Раздел I. Феномен креативности. 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Раздел I. Феномен креативности.



Тексты лекций

«Психолого-педагогические основы творческой деятельности»

Раздел I. Феномен креативности.

Лекция № 1-2. Креативность как способность к творчеству.

1. Комплексный подход к феномену креативности.

2. Проблема определения творчества. Признаки творчества. Признаки творчества, преобладающие в техническом и художественном видах творчества. Критерии креативности.

3. Классификация форм и признаков творчества. Творческий «трехакт». Специфика открытия и изобретения. Двойственность творческого процесса (П.К.Энгельмейер).

 

Единственный производственный капитал Microsoft word — это человеческое воображение.

Билл Гейтс

Креативность, или творческое мышление, — одно из глав­ных условий успеха в создании инновационных продуктов и услуг. Без мощного и непрерывного притока свежих идей ор­ганизации просто прекратили бы свое существование. Поэтому главный вопрос, ответ на который должны найти руководители компаний, — как извлечь реальную пользу из творческого по­тенциала своих сотрудников и, развив этот потенциал, транс­формировать его в инновации, способные обеспечить компании преимущество перед конкурентами.

Понятие креативности в искусстве и литературе, производс­тве и бизнесе имеет разное значение. Хорошо, когда креативность ассоциируется одновременно и с вдохновением как своего рода даром, и с ис­пользованием определенных методов и технологий. Но, с другой стороны, креативность приобрела и дурную славу из-за некото­рых, также связанных с данным понятием негативных ассоци­аций, таких как колдовство и психическое расстройство. Процесс творчества еще со времен жрецов и шаманов был наделен магическими свойства­ми.

В современных условиях креативность выступает как своего рода «творческий рычаг», действие которо­го дает конкурентное преимущество как индивиду, так и организациям.

Следующее определение подчеркивает аспект восприятия в творчестве: творческое мышление состоит в том, чтобы посмотреть на то, что видят все, и подумать о том, о чем не подумал никто.

В креативном процессе различают следующие стадии:

· понимание — поиск и формулирование проблемы или воз­можности;

· подготовка — закладываются основы решения проблемы;

· вынашивание — часто на этом этапе главную роль играют;

· подсознательные мыслительные процессы;

· озарение — часто принимает форму внезапного "Эврика!»;

· подтверждение — на этом этапе идею принимают другие люди, подтверждая ее жизнеспособность.

Комплексный подход к феномену креативности

Все теории креативности, вкратце описанные выше, можно в целом разделить на две большие категории: воспринимающие креативность как пассивный процесс (творческие способности предопределены и их невозможно развить) и воспринимающие креативность как активный процесс (творческие способнос­ти можно развить с помощью различных методов и приемов). Исследования в этой области практический опыт говорят о том, что оба этих взгляда несут в себе зерно истины. Творческий по­тенциал достигает максимального уровня тогда, когда в одном человеке либо группе людей сочетается несколько из описанных выше характеристик.

На рисунке 1 изображен комплекс­ный подход к креативности.

Озарения «Инсайты»

Возможности Проблемы Выбор

Индивидуализм, свобода, элитарность творчества Ценность опыта предшествующих поколений, ценности общества
Креативности нельзя обучиться, творчество дано свыше, уникальность и гениальность - от природы. Вдохновение, творческий порыв на первом плане Креативности можно обучаться Без рутины нет творчества, В гениальности 99% труда Коллективный разум – социальная память - основа креативности
Подход «пассивный»- характерен для искусств Подход «активный» - характерен для науки и техники

Рисунок 1. Комплексный подход к креативности.

Вольфганг Амадей Моцарт, письмо:

«Когда я пребываю в совершенном одиночестве и в доб­ром расположении духа — скажем, путешествую в карете, или прогуливаюсь после хорошего обеда, или ночью, ког­да не могу заснуть, — вот в такие моменты меня посещает множество самых замечательных мыслей и мелодий. Отку­да и почему они приходят — мне неведомо, и пробуждать их намеренно я не умею. Те, что мне нравятся, я запоми­наю и начинаю тихонько напевать, что, по словам друзей, уже вошло у меня в привычку. И вот через некоторое время оказывается, что я могу использовать тот или иной кусочек для приготовления великолепного музыкального блюда, обработав его в соответствии с правилами контрапункта, своеобразием различных инструментов и т. д.

Когда я наконец решаю записать свои мелодии, я из­влекаю из хранилища своей памяти все то, что было соб­рано в него этим необыкновенным способом. Именно поэтому я так быстро переношу свою музыку на бумагу. Ведь вся она, как я уже сказал, имеет законченный вид. И поэтому то, что написано на бумаге, редко отличается от того, что существует в моем воображении».

Это описание иллюстрирует процесс аудиовизуализации, одним из принципов которого является сосредото­ченность на цели, а не на средствах ее достижения.

Продолжая исследование в данном направлении, мы обнару­живаем, что основные принципы креативности в том или ином виде проявляются как в большинстве видов искусства, так и в большинстве научных дисциплин; это подтверждает идею Кестлера о том, что существенной разницы между художествен­ным и научным творчеством не существует.

Источники креативности.

Существует множество источников креативности, но ни один из них по отдельности не в состоянии полностью раскрыть сущ­ность творческого процесса. Для объяснения происхождения творческих способностей человека было выдвинуто множество теорий, самыми распространенными из которых являются сле­дующие:

· божественное откровение;

· счастливый случай;

· запланированное везение»;

· настойчивость;

· «метод».

Божественное откровение

«Сквернее всего то, что даже самые глубокие размышле­ния не принесут вам достойной мысли. Она должна явиться вам, словно божественное дитя, и воскликнуть: «а вот и я!» (Гете)

 

«Я должен бросить все остальное и сосредоточиться на том, чтобы взрастить в себе то семя, которое посеял во мне Господь». (Чайковский)

 

Некоторые люди «от природы» (в действительности от воспитания и физических врожденных качеств) об­ладают особым даром, словно ими движет некая божественная сила. Если верить свидетельствам, Август Кекуле создал циклическую структурную формулу бензола в момент озарения, когда в его сознании возник образ змеи, кусаю­щей свой собственный хвост:

«Я повернул свое кресло к камину и задремал. У меня перед глазами снова закружились атомы. На этот раз мел­кие группы остались позади. Мой разум уже привык к та­ким картинам, и своим внутренним взором я мог различить более крупные структуры этого разнородного скопления частиц. Там были длинные ряды, некоторые из них были более плотно сцеплены друг с другом, чем другие, и все они извивались, подобно клубку змей. Но посмотрите! Что это? Одна из змей вцепилась в собственный хвост! И форма эта, словно насмехаясь надо мной, завертелась у меня перед глазами. Я проснулся, как будто от вспышки молнии... Нам всем стоит научиться грезить наяву, господа».

Проблема теории божествен­ного вдохновения заключается в том, что если творческое вдох­новение действительно является следствием воздействия неких высших сил, то вряд ли этим процессом вообще возможно управлять. По мере более глубокого рассмот­рения сущности творческого процесса становится очевидным, что данной теорией невозможно полностью объяснить феномен креативности.

Счастливый случай

Существуют многочисленные свидетельства, говорящие в пользу данной концепции креативности. Классический при­мер — открытие возможности использования сахарина для под­слащивания пищи (эффект сахарина был случайно открыт одним ученым-химиком, который обедал в своей лаборатории, забыв предварительно вымыть руки после одного из экспериментов).

Запланированное везение.

Благоприятных возможностей для развития креативности и творческого поиска в действительности много, но лишь не­которые индивиды и организации своевременно их используют и «создают системы для их обнаружения».

В основе «запланированного везения» лежит внутренняя настроенность на поиск альтернатив и возможностей. Другими словами, неожиданная креативность становится более вероят­ной в том случае, когда человек или организация целенаправ­ленно занимается поиском благоприятных возможностей и их использованием.

 

«Опыт - это то название, которое мы даем ошибкам»

Оскар Уальд

 

«Решения у меня есть уже давно, просто я еще не придумал способа их получить».

Гаусс

 

Подобная точка зрения подразумевает необходимость упор­ной работы и наличие определенной доли упрямства, что проти­воречит взгляду на творчество как на область, населенную ис­ключительно вдохновенными поэтами-затворниками.

В подтверждение этой теории можно привести пример То­маса Эдисона, который считал каждую неудачу важным шагом на пути к успеху. Согласно легенде, после очередного прова­ла своего тысячного эксперимента по созданию электричес­кой лампочки он поздравил себя с обнаружением еще одного способа, которым нельзя создать эту самую лампочку. Многие научные открытия становятся результатом маниакальной одержимости ученого какой-то одной проблемой и его готовностью рассматривать каждую неудачу как возможность узнать нечто новое об этой проблеме, что в конечном итоге и приводит к успеху.

Значительное число людей в самых различных организациях считают уверенность в себе ключевым фактором успеха, поскольку наличие именно этого качества гарантирует, что их творческие идеи будут услышаны. Другими словами, бывает так, что творческих идей в организации достаточно, но авторам этих идей не хватает силы воли и стремления озвучить свои открытия и протолкнуть их через «иммунную систему организации».

Существует теория, согласно которой творческими личностями рождаются, а не становятся. На первый взгляд, мнение, что талант может иметь некую биологическую составляющую, что люди различных типов личности одарены им в разной мере, кажется вполне обоснованным. Однако в целом эта теория выглядит довольно ограниченной — она противоречит много­численным доказательствам упрямого факта: творческие спо­собности в равной мере демонстрируют люди самого разного склада ума и характера. Креативности можно учиться, ее можно развивать в себе так же, как и любые другие человеческие способности. Просто творческим людям от природы свойствен­ны те определенные особенности мышления, которым обычным людям, желающим повысить свой творческий потенциал, придется целенаправленно обучаться. Вот некоторые из этих особенностей.

Бисоциация

Многочисленные примеры подтверждают ценность процес­са, суть которого заключается в соединении ничем, казалось бы, не связанных друг с другом идей для создания новых, оригинальных концепций. Артур Кестлер назвал этот процесс бисоциацией. Основным качеством, необходимым для успешного осуществления этого процесса, является способность воспринимать ситуацию в двух одинаково возможных, но в обычной ситуации абсолютно несовместимых системах координат.

Так, изобретение светоотражателя под названием «кошачьи глаза» стало результатом сопоставления свойства кошачь­их глаз отражать свет (в частности, свет автомобильных фар) и возможности внесения светоотражающих материалов в состав дорожного покрытия для улучшения види­мости при движении по ночным дорогам.

Бисоциация подразумевает наличие у человека знаний, по меньшей мере, в двух различных сферах деятельности. Следовательно, удача вряд ли улыбнется работнику, компетентному лишь в одной области. В свете всего сказанного становится очевидным потенциал тех креативных команд, в состав которых входят специалисты из различных, не связанных друг с другом сфер деятельности. Это объясняет потенциальное преимущес­тво подобных разнородных групп для проведения мозгового штурма и групп экспертов, специализирующихся в различных областях, включая тех, которые, на первый взгляд, не могут вне­сти значительного вклада в решение данной проблемы.

Признаки креативности.

· новизна продукта или процесса творчества

· полезность результата как для самого индивида, так и для социальных групп

· уникальность, эксклюзивность продукта, процесса, обстоятельств

· ценность, высокая социальная значимость

· удивительность (психологические реакции положительные: восторг, удивление, восхищение, радость, и отрицательные: возмущение, отвращение, гнев, страх)

· утилитарность, решение технической проблемы

· предвидение, прогнозирование технических и социальных проблем и способов их преодоления

· уместность и актуальность

· признание продукта как творческой элитой так и среди широких общественных слоев, популярность, мода.

На первый план в искусстве и художественным творчестве обычно выходят признаки:

· новизна продукта или процесса творчества

· удивительность (психологические реакции положительные: восторг, удивление, восхищение, радость, и отрицательные: возмущение, отвращение, гнев, страх)

· признание как творческой элитой так и среди широких общественных слоев, популярность, мода

· уникальность, эксклюзивность продукта, процесса, обстоятельств

· уместность и актуальность

В научном и техническом творчестве ориентирами служат:

· новизна продукта или процесса творчества

· утилитарность, решение технической проблемы, высокая эффективность

· уместность и актуальность

· ценность, высокая социальная значимость

· полезность результата как для самого индивида, так и для социальных групп

· уникальность, эксклюзивность образца продукта, в дальнейшем – его серийное производство и востребованность

· предвидение, прогнозирование технических и социальных проблем и способов их преодоления.

Критерии креативности. Низкий уровень проявления способности к творчеству определяется наличием слабо выраженных, но все-таки, присутствующих признаков креативности.

Нулевому уровню креативности соответствует рутинная, циклично повторяющаяся деятельность, с заранее известными приемами и результатом, решения программируемые, привычные, заранее известны, как и желаемый результат. Тем не менее, любой индивидуально изготовленный продукт является творческим, поскольку носит отпечаток личности человека, его создавшего (например, в народном творчестве).

Высокому уровню креативности соответствует процесс высшего творчества и ярковыраженные признаки креативности процесса, продукта и самой личности творца – максимальные новизна, полезность, социальная значимость, уникальность творческого процесса и продукта, предвидение и решение социально значимых проблем, высокая эксклюзивность, состояние эйфории самого творца и восторженная реакция социума, известность, популярность, признание как элитой так и большинством социальных групп, сильная мотивация и высокое личностное удовлетворение автора, его высокая продуктивность.

Отсюда следует, что рутинная деятельность связана с подавлением признаков креативности, соответствует ее нулевому уровню и состоит в тиражировании продукта, повторении действий, слепом копировании известных способов решения задачи.

Определим креативность.

Креативность – это способность к творчеству, способность действовать в непредсказуемой, иногда экстремальной ситуации и решать как новые возникающие проблемы, так и типичные проблемы при помощи необычных способов и средств. При этом используется перенос навыка, то есть применение нетрадиционных способов решения обычной или новой задачи, что требует открытия новых свойств у известных ранее технических приемов и средств. Новую задачу возможно решить либо принципиально новым способом, либо по аналогии со способом решения известной и похожей задачи. Известную задачу можно решить либо старым способом, но в этом не будет креативности, либо изобрести новый способ ее решения.

Таким образом, чтобы утверждать наличие креативности автора процесса или продукта, необходимо удостовериться в том, что сам автор, а также процесс или продукт действительно соответствуют следующим критериям креативности:

· достаточно высокий уровеньпроявления большинства признаков креативности или отдельных особо ценных признаков креативности процесса и продукта (новизна, эксклюзивность, полезность, признание, утилитарность, социальная значимость, эффективность, предвидение будущего);

· нелинейный синтез двух и более качеств различных систем (например: решение рутинной задачи новым способом; решение новой задачи рутинным способом; решение новой задачи новым способом);

· отрицание, борьба «старого» и «нового», социальный протест и технический прогресс;

· «переходное» и напряженное состояние психики, вечный поиск, сомнение, отсутствие жестких психологических установок, предубеждений;

· результативная деятельность и высокая продуктивность автора или коллектива в течение длительного времени.

Проблема определения творчества.

В большинстве случаев представители «творческих профессий» предпочитают такое определение креативности, где на первый план выдвигается один, наиболее выгодный с точки зрения профессионалов признак.

Выдвижение на первый план только признака уникальности или только новизны приводит к выводу, что творением можно считать «рисунки», сделанные шимпанзе. Отрицание старого как главный признак может привести к отрицанию жизненно важных культурных достижений общества, таких, например, как календарь и другие шкалы. Яркая психологическая реакция может быть результатом не столько творческого вдохновения автора и творческого восприятия зрителя, сколько побочным эффектом применения психотропных средств. Поэтому, определяя творческие процессы, необходимо все-таки учитывать некоторую сумму признаков и степень их присутствия в творческом процессе и продукте.

Психология как наука.

Ощущение. Восприятие.

Внимание. Память.

Ощущения и восприятие.

Психофизиологическая основа познавательных процессов. Ощущение и восприятие. Внимание и память. Мышление и воображение. Речь Простейшие психические процессы. Виды ощущений. Физические основы ощущений. Естественные фоновые поля и виды излучений живого организма человека как основа ощущений, психофизиологического состояния.

Труды И.П.Павлова: «Двадцатилетний опыт». Пороги ощущений: абсолютный и разностный. Профессиональная деятельность и разностный порог ощущений. Свойства ощущений. Адаптация, сенсибилизация и контраст ощущений. Специфика и роль ощущений в креативных процессах.

Ощущение и восприятие как основа психических процессов высшего порядка. Вклад отечественных физиологов в понимание структуры когнитивных процессов.

Ощущение - это простейший психический процесс отражения в коре головного мозга отдельных свойств и явлений окружающего мира, которые через органы чувств (рецепторы) воздействуют не мозг человека.

Виды ощущений – зрение (90% информации), слух (9% информации), осязание (1% информации), обоняние (у первобытных – ведущее чувство), вкус, ощущение температуры, ощущение состояния электро-магнитного и гравитационного полей, ощущение времени – социальное ощущение.

Абсолютный (нижний) порог ощущений - минимальная величина раздражителя, при котором возникает ощущение. Верхний порог – ощущения исчезают вследствие перегрузки рецепторов.

Рецепторы – специализированные нервные окончания, преобразующие раздражение в возбуждение.

Разностный порог ощущений – минимальное изменение интенсивности раздражителя, дающее новое ощущение. В творческом процессе происходит уменьшение разностных порогов, достигаемое тренировкой зрения (сто оттенков черного), слуха (абсолютный слух), вестибулярного аппарата.

Органы чувств – единственный непосредственный источник информации об окружающем мире, дающий субъективный образ реальности. Объективный образ реальности может быть составлен человеком только на основе фиксированных шкал пространства, времени, световых и звуковых волн.

И.П.Павлов описал работу анализатора – анатомо-физиологического аппарата нервной системы, специализированного для приема воздействий определенных раздражителей из внешней и внутренней среды и переработки их в ощущения.

Анализатор состоит из трех частей:

1 Периферический отдел или рецептор (органы чувств) специализирован для восприятия определенных раздражителей. Сами органы чувств выработаны эволюцией в процессе приспособления к условиям внешней биологической и техногенной среды.

2. Чувствительные нервы – центростремительный (афферентный): импульсы от рецепторов передаются в центральный отдел анализатора, и центробежный (эфферентный): из центрального отдела анализатора импульс идет к периферической нервной системе, управляющей мышцами.

3. Специализированный отдел (участок) коры головного мозга, в подкорковых и корковых отделах происходит переработка нервных импульсов, приходящих из периферических отделов.

В психологии конца XIX – начала XX века считалось, что получение ощущений – пассивный процесс (рецепторная теория ощущений), но современная рефлекторная теория ощущений утверждает, что ощущения –активный процесс, для которого необходимы реакции вегетативной системы (сужение сосудов), мышечные реакции (сокращения мыщц). Более сложные ощущения вообще невозможны без активных целенаправленных действий (М.В. Ломоносов открыл наличие атмосферы у Венеры в момент ее прохождения по диску Солнца).

Необходимость компенсации отдельных сенсорных дефектов и специфические требования профессиональной деятельности вызывают сенсибилизацию - обострение чувства восприятия, пороги чувствительности снижаются, а диапазон их расширяется.

Свойства ощущений.

1) Качество – специфика ощущений: шкала звуковых частот и обертонов (скрипка Страдивари и синтезатор) порождают особое качество воспринимаемых звуков, цвета дают свои спектры теплоты, насыщенности, яркости. Контрастности – разное качество изображения.

2) Интенсивность – определяется силой действующего раздражителя и функциональным состоянием рецептора (Степа Лиходеев не определил после пьянки в брюках он или нет).

3) Длительность – определяется силой действующего раздражителя, функциональным состоянием рецептора и временем действия.

4) Пространственная локализация раздражителя – внутри организма локализовано или разлито, снаружи, на расстоянии, отсюда берет начало специализация рецепторов.

Классификация ощущений.

Интерорецепторы – фиксируют органические ощущения внутреннего состоянии человека, расположены во внутренних органах.

Проприорецепторы – фиксируют кинестетические ощущения положения частей тела в пространстве.

Экстерорецепторы – фиксируют ощущения, связанные с состоянием внешней среды (звук, свет, тепло, запах, форма, объем), контактные и дистантные.

Синестезия – взаимодействие ощущений различной модальности (цветное зрение, образный слух).

Две основные формы изменений чувствительности: адаптация (повышение или понижение чувствительности) зависит от условий внешней среды; сенсибилизация или повышение чувствительности – зависит от состояния организма.

Контраст ощущений вызывает адаптацию (в темноте глаза привыкают к отсутствию света).

Утрата и восстановление способности ощущать.

Беркутов А.М. и др. «Фундаментальные основы комплексной хрономагнитотерапии». Биомедицинские технологии и радиоэлектроника // Научно-прикладной журнал. №7, 2003.

«Комплексная хрономагнитотерапия – высокая медицинская технология воздействия на организм человека заданными сложными динамическими магнитными полями низкой частоты и малой интенсивности с целью диагностики, активации, восстановления и лечения.

Именно комплексная магнитотерапия по сравнению с другими методами имеет самый многомерный вектор биотропного, энергоинформационного воздействия, включающего временные, частотные, амплитудные, пространственные, скоростные, фазовые и другие компоненты, определяющие пространство состояний магнитотерапевтической среды…

Синхронное соответствие биопроцессов в организме является фундаментальной основой жизни проявляется в виде иерархически выстроенных систем всевозможных биоритмов».

 


Сердечно сосудистая система – 0,04- 0,15 Гц

Вены 0,04-0,08 Гц

Сердце 10-15 Гц

Капилляры 0,8-3 Гц

Пульс 0,5-3 Гц

ЦНС 0,3 – 100 ГГц

ПНС 50 Гц – 1 МГц

Дыхательная система 0,1-5 Гц

Клеточные мембраны 1МГц

Резонансная частота третичной структуры ДНК 40 ГГц


 

Гуляев Ю.В. «Физические поля и излучения человека: новые методы ранней медицинской диагностики». Биомедицинские технологии и радиоэлектроника // Научно-прикладной журнал. №2, 2000.

Виды физических полей и излучений человека и их характерные величины.

1) ИК Инфракрасное тепловое излучение (на длинах волн 1-15 мкм из глубины кожи на 100 мкм) характеризует функционирование сети капиллярных потоков крови в коже, обеспечивающих терморегуляцию тела (достаточно мощное - 10 мВт на 1 кв. см кожи, около 100 Вт со всей поверхности тела).

2) СВЧ Сверхвысоких частот радиотепловое излучение несет информацию о динамике тепловых процессов внутри организма.

3) ЭП Электрическое поле а) отражает биоэлектрическую деятельность мозга, сердца, мускулов и внутренних органов; б) отражает трибоэлектическую нагрузку на имеющий высокое сопротивление слой эпидермиса, характеризует физиологическую сейсмику тела.

4) МП Магнитное поле отражает более непосредственно, чем электрическое биоэлектрическую деятельность внутренних органов, поскольку не экранируется электропроводящими тканями организма.

5) Хемилюминисценция в ближнем а) инфракрасном и б) оптическом диапазонах спектра – позволяет судить о насыщенности тканей кислородом, об антиоксидантном состоянии.

6) Акустическое излучение - различные виды шумов внутри органов: биение сердца, движение легких, перестальтика желудка, кишечника.

7) Акустотермальное излучение - характеризует перераспределение температуры внутри организма.

Восстановление биоритмов организма наиболее полноценно происходит в природной среде с естественными магнитными, тепловыми и прочими полями, которые настраивают приведенные выше параметры на оптимальный режим, в природной среде к организму человека возвращается способность получать более тонкие ощущения. Напротив, пребывание в техногенной среде с экстремальными параметрами разрушает биоритмы организма, что ведет к заболеваниям. Так из-за ультразвуковых сигналов подводных лодок на сушу в массовом количестве выбрасываются морские животные, такое же действие на людей оказывают высотные здания (с металлоконструкциями внутри, а само по себе пребывание высоко над землей или глубоко в шахте связано с изменением естественного поля гравитации, за пределами определенного значения которого биопроцессы нарушаются полностью).

Для творческой деятельности важно уметь поддерживать организм в состоянии «гармонии» биоритмов, сохранять обостренную чувствительность, соблюдать гигиену умственного труда, уметь восстанавливать психические и физические силы организма. Методики этих действий подробно разработаны в традиционных культурах (медитации, физические упражнения, особые режимы питания, психостимуляция (талисманы), минералотерапия, стремления к совершенству духа). Но каждый творческий человек скорее интуитивно определяет для себя необходимый индивидуальный набор подобных средств.

Внимание. Память.

Внимание как психический процесс.

Внимание – это направленность и сосредоточенность сознания на объекте.

На человека действуют одновременно множество раздражителей, но до сознания доходят лишь, что являются наиболее значимыми и оказываются в поле внимания.

Объектом внимания могут быть не только внешние предметы и действия, но и мысли, представления, переживания самого субъекта.

Доминанта внимания – временно господствующий в коре головного мозга очаг возбуждения.

Предельный минимальный вес мозга у мужчин – 1000г г, у женщин – 900 г, ниже которого наблюдается резкое падение умственных способностей.

И.П.Павлов (1849-1936 г.г.): закон индукции нервных процессов.

Возбуждение, возникающее в одной области КГМ, вызывает торможение в других ее областях – закон одновременной (параллельной) индукции.

Возбуждение области КГМ сменяется торможением в этой же области, при этом данный очаг имеет благоприятные условия для нового возбуждения – закон последовательной индукции.

Динамический стереотип – система процессов возбуждения и торможения, закрепленная в КГМ в результате воздействия регулярно повторяющихся раздражителей.

Выработка ДС требует определенного труда и времени.

Образованный ДС облегчает реакции на аналогичные раздражители, экономит энергию нервных клеток.

ДС приобретает очень устойчивый характер, для его замены требуется, по словам И.П.Павлова, «большой нервный труд».

Если при возбуждении нервной клетки расход ее вещества начинает угрожать ее жизни, то в ней развивается охранительное торможение (разновидность - сон). Гипнотический сон – это не такое полное торможение КГМ, как в обычном сне, участки, свободные от разлитого торможения, называются сторожевыми пунктами.

Существует несколько тормозных фаз КГМ.

Уравнительная фаза – реакции на сильные и слабые раздражители уравниваются. Сильные раздражители вызывают слабую реакцию утомленных нервных клеток, а слабые раздражители дают обычную реакцию.

Парадоксальная фаза – сильные раздражители вызывают еще более слабую реакцию, при этом на слабые раздражители клетки мозга реагируют по-прежнему. Получается, что реакция на сильные раздражители меньше, чем на слабые.

Ультрапарадоксальная фаза – любое положительное раздражение для бодрого состояния оказывается непереносимым для ослабленной клети, что она дает охранительную тормозную реакцию. При этом в корне изменяется реакция на тормозные сигналы. Тормозные раздражители дают положительную реакцию, а положительные раздражители любой силы приводят КГМ в тормозное состояние.

На этом основано действие гипноза: постоянное сильное воздействие на одну доминанту внимания заставляет отключаться остальную область КГМ, наступает гипнотический сон.

У доминирующего нервного центра есть способность накапливать в себе возбуждение и тормозить работу других нервных центров.

Доминанта, согласно А.А. Ухтомскому (1875-1942 г.г.) является физиологической основой внимания.

Внимание имеет социальную природу, порождено трудовой деятельностью и является важнейшей характеристикой трудового процесса.

Согласно взглядам И.М. Сеченова (1829-1905 г.) внимание носит рефлекторный характер. Развивая эту гипотезу, И.П. Павлов высказал гипотезу о том, что внимание обусловлено возникновением очага оптимального возбуждения в результате особого ориентировочного рефлекса. Микельанджело Боунаротти: «Рисуют головой, а не руками».

Современные технические средства позволяют измерять биотоки мозга и фиксировать доминанты внимания, что предвосхищал И.П.Павлов, говоря о «прозрачной черепной коробке», сквозь которую можно было бы видеть блуждающий очаг возбуждения.

Внимание возможно только на фоне общего бодрствования КГМ. Обнаружены специализированные нейроны внимания. Важную роль в регуляции внимания играет скопление нервных клеток в стволовой части мозга – ретикулярная формация, состоящая из нескольких систем активизации: ориентировочного рефлекса, защитного рефлекса, пищевого рефлекса.

Направленность внимания.

Непроизвольное внимание - возникает без волевых усилий при условии новизны, собственного интереса, сильного раздражителя. («Хочется»).

Произвольное внимание – возникает благодаря усилиям воли («Надо!»), есть цель и мотивация ее достижения.

Послепроизвольное внимание – усилие воли + интерес. Длительная сосредоточенность на объекте, несмотря на усталость (характерна для творческого сосотяния), формируется на основе произвольного внимания («Хочется и надо»).

Формы проявления внимания могут быть сенсорные, моторные и интеллектуальные.

Качества внимания:

устойчивость – длительное сохранение внимания,

переключение – при помощи воли, предохраняет от утомления,

широта внимания = объем внимания + его распределение:

распределение – способность держать в поле внимания несколько объектов одновременно, выполнять несколько действий сразу,

объем внимания – количество воспринимаемых объектов в единицу времени (5-7 объектов за 0,07-0,1 сек),

направленность –на внешние или внутренние процессы (экстравертность и интравертность),

активность – по степени включенности воли (простое и составное воление.)

Формирование внимания в учебном процессе.

Мнемонические процессы.

Память – это запоминание, сохранение и воспроизведение (ЗСВ) прошлого опыта индивида.

Функции памяти:

Запоминание – связано с приобретенным опытом (механическое, логическое, образное).

Сохранение:

1) в оперативной (сенсорной) (материал мало изменяется, хранение в течение 0,1-0,5 с незначимых промежуточных результатов деятельности),

2) в кратковременной (после однократного применения может быть забыто, обычно запоминается не больше 5-7 объектов, хранится 20 сек, «забыли выключить утюг»),

3) в долговременной памяти а) с сознательным доступом, б) закрытая – доступ возможен только во сне, во время гипноза (сохраненный материал значительно перерабатывается, несколько сходных впечатлений сливаются в одно, объем 10 млрд. нейронов).

Узнавание – происходит в момент повторного восприятия, сравниваются образы полученный сейчас и сохраненный в памяти.

Воспроизведение – непроизвольное и произвольное, перевод ранее закрепленного материала из долговременной памяти в оперативную.

Припоминание – всегда преднамеренное, происходит по законам ассоциации.

Забывание – невозможность вспомнить, ошибочное узнавание или воспроизведение, вызвано отсутствием постоянного обращения к ранее усвоенному материалу.

Запоминание и воспроизведение в креативном процессе. (Крамской, Ге, Куинджи, Серов, Врубель рисовал «по соображению»). Рисование по памяти – воспроизводится однажды увиденный однажды ракурс объекта. По воображению - виденный объект трансформируется мысленно: меняется ракурс, освещение, детали. Фантазия – воспроизводится никогда не виденный ранее и возможно нигде не существующий объект.

Феноменальная память. А.Р. Лурия (1902-1977г.г.) «Маленькая книжка о большой памяти». Опыты с Шерешевским, обладавшим сильной образной памятью (



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-09-19; просмотров: 1137; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.17.174.239 (0.138 с.)