Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
М. А. Врубель: «искусство делается не дрожащими руками истерика, но твёрдыми руками ремесленника».Содержание книги
Поиск на нашем сайте
Леонардо да Винчи, Ньютон, Эдисон вообще заявляли, что им не знакомо состояние вдохновения.
Фаза созревания предполагает долгую и продуктивную деятельность подсознания. В этом плане интересны исследования связи сна и сновидений с творчеством. В результате эксперимента, проведённого американскими психологами У. Силвиа, Ф. Кларком и Л. Монро, удалось выявить две особенности: у людей с высоким творческим потенциалом обстановка действия сновидения более разнообразна и отдалена от реальной жизни; их сновидения гораздо сложнее, в них больше взаимодействующих элементов. По-видимому, это говорит о повышенной активности подсознания. Интересные выводы из исследования связи сна и творчества сделал В. С. Ротенберг. Во время сновидения, считает он, порой осознаются качества предметов и их соотношения, недоступные в период бодрствования из-за критичности сознания; откровение во сне приходит скорее в форме метафоры, чем в завершённом, окончательном виде. Ротенберг утверждает, что и творческая продуктивность, и сновиденческая активность могут быть независимыми следствиями сензитивности (чувствительности) и силы образного мышления. Продуктивное использование подсознания выражается также в эффективной работе механизмов психологической защиты: происходит не вытеснение травмирующего обстоятельства, не зацикливание на нём, а продуктивная переработка, переплавка в творчество. Одиночество у творческих личностей является неким условием и катализатором процесса творчества.
Для активизации подсознания всё чаще используют медитации, особые формы психологического тренинга, упражнения для развития фантазии и воображения, ассоциативных способностей. Они вырабатываются каждым творцом индивидуально, изначально путем неосознанного подражания. Творчество детей — естественный компонент их развития. Это убедительно доказал отечественный философ и педагог А. М. Лобок. В дошкольном возрасте, когда наступает период «культурного еретичества» (самоутверждение через преодоление отдельных культурных стереотипов, возникновение вариативного мышления), ребёнок обнаруживает и раскрывает много возможностей для творчества, легко создаёт один вариант творческого продукта за другим. Все они для него равноценны. Малыш не может отделить удачный вариант от неудачного, т. е. не способен к критической, культурной оценке плодов своей деятельности. Настоящее творчество ему недоступно, так как предполагает отбор и отсев вариантов с позиции вкуса, диалог с культурой. Сочинительство ребёнка, ещё не столкнувшегося со школьной реальностью «беззаботно, оно равнодушно к норме и менее всего предполагает слух другого». Важная особенность детского творчества — его всеобщий характер. Все дети творят — в этом возрасте удивляет не творчество, а его отсутствие*.
Насколько в дальнейшем судьба человека окажется связана с творчеством, зависит от взаимодействия личности с культурой. Постепенно «наивное» творчество ребёнка сменяется (или становится) взрослым творчеством, т. е. выходит за рамки индивидуальности и вступает в диалог с внешним миром. Не случайно известный американский психолог Ролло Мэй (1909—1994) определял творчество как встречу человека с его миром. Результаты диалога с культурой бывают разными. В отличие от детей, далеко не у каждого взрослого обнаруживаются проявления творчества. Напротив, уже к моменту вступления во взрослую жизнь чаще всего оказывается, что индивидуальность, творчество, самобытность блокированы, подавлены. Так происходит, если семья, школа, окружающая среда в целом воспринимают их с неодобрением и непониманием. Иногда то же случается позже, в зрелом возрасте. Вспомним судьбу знаменитого французского поэта Артюра Рембо: в юношеском возрасте он удивил мир своим поэтическим даром, а потом внезапно перестал писать стихи и прожил ещё много лет абсолютно незаметно. Утверждение творчества во взрослой жизни — путь борьбы с трудностями. И взрослому человеку, выбирающему творческий образ жизни, и одарённому ребёнку приходится справляться со страхами, тревогами, другими эмоционально-личностными проблемами. Наиболее глубоко связь творчества с преодолением трудностей раскрыта современным экзистенциальным психологом Сальваторе Мадди. Творчество, утверждает он, не просто безмятежное состояние вдохновения. Вдохновение вообще не может быть безмятежным. Напротив, в результате творческих действий всегда нарушается существующее положение вещей в обществе независимо от того, в какой области прилагаются творческие усилия. Создавать — значит нарушать существующее положение вещей, и общество, среда всегда противодействует этому, поскольку любая социальная структура стремится к сохранению своей неизменности, стабильности. В столкновении с инертной социальной средой творческая индивидуальность может потерпеть поражение или победить. Но есть и другие варианты развития событий после столкновения личности с внешним сопротивлением. Один из них обозначают как локальное, или ограниченное, творчество. Если человек стремится быть самим собой во всём, он уже творчески подходит к жизни, даже если не занимается творчеством в общепринятом понимании этого слова*. Выдающийся американский психолог Гордон Уиллард Олпорт (1897—1967) писал: «У каждого художника есть свой стиль, как и у каждого композитора, пианиста, скульптора, танцора, поэта, драматурга, артиста, оратора, фотографа, акробата, домохозяйки и механика. Лишь по одному стилю мы можем узнать сонаты Шопена, картины Ван Гога и пироги тёти Салли». Иными словами, творчество необязательно означает писать картины, как Ван Гог, можно и печь пироги, как тётя Салли. Второй вариант — творчество ценой нарушений адаптации, а порой и психики. Действительно, творчество нередко приводит к болезням: неврозам, психозам и другим нарушениям. Это случаи, когда борьба личности и творчества никогда не кончается. В результате ради сохранения творчества в жертву приносится личная адаптация и благополучие. Творческий человек уязвим из-за своей открытости миру и в силу более тонкой, сложной внутренней организации, чрезвычайно чувствительной к внешним воздействиям. Он отказывается пожертвовать творчеством ради благополучия и вместе с тем в состоянии органично встроить творчество в свою жизнь. Получается, что он достигает высокого уровня творчества только с художественным или научным материалом, но это не касается ни его собственной жизни, ни социальной реальности. Часто такой человек оказывается неуспешен в жизни, испытывает проблемы с работой, в отношениях с людьми, с поиском смысла жизни… В третьем варианте креативность сочетается с хорошими показателями личностного здоровья. Человек владеет своим даром, творчество для него источник силы, смысла и наслаждения. В истории культуры наряду с творцами, у которых отношения с миром складывались очень непросто и даже болезненно (Ван Гог, Достоевский, Мандельштам), были гении, креативные не только в художественном материале, но и в жизни. Это Микеланджело, Гёте, Пушкин, Пикассо и др. Все творцы испытывают много трудностей, хотя не все успешно их преодолевают. Пути и судьбы творца определяются прежде всего тем, как он обращается со своим даром. Особенности личности могут стать непреодолимой преградой для реализации даже самого грандиозного творческого потенциала. Притом сильная и внутренне богатая личность способна и в какой-то мере компенсировать недостаток одарённости. Анализ жизненного пути выдающихся творцов всё чаще приводит исследователей к выводу: труд, обучаемость и увлечённость своим делом играют не менее важную роль, чем собственно одарённость. Нельзя не согласиться с российским исследователем психологии творчества Д. Б. Богоявленской, утверждающей, что «когда мы говорим о великих творцах, мы говорим и о великих личностях». В основе творчества — открытость личности миру, в том числе и иным возможным мирам. Такая личность более восприимчива к любой внешней информации — природной, социальной, культурной. Природные и культурные процессы ведут творческую личность своими путями, заставляя её переживать и решать все возникающие напряжения как свои проблемы.
|
||||
Последнее изменение этой страницы: 2016-09-19; просмотров: 456; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.142.255.103 (0.01 с.) |