Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Речь в структуре познавательной деятельности.Содержание книги
Похожие статьи вашей тематики
Поиск на нашем сайте
План: 1. Общая характеристика речи. Функции речи. 2. Виды речи. 3. Характеристики речи. Литература: Выготский Л.С. Мышление и речь. Собр.соч. Т.2. М.: Педагогика, С. 6-361. Жинкин Н.И. Механизмы речи. М., 1958. С. 158. Жинкин Н.И. Психологические основы развития речи. // В защиту живого слова. Сост. В.Я.Коровина. М., 1966. С. 78-92. Лурия А.Р. Язык и сознание. М., 1971. С. 135. Люблинская А.А. Детская психология /Учебн. пособие для пед. инст. М., 1971. Речевая деятельность человека теснейшим образом связана со всеми сторонами его жизни, деятельности и сознания. Речь - сложившаяся исторически в процессе материальной преобразующей деятельности людей - форма общения, опосредованная языком и средство мышления. В отечественной психологии речь рассматривается как особая, речевая деятельность, выступающая или в виде целостного акта деятельности /если она имеет свою специфическую мотивацию, не реализуемую другими видами деятельности/, или в виде речевых действий, включенных в неречевую деятельность. Структура речевой деятельности или речевого действия в принципе совпадает со структурой любого действия. Речь имеет две основные функции - коммуникативную и сигнификативную, благодаря которым речь является одновременно и средством общения /см. тему "Общение"/, и формой существования мысли, сознания. /Рис. 131/. При этом важно отметить, что обе эти функции взаимодействуют одна в другой и формируются одна через другую. Обобщая, классифицируя, речь является по существу первой элементарной формой знания. Через посредство языка и речи формируется мышление ребенка, складывается структура его сознания.
В психологии выделяют несколько видов речи, каждый из которых отличается от других по структуре, мере произвольности, формам регулирования, направленности и функции, использованию вспомогательных неречевых средств. (рис. 132)
Внутренняя речь - "речь для себя" - различные виды языковых значений существующие вне процесса реальной коммуникации. Выделяют три основных типа внутренней речи: внутреннее проговаривание, собственно внутренняя речь, внутреннее программирование. /Рис. 133/.
В онтогенезе внутренняя речь формируется в процессе интерио-ризации внешней речи. Внешняя речь - "речь для других" - является, как правило, средством общения и чаще всего является диалогической. Внешняя устная речь - вербальное общение при помощи языковых средств, воспринимаемых на слух. Устная речь характеризуется там, что отдельные компоненты речевого высказывания порождаются и воспринимаются последовательно. Внешняя письменная речь - вербальное общение при помощи письменных текстов. Письменная речь отличается от устной не только тем, что использует графику. Если устная речь формируется в процессе естественного общения ребенка со взрослыми, то для усвоения специфического для письменной речи грамматического и стилистического строя, необходимы специальные условия /обучение в школе, например/. По своему строю письменная речь всегда представляет собой полные, грамматически организованные развернутые структуры. Аффективная внешняя речь является простейшей формой речи функции которой заключается в передаче или формировании определенного эмоционального состояния /типа: "Ух та!", "А ну-ка, ну-ка..."/. Важнейшими характеристиками речи человека являются: - содержательность /объем выраженных мыслей; обеспечивается подготовленностью и общим интеллектуальным уровнем говорящего/; понятность/обеспечивается способностью говорящего адаптироваться к интеллектуальным возможностям собеседника или слушателей/; - выразительность /эмоциональная насыщенность, обеспечивается владением паралингвистических составляющих речевого выссказывания/; - действенность /влияние на мысли, чувства, ценности, поведение других людей; обеспечивается учетом индивидуальных особенностей слушателей/. α1β3 – отл., α2β2, α2β1 – хор., α1β2, α1β1 – удовл. Вопросы: 1. Что такое речь? Дайте определение. α1β1 2. Какая функция речи наиболее тесно связана с мышлением? α1β1 3. Чем отличается структура внутренней речи от структуры внешней речи? α1β2 4. Как взаимосвязаны внешние и внутренние речи? α2β2 5. Назовите характеристики речи конкретного человека.α1β3 6. Какова роль речевых процессов в решении мыслительных задач? α2β3 РАЗДЕЛ 7. ЭМОЦИОНАЛЬНО-ВОЛЕВЫЕ ПРОЦЕССЫ Тема 1. ЭМОЦИИ И ЧУВСТВА План: 1. Эмоциональные переживания и их основные виды. 2. Сущность и психологический смысл эмоции. 3. Психологические теории эмоций. Литература: Василюк Ф.Л. Психология переживания: Анализ преодоления критических ситуаций. М,: изд-во МГУ, 1984. С. 31-77, 156-176. Вилюнас В.К. Психология эмоциональных явлений. М.: изд-во МГУ, 1976. С. 28-34, 78-135. Вилюнас В.К. Основные проблемы психологической теории эмоций. В кн.: Психология эмоций: тексты. М., 1984. С. 3-18. Гамезо М.В., Домашенко И.А. Атлас по психологии. М.: Просвещение, 1986. С. 193- Додонов Б.И. Эмоция как ценность. М.: Политиздат, 1978. С. 23-126. Леонтьев А.Н. Потребности, мотивы, эмоции. В кн.: Психология эмоции: тексты. М., 1984. С. 164. Общая психология /Под ред. А.В.Петровского. 3-е изд., перераб, и доп. М.: Просвещение, 1986. С. 366-384. Общая психология /Под ред. В.В. Богословского и др. 3-е изд., перераб. и доп. М.: Просвещение, 1981. С. 293-314. Эмоции - особые классы психических процессов, отражающих в форме непосредственных переживаний удовольствие-неудовольствие, приятного-наприятного, процесс и результаты практической деятельности, направленной на удовлетворение актуальных потребностей. Поскольку все, что делает человек, в конечном счете, направлено на удовлетворение его разнообразных потребностей, любые проявления активности человека сопровождаются эмоциональными переживаниями. Эмоции выполняют очень важную сигнальную функцию: не неся непосредственно никакой информации о внешних объектах их связях и о самой ситуации их существования, они отражают отношения между мотивами деятельности и ее результатами. То есть эмоции отражают значение предметов и явлений «для меня». В структуре эмоциональных процессов можно выделить три основных компонента, эмоциональное возбуждение, знак эмоций, степень контроля эмоций. /Рис. 134/.
Рис. 134 Компоненты эмоциональных процессов
Эмоциональные процессы и состояния выполняют несколько важных функций: сигнальная, мобилизационная, регулятивная. Основные эмоциональные состояния, которые испытывает человек делятся на собственно эмоции, аффекты, чувства и настроения. Эмоции - непосредственное, временное переживание какого-нибудь более постоянного чувства. Различают стенические и астенические эмоции» Аффект - особо выраженное эмоциональное состояние, сопровождаемое видимыми изменениями в поведении человека, который их испытывает. Аффекты характеризуются значительными изменениями сознания, нарушением контроля за действиями, утратой самообладания, Чувства - высший продукт культурно-эмоционального развития человека. В отличив от эмоций, которые обычно возникают в ответ на воздействие отдельных аспектов окружающей среды, чувства связаны с переживаниями сложных явлений, событий, людей, ситуации. Настроение - общее эмоциональное состояние, окрашивающее в течение значительного времени все поведение человека* Основными источниками настроений являются удовлетворенность или неудовлетворенность всем ходом жизни, в частности тем, как складываются отношения человека со своими ближайшими людьми, как разрешаются проблемы итрудности, возникающие в жизни. На сегодняшний день в психологии сосуществуют несколько теорий, по-разному отвечающих на вопрос о происхождении эмоций. Наиболее известными из них являются теория Ч.,Дарвина, фиксирующая прежде всего сигнально - коммуникативную функцию эмоций; теория Джеймса-Ланге /У.Джеймс и К.Ланге/, основная идея которой заключается в том, что эмоции возникают и изменяются в соответствии с изменениями физиологического характера, происходящими в организме. Теория эмоций Л.Фестингера, связавшая возникновение эмоций и характер с реализацией или нереализацией субъективной программы /когнитивный диссонанс/; когнитивно-физиологическая теория эмоций С.Шехтера связывает их возникновение с памятью и мотивацией. Советский физиолог П.В. Симонов предложил теорию эмоций, связывающих потребность и необходимую для ее удовлетворения информацию. Суть этой теории может быть кратко выражена формулой: Э = F (П1 (ИН – ИС), …) где: Э - эмоция, ее сила и качество; П - величина и специфика актуальной потребности; ИН - информация о средствах необходимых для удовлетворения данной потребности; ИС - информация о средствах, которыми человек в данный момент располагает. Каждая из этих теорий, по-своему «схватывающая» момент возникновения эмоций, в той или иной степени может считаться научно респектабельной. А2В3 – отл., А2В2, А2В1 – хор., А1В2, А1В1 – удовл. Вопросы: 1. Охарактеризуйте особенности эмоциональной сферы личности. А2В2 2. Каше виды эмоциональных переживаний вам известны? Б чем их отличие друг от друга? А1В2 3. Какую роль играют эмоций, в психической жизни человека? Какие функции эмоций вы можете назвать? А2В3 4. Каким образам эмоции и чувства влияют на познание и практическую деятельность человека? А2В3 5. Как психологи объясняют происхождение эмоций? А2В1 6. Охарактеризуйте различные виды эмоциональных состояний. А1В1 Тема 2. ВОЛЯ План: 1.Понятие о воле, критерии, функции воли. 2.Волевое действие: общая характеристика, виды и структура. 3.Принятие решения. 4.Волевые качества личности. 5.Регуляция: теоретические и эмпирические критерии. Литература: Асмолов А.Г. Личность как предмет психологического исследования. М», 1984. Божович Л.Л., Славина Л.С., Ендовицкая Т.В. Опыт экспериментального поведения //Вопросы психологии. 1976. № 4. Иванников В. А. Психологические механизмы волевой регуляции. М., 1991. Муздыбаев К. Психология ответственности. Л., 1983. Селиванов Б.Д. Психология волевой активности. Рязань, 1974. Селиванов Б.Д. Волевая регуляция активности личности //Вопросы психологии. 1982. №4. Воля - сознательное регулирование человеком своего поведения и деятельности, связанное с преодолением внутренних и внешних препятствий
Волевое действие – это действие, необходимыми признаками которого являются осознанность и намеренность, а главным признаком – недостаток побуждения (торможения) и восполнение его.
Волевые качества личности: - целеустремленность - умение человека подчинять свои действия поставленным целям; - настойчивость - умение человека мобилизовать свои возможности для длительной борьбы с препятствиями; - выдержка - умение затормозить действия, чувства и мысли, мешающие осуществлению принятого решения; - самостоятельность - умение не поддаваться влияниям различных факторов, которые могут отвлечь от достижения цели, критически оценивать советы и предложения других, действовать на основе своих взглядов и убеждений; - организованность - разумное планирование и упорядоченная организация своей деятельности; - дисциплинированность - сознательное подчинение своего поведения общепринятым нормам, установленному порядку. Эмоционально-волевая регуляция — это и произвольная саморегуляция эмоциональных реакций и состояний, и регуляция действий через измерение эмоционального состояния и отношения к действию. /Рис. 141/. Механизм регуляции - самоконтроль - который предполагает двойственность всех структурных элементов системы регуляции и обеспечивает связь между ними и всей структурой в целом. Расхождение идеальной и реальной подструктур внутри системы самоконтроля направляет активность личности на устранение обнаруженного рассогласования, препятствующего достижению результатов деятельности. Направления этой активности связаны с изменением целей деятельности или с изменением способов достижения целей - тактик, или с изменением самооценки личности своей структуры, т.е. с изменением самой личности. /рис. 142/.
α2β3 – отл., α2β2 – хор., α1β2, α2β1, α1β1 – удовл. Вопросы: 1. Дайте характеристику проявлений воли в учебной и трудовой деятельности человека. (α2β3) 2. Что является оппозицией волевого действия? (α1β1) 3. Какие характеристики волевого действия отражают содержание сознания человека? (α2β2) 4. Что необходимо для осознанного принятия решения? (α1β1) 5. Иногда мы сталкиваемся со случаями, когда, приняв решение человек вновь начинает сомневаться в правильности и не выполняет принятого решения. Бывает и так, что он откладывает исполнение намеченного, не может побудить себя начать действовать в избранном направлении, пытается убедить себя, что с исполнением решения можно подождать. Чем объяснить возникновение этих противоречий? О каких особенностях воли личности это говорит? (α2β3) 6.Каков главный механизм эмоционально-волевой регуляции поведения? (α1β1)
|
||||||||||||||
Последнее изменение этой страницы: 2016-09-20; просмотров: 585; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.133.144.147 (0.009 с.) |