Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Тема 2. Аналитическая психология К. ЮнгаСодержание книги
Похожие статьи вашей тематики
Поиск на нашем сайте
1. Основные представления о структуре психического по Юнгу. 2. Психологический рост. 3. Типология Юнга. Литература: Аверинцев С. С. "Аналитическая психология" К. Г. Юнга и закономерности творческой фантазии //0 современной буржуазной эстетике. М»: Искусство, 1972. Анциферова Л.И. Некоторые вопросы исследования личности в современной психологии капиталистических стран /Теоретические проблемы психологии личности. М.: Наука, 1974. Юнг К.Г. Психологические типы, М.: Алфавит, 1992.
Основные представления К.Юнг /1875-1961/ рассматривал человеческую психику как целостное динамическое взаимодействие сознания к бессознательного. Областъ бессознательного он делил на индивидуальное и коллективное бессознательное. /Рис. 73/. Индивидуальное бессознательное включает забытые, подавленные, неосознаваемые переживания, накапливающиеся в процессе жизнедеятельности индивида. Представление К. Юнга о личном бессознательном подобно представлению о бессознательном З.Фрейда. Коллективное бессознательное включает в себя наслоение семейного, родового, национального, расового, общечеловеческого опыта. Это вне-личное или сверх-личное бессознательное. Врожденные структуры коллективного бессознательного содержат уникальное психологическое наследство. Архетипы - "первичные образы" организации психического материала /архетип матери: Дева-Мария, Венера, Мать-природа/. Символы - слово или образ, которые, кроме непосредственного значения, включают более широкий "бессознательный аспект". Именно в символах, прежде всего, выражает себя бессознательное. Поэтому символы дал Юнга не безжизненные слова и пустые формы это мощные, живые реальности, которые люди проживают в своей жизни и за которые умирают. Психическое развитие включает в себя не только намерения, но нуждается в привлечении символа. Личность имеет целостное архетипическое строение: каждая из основных структур личности - тоже архетип. Архетипы личности. «Эго»- возникшее из бессознательного образование, которое создает последовательрость и направленность психической жизни личности. «Персона» - это то, каким мы представляем себя миру /социальные роли, индивидуальный стиль, род одежды/. "Тень" /тень "Эго"/ - центр личного бессознательного, которое было вытеснено из сознания - тенденции, желания, воспоминания, переживания, которые отрицаются человеком:.: как несовместимые с персоной и противоречащие социальным стандартам и идеалам. «Анима» и «Анимус» - психические структуры, которые фокусируют весь психологический материал, не удовлетворяющий сознательному представлению индивидуума о себе как о женщине или мужчине /это источник проекций и создания образов творчества/. "Самость" - первичный архитип гармонии, порядка и целостности личности.
Психологический рост По Юнгу каждый индивидуум обладает тенденцией к индивидуализации и саморазвитию. индивидуальность - это наиболее внутренняя, постоянная, ни с чем не сопоставимая уникальность. Индивилуализация понимается как «становление собой» или «самореализация». Индивидуализация - это процесс развития целостности личности не только по оси "эго-самостъ", но и интеграция всех сторон психики: эго, персоны, тени, анимы или анимуса и других бессознательных архетипов. /Рис. 74/. Психологическая сущность индивидуализации - развитие самости путем единения сознания и бессознательного. Цели процесса индивидуализации - целостность, объединение, примирение полярностей, - достижение динамического равновесия психики.
Рис. 74 развитие целостности архитипов структуры личности (По К. Юнгу)
Анализируя персону, мы как бы снимаем маску, и обнаруживаем, что то, что казалось индивидуальным, на своем дне оказывается коллективным» Призвание реальности тени позволяет нам освободиться из-под ее влияния» Кроме того, мы можем ассимилировать ценный материал личного бессознательного» На пути самопознания нам предстоит не просто встреча с анимой или аницусом, но обращение с этим архетипом как реальной психической силой. Последняя и самая важная стадия процесса индивидуализации - развитие самости. "Самость - наша жизненная цель, потому что это наиболее полное выражение того судьбоносного сочетания, которое мы называем индивидуальностью". В действительности процесс индивидуализации имеет более сложный характер, чем описываемые стадии. Индивидуализация скорее похожа на спираль, в которой, человек каждый раз продолжает сталкиваться с теми же самыми вопросами, но только в более тонкой форме. К.Юнг разработал интересную классификацию психологических типов.
Среди юнговских. понятий интроверсия и экстраверсия получили широкое распространение. Юнг полагал, что каждый индивидум может быть охарактеризован как ориентированный первично на внутреннее или на внешнее. Энергия интровертов более естественно направляется к их внутреннему миру, а энергия экстравертов - к внешнему. Никто не является чистым интровертом или экстравертом. Временами интроверсия является более подходящей, временами - экстраверсия. В идеале - следует быть пластичным, уметь принимать любую из двух ориентации там, где она более подходит, и действовать с точки зрения их равновесия. Сочетание четырех функций в индивидууме составляет целостный и уравновешенный подход к миру обычно, одна функция сильно доминирует, и еще одна, относительно развитая, является дополнительной. Остальные две функции бессознательны и действуют с меньшей эффективностью. /Рис. 77/.
А теперь остановимся на более подробном психологическом анализе типологии к. Юнга. Типология К.Юнга опирается на обширное исследование культуры и представляет собой вариацию сложного диалектического единства осознаваемого и неосознаваемого в структуре личности. Приведем краткую характеристику личностной типологии К.Юнга. Экстравертированный тип личности характеризуется направленностью, на мир внешних объектов, окружающих людей, которые, подобно магниту, определяют его интересы и "жизненную энергию". Экстравертам свойственны инициативность, импульсивность, гибкость поведения, потребность з непрерывном социальном подкреплении актов поведения, адаптированность. Интровертированный тип личности характеризуется направленностью личности на явления своего собственного внутреннего мира, которым придается высшая ценность. Интроверт - это человек малообщительный, пассивный, склонный к рефлексии и мечтательности. Экстравертированный мыслительный тип - рассудочный тип личности, действующей исходя из обдуманных мотивов с ориентацией на акты, общепризнанные идеи и ценности. Чувства людей этого типа поддерживают интеллектуальную установку и приспосабливаются к ней. Экстраверсированный ощущающей тип характеризуется стремлением к непосредственному переживанию различных ощущений. У людей этого типа главный критерий ценности - та или иная сила ощущений, как конкретных проявлений жизни, ее полноты. Экстраверсированный эмоциональный тип - это люди, руководствующиеся чувством, согласованным с общезначимыми ценностями. Чуства таких людей в процессе ориентации на общепринятое утрачивают личный характер. Экстравертированный интуитивный тип обладает тонким чутьем, способностью к бессознательным умозаключениям, предвидением тенденции, которые зарождаются и имеют будущее. Интровертированный мыслительный тип, главные ценности которого связаны с развившем субъективных символических образов. Характеризуется яркой ориентацией мышления на субъективный фактор. Интровертированный ощущающий тип ориентируется на субъективную интенсивность ощущений, вызванных: объективными раздражителями. Часто утрачивает понятие об объективных источниках своих ощущений. Идтровертированный эмоциональный тип стремится к внутреннему переживанию чувств. Ценность внутреннего мира чувств такого человека высока, когда он обладает художественными способностями и не слишком озабочен эгоцентрическим «Я». Интровертированный интуитивный тип характеризуется углубленной направленностью интуиции на внутренние субъективные образы. Углубление интуиции влечет за собой удаление от осязаемой действительности. И человек становится загадкой для окружающих. Ваш функциональный тип показывает относительно сильные и относительно слабые места в нашем функционировании и стиль деятельности, который мы предпочитаем. Особенно полезна данная типология во взаимоотношениях с другими: позволяет понять социальные отношения, вариативность восприятия и интерпретации явлений мира. Например, интуитивно-чувствующий оратор не прочтет такую логичную, высоко-организованную лекцию как мыслительно-ощущательный тип. У первого разговор будет перескакивать с предмета на предмет, проблема будет рассмотрена о разных сторон, но не систематично. α1β3 – отл., α1β2 – хор., α1β1 – удовл. Вопросы: 1. В чем состоит главное отличие аналитической психологии К.Юнга от психоанализа З.Фрейда? α1β1 2. Какова психологическая структура коллективного бессознательного? α2β1 3. Каково строение психологической структуры личности? α2β1 4. Как понимается психологический рост в аналитической психологии? α1β1 5. Каков характер процесса индивидуализации? α1β1 6. Как отражается в учении о психологических типах идея целостности психической организации? α1β1 7. Каково практическое значение типологии К.Юнга? α1β3 8. Как и в чем могут проявляться архетипы коллективного бессознательного в жизни конкретного человека? Тема 3. ИНДИВИДУАЛЬНАЯ ПСИХОЛОГИЯ А.АДЛЕРА. План: 1. Принципы индивидуальной психологии. 2. Социальная обусловленность индивидуальной психологии. 3. Психологический рост. Литература: Бодлер Г. Личность и личностный рост. М.; ВЦП, 1985» С» 104 127. Зейгарник Б.В. Теории личности в зарубежной психологии. М.: изд-во МГУ, 1982..С. 14-18. Ярошевский М.Г. История психологии. М.: Мысль, 1985. "Индивидуальная психология твердо стоит на точке зрения эволюции и с этой точки зрения рассматривает все человеческие стремления как борьбу за совершенствование" А.Адлер. А.Адлер /1870-1937/ был основателем холистической системы индивидуальной психологии, рассматривающей индивидуума как интегрированную целостность в рамках социальной системы. Основные принципы индивидуальной психологии: - холизм /целостность/; - единство индивидуального стиля; - направленность поведения к цели /актуальные цели, а не прошлый опыт личности определяют поведение/; - социальный интерес как проявление социальных влияние на индивидуальную психику. Структура личности, по мнению Адлера, целостна и едина. /Рис. 78/. Формирование личности определяет чувство неполноценности - врожденное чувство, возникающее из органического несовершенства и слабости человека. Чувство неполноценности вызывает стремление к превосходству. Оно проявляется в виде "цели победы" и "цели превосходства", которые создают определенные "стили жизни": 1 Успешная компенсация чувства неполноценности - результат совпадения стремления к превосходству с социальными интересами личности. 2. Сверхкомпенсация - одностороннее приспособление к жизни, сущность которого в том, что болезненное состояние неполноценности вызывает столь энергичные защитные реакции, которые способны парализовать не только непосредственную опасность, но и то, что может возникнуть в будущем. Так психические явления человека стремятся из прошлого в будущее. 3. Уход в болезнь - неудавшийся способ компенсации, при котором человек "вырабатывает" симптомы болезни, чтобы оправдать свою неудачу.
компенсация
Рис. 78 Индивидуальная психология А. Адлера Таким образом, успешная компенсация - самый оптимальный с точки зрения психической энергии стиль жизнедеятельности, побуждаемый развитым социальным чувством. Социальное чувство иди социальный интерес проявляются в чувстве общности с людьми /способность к любви и кооперации/ и в глубоком стремлении к общественному благу. Итак, индивидуальная психология отрицает фатальную связь психического развития личности с биологическим субстратом, психическое развитие человека подчинено логике общественных отношений. Остановимся подробнее на анализе целостной системы индивидуальной психологии. Основные представления индивидуальной психологии А. Адлера Чувство неполноценности Все дети глубоко испытывают чувство неполноценности, являющееся неизбежным следствием их физических размеров, недостатка сил и возможностей. Умеренное чувство неполноценности может побудить индивидуума к конструктивным усилиям и достижениям. Чувства неполноценности - причина всех улучшений в положении человечества« Борьба за превосходство Ранний Адлер утверждал, что агрессивные тенденции и борьба за власть были решающими в индивидуальном и родовом выживании. Позже Адлер рассматривал агрессию и волю к власти как проявление побуждения улучшать себя, развивать свои способности, свою потенциальность.
Рис. 79 Жизненная цель как сосредоточение стремлений и достижений, направляет жизнь индивида
Итак, именно позитивная цель превосходства адекватна стремлению человека к совершенствованию, составляющему часть его жизни, стремлению, без которого жизнь немыслима.
Формирование жизненных целей начинается в детстве как компенсация чувства неполноценности, небезопасности, неуверенности и беспомощности в мире взрослых» Жизненные цели обеспечивают направление на задачи деятельности, позволяют со стороны интерпретировать поведение человека. Стили жизни Жизненный стиль - это уникальный способ, выбранный каждым индивидуумом для следования своей жизненной цели. В общий стиль жизни включаются, на первый взгляд, изолированные привычки, черты поведения, эмоциональные отклики личности и ДР. Как часть своего жизненного стиля, каждый человек создает себе представление о себе и о мире. Апперцепция - психологическое понятие, означающее восприятие, включая субъективную интерпретацию воспринятого.
Индивидуум - и картина, и художник одновременно. Чувство общественного Общественное чувство - "чувство человеческой солидарности, связи человека с человеком..., расширенное ощущение товарищества в человеческом обществе".[3] Чувство общности - не просто интерес к ближайшему человеческому окружению, это ощущение родства, связанности со всем целым. Кооперация Только посредством сотрудничества с другими, внесения ценного вклада в общественную деятельность, мы можем преодолеть действительную неполноценность или наше чувство неполноценности. Таким образом, развитие кооперативного поведения - есть общественное чувство в действии. Работа, дружба, любовь - триединая задача, аспекты одной и той же проблемы - необходимости для людей поддерживать и развивать жизнь в той среде, в которой находится человек. Жить - значит развиваться. Психическое развитие отражает врожденное стремление человека к совершенствованию, к совершенствованию отношений с окружающими, на пути к которому личность преодолевает серьезные препятствия. Адлеровская теория личности оказала воздействие на гуманистическую психологию, психотерапию и теорию личности. Усиление социального интереса стало стержневым направлением психотерапии. «Я говорю пациентам: "Вы можете вылечиться за две недели, если будете следовать предписанию: попытайтесь каждый день думать как вы можете сделать кому-нибудь приятное."[4]
Рис. 82 Психологический рост и препятствие к росту.
α1β3 – отл., α1β2 – хор., α1β1 – удовл. Вопросы: 1. Каковы основные принципы индивидуальной психологии А.Адлера? α1β1 2. Как соотносятся представления о детерминантах поведения у неофрейдистов и в теории Адлера? α1β3 3. Дайте общую характеристику развитию индивида в обществе? α1β3 4. Каковы общие и специфические характеристики жизненных целей? α1β2 5. Дайте социально-психологическую характеристику, "чувства общности" и его влияния на жизненный стиль индивида. α1β3 6. Какова динамика психологического роста индивида? α1β2 Тема 4. СОЦИАЛЬНЫЙ БИХЕВИОРИЗМ. План: 1. Общая характеристика предмета, целей, основных понятий классического бихевиоризма. 2. Ключевая характеристика радикального бихевиоризма Б.Скиннера. 3. Виды обуславливания поведения и подкрепление. 4. Психологический рост и препятствия к росту. Литература: Бодлер Г. Личность и личностный рост. М.: ВЦП, 1985. С. 266-311. Фаш М.Х. Судьбы бихевиоризма: Социальный бихевиоризм Скиннера/ Вопросы психологии. 1977. № 2. С. 73-83. Бихевиоризм - направление в американской психологии, отрицающее сознание как предмет научного исследования и сводящее психику к различным формам поведения, понятого как совокупность реакции организма на стимулы внешней среды.
Рис. Поведение организма как целое – предмет психологии.
Рис. 84 Основные функции психологии
Рис. 85 Основная схема поведения.
Стимул – включает в себя наиболее сложные изменения ситуации, которая вызывает определенные реакции. Реакция – ответ организма, которая включает не только простой рефлекс, но и сложные акты приспособления. Врожденные формы поведения – интинкты занимают в раннем бихевиоризме центральное место. Инстинкт – врожденная стереотипная реакция, отдельные составные части которой являются комбинацией врожденных реакций, развертывающихся сериально при соответствующей мотивации. Социальный бихевиоризм Б.Скиннера /1904- / Б.Скиннер - наиболее яркий представитель радикального бихевиоризма. Его идеи относительно личности и социального поведения, обуславливания. Функций объяснения и управления поведением выдвинули Скиннера в ряд ведущих теоретиков обучения. Основные представления Человек - носитель поведенческих процессов, слетавшихся в результате воздействия на него обстановки, включающей в себя культурную среду. Поведение - это то, что делает организм и что можно наблюдать; это та часть функционирования организма, которая занята взаимодействием с внешним миром и воздействием на внешний мир. Личность - сумма паттернов поведения. Каждая индивидуальная реакция основана исключительно на предыдущем опыте и генетической историк. Понятия "обусловливания" и "подкрепления" лежат в основе социального бихевиоризма Скиннера.
Рис. 88 Научный анализ поведения на основе изоляции частей целостного поведения.
Подкрепление – любой стимул, увеличивающий вероятность определенной реакции.
Рис. 89 Типы подкрепляющих символов поведения Среди всех видов подкрепляющих символов деньги один из главных подкрепителей поведения. Деньги не имеют собственного значения как награда, но человек научается ассоциировать их с первичными подкрепителями. Идея дегуманизации человека пронизывает учение Скиннера.
Психологический рост С точки зрения Скиннера психологический рост - минимизация дурных условии и возрастание благотворного контроля над средой. Мы должны лучше использовать доступные психологические средства, чтобы поддержать свое поведение и управлять им. Начав изменять среду, мы начинаем управлять поведением.
Рис. 90. Психологические возможности роста, заключающиеся в точном описании поведения.
Использование наград – в высшей степени селективный, эффективный способ контроля над поведением. Препятствие роста Наказание информирует о том, что не надо делать, но не сообщает, что делать.
Рис. 91 Неэффективность наказания
Наказание – препятствие психологическому росту личности.
Рис. 92. Преодоление неведения поведения как путь к росту
Итак, основные выводы бихевиоризм основывает на наблюдаемом поведении людей и животных. Сознание, высшая психическая деятельность человека оставались за рамками схем бихевиоризма. Тезис, что вся психическая деятельность человека обусловлена и обуславливаема, независимо от генетических различий условиями внешней среды нуждался в гораздо большем фактическом подтверждении, чем было наработано ранними бихевиористами. Скиннер предлагает бескомпромиссный взгляд на человеческую природу. Скиннер не отрицает употребление в психологии таких понятий, как "воля", "воображение", "разумность", "свобода". Он утверждает, что объяснения психики, построенные на этих терминах, не функциональны. Они не описывают что происходит в действительности, а скорее затушевывают происходящее. В научном подходе нет места для "внутренних факторов". В своем стремлении сделать жизнь более понятной, Скиннер предложил такую интерпретацию человеческой природы, эффективность применения которой далеко вышла за рамки "крыс и пищи". Его учение отражает методологическую тенденцию современной мысли к рациональному и является последовательно социологизаторским подходом к психике. α1β3 – отл.; α1β2 – хор.; α1β1 – хор.
Вопросы: 1. В чем заключается основная психологическая ориентация бихевиоризма? α1β2 2. Каковы преемственность и новизна бихевиористских традиции в учении Скиннера? α1β2 3. Какие типы подкрепляющих символов оперантного поведения более эффективны и почему? α2β2 4. Какими способами достигается понимание себя и к каким психическим новообразованиям это приводит? α1β3 5. Проанализируйте наказание и неведение как препятствия к росту. α1β2 6. Можно ли сравнивать по аналогии фрейдизм-неофрейдизм, классический бихевиоризм - радикальный бихевиоризм и почему? α1β2
|
||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Последнее изменение этой страницы: 2016-09-20; просмотров: 649; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.118.28.31 (0.012 с.) |