Роль гностических движений в опознании 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Роль гностических движений в опознании



Вводные замечания. Восприятие человека активно и представляет собой процесс построения адекватного образа воспринимаемого объекта. Оно включает в себя обследование объекта и выделение признаков, необходимых для формирования образа. Эта активность предполагает выполнение человеком двух видов движений: 1) поисковых и установочных движений, с помощью которых осуществляется поиск объекта и органы чувств устанавливаются таким образом, чтобы обеспечить наилучшее его восприятие, 2) гностических движениях, с помощью которых происходит выделение и оценка отдельных свойств объекта, соединение их в целостный образ. В гностических движениях (в ощупывающих движениях руки; движениях глаз, прослеживающих контур предмета; движениях гортани, воспроизводящих воспринимаемый звук) происходит непрерывное сравнение образа с объектом и корректировка образа при их несовпадении. В гностических движениях органов чувств происходит уподобление субъекта свойствам воспринимаемого объекта. Этот принцип построение образа был назван А.Н.Леонтьевым (1959) принципом уподобление. Уподобление моторных звеньев перцептивных действий объекту является одним из условий построения адекватного образа.

Цель работы. изучение роли движений в познавательной деятельности человека.

Оборудование. набор из 5 небольших предметов, бланк протокола.

Ход работы. Задание состоит из трех серий опытов, которые проводятся в паре: испытуемый - экспериментатор. Испытуемый не должен видеть предъявляемый для осязания предмет, он отворачивается или надевает повязку на глаза. Словесный отчет испытуемого по каждой серии опытов заносится экспериментатором в протокол.

Серия 1. Испытуемому предлагается развернуть руку ладонью вверх. Ему на ладонь один за другим кладутся предметы. Испытуемый должен, не совершая опознавательных движений рукой, дать словесный отчет о каждом предмете.

Серия 2. Опыты выполняется так же как и в первой сери, но рука разворачивается ладонью вниз и предметы кладутся на тыльную сторону ладони.

Серия 3. На раскрытую ладонь кладется предмет, который можно ощупывать рукой.

После опытов испытуемому предлагается ответить на вопросы: “Почему было трудно опознать предметы в первых двух сериях опытов? Что помогло сделать это в третьей серии?”. Словесные отчеты испытуемого во всех трех сериях и его ответы на вопросы заносятся в протокол испытания (см. таблицу 1).

Таблица 1

Словесный отчет испытуемого

 

Предмет 1 серия 2 серия 3 серия
  Ключ      
  Вата      
  Ракушка      
Кол-во признаков      
Трудности опознания      
Что помогло опознать?      

Обработка результатов. 1. Для каждой серии определить общее количество выделенных испытуемым признаков предметов.

2. Для каждой серии опытов определить количество опознанных предметов.

Анализ результатов: 1. Определить какие признаки предметов отражаются в кожных ощущениях?

2. Определить различия в качестве и количестве ощущений, получаемых разными сторонами ладони.

3. Определить в чем заключается качественное отличие восприятия предметов в 3 серии по сравнению с первыми двумя сериями опытов.

4. Сравнить количество признаков, выделенных в каждой серии опытов.

Выводы. 1. Сделать вывод о том, что является причиной качественных различий в восприятии предметов в первых двух сериях и третьей серии опытов.

2. Сделать вывод о том, на основе какого признака испытуемые опознают предмет.

3. Сделать вывод о роли движений в опознании предметов.

 

Лабораторная работа № 2

Одновременный и последовательный цветовой контрасты

 

Вводные замечания. Цветовые ощущения зависят от целого ряда факторов, которые оказывают влияние на восприятие цвета объекта. Одним из таких факторов является одновременный цветовой контраст, который выражается в том, что цвет окружающего фона изменяет видимый цвет наблюдаемого объекта в сторону дополнительного к цвету фона. При этом находящиеся рядом цвета взаимно усиливают друг друга. Особенно сильный цветовой контраст возникает на границе перехода от одного цвета к другому.

На цветовые ощущения влияет также последовательный цветовой контраст состоящий в том, что последовательный образ, возникающий после фиксации объекта в течение некоторого времени, приобретает цветовые оттенки, дополнительные по отношению к цвету объекта.

Цель: Выявить особенности одновременного и последовательного цветовых контрастов.

Опыт1.

Оборудование. листы цветной бумаги размером 9х12; такого же размера папиросная бумага; кольца из бумаги серого цвета с диаметром 5 см.

Ход работы. Опыт проводится в условиях дневного или близкого к нему освещения. На стол перед испытуемым положить листы зеленой бумаги на середину которого кладут кольцо из серой бумаги, затем накрывают их папиросной бумагой. Кольцо фиксируется взором до тех пор, пока оно не приобретет соответствующий цветовой оттенок, т.е. возникает одновременный цветовой контраст. Аналогично проводятся опыты с другими основными цветами (красным, синим, желтым).

В протоколе делается запись о том, какой одновременный цветовой контраст возникает на каждом из четырех фоновых цветовых тонов; усиливают или ослабляют друг друга находящиеся рядом цвета; где наблюдается наиболее сильный эффект: в области фона, объекта или на границе между ними (см. таблицу 2).

Таблица 2

Протокол наблюдения одновременного и последовательного цветового контраста

Опыт1 Опыт 2  
  Цвет фона Контраст-ный цвет кольца Цвета усиливаются или ослабляются Зона наиболее сильного эффекта Цвет квадрата Контраст-ный цвет квадрата   Время
  Зеленый       Зеленый    
  Красный       Красный    
  Желтый       Желтый    
  Синий   Синий    
                         

 

Опыт 2.

Оборудование. цветные квадраты: зеленый, красный, желтый, синий размером 14х14 см и листы белой бумаги размером 30х40.

Ход работы. Расположив цветной квадрат на листе белой бумаги студенты фиксируют его взглядом в течение 20-40 сек. Затем квадрат убирают, а белый лист наблюдают до тех пор пока не возникнет цветной квадрат. Опыт проводится с квадратами всех имеющихся цветов.

Результаты опыта заносятся в протокол, отмечая цветовой тон последовательно возникающего квадрата и время, необходимое для возникновения цветового контраста при восприятии каждого цвета.(см. таблицу 2).

Обработка результатов. 1. Составить сводную таблицу индивидуальных данных о длительности возникновения последовательного цветового контраста при восприятии различных цветов (см. таблицу 3).

Таблица 3.

Сводные данные о длительность возникновения последовательного цветового контраст

 

№ п/п Цвет фона и время возникновения последовательного цветового контраста Среднее время (tср)
  красный (tк) желтый (tж) синий (tс) зеленый (tз)  
           
           
           
...          
n          

 

2. Для каждого испытуемого вычислить среднее время возникновения цветового контраста по формуле:

tср = (tк + tж + tс +tз)/4,

где, tк, tж, tс, tз – длительность возникновения последовательного цветового контраста, соответственно при восприятии красного, желтого, синего и зеленого цветов.

Анализ результатов и выводы: 1. Определить, влияет ли цвет фона на одновременный цветовой контраст?

2. Как изменяется цвет объекта при одновременном цветовом контрасте?

3. В каком месте объекта наиболее сильно выражен цветовой контраст?

4. Определить как зависит последовательный цветовой контраст от цвета объекта?

5. Дать анализ связи цветового контраста с последействием наблюдаемого образа.

6. Определить, имеются ли индивидуальные различия в скорости возникновения последовательного цветового контраста.

Литература

1. Немов Р.С. Психология. Т.1. С.166-173.

2. Психологические исследования. Практикум по общей психологии для студентов педагогических вузов. Составители Пашукова Т.И., Допира А.И., Дьяконов Г.В. Москва-Воронеж, 1996. С.6-9.

3. Практикум по общей психологии. / Под ред. А.И. Щербакова. М., Просвещение, 1979. 302 с.

4. Шадриков В.Д. Деятельность и способности. М., 1994. С.210- 221.

 

Лабораторная работа № 3

Восприятие отрезков времени

Вводные замечания. Восприятие времени заключается в отражении длительности, скорости и последовательности явлений действительности. В восприятии всегда сказываются особенности личности воспринимающего, его отношение к воспринимаемому, потребности, интересы, желания и чувства человека. Зависимость восприятия от содержания психической жизни человека, от особенностей его личности носит название апперцепции. Апперцепция находит свое выражение в индивидуальных различиях восприятия.

Цель: выявить индивидуальные различия в восприятии временных интервалов.

Оборудование. секундомер.

Ход работы. студенты работают в паре испытуемый-экспериментатор. Экспериментатор задает испытуемому временной интервал и дает команду к началу опыта. Испытуемый, не пользуясь часами, должен выждать заданный интервал времени и просигналить о его окончании подъемом руки вверх. Длительность отмеренного испытуемым временного интервала экспериментатор фиксирует по секундомеру и результат заносит в таблицу (см. таблицу 3).

Таблица 4

Результаты оценки испытуемым временных интервалов различной длины

 

№ п/п Заданный интервал времени Отмеренный испытуемым интервал Коэффициент точности (Кт) Коэффициент точности (Кт.ср)
         
         
         
         
         
         
         
         
         
         

 

Обработка результатов. 1. Вычислить коэффициент точности оценки временных интервалов для каждого опыта отдельно по следующей формуле:

Кт = А х 100%,

С

где Кт - коэффициент точности оценки времени;

А - фактический отмеренный испытуемым временной интервал;

С - интервал, предложенный для оценки.

2. Вычислить средние значения коэффициента точности для каждого временного интервала (Кт.ср), сложив соответствующие значения коэффициента точности всех испытуемых и поделив полученную сумму на количество испытуемых.

3. По усредненным данным построить график зависимости точности оценки временных интервалов от их длительности.

Анализ результатов. 1. Определить, в каком диапазоне временных интервалов точнее всего воспринимает испытуемый промежутки времени? (80%<Кт<110%).

2. Какие временные интервалы переоценивает испытуемый? (Кт>100%).

3. Какие временные интервалы недооценивает испытуемый? (Кт<100%).

4. Определить, зависит ли средний коэффициент точности оценки временных интервалов от их длительности?

Вывод. 1. Сделать вывод о влиянии длительности временных интервалов на характер и точность их оценки.

2. Определить, имеются ли индивидуальные различия в оценке временных интервалов?

 

Лабораторная работа № 4



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-04-26; просмотров: 374; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 13.58.151.231 (0.021 с.)