Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Восприятие как процесс организации и интерпретации стимулов.Содержание книги
Поиск на нашем сайте
Действие раздражителей - физический процесс. Возбуждение проводящих нервов – физиологический процесс. Ощущение как результат работа анализатора – психический процесс. Восприятие – психологический процесс. Восприятие - это психологический процесс отражения целостностных комплексов свойств предметов и явлений действительности. Это процесс формирования целостного образа окружающей действительности путем организации и интерпретации информации из внешнего мира, придание смысла образу и его элементам, не является простой суммой ощущений, но ощущения необходимы для восприятия. Восприятие - это организация и интепретация результатов ощущений в едином осмысленном образе. Свойства восприятия: 1) Предметность – соотнесение с конкретным объектом, 2) Целостность – в отличие от ощущений отражаются не отдельные свойства предмета, а весь предмет целиком, 3) Константность - постоянность оцениваемых свойств при наличии некоторого допуска отклонений, 4) Осмысленность – обобщение свойств предмета и отнесение его к определенному классу, присвоение ему символа, кода, знака, 5) Апперцепция – зависимость восприятия от прошлого опыта, люди разных профессий по разному воспринимают один и тот же объект, 6) Иллюзорность – искаженное восприятие по разным причинам. Причины искажения восприятия: физические (зависят от состояния среды: ложка в стакане воды), физиологические (зависят от состояния организма: горячее-холодное) и психологические (зависят от установок: ощущения времени, формы, цвета, расстояния).
Установка как фактор искажения восприятия. Тесты Роршаха: голодные люди видят в бесформенных кляксах еду, сытые – несъедобные объекты. Восприятие протяженности, формы, объема, цвета, времени, температуры, звука. Искусство Оп-арта. Магический глаз. Восприятие времени зависит от насыщенности и интересности событий. Использование особенностей восприятия в творческом процессе. Восприятие и его закономерности. Факторы, искажающие восприятие. Бихевиоризм: понятие сознания было устранено. Гештальтпсихология зародилась во Франкфурте-на-Майне в 1920 г.г., представители - Макс Вертгеймер (1880-1943 г.г.), Курт Коффка (1886-1941 г.г.) Вольфганг Келер (1887-1967). М.Вертгеймер в работе «Экспериментальное исследование видимого движения» обосновал концепцию фи-феномена: движение можно увидеть только при условии временного интервала между раздражителями, действующими на сетчатку глаза, это квантовое, целостное, неделимое явление. Сознание строится из кирпичей-ощущений и цемента-ассоциаций. Сознание – единственная психическая реальность. Восприятие является ведущим психическим процессом в развитии ребенка. Восприятие по принципу «фигура-фон» (Геттинген, Е.Рубин). Первичные целостные структуры – гештальты. Обучение не может ускорить процесс созревания и наоборот. Созревание гештальтов – главный процесс. Мгновенное, не зависящее от прошлого опыта субъекта переструктурирование гештальта Вольфганг Келер (1887-1967) назвал инсайтом (insight - усмотрение), то есть озарением. Это подчеркивало мгновенный, а не протяженный характер мышления (квантовый, скачками). Специфика восприятия: · фигура-фон, · близость элементов позволяет объединять сходные элементы в общую фигуру, · «общая судьба» - движение элементов в одну сторону и с одной скоростью позволяет воспринимать их как нечто целое, · вхождение без остатка – все элементы должны быть учтены, · «хорошая» фигура, «замкнутость» (дизайнерские шрифты) · установка наблюдателя, · прошлый опыт. Чувствительность глаза может увеличиваться в 20 млн. раз. Внимание. Память. Внимание как психический процесс. Внимание – это направленность и сосредоточенность сознания на объекте. На человека действуют одновременно множество раздражителей, но до сознания доходят лишь, что являются наиболее значимыми и оказываются в поле внимания. Объектом внимания могут быть не только внешние предметы и действия, но и мысли, представления, переживания самого субъекта. Доминанта внимания – временно господствующий в коре головного мозга очаг возбуждения. Предельный минимальный вес мозга у мужчин – 1000г г, у женщин – 900 г, ниже которого наблюдается резкое падение умственных способностей. И.П.Павлов (1849-1936 г.г.): закон индукции нервных процессов. Возбуждение, возникающее в одной области КГМ, вызывает торможение в других ее областях – закон одновременной (параллельной) индукции. Возбуждение области КГМ сменяется торможением в этой же области, при этом данный очаг имеет благоприятные условия для нового возбуждения – закон последовательной индукции. Динамический стереотип – система процессов возбуждения и торможения, закрепленная в КГМ в результате воздействия регулярно повторяющихся раздражителей. Выработка ДС требует определенного труда и времени. Образованный ДС облегчает реакции на аналогичные раздражители, экономит энергию нервных клеток. ДС приобретает очень устойчивый характер, для его замены требуется, по словам И.П.Павлова, «большой нервный труд». Если при возбуждении нервной клетки расход ее вещества начинает угрожать ее жизни, то в ней развивается охранительное торможение (разновидность - сон). Гипнотический сон – это не такое полное торможение КГМ, как в обычном сне, участки, свободные от разлитого торможения, называются сторожевыми пунктами. Существует несколько тормозных фаз КГМ. Уравнительная фаза – реакции на сильные и слабые раздражители уравниваются. Сильные раздражители вызывают слабую реакцию утомленных нервных клеток, а слабые раздражители дают обычную реакцию. Парадоксальная фаза – сильные раздражители вызывают еще более слабую реакцию, при этом на слабые раздражители клетки мозга реагируют по-прежнему. Получается, что реакция на сильные раздражители меньше, чем на слабые. Ультрапарадоксальная фаза – любое положительное раздражение для бодрого состояния оказывается непереносимым для ослабленной клети, что она дает охранительную тормозную реакцию. При этом в корне изменяется реакция на тормозные сигналы. Тормозные раздражители дают положительную реакцию, а положительные раздражители любой силы приводят КГМ в тормозное состояние. На этом основано действие гипноза: постоянное сильное воздействие на одну доминанту внимания заставляет отключаться остальную область КГМ, наступает гипнотический сон. У доминирующего нервного центра есть способность накапливать в себе возбуждение и тормозить работу других нервных центров. Доминанта, согласно А.А. Ухтомскому (1875-1942 г.г.) является физиологической основой внимания. Внимание имеет социальную природу, порождено трудовой деятельностью и является важнейшей характеристикой трудового процесса. Согласно взглядам И.М. Сеченова (1829-1905 г.) внимание носит рефлекторный характер. Развивая эту гипотезу, И.П. Павлов высказал гипотезу о том, что внимание обусловлено возникновением очага оптимального возбуждения в результате особого ориентировочного рефлекса. Микельанджело Боунаротти: «Рисуют головой, а не руками». Современные технические средства позволяют измерять биотоки мозга и фиксировать доминанты внимания, что предвосхищал И.П.Павлов, говоря о «прозрачной черепной коробке», сквозь которую можно было бы видеть блуждающий очаг возбуждения. Внимание возможно только на фоне общего бодрствования КГМ. Обнаружены специализированные нейроны внимания. Важную роль в регуляции внимания играет скопление нервных клеток в стволовой части мозга – ретикулярная формация, состоящая из нескольких систем активизации: ориентировочного рефлекса, защитного рефлекса, пищевого рефлекса. Направленность внимания. Непроизвольное внимание - возникает без волевых усилий при условии новизны, собственного интереса, сильного раздражителя. («Хочется»). Произвольное внимание – возникает благодаря усилиям воли («Надо!»), есть цель и мотивация ее достижения. Послепроизвольное внимание – усилие воли + интерес. Длительная сосредоточенность на объекте, несмотря на усталость (характерна для творческого сосотяния), формируется на основе произвольного внимания («Хочется и надо»). Формы проявления внимания могут быть сенсорные, моторные и интеллектуальные. Качества внимания: устойчивость – длительное сохранение внимания, переключение – при помощи воли, предохраняет от утомления, широта внимания = объем внимания + его распределение: распределение – способность держать в поле внимания несколько объектов одновременно, выполнять несколько действий сразу, объем внимания – количество воспринимаемых объектов в единицу времени (5-7 объектов за 0,07-0,1 сек), направленность –на внешние или внутренние процессы (экстравертность и интравертность), активность – по степени включенности воли (простое и составное воление.) Формирование внимания в учебном процессе. Мнемонические процессы. Память – это запоминание, сохранение и воспроизведение (ЗСВ) прошлого опыта индивида. Функции памяти: Запоминание – связано с приобретенным опытом (механическое, логическое, образное). Сохранение: 1) в оперативной (сенсорной) (материал мало изменяется, хранение в течение 0,1-0,5 с незначимых промежуточных результатов деятельности), 2) в кратковременной (после однократного применения может быть забыто, обычно запоминается не больше 5-7 объектов, хранится 20 сек, «забыли выключить утюг»), 3) в долговременной памяти а) с сознательным доступом, б) закрытая – доступ возможен только во сне, во время гипноза (сохраненный материал значительно перерабатывается, несколько сходных впечатлений сливаются в одно, объем 10 млрд. нейронов). Узнавание – происходит в момент повторного восприятия, сравниваются образы полученный сейчас и сохраненный в памяти. Воспроизведение – непроизвольное и произвольное, перевод ранее закрепленного материала из долговременной памяти в оперативную. Припоминание – всегда преднамеренное, происходит по законам ассоциации. Забывание – невозможность вспомнить, ошибочное узнавание или воспроизведение, вызвано отсутствием постоянного обращения к ранее усвоенному материалу. Запоминание и воспроизведение в креативном процессе. (Крамской, Ге, Куинджи, Серов, Врубель рисовал «по соображению»). Рисование по памяти – воспроизводится однажды увиденный однажды ракурс объекта. По воображению - виденный объект трансформируется мысленно: меняется ракурс, освещение, детали. Фантазия – воспроизводится никогда не виденный ранее и возможно нигде не существующий объект. Феноменальная память. А.Р. Лурия (1902-1977г.г.) «Маленькая книжка о большой памяти». Опыты с Шерешевским, обладавшим сильной образной памятью (эйдетизм). Объем памяти и возможности его изменения: развивать можно наиболее эффективно только свой личный тип памяти (эмоциональный, образный, смысловой, моторный). Секрет запоминания состоит не в конкретной мнемотехнике, а в индивидуальном способе восприятия материала, если восприятие удается сделать мотивированным и острым, то и запоминание будет прочным. Качества памяти. Динамика развития и регресса мнемонических процессов и обусловливающие ее факторы: 20 лет – пик памяти, далее массовое отмирание нейронов, которое, тем не менее, компенсируется новыми связями между ними. Виды памяти. По характеру психической активности: а) Моторная, двигательная, механическая - необходима при отсутствии мотивов. б) Эмоциональная память – на чувства, обозначает степень удовлетворения потребностей и интересов, необходима артисту. в) Образная – на различные образы зрительные, слуховые, осязательные, обонятельные, вкусовые, связана с профессиональной деятельностью. г) Смысловая или словесно-логическая, запоминание смысловых связей (математическое доказательство). По характеру цели деятельности – произвольное, с установкой на запоминание и непроизвольное, без установки на запоминание По продолжительности закрепления – оперативная, кратковременная и долговременная. Виды ассоциаций: простые и сложные (смысловые). Простые ассоциации: 1) по смежности – параллельно воспринятые образы, припоминание одних вызывает припоминание других; 2) по сходству («Лошадиная фамилия», на самом деле - по смыслу). 3) по контрасту – противоположные качества образа запоминаются попарно (антонимы: «быстро сделать что-либо» - «хорошо») Для образования ассоциаций требуются повторения. Принципиальное отличие воспроизведения от узнавания учебного материала. Профессиональные особенности памяти (Гоголь сжег, а затем восстановил второй том «Мертвых душ», Моцарт «украл» мессу из Ватикана, Репин заново переписал полностью картину «Запорожцы», заметив, что композицию надо сместить на 5 см вверх, Левитан «Не имея памяти можно писать только этюды, а серьезные картины - нет», Куинджи по памяти писал «Лунную ночь на Днепре», Айвазовский –море). Характер психической активности и виды памяти: двигательная или механическая, эмоциональная, образная, словесно-логическая или смысловая. Память обеспечивает единство и целостность творческой и просто личности (быть в здравом уме и твердой памяти), а также возможность действовать. Физиология объясняет процесс хранения информации образованием новых нервных связей-ассоциаций. Биохимия связывает процессы запоминания с изменением состава РНК и др. биохимических структур. Психология подчеркивает зависимость памяти от характера деятельности человека, мотивации личности. Моторная память предшествует памяти на образы и мысли. Узнавание предшествует воспроизведению. Реминесценция – отстроченное воспроизведение кажущегося забытым. Представление – образ ранее воспринятого. Проактивное торможение – ухудшение запоминания под влиянием деятельности, предшествовавшей заучиванию. Эйдетизм – зрительная память, ярко и долго сохраняющая образ со всеми деталями воспринятого (Шерешевский). Условия запоминания в процессе обучения. Наиболее эффективно запоминается материал, выступающий в качестве цели действия и в условиях стресса. Объективные и субъективные причины, влияющие на продуктивность памяти. Объективные – количество материала, обстановка запоминания (стресс), характер материала (логичность, доступность, наглядность, ритмичность и систематичность повторений). Субъективные – индивидуальный тип памяти (в зависимости от доминирующего способа восприятия), предшествующий опыт, установка (готовность к действию), интерес и мотивация, состояние организма. Эмоциональность преподнесения учебного материала, его логическая структура, активность обучающихся, продуманная система текущего и итогового контроля усвоения знаний – факторы прочности запоминания. Влияние характера и цели деятельности на условия запоминания произвольное и непроизвольное запоминание. Успешность запоминания зависит от: · степени завершенности действий запоминания, условий контроля · интереса и склонностей личности (когнитивная карта) · идентификации личности с авторитетным источником знаний · осмысленности действий · значимости материала · эмоционального настроя и установок личности · волевого усилия личности · включенности нового материала в систему уже имеющихся знаний · логической связности материала, нарастающая сложность · систематизации и доступности материала · повторения материала, частого использования его в практической деятельности. Студенты запоминают: 10 % – того, что сами прочитали 20 % – того, что сами слышали 30 % – того, что сами видели 50 % – того, что сами слышали, видели и писали 80 % – того, что сами воспроизводили 90 % – того, что сами делали при помощи полученных знаний 100% – того, что сами регулярно делали при помощи полученных знаний.
|
||||
Последнее изменение этой страницы: 2016-09-19; просмотров: 357; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.15.12.133 (0.01 с.) |