Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Почему люди образуют группы?↑ ⇐ ПредыдущаяСтр 14 из 14 Содержание книги
Поиск на нашем сайте
Люди вступают в группы с целью удовлетворения некоторых индивидуальных потребностей: БЛИЗОСТЬ и ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ открывают возможность удовлетворения социальных потребностей в признании, уважении и аффилитации. Группобразование - динамичное превращение в процессе совместной деятельности реальной и первоначально диффузной человеческой общности в объединение взаимодействующих и взаимозависимых лиц, представляющие собой группу определенного уровня развития.
Рис. 164 Классификация групп Групповая структура представляет собой сложное многомерное образование. (рис. 168) Вера в то, что организация облегчает достижение целей, является психологической доминантой групповой структуры. Формирование групповой структуры развивается в той степени, в которой члены группы нуждаются в структуре и в индивидуально-благоприятном положении в группе. Групповые нормы – совокупность правил и требований, вырабатываемых каждой реально функционирующей общностью и играющих роль средства регуляции поведения членов группы. Двумерная модель группового развития (Б.Такмен)
Рис. Динамика группового процесса исходя из условий групповой активности – деловой и межличностной. Вера в то, что организация облегчает достижение целей, является психологической доминантой групповой структуры. Формирование групповой структуры развивается в той степени, в которой члены группы нуждаются в структуре и в индивидуально-благоприятном положении в группе. Групповые нормы - совокупность правил и требований, вырабатываемых каждой реально функционирующей общностью и играющих роль средства регуляции поведения членов группы.
Следует отметить, что член группы с высоким статусом может отклоняться от групповых норм, если такое отклонение способствует достижению общегрупповых целей. Практический интерес представляет феномен "генерализации статуса": внешний статус оказывает существенное влияние на "внутренний" статус участников группы.
Следует отметить, что член группы с высоким статусом может отклоняться от групповых норм, если такое отклонение способствует достижению общегрупповых целей. Практический интерес представляет феномен "генерализации статуса": внешний статус оказывает существенное влияние на "внутренний" статус участников группы. Модели коммуникативных сетей представляют собой совокупность путей передачи информации в группе. Различные сети коммуникаций /рис. 171 а,б/ оказывают различное влияние на работу группы. Обладание информацией, касающейся группы, позитивно связано с величиной официального статуса. Неофициальный статус членов группы в системе межличностных отношений определяет сеть коммуникаций в группе. /Рис. 171 в, г, д, е/. Окно "Джо-Гарри" служит удобной моделью пространственного взаимодействия индивида и группы. /Рис. 172/. Позиции отражают субординированностъ вертикальных расположений индивидов в зависимости от их способности оказывать влияние в группе. Измерения специальной власти могут совпадать с коммуникативным и социометрическим измерением: наиболее влиятельный субъект воспринимается другими членами группы как центр коммуникации, лицо, обладающее личностной привлекательностью. Открытость во взаимоотношениях, которая зависит от уровня доверия, существующего в Открытость во взаимоотношениях, которая зависит от уровня доверия, существующего в группе, способствует решению групповых и индивидуальных: проблем.
Важной разновидностью социальной власти является феномен лидерства. Лидерство - способность эффективно влиять на мнения, аттитюды и поведение людей. Индивидуальный стиль деятельности лидера в группе определяется 3 психологическими факторами. /Рис. 173/ Вывод, согласно Фидлеру, таков: легче быть лидером любимым, имеющим власть и ясно представляющим групповые задачи, чем наоборот. Представленные выше измерения групповой структуры позволяют дифференцированно подойти к ее анализу, построить развернутое психологическое описание группы. Сплоченность малой группы является на протяжении десятилетий предметом пристального научного внимания.
Одни авторы стремятся исследовать проблему на эмпирическом уровне обыденного взаимодействия людей. Так, С.Кратохвил рассматривает сплоченность как взаимное тяготение членов группы друг к другу. /Рис. 174/.
Рис. 174 Факторы межличностной привлекательности (по С. Кратохил) Другие исследователи сплоченности пытаются включить анализ проблемы в контекст других, более орпделенных социально-психологических феноменов (Рис. 175, 176)
Рис. 175 Трактовка сплоченности как эмоционального феномена межличностных отношений.
Рис. 176 Рассмотрение проблемы сплоченности в рамках стратометрической концепции коллектива (по А.В. Петровскому)
Итак, члены высокосплоченных групп общаются друг с другом в большей степени, чем члены низкосплоченных групп. Участники сплоченных групп действуют как коллективисты - они дружественны и кооперативны, в не сплоченных группах каждый отстаивает себя - отсюда проявления взаимной агрессии. Высокосплоченные группы оказывают большее влияние на своих членов, чем низкосплоченные. Высокосплоченные группы обнаруживают большее единство целей, эффективность в достижении общегрупповых целей, чем низкосплоченные группы. Члены высокосплоченных групп обнаруживают большую эмоциональную удовлетворенность, чем члены низкосплоченных групп. Групповая деятельность по многим параметрам эффективнее индивидуальной. Присутствие других само по себе увеличивает уровень мотивации действующего индивида. Данный феномен получил название социальной фасилитации /К.Леви /. В группах возникает больше решений и лучшего качества, чем у индивидов, работающих в одиночку. На рис. 177 представлены модели группового принятия решения. Однако групповая деятельность не может быть сведена к групповому. принятию решения. Результат групповой деятельности шире и богаче. Он проявляется в психических новообразованиях членов группы и в качественно-новом уровне развития межличностных отношений. /Рис. 174/ α2β3 – отл., α2β2, α2β1 – хор., α1β2, α1β1 – удовл. Вопросы: 1 Почему люди объединяются в группы? Приведите примеры, показывающие что через объединение в группу человек реализует личные интересы и цели. α2β3 2. Каковы критерии построения моделей развития группы? α2β2 3. Какие психологические измерения групповой структуры конструируют инструментально-деловую, а какие- эмоционально- экспрессивную сферы жизнедеятельности группы? α2β2 4. Как связаны положение индивидов в группе /социальный статус/ с отношением к групповой информации? α2β3 5. Какой вид, по вашему мнению, примет "Окно Джо-Гарри”, если в группе образуются доверительные межличностные отношения; отношения взаимного отчуждения? α3β3 6. Сплоченность - это условие или результат группового взаимодействия? α1β1 7. В чем выражается, как вы считаете, эффективность групповой деятельности? α1β1
Рис. 177 Модели группового принятия решения
Рис. 178 Трансориентационный подход к исследованию групповой эффективности Заключение Итак, мы рассмотрели основные темы курса "Общая психология". В каждой теме определены пентабазис основных понятий во всем многообразии связей и отношений, а также уровни трудности и сложности его усвоения, которые студенты могут программировать в соответствии с личностным уровнем притязания и целями познавательной деятельности. Активное восприятие и понимание содержания каждой темы предполагает конкретизацию понятии, насыщение их личностным смыслом, интериоризацию путем включения в собственную систему представлений, иллюстрацию примерами, формирование интеллектуальных операций и способностей путем решения задач и проблемных вопросов по соответствующим темам.
[1] В.В. Налимов. Логика принятия гипотез в развитиии научного познания//Наука в социальных, гносеологических и ценностных аспектах. М, 1980. С.3. [2] Ананьев Б.Г. Человек как предмет познания. Л.: изд-во ЛГУ, 1986. С.171 Леонтьев А.Н. Деятельность. Сознание. Личность. М., 1975. С. 304
[3] Цит. По Бодлер Личность и личностный рост. М.: ВЦП, 1985.
[4] Цит. По Бодлер Личность и личностный рост. М.: ВЦП, 1985. [5] Бодлер Г. Личность и личностный рост. М.: ВЦП, 1985. С. 190
|
|||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Последнее изменение этой страницы: 2016-09-20; просмотров: 297; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.227.134.95 (0.01 с.) |