесение себя в мысли, чувства и действия другого иструктурирование мира по его образцу". Именно такая идентификация выступает источником понимания и предсказания поведения других людей /Маркус/. Дифференцировка эмпатии как психического процесса производится с учетом преобладания в нем одного из компонентов: а/ когнитивного - в образе, отражающем состояние другой личности, преобладает рациональное содержание - понимание. Близко по смыслу интуитивному познанию другой личности /Шибутани/; б/ эмоционального - эмоционально окрашенный образ как реакция отзывчивости на переживания другого; в/ действенного - действенная эмпатия является высшей формой межличностных отношений - характеризует нравственную сущность другого человека.
Рис. 153 Понятийный тетрабазис Структура эпатии (по Юсупову).
Рис. 155 Иерархическая структурно-динамическая модель эмпатии.
В данном контексте уделяется большое внимание межличностной ситуации как единице анализа общения. Межличностная ситуация - "человеческая чувственная деятельность" в поле "человек-среда", межличностная ситуация уникальна, поскольку обусловлена субъективными истолкованиями событий участниками общения с последующими действиями, зависимыми от этих истолкований. Самовосприятие составляет еще один аспект ситуационного контекста. /Двумерность межличностной ситуации показана на рис.156 с помощью координатa,b-ситуации/. Тогда в задачу психолога входит изучение психических процессов, посредством которых человек определяет и истолковывает для себя происходящие события, выбирает средства и меру участия в них. На рис.157 показана схема средств вербального и невербального общения. Функции речи в общении схематически изображены на рис. 158. Психологию особенно интересует коммуникативная Функция речи: наличием эмоционально-выразительной Функции общение отличается от коммуникации. Коммуникативная компетентность на уровне вербального общения выражается в выборе стиля речи, адекватного одномерной модели типовой ситуации общения /где, с кем, с какой целью?/. Каждый стиль речи в общении характеризуется ведущими стилевыми чертами, которые проявляются как в содержании высказывания, так и в его языковом оформлении. /Рис. 159/.
Рис. 157 Средства общения
Рис. 159 Психологическая характеристика стилей речи
Большинство психологов сходятся во мнении, что словесное общение в беседе занимает не менее 35%, более 65% информации передается с помощью невербальных средств общения. Жест и мимика несут в общении до 40% информации. Ритмически согласованные с интонацией, ударениями и паузами, жесты выражают и формируют эмоциональное отношение говорящего. Итак, в повседневной жизни коммуникативная компетентность человека проявляется в осознании своей "телесности", в практическом овладении языком мимики, жестов и телодвижений. Эмоционально значимые мимические обозначения: прищур век, движения глазных яблок, бровей, движения мускулов на нижней части лица. /Рис. 161/.
Рис. 162 язык мимики
α3β3, α3β2, α2β3 – отл., α2β2 – хор., α1β1, α2β1, α1β2 -удовл. Вопросы: 1. Каковы психологические различия в структуре общения на деловом и игровом уровне? α2β2 2. Назовите источники коммуникативной компетентности личности. α1β2 3. Дайте психологический анализ межличностной ситуации как единицы анализа общения. α2β2 4. Расположите перечисленные средства общения по их значимости: физиологическая маска поза дистанция язык жест пантомимика α1β1 5. Какими чертами характеризуется стиль речи в общении? α2β1 6. Какие свойства из указанных являются речевыми? - Общительность - Раздражительность - Красноречие - Заикание - Замкнутость - Болтливость - Темп проговаривания α1β1 7. Используя таблицу эмоционального значимых мимических обозначений, определите эмоции на рис. 7. α1β3
|
|||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Последнее изменение этой страницы: 2016-09-20; просмотров: 243; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.118.33.130 (0.009 с.) |