Лекция № 1-2. Креативность как способность к творчеству. 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Лекция № 1-2. Креативность как способность к творчеству.



1. Комплексный подход к феномену креативности.

2. Проблема определения творчества. Признаки творчества. Признаки творчества, преобладающие в техническом и художественном видах творчества. Критерии креативности.

3. Классификация форм и признаков творчества. Творческий «трехакт». Специфика открытия и изобретения. Двойственность творческого процесса (П.К.Энгельмейер).

 

Единственный производственный капитал Microsoft word — это человеческое воображение.

Билл Гейтс

Креативность, или творческое мышление, — одно из глав­ных условий успеха в создании инновационных продуктов и услуг. Без мощного и непрерывного притока свежих идей ор­ганизации просто прекратили бы свое существование. Поэтому главный вопрос, ответ на который должны найти руководители компаний, — как извлечь реальную пользу из творческого по­тенциала своих сотрудников и, развив этот потенциал, транс­формировать его в инновации, способные обеспечить компании преимущество перед конкурентами.

Понятие креативности в искусстве и литературе, производс­тве и бизнесе имеет разное значение. Хорошо, когда креативность ассоциируется одновременно и с вдохновением как своего рода даром, и с ис­пользованием определенных методов и технологий. Но, с другой стороны, креативность приобрела и дурную славу из-за некото­рых, также связанных с данным понятием негативных ассоци­аций, таких как колдовство и психическое расстройство. Процесс творчества еще со времен жрецов и шаманов был наделен магическими свойства­ми.

В современных условиях креативность выступает как своего рода «творческий рычаг», действие которо­го дает конкурентное преимущество как индивиду, так и организациям.

Следующее определение подчеркивает аспект восприятия в творчестве: творческое мышление состоит в том, чтобы посмотреть на то, что видят все, и подумать о том, о чем не подумал никто.

В креативном процессе различают следующие стадии:

· понимание — поиск и формулирование проблемы или воз­можности;

· подготовка — закладываются основы решения проблемы;

· вынашивание — часто на этом этапе главную роль играют;

· подсознательные мыслительные процессы;

· озарение — часто принимает форму внезапного "Эврика!»;

· подтверждение — на этом этапе идею принимают другие люди, подтверждая ее жизнеспособность.

Комплексный подход к феномену креативности

Все теории креативности, вкратце описанные выше, можно в целом разделить на две большие категории: воспринимающие креативность как пассивный процесс (творческие способности предопределены и их невозможно развить) и воспринимающие креативность как активный процесс (творческие способнос­ти можно развить с помощью различных методов и приемов). Исследования в этой области практический опыт говорят о том, что оба этих взгляда несут в себе зерно истины. Творческий по­тенциал достигает максимального уровня тогда, когда в одном человеке либо группе людей сочетается несколько из описанных выше характеристик.

На рисунке 1 изображен комплекс­ный подход к креативности.

Озарения «Инсайты»

Возможности Проблемы Выбор

Индивидуализм, свобода, элитарность творчества Ценность опыта предшествующих поколений, ценности общества
Креативности нельзя обучиться, творчество дано свыше, уникальность и гениальность - от природы. Вдохновение, творческий порыв на первом плане Креативности можно обучаться Без рутины нет творчества, В гениальности 99% труда Коллективный разум – социальная память - основа креативности
Подход «пассивный»- характерен для искусств Подход «активный» - характерен для науки и техники

Рисунок 1. Комплексный подход к креативности.

Вольфганг Амадей Моцарт, письмо:

«Когда я пребываю в совершенном одиночестве и в доб­ром расположении духа — скажем, путешествую в карете, или прогуливаюсь после хорошего обеда, или ночью, ког­да не могу заснуть, — вот в такие моменты меня посещает множество самых замечательных мыслей и мелодий. Отку­да и почему они приходят — мне неведомо, и пробуждать их намеренно я не умею. Те, что мне нравятся, я запоми­наю и начинаю тихонько напевать, что, по словам друзей, уже вошло у меня в привычку. И вот через некоторое время оказывается, что я могу использовать тот или иной кусочек для приготовления великолепного музыкального блюда, обработав его в соответствии с правилами контрапункта, своеобразием различных инструментов и т. д.

Когда я наконец решаю записать свои мелодии, я из­влекаю из хранилища своей памяти все то, что было соб­рано в него этим необыкновенным способом. Именно поэтому я так быстро переношу свою музыку на бумагу. Ведь вся она, как я уже сказал, имеет законченный вид. И поэтому то, что написано на бумаге, редко отличается от того, что существует в моем воображении».

Это описание иллюстрирует процесс аудиовизуализации, одним из принципов которого является сосредото­ченность на цели, а не на средствах ее достижения.

Продолжая исследование в данном направлении, мы обнару­живаем, что основные принципы креативности в том или ином виде проявляются как в большинстве видов искусства, так и в большинстве научных дисциплин; это подтверждает идею Кестлера о том, что существенной разницы между художествен­ным и научным творчеством не существует.

Источники креативности.

Существует множество источников креативности, но ни один из них по отдельности не в состоянии полностью раскрыть сущ­ность творческого процесса. Для объяснения происхождения творческих способностей человека было выдвинуто множество теорий, самыми распространенными из которых являются сле­дующие:

· божественное откровение;

· счастливый случай;

· запланированное везение»;

· настойчивость;

· «метод».

Божественное откровение

«Сквернее всего то, что даже самые глубокие размышле­ния не принесут вам достойной мысли. Она должна явиться вам, словно божественное дитя, и воскликнуть: «а вот и я!» (Гете)

 

«Я должен бросить все остальное и сосредоточиться на том, чтобы взрастить в себе то семя, которое посеял во мне Господь». (Чайковский)

 

Некоторые люди «от природы» (в действительности от воспитания и физических врожденных качеств) об­ладают особым даром, словно ими движет некая божественная сила. Если верить свидетельствам, Август Кекуле создал циклическую структурную формулу бензола в момент озарения, когда в его сознании возник образ змеи, кусаю­щей свой собственный хвост:

«Я повернул свое кресло к камину и задремал. У меня перед глазами снова закружились атомы. На этот раз мел­кие группы остались позади. Мой разум уже привык к та­ким картинам, и своим внутренним взором я мог различить более крупные структуры этого разнородного скопления частиц. Там были длинные ряды, некоторые из них были более плотно сцеплены друг с другом, чем другие, и все они извивались, подобно клубку змей. Но посмотрите! Что это? Одна из змей вцепилась в собственный хвост! И форма эта, словно насмехаясь надо мной, завертелась у меня перед глазами. Я проснулся, как будто от вспышки молнии... Нам всем стоит научиться грезить наяву, господа».

Проблема теории божествен­ного вдохновения заключается в том, что если творческое вдох­новение действительно является следствием воздействия неких высших сил, то вряд ли этим процессом вообще возможно управлять. По мере более глубокого рассмот­рения сущности творческого процесса становится очевидным, что данной теорией невозможно полностью объяснить феномен креативности.

Счастливый случай

Существуют многочисленные свидетельства, говорящие в пользу данной концепции креативности. Классический при­мер — открытие возможности использования сахарина для под­слащивания пищи (эффект сахарина был случайно открыт одним ученым-химиком, который обедал в своей лаборатории, забыв предварительно вымыть руки после одного из экспериментов).

Запланированное везение.

Благоприятных возможностей для развития креативности и творческого поиска в действительности много, но лишь не­которые индивиды и организации своевременно их используют и «создают системы для их обнаружения».

В основе «запланированного везения» лежит внутренняя настроенность на поиск альтернатив и возможностей. Другими словами, неожиданная креативность становится более вероят­ной в том случае, когда человек или организация целенаправ­ленно занимается поиском благоприятных возможностей и их использованием.

 

«Опыт - это то название, которое мы даем ошибкам»

Оскар Уальд

 

«Решения у меня есть уже давно, просто я еще не придумал способа их получить».

Гаусс

 

Подобная точка зрения подразумевает необходимость упор­ной работы и наличие определенной доли упрямства, что проти­воречит взгляду на творчество как на область, населенную ис­ключительно вдохновенными поэтами-затворниками.

В подтверждение этой теории можно привести пример То­маса Эдисона, который считал каждую неудачу важным шагом на пути к успеху. Согласно легенде, после очередного прова­ла своего тысячного эксперимента по созданию электричес­кой лампочки он поздравил себя с обнаружением еще одного способа, которым нельзя создать эту самую лампочку. Многие научные открытия становятся результатом маниакальной одержимости ученого какой-то одной проблемой и его готовностью рассматривать каждую неудачу как возможность узнать нечто новое об этой проблеме, что в конечном итоге и приводит к успеху.

Значительное число людей в самых различных организациях считают уверенность в себе ключевым фактором успеха, поскольку наличие именно этого качества гарантирует, что их творческие идеи будут услышаны. Другими словами, бывает так, что творческих идей в организации достаточно, но авторам этих идей не хватает силы воли и стремления озвучить свои открытия и протолкнуть их через «иммунную систему организации».

Существует теория, согласно которой творческими личностями рождаются, а не становятся. На первый взгляд, мнение, что талант может иметь некую биологическую составляющую, что люди различных типов личности одарены им в разной мере, кажется вполне обоснованным. Однако в целом эта теория выглядит довольно ограниченной — она противоречит много­численным доказательствам упрямого факта: творческие спо­собности в равной мере демонстрируют люди самого разного склада ума и характера. Креативности можно учиться, ее можно развивать в себе так же, как и любые другие человеческие способности. Просто творческим людям от природы свойствен­ны те определенные особенности мышления, которым обычным людям, желающим повысить свой творческий потенциал, придется целенаправленно обучаться. Вот некоторые из этих особенностей.

Бисоциация

Многочисленные примеры подтверждают ценность процес­са, суть которого заключается в соединении ничем, казалось бы, не связанных друг с другом идей для создания новых, оригинальных концепций. Артур Кестлер назвал этот процесс бисоциацией. Основным качеством, необходимым для успешного осуществления этого процесса, является способность воспринимать ситуацию в двух одинаково возможных, но в обычной ситуации абсолютно несовместимых системах координат.

Так, изобретение светоотражателя под названием «кошачьи глаза» стало результатом сопоставления свойства кошачь­их глаз отражать свет (в частности, свет автомобильных фар) и возможности внесения светоотражающих материалов в состав дорожного покрытия для улучшения види­мости при движении по ночным дорогам.

Бисоциация подразумевает наличие у человека знаний, по меньшей мере, в двух различных сферах деятельности. Следовательно, удача вряд ли улыбнется работнику, компетентному лишь в одной области. В свете всего сказанного становится очевидным потенциал тех креативных команд, в состав которых входят специалисты из различных, не связанных друг с другом сфер деятельности. Это объясняет потенциальное преимущес­тво подобных разнородных групп для проведения мозгового штурма и групп экспертов, специализирующихся в различных областях, включая тех, которые, на первый взгляд, не могут вне­сти значительного вклада в решение данной проблемы.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-09-19; просмотров: 805; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 54.90.167.73 (0.013 с.)