Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Раздел. Индивидуально-типологические свойства личностиСодержание книги
Поиск на нашем сайте
Тема 1. Темперамент План: 1. Общее понятие о темпераменте. 2. Темперамент и типы высшей нервной деятельности. 3. Психологическая характеристика типов темперамента. Литература: Ковалев А.Г. Психология личности. 3-е изд., перераб. и доп. Просвещение, 1970. С. 187-205. Мерлин В. С. Очерк теории темперамента. 2-е изд. Пермь, 1973 Мерлин В.С. Очерк интегрального исследования индивидуальности. М.: Педагогика, 1986. Гл. 1, 2, 3, 4. Небылицьш В.Д. Психофизиологические исследования индивидуальных различий. М.: Наука, 1976. С. 111-144, 178-186, 208-235. Общая психология /Под ред. А.В.Петровского. 3-е изд., перераб. и доп. М.: Просвещение, 1986. Гл. 16. Русанов В.М. 0 природе темперамента и его месте в структуре индивидуальных: свойств человека. //Вопросы психологии. 1985. № 1. Стреляу Я. Роль темперамента в психическом развитии. М.: Прогресс, 1982. С. 49-86, 141-162, 217-227. Темперамент - это динамическая характеристика психической деятельности индивида. Имеются в виду прежде всего степень интенсивности психических процессов и состояний, а так же скорость их протекания. Темперамент, как и потребности индивида, принадлежит к первичным, наиболее глубинным формам объединения различных процессов и свойств человека. Динамические черты, присущие индивид/ - общая активность индивида, особенности его моторики и эмоциональности - внутренне взаимосвязаны между собой и составляют своеобразную структуру. То есть, темперамент - это индивидуально своеобразная, природно обусловленная совокупность динамических проявлений психики. В силу природной, генетической обусловленности, свойства темперамента, определяя динамическую сторону личности, наиболее устойчивы и постоянны по сравнению с другими психическими особенностями человека.
Рис. 143 Типы темперамента
Причина индивидуальных, отличий в структуре темперамента обусловлена особенностями нервных процессов возбуждения и, торможения, их различными сочетаниями. Задавая динамические характеристики психической деятельности и являясь основой формирования характера, различные сочетания основных типов темперамента в структуре индивидуального темперамента создают различные предпосылки для адаптации индивида к окружающей предметной и социальной среде.
Рис. 144 Зависимость темперамента от типа нервной системы
Рис. 145 Соотношение типов нервной системы и темперамента.
Психологическая характеристика различных типов темперамента, зависимость некоторых личностных черт и общей адаптированности личности может быть легко определена по таблице. /Рис. 147/. Свойства темперамента.
Рис. 147. Психологические свойства основных типов темперамента.
α2β3 – отл., α2β2, α2β1 – хор., α1β2, α1β1 – удовл. Вопросы: 1. Дайте определение темперамента. (α1β1) 2. Какие типы высшей нервной деятельности вы знаете? (α1β1) 3. Раскройте связь между типами темперамента и типами высшей нервной деятельности. (α2β2) 4. Существует ли прямая зависимость умственных возможностей человека от свойств темперамента? (α2β3) 5. В чем сходство и различие между холерическим и сангвиническим, флегматическим и меланхолическим темпераментами? (α2β3) Какие качества личности легче и какие труднее всего сформировать у представителей холерического, сангвинического, флегматического и меланхолического темпераментов? (α2β3) Тема 2. СПОСОБНОСТИ И ЗАДАТКИ План: 1. Понятие о способностях. 2. Виды способностей. 3. Природа человеческих: способностей. Развитие способностей. Литература: Артемьева Т.Н. Методологический аспект проблемы способностей. М.: Еаука, 1977. С.8-47, 94-151. Бодалев АД. О направлениях и задачах научной разработки проблемы способностей //Вопросы психологии. 1984. № 1. С. 119-124. Общая психология /Под ред. Б.В.Богословского и др. 3-е изд., перераб. и доп. М.: Просвещение, 1981. С. 361-377. Общая психология /Под ред. А.В.Петровского. 3-е изд., перераб. и доп. М.: Просвещение, 1986. С. 439-447. Чудновский В.Э. Актуальные проблемы психологии способностей. //Вопросы психологии. 1986. Л 3. С. 78-89. Шадриков В.Д. О содержании понятий "способности" и "одаренность" //Психол.журнал. 1983. Т.4. № 5. С. 3-11. Термин "способности" имеет в психологии давнюю и широкую историю применения; литература, посвященная психологическому анализу способностей весьма разнообразна. Вместе с тем проблема способностей, особенно ее прикладной аспект, далека от своего окончательного решения. Эта ситуация нашла свое отражение в одновременном сосуществовании нескольких интерпретаций термина "способности". 1. Способности - свойства психики человека, являющиеся совокупностью различных, психических свойств, процессов и состояний. 2. Способности - высокий уровень развития общих и специальных знаний, умений и навыков. 3. Способности - это то, что не сводится к наличным знаниям, умениям и навыкам, но обеспечивает их быстрое приобретение и эффективное использование на практике. В современном психологическом мире под способностями принято понимать индивидуально-психологические особенности личности, являющиеся условием успешного выполнения той или иной продуктивной деятельности. Таким образом, важно различать способности и знания,умения и навыки по отношению к которым способности выступают как возможност и их формирования и эффективного использования. Способности являются прижизненными образованиями, в их развитии и формировании активно участвуют среда и воспитание. Природной, т.е. физиологической и функциональной, основой способностей, создающей предпосылки их развития, являются задатки. Задатки неспецифичны по отношению к конкретному содержанию и конкретным формам деятельности, т.е.. задатки многозначны. Задатки, в отличие от способностей, направленных на содержание конкретной деятельности, ни на что сами по себе не направлены. Способности являются сложными структурными образованиями. Структуру так или иначе составляет совокупность психических качеств, обеспечивающих высокую успешность выполнения конкретной деятельности. Так, структура математических способностей совершенно отличается от, например, литературных, художественных или педагогических способностей.
Личность как носитель определенных психических качеств имеет потенциальные возможности дал развития способностей. Они превращаются в актуальные, когда под влиянием требований деятельности начинают складываться во взаимодействующую систему качеств, благодаря которой достигается успех деятельности. Но способности не только формируются, проявляются в деятельности, - они только в ней и "существуют". Способность, которая "выпадает" из деятельности, которой человек перестает на практике пользоваться, со временем теряется. Только благодаря постоянному использованию в деятельности, только благодаря постоянным упражнениям мы подчеживаем у себя и развиваем дальше соответствующие способности. Таким образом, основными условиями развития способноотей можно назвать наличие задатков, создающих предпосылки формирования способностей, включенность человека в конкретную деятельность, задающую определенный уровень требований к его способностям, и активный характер «использования» им своих способностей.
α2β3- отл., α2β2, α2β1 – хор., α1β2, α1β1- удовл. Вопросы: 1. Дайте определение способностей (α1β1) 2. Что такое общие и специальные способности? Как они соотносятся? (α2β2) 3. Какова взаимосвязь между способностями человека и совокупностью его знаний, умений и навыков? (α2β2) 4. Под влиянием каких внешних факторов происходит формирование способностей? (α2β3) 5. Какие внутренние психические условия необходимы для успешного развития способностей? Что представляют собой природные задатки способностей? (α2β3) 6. Что такое задатки? (α1β1)
|
|||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Последнее изменение этой страницы: 2016-09-20; просмотров: 254; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.119.157.241 (0.008 с.) |