Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Раздел Ш. Теории личности в зарубежной психологии.Содержание книги
Поиск на нашем сайте
ВВЕДЕНИЕ До недавнего времени мы, психологи-профессионалы, интуитивные психологи и все интересующиеся психологией, ощущали на себе психологическое давление единого подхода, утвердившегося в советской психологии. Отмечая некоторые интересные достижения зарубежной психологии, мы выносили общий суровый приговор: научная и методологическая несостоятельность. Но это не мешало зарубежной психологии развиваться, порождая все новые психологические течения. Широта, многовариантность подходов, настоящая полифония, личная обусловленность - яркие особенности зарубежных теорий личности. Несмотря на огромную вариативность, вое психологические направления, подобно молодой рощице, выросли на мощных корнях филосовско-психологических теорий ХХв.: психоанализе З.Фейда, теории экзистенцконализма. Идеи этих теорий повлияли на психологию, литературу, искусство, социологию, медицину. Классический психоанализ Фрейда породил современных психоаналитиков: К.Юнга, А.Адлера, оказявших большое воздействие на гуманистическую психологию К.Роджерса, экзистенциональный анализ Б.Франкла. И хотя теории зарубежных психологов можно в методологическом отношении критиковать, их практические достижения несомненны. Путь от теории к реальному психологическому объекту сложен необходимо для всестороннего его исследования сочетать принципы и подходы разных зарубежных теорий. Их рассмотрение в данном пособии выходит за рамки учебной программы. При разработке содержания данного раздела мы ориентировались на студентов с широкими научными интересами, внутренне свободных и любознательных. Интересы и мотивация студентов, осваивающих курс "Общей психологии" такова, что большинство студентов стремится узнать нечто о самом себе и о других людях. И лишь во вторую очередь их интересуют сложности психологических исследований и трудности использования понятийного аппарата. Мы знаем по собственному педагогическому опыту, что студенты стремятся овладеть интеллектуально сложным материалом, если понимают, что он ценен и имеет непосредственное отношение к их личным проблемам. Учитывая интересы и ценности студентов, мы рассматриваем зарубежные теории Личности как полезные понятийные средства, для понимания психологических механизмов поведения и личностного роста. Данное изложение ориентировало прежде всего на студентов, остро заинтересованных в применении психологических принципов в собственной жизни и впоследующей профессиональной деятельности. Каждая из психологических теорий личности представляет позитивный образец, идущий от личности и жизненного пути самого автора. Мы позволяли себе несколько критическое отношение лишь к тем аспектам, где сам автор не вполне достигает поставленной им же самим цели, но не внешнюю критику. Особое внимание мы обращали на те аспекты каждой, психологической теории, которые особенно важны студентам для лучшего понимания личностного роста к развитию. Причем некоторые зарубежные теории личности /например, классический психоанализ З.Фрейда/ акцентирует внимание на внутренних препятствиях психического роста, а гуманистическая психология ориентирована преимущественно на самоактуализацию и психологический рост личности.
Тема 1. ПСИХОАНАЛИЗ З.ФРЕЙДА. План: 1. Основные представления психоаналитической теории. 2. Структурные инстанции психики: функционально-психологическая характеристика. 3. Психическое развитие личности. 4. Препятствия росту и психологический рост личности. Литература: Добреньков В. И. Неофрейдизм в поисках "истины". Мысль, 1974. Дмитриев А.Е. Философский анализ проблемы бессознательного.Саратов: изд-во Саратовского ун-та, 1985. Зеигарник Б.В. Теории личности в зарубежной психологии, М.: изд-во МГУ, 1982. С. 18-30. Фрейд 3. Психология бессознательного. М.: Просвещение, 1989. Флоренская Т.А. Социализация фрейдизма в теориях личности КД.Хорни и Г.С.Салливена //Вопросы психологии. 1974..^3. С. 13-19. Шорохова Е.В. Теоретические проблеяли психологии личности. М.: Наука, 1974.
Психоанализ - психологическая школа, созданная 3. Фрейдом Психоанализ - понятие, которое употребляется в трех основных смыслах: 1. особый подход к исследованию душевных процессов, предполагает ряд технически: приемов, имеющих целью вскрыть бессознателъный смысл ошибочных действий, скрытые мысли сновидений и т.д.; 2. метод лечения невротических заболеваний, заключающийся в доведении до сознания пациента бессознательного психического материала; 3. теория о структуре душевной жизни, взаимодействии отдельные подструктур. Предметом нашего рассмотрения является психоанализ как теория психики. Основные представления Психический детерминизм: каждая мысль, возникшее воспоминание, чувство или действие человека имеют причину. В самых загадочных проявлениях психики проявляются скрытые биологические предпосылки или их следствия. Первоначально система психики была представлена в учении З.Фрейда тремя инстанциями: сознание, предсознание, бессознательное. (Рис. 65) Б П С
Рис. 65 Первоначальная система психической жизни З.Фрейда
Сознание – небольшая часть ума: включает то, что мы осознаем в каждый момент обыденной жизни. Предсознание – часть бессознательного, которая легко может стать сознательной. Оно подобно большому складу памяти, в которой сознание может нуждаться ежеминутно для выполнения своих функций. Бессознательным З. Фрейд называет такой психический процесс, о существовании которого можно предполагать, выводить по известнымпричинам из его следствий. Бессознательный материал – это не реализованные влечения психосексуального харктера, которые из-за конфликта с требованиями социальных норм не допускались в сознание,отчуждались с помощью механизма вытеснения, обнаруживая себя в обмолвках, оговорках, сновидениях. Бессознательный материал обладает жизненностью, непосредственностью и эмоциональной силой, внутренней связоностью. Побуждения или инстинкты - это те напряжения, которые направляют организм к определенным целям, т.е. являются последними причинами всякой деятельности.
Фрейд считает, что человек, ощущающий потребность, начнет поисковую деятельность, ища возможность уменьшить первоначальное напряжение.
Рис. 67 Ведущие инстинкты человека
Фрейд предполагает существование фундаментального, биологически продолжающегося и неразрешимого инстинктивного конфликта» Из смешения основных влечений, энергия которых подчиняется собственным законам, возникает огромное разнообразие человеческого поведения. Либидо - психосексуальная энергия, доступная, инстинктам жизни.
Рис. 68. Характеристики либидо
Катексис – процесс, посредством которого имеющаяся в душе либидозная энергия привязывается или помещается в психическую репрезентацию личности.
Рис.69 Процесс катектирования либидо
Психоаналитическая теория стремится исследовать, где либидо могло быть неверно катектировано. Со времен Фрейда проблема обнаружения и канализации психической энергии становится ведущей проблемой в понимании личности. Стремление высвободить связанные психические энергии мы встретим также в гуманистической психологии К.Роджерса и А. Маслоу, хотя каждая из теорий строит свои заключения об источнике психической энергии. Сначала 20-х годов Фрейдом выделяются иные инстанции психики: Я (Эго), Оно (Ид) и Сверх-Я (Супер-эго). Рис. 70
Я - целостная инстанция, которая управляется психическими процессами, руководит цензурой сновидений, процессом вытеснения. Олицетворяет то, что можно назвать разумом, рассудительностью. "Оно" - вместилище бессознательных влечений /психосексуальных, влечений к смерти/, с трудом управляемых Я. Это образ котла, где бурлят и кипят агрессивные, подавленные желания. "Я" и "Оно" не разделены резкой границей, вместе с последним Я разливается к низу и постепенно переходит в "Оно". /Рис. 70/. "Я" стремится заменить принцип удовольствия, безраздельно господствующий в «0но2», принципом реальности. «Сверх-Я» или"идеальное "Я «Сверх— Я» - адвокат внутреннего мира или "Оно". 1 часть данной подструктуры - наследник Эдипова комплекса; 2 часть - система унаследованных табу и запретов. Отношения между "Я" и идеалом "Я" отражают противоречия реального и психического, внешнего и внутреннего миров. Общая цель души - поддерживать, а если оно нарушено, то восстанавливать приемлемый уровень динамического равновесия, которое увеличивает удовольствия и минимизирует неудовольствие. Энергия, которая используется для работы системы, возникает в Оно с его примитивной инстинктивной природой. Я, появляющееся из Оно, рационалистически обращается с его основными побуждениями "Сверх-Я", появляющееся из "Я", действует как моральный тормоз или противовес практической заботе Оно и Я и устанавливает границы подвижности Оно. Психическое развитие личности - внутренне конфликтный процесс с последовательно сменяющими друг друга стадиями психосексуального развития. /Рис. 71/. По мере психосексуального развития личности происходит динамика желаний, способов и физических областей удовлетворения желаний» Нормальное психическое развитие подразумевает своевременное прохождение стадий. Отставание в психическом развитии - "фиксация", имеет место, когда человек остается слишком привязанным к определенной стадии, предпочитая удовлетворять свои потребности инфантильными способами.
|
|||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Последнее изменение этой страницы: 2016-09-20; просмотров: 224; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.147.56.125 (0.007 с.) |