Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Тема 3. Сознание и самосознание лжностиСодержание книги
Поиск на нашем сайте
План: 1.Психологическая характеристика сознания: структура, Функции, закономерности. 2.Предпосылки развития сознания как интегральной формы психического отражения. 3.Самосознание: психологический подход к его исследованию. 4.Развитие самосознания в структуре личности. 5."Я-концепция" - результат психического развития личности. Литература: Бернс Р. Развитие Я-концепции и воспитание. Л., 1986. Галицын Г.А. Рефлексия как фактор развития /Проблемы рефлексии. Новосибирск, 1987. Леонтьев А.Н. деятельность. Сознание. Личность, ш., 1975. Общая психология Под ред. А.В.Петровского. М.: Просвещение, Столин В.В. Проблема самосознания личности с позиций теории деятельности А.Н.Леонтьева //А.Н.Леонтьев и современная психология Сб. статей памяти А.Н.Леонтьева /Под ред. А.В.Запорожца и др. М.: изд-во МГУ, 1983. С. 220-231. Чамата II.Р. Вопросы самосознания личности в советской психологии //Психол.наука в СССР. Сб. статей /Под ред. Б.Г.Ананьева и др. Б 2-х т. ГЛ.: изд-во Акад.пед.наук РСФСР 1959-1960. 2т. С. 51-109. Сознание - высшая интегративная форма психического отражения объективно; действительности, свойственная только человеку, как общественно историчекому существу.
Практически сознание выступает как непрерывно меняющаяся картина чувственных и умственных образов. Динамическая работа человеческого сознания подчинена определенным закономерностям. (Рис. 55)
Рис. 55 Законы человеческого сознания (по Вундту) Образы сознания предстают перед субъектом в его внутреннем опыте и выполняют важные психические функции в жизнедеятельности человека (Рис.56)
Рис. 56 Психические функции сознания (по Л.С. Рубинштейну) Сознание - особенность человеческого бытия, формы жизни, субъект которой способен, выходя за пределы собственного, одиночного существования, осознавать свое отношение к миру, к другим людям, подчинять свою жизнь обязанностям, нести ответственность за собственные поступки, ставить перед собой цели. Благодаря сознанию человек не ограничивается приспособлением к наличным условиям жизни, но изменяет мир, а вместе с тем изменяет, формирует и развивает тенденции собственного психического отражения.
Рис 57 Исторические предпосылки человеческого сознания Первой предпосылкою развития человеческого сознания было развитие мозга. Но самый мозг и в целом природные особенности - продукт исторического развития человека. Основной закон исторического развития сознания - человек развивается, трудясь; изменяя природу, он изменяется сам.
Форма существования содержание знаков общественно-исторического опыта
опредмеченность в:
Рис. 58 Социальные условия развития и продукты функционирования сознания Основной принцип развития - единство строения и функций: развитие новых трудовых функций отразилось на изменении строения мозга, - а развитие его строения обусловило возможность появления и развития новых функций: двигательных, сенсорных, познавательных. Важной предпосылкой развития сознания выступает трудовая деятельность, основанная на совместном употреблении орудий труда. Вслед за трудом и вместе с ним возникшая речь явилась существенным стимулом развития человеческого мозга и сознания. Значение – обобщенная форма отражения человеком общественно исторического опыта. Значение в единстве с личностным смыслом и чувственной тканью образует структуру индивидуального сознания. Личностный смысл – «значение для меня» рассматривается как единица сознания /А.Н.Леонтьев/.
Рис. 59 Субъективные переживания в функции оценки личностного смысла
Рис.60 Личностный смысл как единство интеллектуальных и эмоциональный психических процессов Проблема самосознания в современной психологии имеет множество аспектов и уровней исследования (социологический, философский, психологически). Такая многослойность обусловлена, тем обстоятельством что в своих многообразных взаимоотношениях с миром человек выступает для себя точкой отсчета не только своих действий, мыслей и переживаний, но и других людей и ситуаций в целом. Подход человека к определению ситуации зависит от того, какова его картина мира /Т.Шибутани/. Еще Дж.Мид полагал, что отличительные признаки человека - это способность к абстрактному мышлению, формированию представления о самом себе как о чувственном объекте и включение в целенаправленное и моральное поведение. Итак, самосознание - это жизненно необходимый субъекту процесс, направленный на постоянное созидание самого себя. Анализ самосознания со структурной точки зрения позволяет вскрыть психологические механизмы его функционирования. В структурном отношении, считает П.Р.Чамата, самосознание представляет собой единство трех сторон - познавательной /самосознание/, эмоционально-ценностной /самоотношение/ и девственно-волевой /саморегуляция/. /Рис. 61/. Важно отметить, что самопознание это не какой-то законченный продукт /набор квалификаций самого себя/, но процесс, постоянная внутренняя деятельность человека, являющаяся источником развития личности, способом ее человеческого существования. Более того, постоянная незавершенность - одно из внутренних условий ее способности к безграничному развитию /Л.И.Анцыферова/. Психологическим механизмом самопознания выступает рефлексия /логическая - в сфере мышления, личностная - в сфере самосознания/. /Рис. 62/. Г.А.Галицын считает, что суть рефлексии - в изменении средств и оснований деятельности с целью управления состоянием, его оптимизации, лучшего и более полного достижения цели. "Рефлексы о собственных внутренних деятельностях" есть необходимая предпосылка изменения и развития. Таким образ с одной стороны, рефлексия есть деятельный механизм изменения, с другой – принадлежит самому изменяемому объекту. Как же это возможно? Разрешить это противоречие можно только диалектически: рефлексия в действительности саморазвития /деятельности самопознания/ выступает как основной механизм самодвижения, образования психических новообразований, раскрытие старого в новое. Рефлексия таким образом оказывается, с одной стороны, совпадающей с деятельностью самопознания, с другой – основным механизмом развития его структур. Самосознание, по мнению Б.Г.Ананъева, является неотъемлимым компонентом психологической структуры личности и развивается вместе с ней от низшего к высшему уровню своей организации, что выражается в самооценке личности. /Рис. 63/. Различные грани индивидуального самосознания личности включает глобальная Я-концепция. (рис. 64) «Я-концепция» - это динамическая система представлений человека о самом себе, в которую входит как собственно сознание своих физических, интеллектуальных и других качеств, так и самооценка, а также субъективное восприятие влияющих на данную личность внешних факторов. Я-концепция – закономерный и уникальный результат психологического развития личности.
Рис. 61 Психологическая структура самопознания (П.Р. Чамата)
Понимание других
понимание себя
Рис. 62 Типы рефлексии
Рис. 63 Развитие самосознания от низшего к внутреннему уровню своей организации, что выражается в развитии самооценки (Б.Г. Ананьев)
Глобальная Я-концепция
Рис. 64 Иерархическая структура Я-концепции (Р.Берн)
α2β2 – отл., α2β1,α1β2 – хор., α1β1 – удовл. Вопросы: 1. Какие методологические принципы служат обоснованию социальной природы сознания? (α2β2) 2. Каковы предпосылки развития сознания человека? (α2β1) 3. Почему совместная деятельность людей является главным историческим условием развития сознания? (α2β1) 4. Как соотносятся общественное и индивидуальное сознание в жизнедеятельности личности? (α2β3 ) 5. Определите основные идеи психологического исследования самосознания (α2β3) 6. Дайте психологическую характеристику личностной рефлексии. (α1β1) 7. Как связаны развитие личности и развитие само сознания? (α2β3) 8. Почему формирование «Я-концвшщи» является уникальным результатом психического развития личности? (α2β3) 9. Дайте определения понятиям: "сознание", "самосознание", "Я-концвпция".
|
|||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Последнее изменение этой страницы: 2016-09-20; просмотров: 374; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.142.98.111 (0.007 с.) |