Тема 2. Аналитическая психология К. Юнга 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Тема 2. Аналитическая психология К. Юнга



1. Основные представления о структуре психического по Юнгу.

2. Психологический рост.

3. Типология Юнга.

Литература:

Аверинцев С. С. "Аналитическая психология" К. Г. Юнга и законо­мерности творческой фантазии //0 современной буржуазной эстетике. М»: Искусство, 1972.

Анциферова Л.И. Некоторые вопросы исследования личности в современной психологии капиталистических стран /Теоретические проб­лемы психологии личности. М.: Наука, 1974.

Юнг К.Г. Психологические типы, М.: Алфавит, 1992.

 

Основные представления

К.Юнг /1875-1961/ рассматривал человеческую психику как це­лостное динамическое взаимодействие сознания к бессознательного. Областъ бессознательного он делил на индивидуальное и коллектив­ное бессознательное. /Рис. 73/.

Индивидуальное бессознательное включает забытые, подавленные, неосознаваемые переживания, накапливающиеся в процессе жизнедея­тельности индивида. Представление К. Юнга о личном бессознательном подобно представлению о бессознательном З.Фрейда.

Коллективное бессознательное включает в себя наслоение семей­ного, родового, национального, расового, общечеловеческого опыта. Это вне-личное или сверх-личное бессознательное. Врожденные структуры коллективного бессознательного содержат уникальное психоло­гическое наследство.

Архетипы - "первичные образы" организации психического мате­риала /архетип матери: Дева-Мария, Венера, Мать-природа/.

Символы - слово или образ, которые, кроме непосредственного значения, включают более широкий "бессознательный аспект".

Именно в символах, прежде всего, выражает себя бессознатель­ное. Поэтому символы дал Юнга не безжизненные слова и пустые формы это мощные, живые реальности, которые люди проживают в своей жизни и за которые умирают. Психическое развитие включает в себя не только намерения, но нуждается в привлечении символа.

Личность имеет целостное архетипическое строение: каждая из основных структур личности - тоже архетип.

Архетипы личности.

«Эго»- возникшее из бессознательного образование, которое создает последовательрость и направленность психической жизни личности.

«Персона» - это то, каким мы представляем себя миру /социальные роли, индивидуальный стиль, род одежды/.

"Тень" /тень "Эго"/ - центр личного бессознательного, которое было вытеснено из сознания - тенденции, желания, воспоминания, переживания, которые отрицаются человеком:.: как несовместимые с персоной и противоречащие социальным стандартам и идеалам.

«Анима» и «Анимус» - психические структуры, которые фокусируют весь психологический материал, не удовлетворяющий сознательному представлению индивидуума о себе как о женщине или мужчине /это источник проекций и создания образов творчества/.

"Самость" - первичный архитип гармонии, порядка и целостнос­ти личности.

 


Психологический рост

По Юнгу каждый индивидуум обладает тенденцией к индивидуали­зации и саморазвитию.

индивидуальность - это наиболее внутренняя, постоянная, ни с чем не сопоставимая уникальность.

Индивилуализация понимается как «становление собой» или «самореализация».

Индивидуализация - это процесс развития целостности личности не только по оси "эго-самостъ", но и интеграция всех сторон пси­хики: эго, персоны, тени, анимы или анимуса и других бессознатель­ных архетипов. /Рис. 74/.

Психологическая сущность индивидуализации - развитие самости путем единения сознания и бессознательного.

Цели процесса индивидуализации - целостность, объединение, примирение полярностей, - достижение динамического равновесия пси­хики.

Рис. 74 развитие целостности архитипов структуры личности (По К. Юнгу)

 

 

Анализируя персону, мы как бы снимаем маску, и обнаруживаем, что то, что казалось индивидуальным, на своем дне оказывается коллективным» Призвание реальности тени позволяет нам освободить­ся из-под ее влияния» Кроме того, мы можем ассимилировать ценный материал личного бессознательного» На пути самопознания нам пред­стоит не просто встреча с анимой или аницусом, но обращение с этим архетипом как реальной психической силой.

Последняя и самая важная стадия процесса индивидуализации - развитие самости.

"Самость - наша жизненная цель, потому что это наиболее пол­ное выражение того судьбоносного сочетания, которое мы называем индивидуальностью".

В действительности процесс индивидуализации имеет более слож­ный характер, чем описываемые стадии. Индивидуализация скорее похожа на спираль, в которой, человек каждый раз продолжает стал­киваться с теми же самыми вопросами, но только в более тонкой форме.


К.Юнг разработал интересную классификацию психологических типов.

 

Среди юнговских. понятий интроверсия и экстраверсия получили широкое распространение. Юнг полагал, что каждый индивидум может быть охарактеризован как ориентированный первично на внутреннее или на внешнее. Энергия интровертов более естественно направляет­ся к их внутреннему миру, а энергия экстравертов - к внешнему.

Никто не является чистым интровертом или экстравертом. Вре­менами интроверсия является более подходящей, временами - экстра­версия. В идеале - следует быть пластичным, уметь принимать любую из двух ориентации там, где она более подходит, и действовать с точки зрения их равновесия.

Сочетание четырех функций в индивидууме составляет целостный и уравновешенный подход к миру обычно, одна функция сильно домини­рует, и еще одна, относительно развитая, является дополнительной. Остальные две функции бессознательны и действуют с меньшей эффек­тивностью. /Рис. 77/.


 

 

А теперь остановимся на более подробном психологическом анализе типологии к. Юнга.

Типология К.Юнга опирается на обширное исследование культуры и представляет собой вариацию сложного диалектического единства осознаваемого и неосознаваемого в структуре личности.

Приведем краткую характеристику личностной типологии К.Юнга.

Экстравертированный тип личности характеризуется направлен­ностью, на мир внешних объектов, окружающих людей, которые, подоб­но магниту, определяют его интересы и "жизненную энергию".

Экстравертам свойственны инициативность, импульсивность, гиб­кость поведения, потребность з непрерывном социальном подкреплении актов поведения, адаптированность.

Интровертированный тип личности характеризуется направлен­ностью личности на явления своего собственного внутреннего мира, которым придается высшая ценность. Интроверт - это человек мало­общительный, пассивный, склонный к рефлексии и мечтательности.

Экстравертированный мыслительный тип - рассудочный тип лич­ности, действующей исходя из обдуманных мотивов с ориентацией на акты, общепризнанные идеи и ценности. Чувства людей этого типа поддерживают интеллектуальную установку и приспосабливаются к ней.

Экстраверсированный ощущающей тип характеризуется стремлени­ем к непосредственному переживанию различных ощущений. У людей этого типа главный критерий ценности - та или иная сила ощущений, как конкретных проявлений жизни, ее полноты.

Экстраверсированный эмоциональный тип - это люди, руководст­вующиеся чувством, согласованным с общезначимыми ценностями. Чуства таких людей в процессе ориентации на общепринятое утрачи­вают личный характер.

Экстравертированный интуитивный тип обладает тонким чутьем, способностью к бессознательным умозаключениям, предвидением тен­денции, которые зарождаются и имеют будущее.

Интровертированный мыслительный тип, главные ценности которо­го связаны с развившем субъективных символических образов. Харак­теризуется яркой ориентацией мышления на субъективный фактор.

Интровертированный ощущающий тип ориентируется на субъективную интенсивность ощущений, вызванных: объективными раздражителями. Часто утрачивает понятие об объективных источниках своих ощущений.

Идтровертированный эмоциональный тип стремится к внутреннему переживанию чувств. Ценность внутреннего мира чувств такого чело­века высока, когда он обладает художественными способностями и не слишком озабочен эгоцентрическим «Я».

Интровертированный интуитивный тип характеризуется углублен­ной направленностью интуиции на внутренние субъективные образы. Углубление интуиции влечет за собой удаление от осязаемой дейст­вительности. И человек становится загадкой для окружающих.

Ваш функциональный тип показывает относительно сильные и от­носительно слабые места в нашем функционировании и стиль деятель­ности, который мы предпочитаем.

Особенно полезна данная типология во взаимоотношениях с дру­гими: позволяет понять социальные отношения, вариативность восп­риятия и интерпретации явлений мира.

Например, интуитивно-чувствующий оратор не прочтет такую логичную, высоко-организованную лекцию как мыслительно-ощущательный тип. У первого разговор будет перескакивать с предмета на предмет, проблема будет рассмотрена о разных сторон, но не систематично.

α1β3 – отл., α1β2 – хор., α1β1 – удовл.

Вопросы:

1. В чем состоит главное отличие аналитической психологии К.Юнга от психоанализа З.Фрейда? α1β1

2. Какова психологическая структура коллективного бессозна­тельного? α2β1

3. Каково строение психологической структуры личности? α2β1

4. Как понимается психологический рост в аналитической пси­хологии? α1β1

5. Каков характер процесса индивидуализации? α1β1

6. Как отражается в учении о психологических типах идея це­лостности психической организации? α1β1

7. Каково практическое значение типологии К.Юнга? α1β3

8. Как и в чем могут проявляться архетипы коллективного бессознательного в жизни конкретного человека?

Тема 3. ИНДИВИДУАЛЬНАЯ ПСИХОЛОГИЯ А.АДЛЕРА.

План:

1. Принципы индивидуальной психологии.

2. Социальная обусловленность индивидуальной психологии.

3. Психологический рост.

Литература:

Бодлер Г. Личность и личностный рост. М.; ВЦП, 1985» С» 104 127.

Зейгарник Б.В. Теории личности в зарубежной психологии. М.: изд-во МГУ, 1982..С. 14-18.

Ярошевский М.Г. История психологии. М.: Мысль, 1985.

"Индивидуальная психология твердо стоит на точке зрения эволюции и с этой точки зрения рассматривает все человеческие стремления как борьбу за совершенствование"

А.Адлер.

А.Адлер /1870-1937/ был основателем холистической системы индивидуальной психологии, рассматривающей индивидуума как интег­рированную целостность в рамках социальной системы. Основные принципы индивидуальной психологии:

- холизм /целостность/;

- единство индивидуального стиля;

- направленность поведения к цели /актуальные цели, а не прошлый опыт личности определяют поведение/;

- социальный интерес как проявление социальных влияние на индивидуальную психику.

Структура личности, по мнению Адлера, целостна и едина. /Рис. 78/. Формирование личности определяет чувство неполноценности - врожденное чувство, возникающее из органического несовершенства и слабости человека.

Чувство неполноценности вызывает стремление к превосходству. Оно проявляется в виде "цели победы" и "цели превосходства", ко­торые создают определенные "стили жизни":

1 Успешная компенсация чувства неполноценности - результат совпадения стремления к превосходству с социальными интересами личности.

2. Сверхкомпенсация - одностороннее приспособление к жизни, сущность которого в том, что болезненное состояние неполноценнос­ти вызывает столь энергичные защитные реакции, которые способны парализовать не только непосредственную опасность, но и то, что может возникнуть в будущем.

Так психические явления человека стремятся из прошлого в бу­дущее.

3. Уход в болезнь - неудавшийся способ компенсации, при кото­ром человек "вырабатывает" симптомы болезни, чтобы оправдать свою неудачу.

 

 
 

 


компенсация

       
   
Стремление к превосходству
 
 

 


Рис. 78 Индивидуальная психология А. Адлера

Таким образом, успешная компенсация - самый оптимальный с точки зрения психической энергии стиль жизнедеятельности, побуж­даемый развитым социальным чувством.

Социальное чувство иди социальный интерес проявляются в чув­стве общности с людьми /способность к любви и кооперации/ и в глу­боком стремлении к общественному благу.

Итак, индивидуальная психология отрицает фатальную связь пси­хического развития личности с биологическим субстратом, психичес­кое развитие человека подчинено логике общественных отношений.

Остановимся подробнее на анализе целостной системы индивиду­альной психологии.

Основные представления индивидуальной психологии А. Адлера

Чувство неполноценности

Все дети глубоко испытывают чувство неполноценности, явля­ющееся неизбежным следствием их физических размеров, недостатка сил и возможностей.

Умеренное чувство неполноценности может побудить индивидуума к конструктивным усилиям и достижениям.

Чувства неполноценности - причина всех улучшений в положении человечества«

Борьба за превосходство

Ранний Адлер утверждал, что агрессивные тенденции и борьба за власть были решающими в индивидуальном и родовом выживании.

Позже Адлер рассматривал агрессию и волю к власти как прояв­ление побуждения улучшать себя, развивать свои способности, свою потенциальность.


 

 


Рис. 79 Жизненная цель как сосредоточение стремлений и достижений, направляет жизнь индивида

 

Итак, именно позитивная цель превосходства адекватна стремлению человека к совершенствованию, составляющему часть его жиз­ни, стремлению, без которого жизнь немыслима.

 

 

Формирование жизненных целей начинается в детстве как компен­сация чувства неполноценности, небезопасности, неуверенности и беспомощности в мире взрослых» Жизненные цели обеспечивают направ­ление на задачи деятельности, позволяют со стороны интерпретиро­вать поведение человека.

Стили жизни

Жизненный стиль - это уникальный способ, выбранный каждым индивидуумом для следования своей жизненной цели.

В общий стиль жизни включаются, на первый взгляд, изолирован­ные привычки, черты поведения, эмоциональные отклики личности и ДР.

Как часть своего жизненного стиля, каждый человек создает се­бе представление о себе и о мире.

Апперцепция - психологическое понятие, означающее восприятие, включая субъективную интерпретацию воспринятого.

 

 

Индивидуум - и картина, и художник одновременно.

Чувство общественного

Общественное чувство - "чувство человеческой солидарности, связи человека с человеком..., расширенное ощущение товарищества в человеческом обществе".[3]

Чувство общности - не просто интерес к ближайшему человечес­кому окружению, это ощущение родства, связанности со всем целым.

Кооперация

Только посредством сотрудничества с другими, внесения ценного вклада в общественную деятельность, мы можем преодолеть действи­тельную неполноценность или наше чувство неполноценности.

Таким образом, развитие кооперативного поведения - есть об­щественное чувство в действии.

Работа, дружба, любовь - триединая задача, аспекты одной и той же проблемы - необходимости для людей поддерживать и развивать жизнь в той среде, в которой находится человек.

Жить - значит развиваться. Психическое развитие отражает врожденное стремление человека к совершенствованию, к совершенствова­нию отношений с окружающими, на пути к которому личность преодоле­вает серьезные препятствия.

Адлеровская теория личности оказала воздействие на гуманисти­ческую психологию, психотерапию и теорию личности. Усиление соци­ального интереса стало стержневым направлением психотерапии.

«Я говорю пациентам: "Вы можете вылечиться за две недели, если будете следовать предписанию: попытайтесь каждый день думать как вы можете сделать кому-нибудь приятное."[4]


 


Рис. 82 Психологический рост и препятствие к росту.

 

α1β3 – отл., α1β2 – хор., α1β1 – удовл.

Вопросы:

1. Каковы основные принципы индивидуальной психологии А.Ад­лера? α1β1

2. Как соотносятся представления о детерминантах поведения у неофрейдистов и в теории Адлера? α1β3

3. Дайте общую характеристику развитию индивида в обществе? α1β3

4. Каковы общие и специфические характеристики жизненных це­лей? α1β2

5. Дайте социально-психологическую характеристику, "чувства общности" и его влияния на жизненный стиль индивида. α1β3

6. Какова динамика психологического роста индивида? α1β2

Тема 4. СОЦИАЛЬНЫЙ БИХЕВИОРИЗМ.

План:

1. Общая характеристика предмета, целей, основных понятий классического бихевиоризма.

2. Ключевая характеристика радикального бихевиоризма Б.Скиннера.

3. Виды обуславливания поведения и подкрепление.

4. Психологический рост и препятствия к росту.

Литература:

Бодлер Г. Личность и личностный рост. М.: ВЦП, 1985. С. 266-311.

Фаш М.Х. Судьбы бихевиоризма: Социальный бихевиоризм Скиннера/ Вопросы психологии. 1977. № 2. С. 73-83.

Бихевиоризм - направление в американской психологии, отрица­ющее сознание как предмет научного исследования и сводящее пси­хику к различным формам поведения, понятого как совокупность реак­ции организма на стимулы внешней среды.

 

 
 

 

 


Рис. Поведение организма как целое – предмет психологии.


 

 


Рис. 84 Основные функции психологии

 

S R
Первоначальные представления о предмете и функциях сложились в раннем бихевиоризме (Д. Уотсон, Толмен)

 

 

Рис. 85 Основная схема поведения.

 

Стимул – включает в себя наиболее сложные изменения ситуации, которая вызывает определенные реакции.

Реакция – ответ организма, которая включает не только простой рефлекс, но и сложные акты приспособления.

Врожденные формы поведения – интинкты занимают в раннем бихевиоризме центральное место.

Инстинкт – врожденная стереотипная реакция, отдельные составные части которой являются комбинацией врожденных реакций, развертывающихся сериально при соответствующей мотивации.

Социальный бихевиоризм Б.Скиннера /1904- /

Б.Скиннер - наиболее яркий представитель радикального бихе­виоризма. Его идеи относительно личности и социального поведения, обуславливания. Функций объяснения и управления поведением выдви­нули Скиннера в ряд ведущих теоретиков обучения. Основные представления

Человек - носитель поведенческих процессов, слетавшихся в ре­зультате воздействия на него обстановки, включающей в себя куль­турную среду.

Поведение - это то, что делает организм и что можно наблюдать; это та часть функционирования организма, которая занята взаимодей­ствием с внешним миром и воздействием на внешний мир.

Личность - сумма паттернов поведения. Каждая индивидуальная реакция основана исключительно на предыдущем опыте и генетической историк.

Понятия "обусловливания" и "подкрепления" лежат в основе со­циального бихевиоризма Скиннера.

 

 


           
   
 
   
Легко прививается и легко исключается
 
Усиливается или ослабляется событиями, которые следуют за реакцией
 
 
 
Не нуждается в подкреплении
 
Нуждается в подкреплении
 

 

 


Рис. 88 Научный анализ поведения на основе изоляции частей целостного поведения.

 

Подкрепление – любой стимул, увеличивающий вероятность определенной реакции.

 

 
 

 

 


 

 

Рис. 89 Типы подкрепляющих символов поведения

Среди всех видов подкрепляющих символов деньги один из глав­ных подкрепителей поведения. Деньги не имеют собственного значе­ния как награда, но человек научается ассоциировать их с первич­ными подкрепителями. Идея дегуманизации человека пронизывает уче­ние Скиннера.

 

Психологический рост

С точки зрения Скиннера психологический рост - минимизация дурных условии и возрастание благотворного контроля над средой. Мы должны лучше использовать доступные психологические средства, чтобы поддержать свое поведение и управлять им. Начав изменять среду, мы начинаем управлять поведением.

Возможность предсказать будущее поведение
Совершенствовать анализ предыдущих подкреплений
Понимать себя: поведение – закономерно протекающий в данных условиях процесс
Точное описание поведения
Функциональный анализ - это анализ поведения в терминах от­ношений причин и следствий. Он рассматривает каждый аспект пове­дения как "функцию" определенных условий. Точное описание поведе­ния дает возможность управлять им. /рис. 90/.

 

Рис. 90. Психологические возможности роста, заключающиеся в точном описании поведения.

 

Использование наград – в высшей степени селективный, эффективный способ контроля над поведением.

Препятствие роста

Наказание информирует о том, что не надо делать, но не сообщает, что делать.

 


           
   
Наказание по отношению к наказываемому
 
 
 
   
Наказание по отношению к наказываемому
 
   
Селективно поощряет наказывающего, подкрепляет его способы поведения

 


Рис. 91 Неэффективность наказания

 

Наказание – препятствие психологическому росту личности.

Признание неведения
Изменение поведения, поддерживающего неведение
Неведение – наказание причин данного поведения

 
 
Неведение

 

 


Рис. 92. Преодоление неведения поведения как путь к росту

 

Итак, основные выводы бихевиоризм основывает на наблюдаемом поведении людей и животных. Сознание, высшая психическая деятель­ность человека оставались за рамками схем бихевиоризма. Тезис, что вся психическая деятельность человека обусловлена и обуславли­ваема, независимо от генетических различий условиями внешней сре­ды нуждался в гораздо большем фактическом подтверждении, чем было наработано ранними бихевиористами.

Скиннер предлагает бескомпромиссный взгляд на человеческую природу. Скиннер не отрицает употребление в психологии таких по­нятий, как "воля", "воображение", "разумность", "свобода". Он ут­верждает, что объяснения психики, построенные на этих терминах, не функциональны. Они не описывают что происходит в действитель­ности, а скорее затушевывают происходящее. В научном подходе нет места для "внутренних факторов".

В своем стремлении сделать жизнь более понятной, Скиннер предложил такую интерпретацию человеческой природы, эффективность применения которой далеко вышла за рамки "крыс и пищи". Его уче­ние отражает методологическую тенденцию современной мысли к рацио­нальному и является последовательно социологизаторским подходом к психике.

α1β3 – отл.; α1β2 – хор.; α1β1 – хор.

 

Вопросы:

1. В чем заключается основная психологическая ориентация бихевиоризма? α1β2

2. Каковы преемственность и новизна бихевиористских традиции в учении Скиннера? α1β2

3. Какие типы подкрепляющих символов оперантного поведения более эффективны и почему? α2β2

4. Какими способами достигается понимание себя и к каким психическим новообразованиям это приводит? α1β3

5. Проанализируйте наказание и неведение как препятствия к росту. α1β2

6. Можно ли сравнивать по аналогии фрейдизм-неофрейдизм, классический бихевиоризм - радикальный бихевиоризм и почему? α1β2

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-09-20; просмотров: 591; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.133.141.6 (0.121 с.)