Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Основные представления теории К.РоджерсаСодержание книги
Поиск на нашем сайте
Поле опыта - уникальный для каждого индивида опыт: содержит события, восприятия, ощущения, воздействия, которые человек не всегда осознает, но может осознать, если будет фокусироваться на них. В поле опыта находится самость. Самость или представление о себе - есть взгляд человека на себя, основанный на прошлом опыте, данных настоящего и ожиданиях будущего. Идеальная самость - это представление себя, каким индивидуум более всего хотел бы располагать, которому он придает наибольшую ценность для себя. Как и самость - это сдвигающаяся, изменяющаяся структура, постоянно подлежащая перераспределению. Для гуманистической психологии Роджерса основополагающей является идея, что психологический рост возможен и является центральным для структуры личности. "Модель роста" К.Роджерса утверждает: человек обладает собственной, изнутри идущей активностью, стремлением к росту, к прогрессу, к реализации своего внутреннего потенциала. Тенденция к самоактуализации - не просто один из мотивов личности» Тенденция к самоактуализации - единственный мотив, постулируемый в теоретической "модели роста" К.Роджерса.
Рис. 101 Психологические условия актуализации внутреннего потенциала и стремления личности к росту Подлинность /искренность/ К.Роджерс обозначает как конгруентностъ. Конгруентность/высокая/ означает, что сообщение /то, что мы выражаем/, опыт /то, что происходит в нашем поле/ и сознавание /то, что мы замечаем/ более или менее адекватны. Неконгруентность между сознаванием и опытом означает репрессию по отношению к себе. Безусловное принятие другого человека - принятие его таким, каков он есть. По глубокому убеждению К.Роджерса ядро, сердцевина каждого человека конструктивно, и если у человека есть выбор, он всегда выбирает позитивный путь развития. Эмпатическое понимание, сопереживание - это способность глазами другого человека посмотреть на мир, проникнуть во внутренний мир человека, чтобы сопровождать его в "путешествие к истокам самого себя". Реализация этих психологических условий в повседневном общении формирует "фасилитаторский" тип взаимодействия. Опыт принятия и любви формируют адекватную и гибкую самооценку личности, которая сама превращается в источник саморазвития. Целостная картина развития личности по К.Родкерсу представлена на рис. 102. Данные принципы составили основу "недирективной", централизованной на клиенте психотерапии.
К.Роджерс был и вжизни "фасилитатором": он на практике воплощал свою мечту: путем установления фасилитаторского стиля общения между враждующими группировками людей установить мир на земле, способствовать духовному развитию всех людей.
Основные представления психологии самоактуализации А.Маслоу А.Маслоу в качестве центральной характеристики личности выделяет иерархические уровни потребностей. /Рис» 103/. По Маслоу ранее называемые потребности доминируют, т.е. должны удовлетворяться прежде называемых позже. Как только удовлетворяются потребности более низкого уровня, сразу же появляются другие, более высокие потребности и начинают доминировать в организме. Когда и они удовлетворяются - на сцену выходят еще более высокие потребности и т.д. Метамотивация касается такого поведения личности, которое вызывается потребностями и ценностями роста» Самоактуализаия - полное использование талантов, способностей и возможностей личности.
Самоактуализация подразумевает длительную систематическую вовлеченность в работу роста, когда индивидуум довольствуется не просто удовлетворением потребностей, а стремится к развитию способностей до максимально возможного уровня. Для исследования самоактуализации А.Маслоу изучил следующих индивидуумов: А.Линкольна, Т.Джефферсона, А,Энштейна, Э.Рузвельт, Д.Адамс. У.Джемса. А.Швейцера, О.Хаксин и др.
Психологическая самоактуализация – это не отсутствие проблем, а движение от нерешенных проблем к проблемам реальным. А. Маслоу указывает, что мотивация роста сравнительно слаба по отношению к физиологическим потребностям в безопасности.
Рис. 106. Препятствия росту
Итак, хотя экспериментальные работы А.Маслоу носят скорее "разведывательный" характер, они направлены на позитивные измерения человеческого опыта, позитивной человеческой потенциальности. А теперь кратко рассмотрим учение Б.Франкла - одного из лидеров экзистенционального анализа, - направления в гуманистической психологии. В его учении подчеркивается уникальность личного опыта каждого человека и его бытия, решается проблема смысла жизни как реализации общечеловеческих ценностей. /Рис. 107/.
Вопросы: α1β3 – отл.; α1β2 – хор. α1β1- удовл. 1. Как вы считаете, да чего люди используют свой опыт, каковы предположения Роджерса? (α1β3) 2. Дайте психологическую характеристику «модели роста» Роджерса.(α1β2) 3. Чем отличается взгляд на природу человеческих потребностей психоаналитиков и гуманистической психологии? (α1β1) 4. Самоатуализирующиеся люди в концепции А.Маслоу – идеальные люди? (α2β3) 5. Можно ли стать самоактуализирующейся личностью только на основе желания? (α1β1) 6. Как можно, по мнению В.Франкла, достичь уникальной личной идентичности? (α1β1)
совесть
Рис. 107 Экзистенциональный анализ личности (В. Франкл)
|
|||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Последнее изменение этой страницы: 2016-09-20; просмотров: 310; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.188.245.152 (0.008 с.) |