Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Лекция № 1-2. Креативность как способность к творчеству.Содержание книги
Похожие статьи вашей тематики
Поиск на нашем сайте
1. Комплексный подход к феномену креативности. 2. Проблема определения творчества. Признаки творчества. Признаки творчества, преобладающие в техническом и художественном видах творчества. Критерии креативности. 3. Классификация форм и признаков творчества. Творческий «трехакт». Специфика открытия и изобретения. Двойственность творческого процесса (П.К.Энгельмейер).
Единственный производственный капитал Microsoft word — это человеческое воображение. Билл Гейтс Креативность, или творческое мышление, — одно из главных условий успеха в создании инновационных продуктов и услуг. Без мощного и непрерывного притока свежих идей организации просто прекратили бы свое существование. Поэтому главный вопрос, ответ на который должны найти руководители компаний, — как извлечь реальную пользу из творческого потенциала своих сотрудников и, развив этот потенциал, трансформировать его в инновации, способные обеспечить компании преимущество перед конкурентами. Понятие креативности в искусстве и литературе, производстве и бизнесе имеет разное значение. Хорошо, когда креативность ассоциируется одновременно и с вдохновением как своего рода даром, и с использованием определенных методов и технологий. Но, с другой стороны, креативность приобрела и дурную славу из-за некоторых, также связанных с данным понятием негативных ассоциаций, таких как колдовство и психическое расстройство. Процесс творчества еще со времен жрецов и шаманов был наделен магическими свойствами. В современных условиях креативность выступает как своего рода «творческий рычаг», действие которого дает конкурентное преимущество как индивиду, так и организациям. Следующее определение подчеркивает аспект восприятия в творчестве: творческое мышление состоит в том, чтобы посмотреть на то, что видят все, и подумать о том, о чем не подумал никто. В креативном процессе различают следующие стадии: · понимание — поиск и формулирование проблемы или возможности; · подготовка — закладываются основы решения проблемы; · вынашивание — часто на этом этапе главную роль играют; · подсознательные мыслительные процессы; · озарение — часто принимает форму внезапного "Эврика!»; · подтверждение — на этом этапе идею принимают другие люди, подтверждая ее жизнеспособность. Комплексный подход к феномену креативности Все теории креативности, вкратце описанные выше, можно в целом разделить на две большие категории: воспринимающие креативность как пассивный процесс (творческие способности предопределены и их невозможно развить) и воспринимающие креативность как активный процесс (творческие способности можно развить с помощью различных методов и приемов). Исследования в этой области практический опыт говорят о том, что оба этих взгляда несут в себе зерно истины. Творческий потенциал достигает максимального уровня тогда, когда в одном человеке либо группе людей сочетается несколько из описанных выше характеристик. На рисунке 1 изображен комплексный подход к креативности.
Рисунок 1. Комплексный подход к креативности. Вольфганг Амадей Моцарт, письмо: «Когда я пребываю в совершенном одиночестве и в добром расположении духа — скажем, путешествую в карете, или прогуливаюсь после хорошего обеда, или ночью, когда не могу заснуть, — вот в такие моменты меня посещает множество самых замечательных мыслей и мелодий. Откуда и почему они приходят — мне неведомо, и пробуждать их намеренно я не умею. Те, что мне нравятся, я запоминаю и начинаю тихонько напевать, что, по словам друзей, уже вошло у меня в привычку. И вот через некоторое время оказывается, что я могу использовать тот или иной кусочек для приготовления великолепного музыкального блюда, обработав его в соответствии с правилами контрапункта, своеобразием различных инструментов и т. д. Когда я наконец решаю записать свои мелодии, я извлекаю из хранилища своей памяти все то, что было собрано в него этим необыкновенным способом. Именно поэтому я так быстро переношу свою музыку на бумагу. Ведь вся она, как я уже сказал, имеет законченный вид. И поэтому то, что написано на бумаге, редко отличается от того, что существует в моем воображении». Это описание иллюстрирует процесс аудиовизуализации, одним из принципов которого является сосредоточенность на цели, а не на средствах ее достижения. Продолжая исследование в данном направлении, мы обнаруживаем, что основные принципы креативности в том или ином виде проявляются как в большинстве видов искусства, так и в большинстве научных дисциплин; это подтверждает идею Кестлера о том, что существенной разницы между художественным и научным творчеством не существует. Источники креативности. Существует множество источников креативности, но ни один из них по отдельности не в состоянии полностью раскрыть сущность творческого процесса. Для объяснения происхождения творческих способностей человека было выдвинуто множество теорий, самыми распространенными из которых являются следующие: · божественное откровение; · счастливый случай; · запланированное везение»; · настойчивость; · «метод». Божественное откровение «Сквернее всего то, что даже самые глубокие размышления не принесут вам достойной мысли. Она должна явиться вам, словно божественное дитя, и воскликнуть: «а вот и я!» (Гете)
«Я должен бросить все остальное и сосредоточиться на том, чтобы взрастить в себе то семя, которое посеял во мне Господь». (Чайковский)
Некоторые люди «от природы» (в действительности от воспитания и физических врожденных качеств) обладают особым даром, словно ими движет некая божественная сила. Если верить свидетельствам, Август Кекуле создал циклическую структурную формулу бензола в момент озарения, когда в его сознании возник образ змеи, кусающей свой собственный хвост: «Я повернул свое кресло к камину и задремал. У меня перед глазами снова закружились атомы. На этот раз мелкие группы остались позади. Мой разум уже привык к таким картинам, и своим внутренним взором я мог различить более крупные структуры этого разнородного скопления частиц. Там были длинные ряды, некоторые из них были более плотно сцеплены друг с другом, чем другие, и все они извивались, подобно клубку змей. Но посмотрите! Что это? Одна из змей вцепилась в собственный хвост! И форма эта, словно насмехаясь надо мной, завертелась у меня перед глазами. Я проснулся, как будто от вспышки молнии... Нам всем стоит научиться грезить наяву, господа». Проблема теории божественного вдохновения заключается в том, что если творческое вдохновение действительно является следствием воздействия неких высших сил, то вряд ли этим процессом вообще возможно управлять. По мере более глубокого рассмотрения сущности творческого процесса становится очевидным, что данной теорией невозможно полностью объяснить феномен креативности. Счастливый случай Существуют многочисленные свидетельства, говорящие в пользу данной концепции креативности. Классический пример — открытие возможности использования сахарина для подслащивания пищи (эффект сахарина был случайно открыт одним ученым-химиком, который обедал в своей лаборатории, забыв предварительно вымыть руки после одного из экспериментов). Запланированное везение. Благоприятных возможностей для развития креативности и творческого поиска в действительности много, но лишь некоторые индивиды и организации своевременно их используют и «создают системы для их обнаружения». В основе «запланированного везения» лежит внутренняя настроенность на поиск альтернатив и возможностей. Другими словами, неожиданная креативность становится более вероятной в том случае, когда человек или организация целенаправленно занимается поиском благоприятных возможностей и их использованием.
«Опыт - это то название, которое мы даем ошибкам» Оскар Уальд
«Решения у меня есть уже давно, просто я еще не придумал способа их получить». Гаусс
Подобная точка зрения подразумевает необходимость упорной работы и наличие определенной доли упрямства, что противоречит взгляду на творчество как на область, населенную исключительно вдохновенными поэтами-затворниками. В подтверждение этой теории можно привести пример Томаса Эдисона, который считал каждую неудачу важным шагом на пути к успеху. Согласно легенде, после очередного провала своего тысячного эксперимента по созданию электрической лампочки он поздравил себя с обнаружением еще одного способа, которым нельзя создать эту самую лампочку. Многие научные открытия становятся результатом маниакальной одержимости ученого какой-то одной проблемой и его готовностью рассматривать каждую неудачу как возможность узнать нечто новое об этой проблеме, что в конечном итоге и приводит к успеху. Значительное число людей в самых различных организациях считают уверенность в себе ключевым фактором успеха, поскольку наличие именно этого качества гарантирует, что их творческие идеи будут услышаны. Другими словами, бывает так, что творческих идей в организации достаточно, но авторам этих идей не хватает силы воли и стремления озвучить свои открытия и протолкнуть их через «иммунную систему организации». Существует теория, согласно которой творческими личностями рождаются, а не становятся. На первый взгляд, мнение, что талант может иметь некую биологическую составляющую, что люди различных типов личности одарены им в разной мере, кажется вполне обоснованным. Однако в целом эта теория выглядит довольно ограниченной — она противоречит многочисленным доказательствам упрямого факта: творческие способности в равной мере демонстрируют люди самого разного склада ума и характера. Креативности можно учиться, ее можно развивать в себе так же, как и любые другие человеческие способности. Просто творческим людям от природы свойственны те определенные особенности мышления, которым обычным людям, желающим повысить свой творческий потенциал, придется целенаправленно обучаться. Вот некоторые из этих особенностей. Бисоциация Многочисленные примеры подтверждают ценность процесса, суть которого заключается в соединении ничем, казалось бы, не связанных друг с другом идей для создания новых, оригинальных концепций. Артур Кестлер назвал этот процесс бисоциацией. Основным качеством, необходимым для успешного осуществления этого процесса, является способность воспринимать ситуацию в двух одинаково возможных, но в обычной ситуации абсолютно несовместимых системах координат. Так, изобретение светоотражателя под названием «кошачьи глаза» стало результатом сопоставления свойства кошачьих глаз отражать свет (в частности, свет автомобильных фар) и возможности внесения светоотражающих материалов в состав дорожного покрытия для улучшения видимости при движении по ночным дорогам. Бисоциация подразумевает наличие у человека знаний, по меньшей мере, в двух различных сферах деятельности. Следовательно, удача вряд ли улыбнется работнику, компетентному лишь в одной области. В свете всего сказанного становится очевидным потенциал тех креативных команд, в состав которых входят специалисты из различных, не связанных друг с другом сфер деятельности. Это объясняет потенциальное преимущество подобных разнородных групп для проведения мозгового штурма и групп экспертов, специализирующихся в различных областях, включая тех, которые, на первый взгляд, не могут внести значительного вклада в решение данной проблемы.
|
||||||||||||
Последнее изменение этой страницы: 2016-09-19; просмотров: 846; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.216.42.122 (0.015 с.) |