Процессы мышления. Воображение 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Процессы мышления. Воображение



Мышление как психологический феномен.

Мышление – наиболее высокая, абстрактная форма психической деятельности, устанавливающая связи и отношения между познаваемыми объектами.

Мышление позволяет на высшем уровне отражать действительность в сознании человека в виде понятий, суждений, умозаключений.

Понятие имеет структуру семантического тетраэдра: в основании находятся объем понятия (количество объектов, удовлетворяющих определению понятия), содержание понятия (качество объектов) и прагматическое значение понятия. Вершиной семантического тетраэдра является символ понятия (некий знак, обозначение, ярлык, маркирующий само понятие). Существует обратное соотношение между объемом и содержанием понятия: чем больше объем, тем меньше содержание и наоборот.(Например: растение – широкое понятие, качества указаны только самые общие, много объектов попадает в определение понятия, роза – узкое понятие, объем малый, а содержание большое, т.е. много качеств есть в определении понятия).

Логика изучает правила оперирования понятиям, составления суждений и умозаключений. Общие суждения: Все А есть Б. Частные суждения: Некоторые А есть Б. Единичные суждения: этот А есть Б. В примитивном мышлении преобладают единичные суждения.

Умозаключения строятся по правилам индукции, дедукции и трансдукции или аналогии.

Мыслительные операции.

1) Анализ – выделение отдельных свойств предметов.

2) Синтез – объединение свойств в целое.

3) Сравнение – сопоставление свойств предметов, поиск сходства и различия.

4) Абстрагирование – выделение одних признаков и отвлечение от других (в рамках допуска).

5) Обобщение – объединение групп предметов по сходным общим существенным признакам в один класс.

Тип мышления определяется практической деятельностью.

Практическая деятельность – Ощущения и Восприятия – Формирование понятий и применение их символов в процессах мышления.

Основой мышления является речь либо другие системы символов, знаков и кодов. (Слово в диалоге Платона «Кратил» сравнивается с челноком, искусно изготовленным мастером для ткания речи: сначала было слово, острое слово, меткое слово, бросать слова на ветер, испортить слово, сказано не в бровь, а в глаз, поранить словом)

Мысль опирается на свернутую внутреннюю речь. Ни одна сложная мысль не протекает без внутренних речевых процессов. Речевой аппарат движется в процессе мышления и устает не только от говорения, но и от слушания.

Мышление: наглядно-образное, конкретно-действенное, абстрактно-логическое.

И.П.Павлов выделял художественный, мыслительный и промежуточный тип личности. Художественный тип – преобладание первой сигнальной системы, мыслительный тип – преобладание второй сигнальной системы, у промежуточного типа поровну. Это связано с особенностями деятельности левого полушария (словесно-логические действия) и правого (образные действия)

Индивидуальные различия мышления:

1) Гибкость ума (способность изменять способы решения задач в зависимости от изменения условий),

2) Инертность мышления (преобладание стереотипных мыслительных операций),

3) Самостоятельность (умение увидеть проблему и решить самостоятельно),

4) Критичность (умение не поддаваться влиянию чужих мыслей, объективная оценка себя и других),

5) Широта ума (творческое мышление в разных областях.),

6) Последовательность и логичность (интеллект управляет эмоциями),

7) Глубина ума (способность проникать в суть явлений),

8) Быстрота ума (темперамент, пытливость, поиск лучших решений).

 

Средства рационального познания. Продукты рационального познания. Психологическое, социологическое и технологическое направления в понимании сущности логики.

Роль языка, техники измерений и информации в зарождении и развитии системы понятий. Семантический тетраэдр. Случаи вырожденных понятий. Социальная память как условие развития и функционирования системы понятий. Фундаментальная роль тождества или равнозначности понятий, а также противоречия и противоположности.

Три класса ошибок в доказательствах: парадоксы, паралогизмы и софизмы. Догадка, гипотеза и научная теория. Индивидуальные различия мышления. Мышление как процесс решения задач.

Продуктивное и репродуктивное мышление. Стратегии в решении задач.

Речь как способ оформления мысли, образа. Культура мышления. Дисциплинированность мышления.

Диагностика интеллекта и темперамента (тесты Айзенка). Эмоциональный и когнитивный интеллект.

Воображение и продуктивность мышления.

Воображение – основа наглядно-образного мышления. Это способность представлять отсутствующий в данный момент объект и мысленно преобразовывать его. Воображение в значительной степени перерабатывает ранее воспринятые образы, обобщая их и «склеивая» между собой наиболее значимые черты сходных образов.

Виды воображения:

Активное – образы конструируются с помощью усилий воли, воссоздающее и творческое (продуктивное и репродуктивное).

Пассивное – образы конструируются но не воплощаются: помимо воли человека (сновидения, галлюцинации) либо преднамеренно (грезы – фантазия, связанная с желанием).

Продуктивное – образы конструируются сознательно, творчески, а не механически воспроизводятся без изменений. Мечта в отличии от фантазии имеет сильное целеполагание и план достижения.

Репродуктивное – образы механически воспроизводится без изменений.

Франц Кафка черпал образы из своих фантастических и мрачных сновидений.

Творчество. Вдохновение. Подсознательная работа мозга невозможна без ранее воспринятого материала, который чем обширнее, тем больше возможностей для его творческого воспроизведения. Один и тот же пейзаж несколько человек напишут по-разному, поскольку, помимо индивидуальных особенностей восприятия цвета и света, формы и пространства, каждый художник обладает собственной, индивидуальной системой мотивации, когнитивной картой. Избирательной усиливающей самое важное по мнению данного художника. Чем отличается фотография от картины – говорил К.С. Станиславский. – Фотография фиксирует все, а картины, только самое важное. Но самое важное у всех художников отличается друг от друга. Творчеству можно обучаться целенаправленно в смысле овладения техническим мастерством, совершенствуя его до бесконечности и упорным трудом компенсируя недостаток мотивации. Но, по словам К.Коровина, научить видеть то «чуть-чуть», на котором держится живопись и другие искусства, невозможно. Мотивация человека закладывается слишком рано, для того, чтобы родители и ребенок успели это осознать. Что именно выберет художник для изображения, этого нельзя ни понять, ни навязать извне.

Условия инсайта – в первую очередь сильная мотивация к достижении творческой цели, как следствие сильный эустресс творчества, а также до автоматизма доведенные технические навыки исполнения и обширная база воспринятых ранее образов, богатая когнитивная карта сознания.

Воображение основа творческого процесса.

Функции воображения:

1) представлять действительность в образах с целью их использования,

2) регулирование эмоциональных состояний, удовлетворение потребностей, снятие напряжения (используется в психоанализе),

3) произвольная регуляция познавательных процессов, управление восприятием, воспоминанием, высказываниями, аутотренинг,

4) формирование внутреннего плана действий, установок к действию,

5) оценка правильности реализации плана действий.

Лекция № 4-5. Педагогические основы творческой деятельности.

Образование как функция социальной памяти.

Теории и методы творческого обучения и воспитания.

Уровни и формы научения. Критические сензитивные периоды

Развивающие педагогические технологии. М. Монтессори.

 

Вопрос 1. Образование как функция социальной памяти.

Роль образования в обществе. Образование как социальный институт, осуществляющий функции социализации индивидов, репродуктивную и творческие функции. Особенности знаний индивида и знаний коллективного субъекта (общества). Специфика современной трансляции знаний и их закрепления в социальной памяти. Социальная память, ее характеристики. Уровень поддержания социальной памяти как критерий развития общества и сохранения его креативного потенциала. Воспитательная и образовательная деятельность, ее закономерности, социальные механизмы и модели.

Проблема дидактики: соотношение знаний об объектах действительности и знаний о деятельности в окружающем мире. Дидактика как отрасль педагогики. Теория и практика обучения. Методологические и организационные принципы педагогической деятельности: творческий аспект. «Великая дидактика» Яна Амоса Коменского. Великие учителя своего времени. Иоганн Генрих Песталоцци, Иоганн Гербарт, Адольф Дистервейг, К.Д. Ушинский, В.А.Сухомлинский.

Жизнь человеческого общества напрямую зависит от способов воспроизведения, развития и трансляции культурных ценностей при помощи социальной памяти как внешнего внегенетического способа их фиксации и передачи последующим поколениям в виде артефактов, технологий их производства, коммуникационных средств передачи этих технологий и самих принципов социальной коммуникации. При условии нормального функционирования систем социальной памяти жизнь общества условно можно считать практически бесконечной, а человеческую душу – бессмертной. Человек получает бессмертие в виде продолжения жизни общества при условии, что смог внести весомый вклад в копилку социальной памяти и принести существенную пользу будущим поколениям. Однако все эти достижения невозможны без системы передачи социального опыта от одного человека к другому и последующим поколениям. Такая система есть не что иное, как педагогическое искусство, основанное на устной традиции (как самого архаичного способа передачи знаний), на письменной традиции и современных технологиях обучения.

Знания отдельного индивида связаны с его собственным жизненным опытом, с системой ценностей самого человека, сформированной ближайшим социальным окружением, носителем этих знаний является мозг, они ограничены во времени своего существования и погибают вместе с индивидом. (Сказка «Хитрая наука», лекции в Средние века в Европе не разрешалось записывать, так охранялась интеллектуальная собственность, самый гениальный ученый, умирая и оставляя даже после себя школу, все равно уносит с собой свой оригинальный образ мыслей).

Знания коллективного субъекта (общества) связаны с целью поддержания жизни общества, носителем является социальная память, артефакты (знаки, коды, символы, языки, предметы, искусственно изготовленные с их помощью, либо предметы естественного происхождения, но включенные в систему искусственных символов), технологии передачи знаний и умений (педагогика). Эти знания практически неограниченны во времени существования по сравнению с длительностью жизни одного человека.

Человеческое существо, появившись на свет голым и необученным, становится человеком постольку, поскольку овладевает навыками жизни в обществе и включается в систему общественного производства.

При помощи «божественного» опыта всего общества человек преодолевает свою социальную смерть – он оставляет и воспитывает потомство, поэтому смерть его становится относительной. Человека часто волнует вопрос «Как стать бессмертным?» Ответ на него есть.

Чем больший вклад в общую копилку социальной памяти человеку удается внести, тем относительнее его смерть и тем абсолютнее его «вечное существование» в виде духовной жизни. Именно духовная жизнь человека связана в первую очередь с усвоением, развитием и поддержанием социальной памяти. Эту задачу решает образование - один из древнейших социальных институтов.

Процесс формирования человека как частички социума длится всю жизнь, а как профессионала – десятки лет. Исторически период формирования профессиональных навыков имеет тенденцию к увеличению. (Бернини, Рафаэль, Моцарт стали профессионалами еще в детстве). Это связано как с возрастающей специализацией (Э.Дюркгейм «О разделении общественного труда»), но и с большим объемом социальной памяти, который постоянно растет, быстро появляются новые направления развития техники, при этом социальные технологии существенно отстают от скорости развития техники. Период обучения современного человека увеличился до 30 лет. При этом образование продолжает использовать принципы «Великой дидактики» Яна Амоса Коменского (1592-1670 г.г.). Образ развития знаний – развитие ростка из семечки: корень, стебель, лист развиваются, но при этом остаются узнаваемыми.

Функции современного образования:

· Социализация индивидов

· Репродукция знания и навыков

· Выработка новых знаний и навыков (творчество)

· Воспроизводство культуры общества

· Интеграция общества (различных по возрасту и статусу социальных групп)

Ни одно поколение не сможет выжить самостоятельно, без помощи других поколений.

Специфика современной трансляции знаний и закрепления их в социальной памяти:

· Большой «буфер обмена» временной существующей информации, молодое поколение лучше владеет способами ее поиска, но не оценки

· За отбор, сохранение и рациональные способы передачи наиболее ценной информации, фундаментальных знаний - инвариант несет ответственность старшее поколение

· Информация стала более эффективно храниться но не использоваться, это ведет к большим потерям ценной информации в потоке рутинной и ситуативной информации краткосрочного существования. При этом происходит физическое исчезновение традиционных носителей информации и способов ее преобразования (устный счет, логарифмическая линейка, счеты)

· Физические носители информации можно обозначить как внешнюю социальную память, без которой не может существовать ни одно общество (А.Кук «Преступление с Сезамом»).

· Закрепление информации на сознательном уровне как правило краткосрочное (сдал экзамен и забыл), на бессознательном - формируется социальными технологиями управления (СМИ)

· Осознанное, долгосрочное и прочное закрепление знаний в виде части освоенной фундаментальной информации наблюдается лишь в узкоспециализированных областях (в частности, высоких технологий, конструирования, программирования, естественных исследований).

Традиционно и в технически отсталых, и в развитых современных обществах к подобным областям знания допускается лишь очень узкая часть – высокоинтеллектуальная научно-техническая элита.

Именно наличие и качество этой элиты определяет жизнеспособность и перспективы социокультурного развития любого общества. (Шаманы, мудрецы, маги, императоры (Юстиниан), метрологи, специалисты в стратегически важных областях техники и технологий. До изобретения автоматизированных технических средств фиксации изображения действительности художники относились к этой «технической» элите, а уже во вторую очередь к эстетической элите, теперь у художника осталась скорее психологическая и эстетическая функции, но и психологическое воздействие отнято визуальными техническими способами в кино, телевидении, интернете).

Статус человека всегда зависел от степени его участия в процессе воспроизводства, хранения и создания фундаментальных знаний, которые являются в культурном смысле сакральными, только для посвященных и имеют высокое социальное значение, так как обеспечивают жизнестойкость всего общества. Именно поэтому образование является мощным социальным лифтом, иногда даже несмотря на реальный вклад человека, получившего образование, в «копилку» социальной памяти, где хранятся только отшлифованные, проверенные, точные, универсальные, базисные и высокоэффективные знания.

Образование – это средство самореализации, самовыражения и самоутверждения в профессиональном труде, является также его собственностью, интеллектуальным капиталом, который не подвержен инфляции и которым можно распоряжаться на рынке труда.

Объект и предмет педагогики

Педагогика – наука о воспитании.

Объект педагогики – комплексный процесс формирования, развития, воспитания и обучения людей в образовательной среде, между объектом и субъектом образования и воспитания, при помощи реальных взаимодействий между ними.

Предмет педагогики – изучение закономерностей этого процесса в различных условиях, в различные периоды развития и формирования человека, выработка моделей и методов педагогической деятельности.

Воспитание имеет

а) широкий, социальный смысл – общественное явление, включает в себя все воспитательные процессы создания нового человека с заданными интеллектуальными и моральными качествами, процессы воспитания происходят в семье, в других социальных группах, в обществе под воздействием социально-информационных и управленческих технологий.

б) узкий, педагогический смысл – воспитание включает в себя обучение и образование.

Обучение – часть образования, взаимодействие педагога и учащегося, направленное на усвоение знаний, выработку навыков и приобретение моральных качеств, на творческое развитие обучаемого и его мотивации.

Образование – обучение + самообучение и самообразование (ничему нельзя научить, но всему можно научиться) + результат воздействия иных социальных технологий и институтов. В результате человек усваивает систему научных знаний, у него формируются познавательные навыки, у него формируются, складывается мировоззрение и морально-психологические установки.

Дидактика – часть педагогики, занимающаяся теорией и практикой обучения. Это теория обучения, которая изучает закономерности, явления и процессы обучения, их влияние на формирование личности учащегося.

Дидактика рассматривает цели образования и обучения, содержание, принципы, методы и формы обучения, а также личность учащегося и преподавателя, их функции и отношения между собой.

«Великая дидактика» Яна Амоса Коменского (1592-1670 г.г.)

Образ развития знаний – развитие ростка из семечки: корень, стебель, лист развиваются, но при этом остаются узнаваемыми.

Изучению предмета должно предшествовать основательное знакомство с его идеей, которая потом уточняется и развивается.

Методологические и организационные принципы:

· гармония телесного и духовного,

· обязательное всеобщее и начальное образование,

· сочетание умственного, нравственного и духовного, религиозного воспитания,

· выделение четырех возрастных специфических групп с особенностями в подходе к образованию и воспитанию: до 6 лет, с 6 до 12 лет, с 12 до 18 лет, с 18 до 24)

· классно-урочная система форма обучения

Дидактические принципы:

· наглядность обучения,

· сознательность обучения, в основе обучения – познание вещей и явлений, а не заучивание чужих наблюдений и свидетельств,

· слух необходимо соединять со зрением, слово – с деятельностью рук, восприятие должно быть комплексным,

· соединение чувственного с логическим, учить надо на основании доказательства посредством внешних чувств и разума,

· систематичность и последовательность обучения,

· доступность, посильность обучения,

· развитие познавательных способностей,

· прочность усвоения материала.

 

Иоганн Генрих Песталоцци (1746-1827 г.г.)

«Человек, обученный считать и чертить, содержит в себе основу всякой умелости», т.е. способен к самообучению.

Принципы организации и методологии:

· учить необходимо от простого к сложному,

· нравственность – центральная проблема воспитания.

Иоганн Гербарт (1776-1841 г.г.) «Письма о приложении психологии к педагогике»

Принципы организации и методологии:

· этика – основа и цель воспитания,

· учащийся должен быть подчинен учителю беспрекословно,

· требования к педагогу – широкие философские взгляды, большой повседневный педагогический опыт, самоподготовка,

· обязательная постановка целей перед обучаемым,

Процесс воспитания делится на этапы:

1) управление – поддержание порядка в самом процессе воспитания,

2) обучение – умственное образование, обязательно воспитывающее,

Процесс обучения делится на 4 ступени:

1) Ясность – наглядность со стороны педагога и мобилизация внимания со стороны ученика,

2) Ассоциация – связывание вновь полученных знаний с усвоенными ранее знаниями,

3) Система – поиск закономерностей, правил на основе первых двух ступеней,

4) Метод – применение полученных закономерностей к новым фактам.

 

Адольф Дистервейг (1790-1886 г.г.), «Руководство к образованию немецких учителей», «Элементарная геометрия», «Педагогические ежегодники».

Принципы организации и методологии:

· высшая цель воспитания – самодеятельность для служения истине, добру и красоте,

· главная цель образования – всестороннее развитие умственных сил, способностей и нравственности людей,

· общечеловеческое, а не сословное или национальное воспитание,

· учет естественных (возрастных, индивидуальных) особенностей обучаемых – природосообразность воспитания,

· требования к учителю: изучение педагогического опыта, руководящая роль учителя, четкость учебного планирования, работа над собой,

· развитие в воспитываемых и обучаемых самодеятельности.

 

Константин Дмитриевич Ушинский (1824-1870\71 г.г.) «О камеральном образовании», «О пользе педагогической литературы», «Педагогическая антропология».

Принципы организации и методологии:

· необходимость обоснования теории педагогики законами анатомии, физиологии, психологии, философии и др. наук,

· единство теории и практики, связь школы с жизнью,

· народность воспитания, учет национальных особенностей, корней и истоков культуры,

· основная цель воспитания – формирование гармонически развитой личности, особенно важно воспитание нравственности,

· активность учащегося, трудовое воспитание,

· единство обучения и воспитания.

Дидактические принципы:

· последовательность

· наглядность

· активизация внимания

· осмысливание, основательность, прочность усвоения материала

· перемена занятий и разнообразие методов

· самостоятельная работа на занятиях

· звуковой метод обучения языку

Две стадии процесса обучения:

1) непосредственное восприятие изучаемого предмета под руководством учителя, составление общего представления о предмете,

2) отличение и различение, сравнение и сопоставление изученного материала, составление понятия, систематизация этого понятия, обобщение.

Теория педагогического «взрыва» К.Д, Ушинского иллюстрируется эпизодом из романа В.Гюго «Отверженные», где Жан обокрал священника, а тот оправдал его перед полицией.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-09-19; просмотров: 238; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.15.190.144 (0.075 с.)