Раздел Ш. Теории личности в зарубежной психологии. 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Раздел Ш. Теории личности в зарубежной психологии.



ВВЕДЕНИЕ

До недавнего времени мы, психологи-профессионалы, интуитив­ные психологи и все интересующиеся психологией, ощущали на себе психологическое давление единого подхода, утвердившегося в советской психологии. Отмечая некоторые интересные достижения зарубеж­ной психологии, мы выносили общий суровый приговор: научная и ме­тодологическая несостоятельность.

Но это не мешало зарубежной психологии развиваться, порождая все новые психологические течения.

Широта, многовариантность подходов, настоящая полифония, личная обусловленность - яркие особенности зарубежных теорий личности. Несмотря на огромную вариативность, вое психологические направления, подобно молодой рощице, выросли на мощных корнях филосовско-психологических теорий ХХв.: психоанализе З.Фейда, теории экзистенцконализма. Идеи этих теорий повлияли на психологию, литературу, искусство, социологию, медицину.

Классический психоанализ Фрейда породил современных психоаналитиков: К.Юнга, А.Адлера, оказявших большое воздействие на гуманистическую психологию К.Роджерса, экзистенциональный анализ Б.Франкла. И хотя теории зарубежных психологов можно в методологическом отношении критиковать, их практические достижения несомненны.

Путь от теории к реальному психологическому объекту сложен необходимо для всестороннего его исследования сочетать принципы и подходы разных зарубежных теорий. Их рассмотрение в данном посо­бии выходит за рамки учебной программы.

При разработке содержания данного раздела мы ориентировались на студентов с широкими научными интересами, внутренне свободных и любознательных.

Интересы и мотивация студентов, осваивающих курс "Общей пси­хологии" такова, что большинство студентов стремится узнать нечто о самом себе и о других людях. И лишь во вторую очередь их инте­ресуют сложности психологических исследований и трудности использования понятийного аппарата.

Мы знаем по собственному педагогическому опыту, что студенты стремятся овладеть интеллектуально сложным материалом, если понимают, что он ценен и имеет непосредственное отношение к их личным проблемам. Учитывая интересы и ценности студентов, мы рас­сматриваем зарубежные теории Личности как полезные понятийные средства, для понимания психологических механизмов поведения и личностного роста.

Данное изложение ориентировало прежде всего на студентов, остро заинтересованных в применении психологических принципов в собственной жизни и впоследующей профессиональной деятельности.

Каждая из психологических теорий личности представляет позитивный образец, идущий от личности и жизненного пути самого автора. Мы позволяли себе несколько критическое отношение лишь к тем аспектам, где сам автор не вполне достигает поставленной им же самим цели, но не внешнюю критику.

Особое внимание мы обращали на те аспекты каждой, психологи­ческой теории, которые особенно важны студентам для лучшего по­нимания личностного роста к развитию. Причем некоторые зарубеж­ные теории личности /например, классический психоанализ З.Фрейда/ акцентирует внимание на внутренних препятствиях психического рос­та, а гуманистическая психология ориентирована преимущественно на самоактуализацию и психологический рост личности.


 

Тема 1. ПСИХОАНАЛИЗ З.ФРЕЙДА.

План:

1. Основные представления психоаналитической теории.

2. Структурные инстанции психики: функционально-психологическая характеристика.

3. Психическое развитие личности.

4. Препятствия росту и психологический рост личности.

Литература:

Добреньков В. И. Неофрейдизм в поисках "истины". Мысль, 1974.

Дмитриев А.Е. Философский анализ проблемы бессознательного.Саратов: изд-во Саратовского ун-та, 1985.

Зеигарник Б.В. Теории личности в зарубежной психологии, М.:

изд-во МГУ, 1982. С. 18-30.

Фрейд 3. Психология бессознательного. М.: Просвещение, 1989.

Флоренская Т.А. Социализация фрейдизма в теориях личности КД.Хорни и Г.С.Салливена //Вопросы психологии. 1974..^3. С. 13-19.

Шорохова Е.В. Теоретические проблеяли психологии личности. М.: Наука, 1974.

 

Психоанализ - психологическая школа, созданная 3. Фрейдом

Психоанализ - понятие, которое употребляется в трех основных смыслах:

1. особый подход к исследованию душевных процессов, предпо­лагает ряд технически: приемов, имеющих целью вскрыть бессознателъный смысл ошибочных действий, скрытые мысли сновидений и т.д.;

2. метод лечения невротических заболеваний, заключающийся в доведении до сознания пациента бессознательного психического ма­териала;

3. теория о структуре душевной жизни, взаимодействии отдель­ные подструктур.

Предметом нашего рассмотрения является психоанализ как тео­рия психики.

Основные представления

Психический детерминизм: каждая мысль, возникшее воспоминание, чувство или действие человека имеют причину. В самых загадочных проявлениях психики проявляются скрытые биологические предпосылки или их следствия.

Первоначально система психики была представлена в учении З.Фрейда тремя инстанциями: сознание, предсознание, бессознательное. (Рис. 65)

 
 


Б

П

С

 

Рис. 65 Первоначальная система психической жизни З.Фрейда

 

Сознание – небольшая часть ума: включает то, что мы осознаем в каждый момент обыденной жизни.

Предсознание – часть бессознательного, которая легко может стать сознательной. Оно подобно большому складу памяти, в которой сознание может нуждаться ежеминутно для выполнения своих функций.

Бессознательным З. Фрейд называет такой психический процесс, о существовании которого можно предполагать, выводить по известнымпричинам из его следствий.

Бессознательный материал – это не реализованные влечения психосексуального харктера, которые из-за конфликта с требованиями социальных норм не допускались в сознание,отчуждались с помощью механизма вытеснения, обнаруживая себя в обмолвках, оговорках, сновидениях.

Бессознательный материал обладает жизненностью, непосредст­венностью и эмоциональной силой, внутренней связоностью.

Побуждения или инстинкты - это те напряжения, которые нап­равляют организм к определенным целям, т.е. являются последними причинами всякой деятельности.

 

Фрейд считает, что человек, ощущающий потребность, начнет поисковую деятельность, ища возможность уменьшить первоначальное напряжение.

Основные инстинкты
«Напряжение – уменьшение напряжения» - полный цикл поведения человека от релаксации к напряжению и деятельности, и вновь к релаксации.

       
   

 


 

 

Рис. 67 Ведущие инстинкты человека

 

Фрейд предполагает существование фундаментального, биологи­чески продолжающегося и неразрешимого инстинктивного конфликта» Из смешения основных влечений, энергия которых подчиняется соб­ственным законам, возникает огромное разнообразие человеческого поведения.

Либидо - психосексуальная энергия, доступная, инстинктам жизни.

           
   
 
Пластичность
   
Подвижность
 

 


Изменчивость

 

Рис. 68. Характеристики либидо

 

Катексис – процесс, посредством которого имеющаяся в душе либидозная энергия привязывается или помещается в психическую репрезентацию личности.

 

 

 


Рис.69 Процесс катектирования либидо

 

Психоаналитическая теория стремится исследовать, где либидо могло быть неверно катектировано. Со времен Фрейда проблема обна­ружения и канализации психической энергии становится ведущей проб­лемой в понимании личности.

Стремление высвободить связанные психические энергии мы встретим также в гуманистической психологии К.Роджерса и А. Маслоу, хотя каждая из теорий строит свои заключения об источнике психической энергии.

Сначала 20-х годов Фрейдом выделяются иные инстанции психики: Я (Эго), Оно (Ид) и Сверх-Я (Супер-эго). Рис. 70

 


Я - целостная инстанция, которая управляется психическими процессами, руководит цензурой сновидений, процессом вытеснения. Олицетворяет то, что можно назвать разумом, рассудительностью.

"Оно" - вместилище бессознательных влечений /психосексуаль­ных, влечений к смерти/, с трудом управляемых Я. Это образ котла, где бурлят и кипят агрессивные, подавленные желания. "Я" и "Оно" не разделены резкой границей, вместе с последним Я разливается к низу и постепенно переходит в "Оно". /Рис. 70/. "Я" стремится заменить принцип удовольствия, безраздельно господствующий в «0но2», принципом реальности.

«Сверх-Я» или"идеальное "Я

«Сверх— Я» - адвокат внутреннего мира или "Оно". 1 часть дан­ной подструктуры - наследник Эдипова комплекса; 2 часть - система унаследованных табу и запретов. Отношения между "Я" и идеалом "Я" отражают противоречия реального и психического, внешнего и внут­реннего миров.

Общая цель души - поддерживать, а если оно нарушено, то вос­станавливать приемлемый уровень динамического равновесия, которое увеличивает удовольствия и минимизирует неудовольствие. Энергия, которая используется для работы системы, возникает в Оно с его примитивной инстинктивной природой. Я, появляющееся из Оно, рационалистически обращается с его основными побуждениями "Сверх-Я", появляющееся из "Я", действует как моральный тормоз или противо­вес практической заботе Оно и Я и устанавливает границы подвиж­ности Оно.

Психическое развитие личности - внутренне конфликтный про­цесс с последовательно сменяющими друг друга стадиями психосек­суального развития. /Рис. 71/.

По мере психосексуального развития личности происходит дина­мика желаний, способов и физических областей удовлетворения жела­ний» Нормальное психическое развитие подразумевает своевременное прохождение стадий. Отставание в психическом развитии - "фиксация", имеет место, когда человек остается слишком привязанным к опреде­ленной стадии, предпочитая удовлетворять свои потребности инфантильными способами.

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-09-20; просмотров: 188; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.117.183.172 (0.021 с.)