Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

IV. Исследование креативности

Поиск

Креативность (или творческое воображение) имеет огромное значение не только для познавательного развития детей, но и для формирования их личности. Способность находить новые, нетрадиционные способы решения различных задач не всегда связана с общими интеллектуальными способностями человека. В то же время творческие способности личности откладывают отпечаток и на уровень выполняемой деятельности, и на стиль общения с другими людьми, и на осознание своих достоинств и недостатков. Поэтому при диагностике необходимо исследовать уровень не только познавательного, но и творческого развития личности, который невозможно определить с помощью тради­ционных тестов интеллекта, о которых говорилось выше.

Креативность, то есть способность к творчеству, может проявляться в разных видах деятельности и с разным материалом — преимущественно словесным при вербальной креативности и образным (предметами или их изображениями) при образной. Так как уровень развития этих двух видов креативности, как правило, существенно отличается, то при диагностике рекомендуется использовать тесты, измеряющие каждый из них, не ограничиваясь изучением только образной или вербальной креативности. Американские психологи Гилфорд и Торренс разработали различные методики для исследования креативности детей разного воз­раста.

Для исследования образной креативности может быть исполь­зован тест «Дорисовывание» (1), имеющий несколько модификаций в зависимости от возраста детей.

Тест для детей 3—4 лет

Стимульный материал. Лист белой бумаги (стандартный лист формата А4) и овал длиной 5—7 см, вырезанный из цветной бумаги,.

Инструкция. Возьми овал и положи его в любое место на листе бумаги, где тебе больше понравится, а потом нарисуй картинку так, чтобы в центре ее был этот самый овал.

Проведение теста. Для того чтобы детям было удобнее рисовать, взрослому необходимо прикрепить цветной овал липкой лентой на место, выбранное ребенком. Перед началом рисования (цвет­ными карандашами или фломастерами) детей спрашивают, что они будут рисовать. Если ребенок не может ответить заранее о том, что он нарисовал, его спрашивают еще раз после окончания работы. Если ребенок не может сам придумать название картинки, ему можно в этом помочь, однако ребенок должен хотя бы примерно самостоятельно рассказать о содержании нарисованного.

Тест для детей 4—10 лет

Стимульный материал. Листы белой бумаги, в середине которых простым или черным карандашом нарисованы контуры.

Инструкция. Посмотри на этот листок. Кто-то из ребят начал рисовать, но не успел закончить. Придумай, что из этого может получиться, и закончи, пожалуйста, рисунок.

Проведение теста. Детям дают только простой или черный карандаш. Взрослый не вмешивается в процесс рисования и на возможные вопросы детей отвечает, что они могут рисовать все, что им хочется. Для дорисовывания детям обычно предлагают по очереди 5—б контуров (по мере выполнения). После выполнения каждого из заданий ребенка спрашивают, что именно нарисовано на картинке, однако при возникновении затруднения взрослый не настаивает на ответе.

Анализ результатов. При интерпретации полученных данных обращают внимание на беглость, гибкость и оригинальность полученных ответов. Беглость связывают с общим количеством ответов (например, дети дают не одно, а два—три возможных названия картинок, предлагают несколько вариантов дорисовывания и т.д.). Максимальное количество баллов — 3, минимальное — О (если ребенок отказывается рисовать). Гибкость оценивают по количеству использованных категорий в содержании рисунков (например, ребенок рисует только людей или и людей, и животных, и разнообразные предметы). Отказ от задания — 0 баллов, макси­мальное количество баллов — 3 (при использовании нескольких категорий). Оригинальность разных категорий оценивается по баллам: 1 — звери, пища, транспорт; 2 — игрушки, человек; 3 — герои сказок, одежда, птицы, растения; 4 — мебель, рыбы; 5 — насекомые, техника; 6 — предметы туалета, светильники, музыкальные инструменты, постельные принадлежности.

Кроме беглости, гибкости и оригинальности, оценивают и характер рисунка — важный показатель творческих способностей ребенка. При отказе рисовать, воспроизведении тождественного контура рядом с основным, прикреплении овала к бумаге без называния рисунка и дорисовывания — 0 баллов. Дорисовывание с минимальным количеством линий, при котором обыгрывается традиционное использование контура (огурец, солнышко, шарик, волны), — 1 балл. Рисунок состоит из дополнительных элементов, соединенных с основным контуром (человечек, кораблик, дорожка в саду), — 2 балла. Основной контур является частью в других предметах или их деталью (включение) — 3 балла. Рисунок содержит определенный сюжет, выражает некоторое действие — 4 балла. Рисунок включает в себя несколько персонажей или предметов, раскрывающих его тему, которая подчинена одному смысловому центру, связанному с основным контуром, — 5 баллов.

В норме дети должны набрать 6—9 баллов, получив по 1—2 балла за беглость, гибкость и оригинальность и 3—4 балла за характер рисунка. Норма не зависит от возраста, который влияет только на изменение стимульного материала. При большом количестве баллов (Ни выше) можно говорить о высоких творческих способностях ребенка, его одаренности. Дети, набравшие меньше 2—3 баллов, фактически не обладают творческими способностями, хотя могут иметь высокий интеллектуальный уровень.

При исследовании детей 3—4 лет диагностируют и степень развития их планирования, наличие ориентировочной части деятельности. Для детей, которые могут назвать содержание рисунка еще до начала работы, характерно наличие сформи­рованной ориентировки и планирования, что становится нормой только к концу этого периода. Обычно дети этого возраста дают название рисунку только к концу работы, отсутствие же названия даже после наводящих вопросов взрослого говорит не только о невысоком уровне креативности, но и об отсутствии планирования деятельности, которое влияет и на общее познавательное развитие.

Беглость, гибкость и оригинальность названий, данных ребенком своим рисункам, также оценивают по шкале для оценки рисунка. При этом оценивается вербальная креативность, которая может существенно отличаться от образной. Поэтому подсчет этих баллов производят отдельно. При анализе надо обращать внимание и на характер работы, так как некоторые дети с увлечением дори­совывают, создавая оригинальные произведения, однако теряются, когда надо дать им названия. Для этих детей характерна именно образная креативность. Другие ребята, наоборот, плохо рисуют, иногда с трудом дорисовывая даже простые контуры, но могут придумывать оригинальные названия для рисунков и разворачивать целые рассказы о них. Для этих детей, соответственно, характерна высокая вербальная креативность.

Тест для детей 7—10 лет

Существует еще один тест, с помощью которого исследуют одновременно и образную, и вербальную креативность, его используют при диагностике детей постарше.

Стимульный материал. 15 кружков, нанесенных рядами, по 5 в каждом на листе белой бумаги.

Инструкция. Посмотри на эти кружочки. Тебе надо дори­совать каждый из них так, чтобы получилась какая—то картинка. Картинки эти должны быть связаны между собой и служит иллюстрацией какого-то рассказа, сюжет которого разво­рачивается в той же последовательности, в которой расположены картинки на бумаге.

Проведение теста. После инструкции детям дают лист бумаги с нанесенными на нем кружочками и простой карандаш. Время работы не должно превышать 15 минут. После окончания работы детей просят дать название рассказу и передать его содержание. При рассказе дети должны пользоваться сделанными рисунками в качестве своеобразной схемы рассказа. Если какой—то кружок пропущен, взрослый должен указать ребенку на эту ошибку и дать ему возможность исправить ее по ходу дела. Если ребенок не может справиться с заданием полностью (нет ни рассказа, ни рисунков) или частично (есть либо рассказ, либо рисунки, или рисунки и рассказ не совпадают между собой), взрослый ему помогает, а может даже прервать тест.

Анализ результатов. Рисунки оценивают так же, как в тесте «Дорисовывание». Рассказ оценивается по показателям — гибкость, беглость и оригинальность, а также по общему содержанию.

Содержание рассказа оценивается следующим образом — при отказе от работы — 0 баллов. Если вместо цельного рассказа ребенок может сказать только о содержании отдельных рисунков — кружочков — 1 балл. При наличии нескольких не связанных друг с другом эпизодов, каждый из которых объединяет в единое целое несколько рисунков, — 2 балла. Использование заимствованного сюжета (известного рассказа, сказки) для увязывания рисунков во всех 15 кружочках — 3 балла. Оригинальный сюжет, объединяющий все рисунки, — 4 балла.

Баллы, набранные при подсчете вербальной и образной креативности, не суммируют, а сравнивают между собой. При этом, как и в предыдущем тесте, уровни вербальной и образной креативности могут не совпадать между собой.

* Важно рассматривать как качество рисунков (образная креативность), так и содержание рассказа (вербальная креативность).

 

Тесты «Назови картинку» (2) для диагностики детей 4—6 лет и «Что может быть одновременно» (3) для диагностики 7—10 летних детей направлены на исследование только вербальной креа­тивности.

Стимульным материалом теста «Назови картинку» может служить любая сюжетная картинка, достаточно яркая и имеющая четкое содержание.

Инструкция. Посмотри на эту картинку. Придумай для нее название. Чем больше названий ты придумаешь, тем лучше.

Проведение теста. Детям показывают сюжетную картинку и дают время (2—3 минуты) на то, чтобы ее хорошенько разглядеть, после чего предъявляют инструкцию. Детям 4—5 лет можно помочь, обсудив вместе с ними содержание этой картинки, а потом уже давать задание. Тестирование оканчивается после того, как ребенок на вопрос взрослого: «Не можешь ли ты придумать еще хоть одно название?» отвечает отрицательно.

Стимульным материалом теста «Что может быть одно­временно» служит набор вопросов, которые по очереди задают ребенку.

Что может быть одновременно

живым и неживым,

черным и белым,

маленьким и большим,

мягким и твердым,

легким и тяжелым,

горячим и холодным,

кислым и сладким?

Инструкция. Я тебе сейчас буду задавать вопросы, на которые ты должен мне ответить как можно быстрее.

Проведение теста. Детям по очереди задают вопросы: Что может быть одновременно белым и черным? Сладким и кислым? и т.д. Если ребенок не понял вопроса и дает два ответа, ему напоминают, что речь идет об одном предмете, который может в одно и то же время быть, например и белым, и черным, а не о двух предметах, один из которых белый, а другой — черный. В случае повторных ошибок или отказа отвечать тестирование прерывают.

Анализ результатов. При анализе подсчитывают количество баллов по следующим параметрам: беглость, гибкость и оригинальность (способ оценки приведен выше). Как правило, дети набирают 3—4 балла, что является средним уровнем креа­тивности.

V. ИССЛЕДОВАНИЕ ОБЩЕНИЯ

О значении общения для психического развития детей известно не только психологам, но и всем взрослым, имеющим дело с детьми. Недаром около трети обращений к психологам связано с жалобами на «необщительность, замкнутость» ребенка. Подчеркнем, что общение со взрослыми формирует практически все знания и умения детей, в том числе и знания о самом себе, стимулирует его познавательную активность. Общение со сверстниками актуа­лизирует эти знания, формируя у ребенка более правильный, адекватный образ самого себя. Нарушения в общении, которые фиксируются в дошкольном и младшем школьном возрасте, проявляются впоследствии не только в том, что человек не умеет добиваться желаемого, конфликтует с окружающими, не умея построить правильные отношения ни дома, ни на работе. Эти нарушения могут проявиться и в познавательной, и в личностной сфере, что еще больше мешает общению и увеличивает конфликтность или отгороженность человека.

Очень часто простое наблюдение за ребенком показывает наличие определенных нарушений в общении — уход от контактов со сверстниками, либо постоянные конфликты, драки с ними, жалобы воспитателю. Однако наблюдение не вскрывает причин, которые привели к этим нарушениям, а без знания их все попытки помочь ребенку, как правило, безрезультатны. Для анализа этих причин, лежащих в основе различных отклонений в общении, и применяют различные тесты.

Для исследования общения ребенка со сверстниками, опре­деления его статусного места в группе используют метод «Социометрия». Мы рассмотрим одну из модификаций этого метода, которая называется «Маски» (1). Этот тест можно применять при исследовании детей 5—летнего возраста и старше.

Стимульный материал. Набор из четырех масок, нарисованных на бумаге, символизирующих хорошее и плохое настроение, и стремление к доминированию или подчинению.

Инструкция. Посмотри на эти лица. Как ты думаешь, какое лицо чаще всего бывает у тебя, когда ты смотришь на ребят своей группы (своего класса)? А на кого из них ты смотришь обычно вот так? (показывают каждую из масок по очереди)? А кто из ребят на тебя чаще всего смотрит вот так? (опять показывают по очереди каждую
из масок).

Проведение теста. Четыре маски выкладывают в ряд перед ребенком. После того как он выбрал одну из них при ответе на первый вопрос, каждую из масок по очереди дают ребенку и задают вопрос, на кого он так смотрит или кто на него так смотрит. Принимается любой ответ, в том числе и отказ отвечать.

Анализ результатов. Эмоциональное состояние ребенка в группе проявляется в выборе маски с определенным настроением (хорошим или плохим) при ответе на первый вопрос. Подсчитывают, сколько раз были выбраны маски с хорошим и плохим настроением при ответе на вопрос «На кого из ребят ты смотришь вот так?» Если ребенок удовлетворен своим местом в группе, количество улыбающихся масок значительно превышает количество грустных. Этот показатель важнее показателя статуса (лидерства или отверженности) ребенка, так как показывает удовлетворенность детей тем местом, которое они занимают. В случае отверженности речь может идти о детях, которые предпочитают общаться со свер­стниками дома, во дворе, а не в классе или группе, а потому не испытывающих тревоги от того, что здесь с ними мало общаются. Этот вариант может быть связан и с нежеланием ребенка активно общаться, его незаинтересованностью в контактах со сверстниками. В то же время и лидеры могут быть не удовлетворены своим положением, если они претендуют на более высокое место в группе либо стремятся к общению с кем—то из тех ребят, кто входит в другую группировку и не подчиняется данному лидеру. Таким образом выявляются так называемые "пассивные" и "активные" отверженные, то есть дети, которые спокойно переносят свою отверженность и не стремятся к общению, и дети, которые переживают свою отгороженность от группы.

Подсчитывают также и количество выборов «доминирование и подчинение» — как при первом вопросе (это самый важный показатель), так и при последующих ответах. Особенно это важно для детей, неудовлетворенных своим статусным местом. Те дети, у которых проявляется стремление к доминированию, не удовлет­ворены, как правило, своим статусным местом. Их не устраивает простое общение со сверстниками, они готовы лучше вообще прервать общение с ними, чем подчиняться. При коррекции таких детей им важно показывать навыки организации деятельности сверстников, их игр, а не просто вводить их в группу на любые роли. Дети, у которых проявляется тенденция к подчинению, не удовлетворены именно своей отверженностью и готовы к общению в любой форме. Эти дети с готовностью примут любую помощь взрослого, в то время как дети первой группы к такой помощи относятся настороженно, часто предпочитая пробиваться самим.

Характер отношений со сверстниками у детей 4—7 лет, их симпатии и антипатии к членам группы выявляет методика «Два домика» (2)

Стимульный материал. Лист бумаги, на котором нарисованы два небольших стандартных домика. Один из них, что побольше, — красного цвета, адругой — черного. Как правило, этот рисунок не заготавливают заранее, а делают на глазах у ребенка, черным и красным карандашами.

Инструкция. Посмотри на эти домики. Представь себе, что красный домик принадлежит тебе, и ты можешь приглашать к себе всех, кого хочешь. Подумай, кого из ребят своей группы ты бы пригласил к себе, а кого поселил бы в черный домик.

Проведение теста. В процессе рисования детям рассказывают, что в одном — красном — домике много разных игрушек, книжек, а в другом, черном, игрушек практически нет. После инструкции взрослый записывает тех детей, которых ребенок берет к себе в красный дом, и тех, кого он хочет поселить в черный домик. После окончания беседы можно спросить у детей, не хотят ли они кого-то поменять местами, не забыли ли они кого-нибудь.

Анализ результатов. Интерпретация результатов этого теста достаточно проста: симпатии и антипатии ребенка прямо связаны с размещением сверстников в красном и черном домиках. Особое внимание следует обратить на тех детей, которые основную массу сверстников отправляют в черный дом, оставаясь в одиночестве или окружая себя взрослыми. Как правило, это или очень закрытые, необщительные дети, либо дети конфликт­ные, успевшие поссориться почти со всеми. Этих детей особенно рекомендуется протестировать методом «Маски», для того чтобы определить степень их удовлетворенности своим положением в группе и выявить наличие стремления к доминированию, которое обычно присуще именно конфликтным детям.

Тест «Два домика» можно использовать и для исследования общения 4—7—летних детей с членами семьи, однако в этом случае его проводят несколько иначе.

Стимулъный материал для теста необходимо заготовить заранее, а не рисовать домики при ребенке. Вверху стандартного листа бумаги помещается стандартный многоэтажный дом, нарисованный простым карандашом. Внизу располагаются два домика. Один чуть больше, красивый, может быть украшен цветами красного цвета, а рядом — менее нарядный, нарисованный простым карандашом и несколько меньшего размера.

Инструкция. Посмотри на дом (верхний). Это дом, в котором ты живешь. С кем ты живешь?.. А теперь посмотри на нижние домики. Видишь красивый домик? Это твой дом, предположим, что тебе его подарили. В домике много конфет, игрушек, но он не очень большой. А рядом расположен еще один дом, куда можно поселить большой. А рядом расположен еще один дом, куда можно поселить тех, кому не хватило места в красном домике. Кого из членов семьи ты возьмешь в свой домик, а кого поселишь рядом?

Проведение теста. О двух нижних домиках рассказывают после того, как ребенок перечислил всех членов своей семьи, не забыв никого из них. Если вы точно знаете, что ребенок не назвал кого—то из своих родных, в конце можно переспросить, не забыл ли он кого—то. Однако ни в коем случае нельзя «давить» на детей, заставляя их перечислять всех, так как «забывание» кого—то из родных является достаточной информацией для этого теста. При рассказе о двух нижних домиках также очень важно не оказывать давления на ребенка и не делать акцент на таких характеристиках домиков, как «красивый» и «некрасивый». Это важно, так как слова о том, что второй домик — черный, маленький и некрасивый, меняют ситуацию тестирования, снижая объективность теста, поскольку детям психологически сложнее поместить кого—то из родителей в «плохой, черный дом», чем просто отселить их в домик по соседству.

Анализ результатов. При интерпретации результатов прежде всего обращают внимание на скорость ответа ребенка на первый вопрос о том, с кем он живет. В норме он должен сразу же дать ответ, перечислив всех членов семьи. Если ребенок задумывается перед тем, как ответить, это говорит об отгороженности, эмо­циональной холодности между членами семьи, а иногда и о страхе, испытываемом перед кем—либо из них. О неоднозначном отно­шении к кому—то из членов семьи свидетельствует и «забывание» о нем при перечислении. Особенно информативен ответ на вопрос о том, кого ребенок поселит в разные домики. Здесь также важна быстрота ответа, так как чем больше ребенок думает, прежде чем ответить, тем менее достоверен его ответ. В норме дети берут всех членов семьи в свой домик, используя соседний для каких—то вещей, как сарай и т.п. Если ребенок берет к себе в дом большое количество сверстников, домашних животных или родственников, которые живут отдельно (например, бабушек), то это говорит о нарушении контактов между членами семьи, эмоциональной холодности, отсутствии тепла и заинтересованного отношения к ребенку. Такая ситуация может сложиться и в относительно благополучных семьях, в которых ребенок ухожен, накормлен, где с ним занимаются, но он не получает того тепла и ласки, которые ему необходимы для нормального развития, то есть ребенок не ощущает того, что он любим, причем любим не за что—то (например, хорошее поведение или пятерку), а таким, какой он есть. Если же в соседний домик отселяется кто—то один из членов семьи, это, как правило, связано с негативным отношением ребенка именно к этому человеку — то ли из-за страха перед ним, то ли из-за его агрессии или нанесенной обиды.

Ответы детей в тесте «Два домика» можно проверить другим тестом — «Рисунок семьи» (3).

Инструкция. Нарисуй свою семью.

Проведение теста. Детям дают лист белой бумаги, карандаши и фломастеры. Дети 4—7 лет могут использовать цветные карандаши или фломастеры, а старшие дети получают простой карандаш. После предъявления инструкции взрослый не вмешивается в деятельность ребенка и может даже выйти из комнаты. Время работы не ограничивают, хотя обычно оно не превышает 10—15 минут. Затем маленьких детей просят рассказать о том, кого они нарисовали, а детям 7—10 лет предлагают подписать нарисованные фигуры. В конце можно задать дополнительные вопросы: «Как ты думаешь, люди на картинке веселые или грустные? Кто из них самый веселый, а кто самый грустный?», «Предположим, тебе дали два билета в цирк. Кого ты возьмешь с собой?», «Пред­положим, вы собрались в гости, а кто—то из членов семьи заболел. Кто заболел?».

Анализ результатов. Прежде всего обращают внимание на размер фигур и на их расположение на бумаге. Самая большая фигура, как правило, принадлежит тому члену семьи, кого ребенок считает самым главным. Себя дети рисуют рядом с тем из членов семьи, к кому испытывают наибольшую привязанность. Этого же члена семьи они обычно приглашают в цирк. В отдалении располагается персонаж, наиболее антипатичный ребенку, вызывающий у него страх или ревность. Он может быть повернут спиной, отгораживаться предметами, располагаться выше или ниже осталь­ных членов семьи. Часто этот член семьи, по мнению ребенка, заболевает тогда, когда все идут в гости. Этого же человека дети часто отселяют в другой домик в тесте «Два дома». Совпадение ответов в нескольких тестах доказывает правильность и досто­верность полученных данных. В том случае, если данные совершенно не совпадают, необходимо повторить тесты. Вообще рису­ночные тесты (в том числе и рисунок семьи) рекомендуется повторять для получения более достоверных данных. Эмоцио­нальное отношение ребенка к кому—то из членов семьи в данный момент (например, ссора с папой или мамой перед тестированием) может наложить отпечаток на рисунок. Повторяющиеся сюжеты и стабильное расположение персонажей говорят об устойчивом отношении к данному члену семьи или к семье в целом.

Отрицательное отношение к семье может проявиться в том, что ребенок исключает из семьи себя. Он «забывает» себя нарисовать, а на вопрос взрослого отвечает, что ему не хватило места. Он может нарисовать себя в отдалении от всех членов семьи либо спиной к ним. О нарушении контактов между членами семьи, эмоциональной холодности, отсутствии тепла и защиты говорят и рисунки, в которых нарисовано много вещей, отгораживающих членов семьи друг от друга. Это могут быть стулья, столы, телевизоры и другие предметы, стены комнат и т.д. Эти данные также должны соотноситься с ответами детей в тесте «Два дома», в котором дети берут к себе в дом животных, друзей.

Проведение этих тестов дает большое количество информации, однако пользоваться ею надо с осторожностью — не делать окончательных выводов о семейных отношениях. Тесты реко­мендуется всегда дублировать, что на первых порах делать просто необходимо, так как при их проведении и интерпретации можно допустить неточности и ошибки. Только совпадение результатов, полученных с помощью разных тестов (в частности, тестов «Два домика» и «Рисунок семьи»), дает основание говорить о достовер­ности выводов.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-09-20; просмотров: 993; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.219.231.197 (0.016 с.)