Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Креативность и рок-н-ролл: как творят музыканты↑ ⇐ ПредыдущаяСтр 2 из 2 Содержание книги
Поиск на нашем сайте
Творческий процесс в музыке подчиняется многим из тех принципов, которые используются в креативных организациях. Рассмотрим несколько примеров: Леннон и МакКартни Джон Леннон и Пол МакКартни произвели переворот в поп‑музыке своим совместным творчеством, несмотря на то что были абсолютно разными людьми по характеру и мировоззрению (что нередко приводило к конфликтам в творческом процессе). Для того чтобы превратить их креативность в инновации, потребовался еще один, третий компонент — Джордж Мартин*. Этот пример показывает необходимость терпимого отношения к конфликтам, возникающим в процессе сотрудничества весьма отличающихся друг от друга индивидуумов или групп в организации, а также необходимость существования посредников между этими людьми или группами. Вольфганг Амадей Моцарт, письмо «Когда я пребываю в совершенном одиночестве и в добром расположении духа — скажем, путешествую в карете, или прогуливаюсь после хорошего обеда, или ночью, когда не могу заснуть, — вот в такие моменты меня посещает множество самых замечательных мыслей и мелодий. Откуда и почему они приходят — мне неведомо, и пробуждать их намеренно я не умею. Те, что мне нравятся, я запоминаю и начинаю тихонько напевать, что, по словам друзей, уже вошло у меня в привычку. И вот через некоторое время оказывается, что я могу использовать тот или иной кусочек для приготовления великолепного музыкального блюда, обработав его в соответствии с правилами контрапункта, своеобразием различных инструментов и т. д. Когда я наконец решаю записать свои мелодии, я извлекаю из хранилища своей памяти все то, что было собрано в него этим необыкновенным способом. Именно поэтому я так быстро переношу свою музыку на бумагу. Ведь вся она, как я уже сказал, имеет законченный вид. И поэтому то, что написано на бумаге, редко отличается от того, что существует в моем воображении». Это описание иллюстрирует процесс аудиовизуализации, одним из принципов которого является сосредоточенность на цели, а не на средствах ее достижения. Дэвид Боуи Многие свои песни Дэвид Боуи писал составляя в произвольном порядке слова и фразы, которые он наугад выбирал из различных текстов. Не одна запатентованная креативная методика основана на подобном целенаправленном сопоставлении ничем не связанных между собой явлений или предметов. Например, использование стикеров для классификации идей в процессе мозгового штурма также имеет в своей основе подход, использованный Дэвидом Боуи для написания песен. Джимми Хендрикс Известно, что Джимми Хендрикс использовал любые мыслимые и немыслимые инструменты и приспособления для придания новых оттенков звучанию своей гитары. Среди наиболее инновационных решений — сочетание звуков гитары и духового инструмента «казу» (в песне Crosstown Traffic из альбома Electric Ladyland) в попытке добиться звучания, которого еще никто никогда не слышал. Этот пример — иллюстрация того, что творческая личность постоянно стремится вырваться за узкие рамки традиционных решений, навязанных существующими технологиями. Продолжая исследование в данном направлении, мы обнаруживаем, что основные принципы креативности в том или ином виде проявляются как в большинстве видов искусства, так и в большинстве научных дисциплин; это подтверждает идею Кестлера о том, что существенной разницы между художественным и научным творчеством не существует. В 1985 году Гизелин (Ghiselin, 1985) опубликовал под названием «Творческий процесс» (The Creative Process) эпохальный сборник писем и рассказов знаменитых людей, описывающих процесс творчества. Вот некоторые выдержки из этой книги: Важность этой подсознательной работы для математических открытий мне кажется неоспоримой, а следы ее можно обнаружить и в других случаях, в которых ее присутствие не так очевидно. Очень часто происходит так, что, когда ученый работает над какой-то сложной задачей, сначала у него ничего не выходит. Тогда он делает передышку, иногда короткую, иногда довольно продолжительную, а после снова берется за работу. В первые полчаса, возможно, все остается по-прежнему, а затем вдруг в его мозгу само собой появляется спасительное решение… и мне кажется, дело здесь в том, что его отдых, на самом деле, был наполнен напряженной подсознательной работой мысли. Анри Пуанкаре, «Математическое творчество» Когда художник творит, он поочередно проходит стадии наполнения и опустошения. В этом и заключается весь секрет искусства. Скажем, я прогуливаюсь по лесу Фонтенбло. Вокруг меня — буйство зелени, и этот цвет наполняет мое воображение. Я должен выплеснуть это ощущение на картину. В ней, я знаю, будет доминировать зелень. Художник создает картины, потому что ему как будто бы необходимо освободиться от переполняющих его образов и ощущений. Кристиан Зерво, «Разговор с Пикассо» Эти отрывки свидетельствуют о том, что креативность некоторых творческих людей в организации может принимать форму некой одержимости, а процесс их творчества — быть весьма беспорядочным. Поэтому главная задача, стоящая перед креативным руководителем, — обуздать энергию этих «маньяков, одержимых высшей целью» и направить ее в нужное русло, сделав эту энергию плодотворной и для самого творца, и для всей организации. Я бы сказал, что вдохновение в творчестве — это как случайная встреча в несуществующей плоскости двух равно удаленных друг от друга реальностей. Макс Эрнст, «Вдохновение на заказ» Приведенная цитата — пример взгляда на креативность как на пассивный процесс, а также иллюстрация использования процесса бисоциации для создания нового. Ошибкой для скульптора или художника будет слишком часто говорить или писать о своем творчестве. Это ослабляет напряжение, необходимое для работы. Пытаясь выразить свои чувства четко сформулированными и красиво оформленными фразами, творец рискует превратиться в теоретика, творчество которого станет лишь второстепенным проявлением его теоретических построений, выраженных на языке логики и слов. Генри Мур, «Записки о скульптуре» Процитированное высказывание предостерегает нас от ненужной деконструкции творческого процесса. В мире бизнеса эта идея может выражаться в необходимости оставить некоторую неопределенность, некую долю свободы в организации, что позволит избежать пагубной чрезмерной систематизации и рационализации творческого процесса. Часто публика имеет совершенно неверное представление о вдохновении как о чем-то божественном. Увы! Я не верю, что вдохновение снисходит на нас свыше. Мне кажется, что это, скорее, результат нашей непомерной лености и неспособности заставить работать некие силы в нас. Но где-то глубоко внутри эти силы все равно действуют, разбуженные элементами нашей повседневной жизни, ее каждодневными событиями, чувствами и страстями; действуют и тогда, когда они обременяют нас и принуждают побороть ту дрему, в которой мы счастливо пребываем, подобно больным, пытающимся продлить свой сон и страшащимся возвращения к реальности. Иными словами, когда та работа, которая происходит внутри нас и вопреки нам, стремится вырваться наружу, нам начинает казаться, что на нас снизошло вдохновение и даровано оно нам свыше. Художник счастлив пребывать в дреме, лишь бы не работать. Используя тысячи уловок, он не дает работе, которая происходит в его голове ночью, увидеть дневной свет. Пьеса, которую я сейчас ставлю в Театре де л’Евр (Theatre de l’Oeuvre), — «Рыцари круглого стола» — как раз пример такой работы. Я уже совершенно истомился в ожидании, как однажды утром пробудился от неспокойного сна и вдруг увидел себя зрителем в театре, наблюдающим три акта пьесы, в которых была воссоздана та эпоха и те люди, о которых я не имел никаких документальных свидетельств и, кроме того, в которых не видел ничего привлекательного. Впоследствии я все-таки написал эту пьесу и наделил божественной силой те обстоятельства, которые, вероятно, побудили меня к ее написанию. Жан Кокто, «Процесс вдохновения» Кокто, судя по всему, придерживается процессного взгляда на творчество, согласно которому вдохновение приходит только после значительной предварительной подготовки и периода вынашивания. Выпив пинту пива за обедом (пиво притупляет остроту мысли, и поэтому послеобеденное время — наименее отягощенная умственным трудом часть моей жизни), я обычно отправлялся на два–три часа на прогулку. Пока я шел, ни о чем особенно не задумываясь, а лишь разглядывая все вокруг и наблюдая, как изменилась природа в эту пору года, в моей голове внезапно и необъяснимо, с каким-то душевным трепетом возникала строчка стихов, за ней — другая, иногда— целое четверостишие, и вместе с этим (но не раньше) зарождалось смутное представление о той поэме, частью которой им суждено было стать. Затем обыкновенно на некоторое время наступало затишье, а иногда во мне поднималось душевное волнение. Именно поднималось, потому что, насколько я мог разобрать, источником этих предложений, доставляемых моему разуму, была та бездна, о которой я уже упоминал, и находилась она где-то на дне моего живота. Вернувшись домой, я записывал эти строки, оставляя между ними пустые места и надеясь, что вскоре меня снова посетит вдохновение. Иногда так и случалось, если во время своих прогулок я сохранял подобающее умонастроение — ожидательное и восприимчивое. Но иногда мне приходилось брать стихотворение в свои руки и заканчивать его самому, пользуясь рассудком, что часто становилось источником смятения и тревоги или же разочарования от безуспешности попыток, а иногда все так и заканчивалось неудачей. А.Э. Хаусман, «Об имени и природе поэзии» Креативные организации намеренно создают условия, побуждающие людей к мечтательности, включая, например, прогулки на свежем воздухе как средство отвлечения от сознательной умственной деятельности. Некоторые из организаций, с которыми я работал, поощряют встречи своих сотрудников в барах, где им даже оплачивают все напитки. Информация для размышления Какие примеры креативности из мира искусства вы могли бы привести? Как основные принципы креативности могут быть адаптированы к условиям вашей организации? Искусство лидерства Как можно изучить креативность в организациях, анализируя творческий процесс в искусстве, точно так же, обратившись к миру искусства, можно и увеличить творческий потенциал организации. Следующие характеристики искусства как сферы человеческой деятельности могут быть полезными для организаций. В искусстве нет слепого почитания авторитета или квалификации. В искусстве существуют как индивидуальные, так и совместные (групповые) цели. Искусство может приятно удивлять и помогает оправиться после неудачи. Искусство позволяет руководителям научиться доверять своей интуиции и творческому воображению. Искусство учит не бояться использовать новые методы и приемы и мыслить в разных направлениях. Информация для размышления Прежде чем отправить своих сотрудников на тренинги по методам решения проблем или на семинары по креативу, подумайте: может стоит начать с занятий по искусству, чтобы убедить их в самой необходимости использования своих творческих способностей? Выводы В данной главе креативность рассматривается в самом общем виде. При этом я не пропагандирую какой-либо один взгляд на творческий процесс, а предлагаю комплексный подход, включающий сочетание множества концепций. Креативность как божественное откровение. Креативность как счастливый случай. Креативность как «запланированное везение». Креативность как настойчивость. Креативность как «метод». Креативность можно развивать как любое другое личностное качество, хотя следует отметить и значимость таких не зависящих от человека аспектов, как, например, удача или тип личности. О креативности в организациях и способах управления ею можно многое узнать, проанализировав творческий процесс в искусстве. Кроме того, можно повысить уровень творческого потенциала организации, обратившись к искусству вместо использования более рациональных методов, таких как семинары по развитию творческих способностей. Все то, что вы узнали из этой главы, полезно вспомнить еще раз, ответив на следующие вопросы. Что вы узнали? В каких предположениях вы утвердились после прочтения этой главы? Что нового вы захотели узнать, прочитав эту главу? Как воплотить идеи в жизнь Есть ли в кругу ваших друзей люди, придерживающиеся взглядов, диаметрально противоположных вашим? В какой степени в вашей организации поощряется совместная работа людей с разным мировоззрением, культурой и образованием? Какие процессы и процедуры для накопления идей, не представляющих в данный момент ценности для организации, существуют в вашей компании? Что можно изменить в вашей организации, чтобы увеличить вероятность «запланированного везения»? Заключительная мысль Если хотите развить свой разум, Изучайте науку искусства, Автор: Питер Кук
|
||||
Последнее изменение этой страницы: 2016-08-26; просмотров: 249; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.145.186.132 (0.008 с.) |