Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Теш 5. Теория личности в гештальт-психологииСодержание книги
Поиск на нашем сайте
План: 1. Организм и среда как единое поле психической деятельности. 2. Психологические механизмы осознавания настоящего. 3. Психологический рост. Литература: 1. Бодлер Г. Личность и личностный рост. М.: ВЦП, 1985. С. 180-212. 2. Зейгарник Б.Б. Теория личности К.Левина. М»: изд-во МГУ, 1981. 3. Левин К. Определение понятия "поле в данный момент" /Хрестоматия по истории психологии. М.: изд-во МГУ, 1980. С. 131-145.
Основные представления гештальт-психологии Ф.Перлса /1893-1970/ Организм как целое В основе теории Перлса лежит представление об организме как целом и о единстве его функционирования. "Организм действует в среде и реагирует на среду с большей или меньшей интенсивностью; когда интенсивность уменьшается, физическое поведение превращается в ментальное; когда интенсивность увеличивается, ментальное поведение превращается в физическое".[5] Таким образом, любой аспект поведения индивидуума может рассматриваться как проявление целого бытия человека. Теория психологического поля К.Левина стала основополагающей в гешталът-теории. К.Левин представлял поведение как функцию сил, действующих в психологическом "жизненном пространстве" индивидума. Совокупность всех действующих сил он рассматривал как психологическую реальность индивидуума в каждый момент и образующих единую конфигурацию. Позднее теория К.Левина стала основой для развития групповой динамики. Сам индивидуум понимается как постоянно являющаяся частью более широкого поля, включающего как организм, так и его среду. (Рис. 93)
Ритм контакта и ухода определяется иерархией потребностей индивида. Доминирующая потребность личности проявляется как фигура на фоне остального, что есть в личности. Действия личности в психологическом поле должны быть направлены на удовлетворение потребностей. В отличие от Фрейда, Перлс акцентирует внимание на очевидном, а не подавляемом психическом материале. Эффективное действие - личности в помологическом поле - такое действие, которое направлено к удовлетворению доминирующей потребности, что в итоге укрепляет сущность индивида как целое. Психология «здесь и теперь»
Переживание настоящего в любой данный момент есть единственно адекватный для личности психический опыт. Принятие с открытым сердцем опыта настоящего - психологическое условие удовлетворенности и чувства полноты жизни. Осознавание – замечание, осведомленность человека о своем поведении.
Фрейдовская проблема "сопротивления" находит отзвук в теории Перлса. Но фрейдовский акцент на специфическое содержание смещен Перлсом на специфическую форму как прерывание континуума осознавания. Осознавать - значит уделять внимание постоянно возникающим фигурам в собственном восприятии, прямо соприкасаться, вопреки помехам фантазии, с миром и с собой. Психологический рост – это процесс расширения зон самосознавания. (Рис. 98)
Психологический рост Психологическое здоровье и зрелость личности определятся способностью переходить от опоры на среду и регулирование средой к опоре на себя и саморегуляцию. (Рис. 99). Центральным психологическим понятием, раскрывающим сущность саморегуляции является равновесие. "Любое нарушение организмического равновесия составляет неполный гештальт, незаконченную ситуацию, заставляющую организм становиться творческим, находить средства и пути восстановления равновесия... Формирование фигуры /фона/, оказывающихся наиболее сильными, временно принимает на себя управление всем организмом. Это основной закон органической саморегуляции". Саморегулируемые, опирающиеся на себя индивидуумы характеризуются свободным протеканием и определенностью значения фигуры /фона/ в проявлении своих потребностей в контакте и отходе. Каждый человек обладает способностью достигать оптимального равновесия, внутри себя и между собой и средой. Перлс исследует возможные пути психологического роста. /Рис. 100/. Итак, Перлс рассматривает человеческую личность, находящуюся в психологическом поле, от которого она дифференцируема, но от которого неотделима. Функции контакта и отхода являются решающими в определении социального существования индивида. Чувство принадлежности к социальному окружению, группе составляет, по Перлсу, первичный психологический импульс выживания. Неврозы, внутренне блокирующие психическое развитие личности, возникают вследствие нарушения чувствования границ взаимодействия, неспособности найти и поддержать надлежащее равновесие в отношениях с другими людьми. Различение границ взаимодействия, чувствование их расширяет способность индивида опираться на себя, осуществлять психическую регуляцию поведения.
Рис. 99 Обретение личностью психического здоровья.
Рис. 100 Психологические пути достижения уровня подлинной личности, способной переживать и выражать свои эмоции.
α1β3 – отл.; α1β2 – хор.; α1β1 – удов.
Вопросы: 1. Кого из зарубежных психологов вы можете отнести к представителям холического направлений? α1β1 2. Почему Ф.Перлс рассматривал свои идеи как ревизию фрейдизма и неофрейдизма? α1β2 3. Какие ключевые понятия составляют психологическую основу рассмотрения Пврлсом осознаваяния? α1β2 4. Как раскрывает Перлс понятие "психологический рост" личности в процессе взаимодействия индивида со средой? α1β3 5. В чем выражается психологическая зрелость подлинной личности? α1β3
|
|||||||||||||||||||
Последнее изменение этой страницы: 2016-09-20; просмотров: 404; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.138.135.4 (0.009 с.) |