Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Воображение и решение мыслительных задачСодержание книги
Поиск на нашем сайте
Опыт 6. Методика "Ханойская башня". Цель. Исследование моделирующей роли воображения в процессе формирования стратегии и выработки определенных эвристических правил при решении мыслительных задач. Оборудование. Для проведения исследования необходимо подготовить шесть дисков разного диаметра (например, монеты). Всем дискам присваивают порядковые номера от 1 до 6 от меньшего к большего. 6 диск является основанием башни. Игровое поле представляет собой три расположенных в ряд квадрата, обозначенных слева направо как А, В и С. Для регистрации ходов решения, т.е. любого перемещения каждого из дисков башни, необходимо подготовить протокол. Ход работы. Башня устанавливается до начала опыта. Работа проводится парами. Один студент – экспериментатор, второй – испытуемый. Испытуемому предлагается решить задачу в соответствии со следующей инструкцией: используя минимальное число ходов, поэлементно перенести башню, состоящую из шести дисков с поля А на поле С. Перемещать диски разрешается в любом направлении, соблюдая следующие правила: 1) одновременно нельзя перемещать два и более дисков; 2) перемещению подлежит только диск, лежащий сверху; 3) нельзя диск большего размера класть сверху диска меньшего размера; 4) при двукратном перемещении одного и того же диска Вам придется начать все сначала. При соблюдении указанных в инструкции правил последний ход испытуемого должен быть IС. Экспериментатор фиксирует в протоколе каждое перемещение диска по полю, записывая ходы с помощью принятых номеров дисков и буквенных обозначений квадратов поля. Анализ результатов и интерпретация. Анализируя записанные ходы и отчеты испытуемого ответить на следующие вопросы. 1) Происходило ли моделирование различных способов решения; 2. Найден ли верный принцип решения или испытуемый счел задачу нерешаемой? 3. Допускались ли ошибки типа "зацикливания", многократного повторения одних и тех же ходов, не ведущих к решению задачи? 4. Смог ли испытуемый сформулировать общее правило решения задачи? 5. Какова была роль воображения в поиске решения задачи? Литература 1. Психологический словарь. М., 1998. С.55. 2. Практикум по общей психологии. /Под ред.А.И.Щербакова. М.Просвещение, 1990. С.192-195. 3. Практикум по общей и экспериментальной психологии./Под общ. редакцией А.А.Крылова. Л., Изд-во ЛГУ. 1987.с.147. 4. Психологические исследования. Практикум по общей психологии для студентов педагогических вузов./Сост. Пашукова Т.И., Допира А.И., Дьяконов Г,В. Москва-Воронеж, 1996. С.54-59. 5. Слободяник А.П. Психотерапия, внушение, гипноз. Киев, Здоровья, 1977. С.374. 6. Гоголь Н.В. Избранное. М., Просвещение, 1986. - С.132-133.
ИНДИВИДУАЛЬНО-ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ ОСОБЕННОСТИ ЛИЧНОСТИ
ТЕМПЕРАМЕНТ
Темперамент - закономерное соотношение устойчивых индивидуальных особенностей личности, характеризующих различные стороны динамики психической деятельности. К свойствам темперамента относятся индивидуальный темп и ритм психических процессов, чувствительность, экстраверсия-интроверсия, пластичность-ригидность, эмоциональная возбудимость и др. Свойства темперамента - это наиболее устойчивые индивидуальные особенности, сохраняющиеся многие годы, часто всю жизнь. Различные сочетания закономерно связанных между собой свойств темперамента называют типами. В психологии принято пользоваться гиппократовой классификацией типов темперамента: сангвиник, холерик, флегматик, меланхолик. Представления о темпераменте человека складываются на основе характерных для него психологических особенностей. Сангвиник человек живой, подвижный, быстро отзывающийся на окружающие события, сравнительно легко переживающий неудачи и неприятности. Медлительного, невозмутимого человека с устойчивыми стремлениями и более или менее постоянным настроением, со слабым внешним выражением душевных состояний называют флегматиком. Холерик - человек быстрый, порывистый, способный отдаваться делу с исключительной страстностью, но не уравновешенный, склонный к бурным эмоциональным вспышкам, резким сменам настроения. Меланхоликом же называют человека легко ранимого, склонного глубоко переживать даже незначительные неудачи, но внешне вяло реагирующего на окружающее. Тип темперамента зависит от врожденных анатомо-физиологических особенностей. Так же как и тип нервной системы, от которого он зависит, может несколько изменяться в зависимости от условий жизни и воспитания. Темперамент человека не предопределяет социально-нравственной ценности его как личности. Люди совершенно различного темперамента могут обладать одной и той же социально-нравственной ценностью, и наоборот. Темперамент не предопределяет также черт характера, но между темпераментом и свойствами характера существует тесная взаимосвязь. От темперамента зависят особенности характера, определяющие динамику его проявления. Есть профессии, предъявляющие к определенным свойствам темперамента очень высокие требования - например, к выдержке и самообладанию или к быстроте реакций. Тогда необходимым условием успеха становится отбор людей с темпераментом, пригодным для данной профессии.
Лабораторная работа № 23 Типы темперамента Цель. Определение типа темперамента по показателям нейротизма, экстра-, интроверсии и психотизма. Оборудование. Опросник ЕРQ, ключ к опроснику, бланк ответов. Ход работы. Опросник содержит 101 вопрос, на который испытуемый должен ответить "да" (+), либо "нет" (-). Время ответов не ограничивается, хотя затягивать процедуру обследования не рекомендуется. Инструкция испытуемому: “Вам предлагается ответить на вопросы, касающиеся вашего обычного способа поведения. Постарайтесь представить типичные ситуации и дайте первый "естественный" ответ, который придет вам в голову. Если вы согласны с утверждением, рядом с его номером поставьте "+" (да), если нет – знак "-" (нет). Отвечайте быстро и точно. Помните, что нет "хороших" или "плохих" ответов".” ТЕКСТ ОПРОСНИКА 1.У вас много различных хобби? 2.Вы обдумываете предварительно то что собираетесь сделать? 3.У вас часто бывают спады и подъемы настроения? 4.Вы претендовали когда-нибудь на похвалу за то, что в действительности сделал другой человек? 5.Вы разговорчивый человек? 6.Вас беспокоило бы то, что вы влезли в долги? 7.Вам приходилось чувствовать себя несчастным человеком без особых на то причин? 8.Вам случалось когда-нибудь пожадничать, чтобы получить больше, чем вам полагалось? 9.Вы тщательно запираете дверь на ночь? 10.Вы считаете себя жизнерадостным человеком? 11.Увидев, как страдает ребенок, животное, вы бы сильно расстроились? 12.Вы часто переживаете из-за того, что сделали или сказали что-то, чего не следовало бы делать или говорить? 13.Вы всегда исполняете свои обещания, даже если лично вам это очень неудобно? 14.Вы получили бы удовольствие, прыгая с парашютом? 15.Способны ли вы дать волю чувствам и от души повеселиться в шумной компании? 16.Вы раздражительны? 17.Вы когда-нибудь обвиняли кого-нибудь в том, в чем на самом деле были виноваты сами? 18.Вам нравится знакомиться с новыми людьми? 19.Вы верите в пользу страхования? 20.Легко ли вас обидеть? 21.Все ли ваши привычки хороши и желательны? 22.Вы стараетесь быть в тени, находясь в обществе? 23.Стали бы вы принимать средства, которые могут привести вас в необычное или опасное состояние (алкоголь, наркотики)? 24.Вы часто испытываете такое состояние, когда все надоело? 25.Вам случалось брать вещи, принадлежащие другому лицу, будь это даже такая мелочь, как булавка или пуговица? 26.Вам нравиться ходить к кому-нибудь в гости и бывать в обществе? 27.Вам доставляет удовольствие обижать тех, кого вы любите? 28.Вас часто беспокоит чувство вины? 29.Вам приходилось говорить о том, в чем вы плохо разбираетесь? 30.Вы обычно предпочитаете книги встречам с людьми? 31.У вас есть явные враги? 32.Вы назвали бы себя нервным человеком? 33.Вы всегда извиняетесь, когда нагрубите другому? 34.У вас много друзей? 35.Вам нравиться устраивать розыгрыши и шутки, которые иногда могут действительно причинить людям боль? 36.Вы беспокойный человек? 37.В детстве вы всегда безропотно и немедленно выполняли то, что вам приказывали? 38.Вы считаете себя беззаботным человеком? 39.Много ли для вас значат хорошие манеры и чистоплотность? 40.Волнуетесь ли вы по поводу каких-либо ужасных событий, которые могли случиться, но не случились? 41.Вам случалось сломать или потерять чужую вещь? 42.Вы обычно первыми проявляете инициативу при знакомстве? 43.Можете ли вы легко понять состояние человека, если он делится с вами заботами? 44.У вас часто нервы бывают натянуты до предела? 45.Бросите ли вы ненужную бумажку на пол, если под рукой нет корзины? 46.Вы больше молчите, находясь в обществе других людей? 47.Считаете ли вы, что брак старомоден и его следует отменить? 48.Вы иногда чувствуете жалость к себе? 49.Вы иногда много хвастаетесь? 50.Вы легко можете внести оживление в довольно скучную компанию? 51.Раздражают ли вас осторожные водители? 52.Вы беспокоитесь о своем здоровье? 53.Вы говорили когда-нибудь плохо о другом человеке? 54.Вы любите пересказывать анекдоты и шутки своим друзьям? 55.Для вас большинство пищевых продуктов одинаковы на вкус? 56.Бывает ли у вас иногда дурное настроение? 57.Вы дерзили когда-нибудь своим родителям в детстве? 58.Вам нравится общаться с людьми? 59.Вы переживаете, если узнаете, что допустили ошибки в своей работе? 60.Вы страдаете от бессонницы? 61.Вы всегда моете руки перед едой? 62.Вы из тех людей, которые не лезут за словом в карман? 63.Вы предпочитаете приходить на встречу немного раньше назначенного времени? 64.Вы чувствуете себя апатичным, усталым без какой-либо причины? 65.Вам нравится работа, требующая быстрых действий? 66.Вы так любите поговорить, что не упускаете любого удобного случая побеседовать с новым человеком? 67.Ваша мать - хороший человек (была хорошим человеком)? 68.Часто ли вам кажется, что жизнь ужасно скучна? 69.Вы когда-нибудь воспользовались оплошностью другого человека в своих целях? 70.Вы часто берете на себя больше, чем позволяет время? 71.Есть ли люди, которые стараются избегать вас? 72.Вас очень заботит ваша внешность? 73.Вы всегда вежливы, даже с неприятными людьми? 74.Считаете ли вы, что люди затрачивают слишком много времени, чтобы обеспечить себе будущее, откладывая сбережения, страхуя себя и свою жизнь? 75.Возникало ли у вас когда-нибудь желание умереть? 76.Вы попытались бы избежать уплаты налога с дополнительного заработка, если бы были уверены, что вас никогда не могут уличить в этом? 77.Душа компании - это о вас? 78.Вы стараетесь не грубить людям? 79.Вы долго переживаете после случившегося конфуза? 80.Вы когда-нибудь настаивали на том, чтобы было по-вашему? 81.Вы часто приезжаете на вокзал в последнюю минуту перед отходом поезда? 82.Вы когда-нибудь намеренно говорили что-нибудь неприятное или обидное для человека? 83.Вас беспокоили ваши нервы? 84.Вам неприятно находиться среди людей, которые подшучивают над товарищами? 85.Вы легко теряете друзей по своей вине? 86.Вы часто испытываете чувство одиночества? 87.Всегда ли ваши слова совпадают с делом? 88.Нравится ли вам иногда дразнить животных? 89.Вы легко обижаетесь на замечания, касающиеся лично вас и вашей работы? 90.Жизнь без какой-либо опасности показалась бы вам слишком скучной? 91.Вы когда-нибудь опаздывали на свидание или работу? 92.Вам нравится суета и оживление вокруг вас? 93.Вы хотите чтобы люди боялись вас? 94.Верно ли, что вы иногда полны энергии и все горит в руках, а иногда совсем вялы? 95.Вы иногда откладываете на завтра то, что должны сделать сегодня? 96.Считают ли вас живым и веселым человеком? 97.Часто ли вам говорят неправду? 98.Вы очень чувствительны к некоторым явлениям, событиям, вещам? 99.Вы всегда готовы признавать свои ошибки? 100.Вам когда-нибудь было жалко животное, которое попало в капкан? 101.Трудно ли было вам заполнять анкету? Обработка результатов: подсчитывается количество совпадений ответов испытуемого с ключом. За ответ, соответствующий ключу, присваивается 1 балл, за несоответствующий ключу - 0 баллов. Полученные баллы суммируются по каждой шкале отдельно. 1.Шкала психотизма: 2.Шкала экстраверсии-интроверсии: 3.Шкала нейротизма: 4.Шкала искренности: Интерпретация результатов. Методика содержит 4 шкалы: экстраверсии-интроверсии, нейротизма, психотизма и специфическую шкалу искренности, оценивающую отношение испытуемого к обследованию. Согласно Айзенку, высокие показатели по экстраверсии и нейротизму соответствуют психиатрическому диагнозу истерии, а высокие показатели по интроверсии и нейротизму - состоянию тревоги или реактивной депрессии. Нейротизм и психотизм в случае выраженности этих показателей понимаются в качестве "предрасположенности" к соответствующим видам патологии. Высокие оценки по шкале экстраверсии-интроверсии соответствуют экстравертированному типу, низкие интровертированному. Средние показатели по шкале экстра-интроверсии: 7-15 баллов. Средние показатели по шкале нейротизма: 8-16. Средние значения по шкале психотизма: 5-12. 1. Экстраверсия-интроверсия. Характеризуя типичного экстраверта, автор отмечает его общительность и обращенность индивида вовне, широкий круг знакомств, необходимость в контактах. Он действует под влиянием момента, импульсивен, вспыльчив, беззаботен, оптимистичен, добродушен, весел. Предпочитает движение и действие, имеет тенденцию к агрессивности. Чувства и эмоции не имеют строгого контроля, склонен к рискованным поступкам. На него не всегда можно положиться. Типичный интроверт - это спокойный, застенчивый, интроективный человек, склонный к самоанализу. Сдержан и отдален от всех, кроме близких друзей. Планирует и обдумывает свои действия заранее, не доверяет внезапным побуждениям, серьезно относится к принятию, кроме близких друзей. Планирует и обдумывает свои действия заранее, не доверяет внезапным побуждениям, серьезно относится к принятию решений, любит во всем порядок. Контролирует свои чувства, его нелегко вывести из себя. Обладает пессимистичностью, высоко ценит нравственные нормы. 2. Нейротизм. Характеризует эмоциональную устойчивость или неустойчивость (эмоциональная стабильность или нестабильность). Нейротизм, по некоторым данным, связан с показателями лабильности нервной системы. Эмоциональная устойчивость - черта, выражающая сохранение организованного поведения, ситуативной целенаправленности в обычных и стрессовых ситуациях. Характеризуется зрелостью, отличной адаптацией, отсутствием большой напряженности, беспокойства, а также склонностью к лидерству, общительности. Выраженный нейротизм выражается в чрезвычайной нервности, неустойчивости, плохой адаптации, склонности к быстрой смене настроений (лабильности) чувстве виновности и беспокойства, озабоченности, депрессивных реакциях, рассеянности внимания, неустойчивости в стрессовых ситуациях. Нейротизму соответствует эмоциональность, импульсивность; неровность в контактах с людьми, изменчивость интересов, неуверенность в себе, выраженная чувствительность, впечатлительность, склонность к раздражительности. У лиц с высокими показателями по шкале нейротизма в неблагоприятных стрессовых ситуациях может развиться невроз. 3. Психотизм. Эта шкала говорит о склонности к асоциальному поведению, вычурности, неадекватности эмоциональных реакций, высокой конфликтности, неконтактности, эгоцентричности, эгоистичности, равнодушию. Используя показатели по шкалам экстра-, интроверсии и нейротизма, можно вывести показатели темперамента личности по классификации Павлова: сангвиник (по основным свойствам центральной нервной системы характеризуется как сильный уравновешенный, подвижный); холерик (сильный, неуравновешенный, подвижный); флегматик (сильный, уравновешенный, инертный), меланхолик (слабый, неуравновешенный, инертный). Иллюстрация - круг Айзенка. Как правило, следует говорить о преобладании тех или иных черт темперамента, поскольку в жизни в чистом виде они встречаются редко. Ключ
П - психотизм; Н - нейротизм; Э - экстра-,интроверсия; Л - "шкала лжи". Бланк для ответов
Литература 1. Психологический словарь. М. 1998. С. 375. 2. Психологическая диагностика. М. 3. Практическая психология в тестах, или Как научиться понимать себя и других. М.:АСТ-ПРЕСС, 1998. С.174.
ХАРАКТЕР
Характер - индивидуальное сочетание устойчивых психических особенностей человека, обусловливающих типичный для данного субъекта способ поведения в определенных жизненных условиях и обстоятельствах. Характер тесно связан с другими сторонами личности человека, в частности, с темпераментом, который определяет внешнюю форму выражения характера. Характер человека как социального существа представляет собой единство индивидуального и типического. Индивидуальное своеобразие жизненного пути каждого отдельного человека формирует разнообразие индивидуальных черт и проявлений характера. Общие, типические обстоятельства жизни людей, живущих в одинаковых общественных условиях, формируют общие стороны и черты характера. Характеры в целом различают по их определенности и цельности. Определенный характер обладает одной или несколькими ярко выраженными доминирующими чертами. У людей с неопределенным характером подобные черты отсутствуют или выражены очень слабо. Выделяют цельные и противоречивые характеры. Цельные характеры отличаются отсутствием противоречий между осознанием целей и самой деятельностью, единством мыслей и чувств. Противоречивому характеру свойственен разлад убеждений и деятельности, наличие несовместимых друг с другом мыслей и чувств, целей и мотивов, противоречивых стремлений, желаний и побуждений. В структуре характера выделяют обычно две группы черт. 1.Система отношений человека к действительности: отношение к другим людям, отношение к труду, отношение к себе. 2. Волевые черты: положительные - целеустремленность, настойчивость, решительность, самообладание, выдержка, мужество, смелость; отрицательные - упрямство, нерешительность, трусость, неуравновешенность. В зависимости от развития волевых черт характера выделяют сильные и слабые. Решающее влияние на формирование характера ребенка оказывает воспитание, если определенное психическое состояние возникает довольно часто, то оно постепенно закрепляется и становится чертой характера. По определению К.Леонгарда, акцентуация означает чрезмерную выраженность отдельных черт характера и их сочетаний, пограничную с психопатиями. Однако от последних акцентуации отличаются тем, что отсутствует однозначная определенность их проявления во всех без исключения ситуациях взаимодействия человека с миром: поведение человека остается вариабельным как в пространстве (взаимодействия), так и во времени. Акцентуации характера не ограничивают возможностей социальной адаптации человека, хотя и определенным образом "окрашивают" его поведение. Познание акцентуаций, говоря словами З.Фрейда, позволяет раскрыть невидимые структуры кристаллов характера по линиям их разлома.
Лабораторная работа № 24 Акцентуации характера Цель. Изучение акцентуаций характера (демонстративный, педантичный, застревающий, возбудимый) и акцентуаций темперамента (гипертимический, дистимический, тревожнобоязливый, циклотимический, аффективный). Оборудование. Опросник К.Леонгарда-Г.Шмишека, бланк для подсчета результатов. Ход работы. Испытуемым предлагается дать ответы на пункты опросника в соответствии со следующей инструкцией: Прочитайте внимательно каждое из приведенных ниже предложений и выберите подходящую для Вас цифру в справа, в зависимости от того как вы чувствуете себя обычно.
Опросник по К.Леонгарду-Г.Шмишеку 1. У Вас чаще веселое и беззаботное настроение? 2. Вы чувствительны к оскорблениям, 3. Бывает ли так, что у Вас на глаза навертываются слезы в кино, театре, беседе и т.п.? 4. Сделав что-то Вы сомневаетесь, все ли сделано правильно, и не успокаиваетесь до тех пор, пока не убедитесь еще раз в том, что все сделано правильно? 5. В детстве Вы были таким же смелым, как все ваши сверстники.? 6. Часто ли у Вас резко меняется настроение от состояния безграничного ликования до отвращения к жизни, к себе? 7. Являетесь ли Вы обычно центром внимания в обществе, компании? 8. Бывает ли так, что Вы беспричинно находитесь в таком ворчливом настроении, что с Вами лучше не разговаривать? 9. Вы серьезный человек? 10.Способны ли Вы восторгаться, восхищаться чем-нибудь? 11.Предприимчивы ли Вы? 12.Вы быстро забываете, если кто-либо Вас обидит? 13.Мягкосердечны ли Вы? 14.Опуская письмо в почтовый ящик, проверяете ли вы проводя рукой по щели ящика, что письмо полностью упало в него? 15.Стремитесь ли Вы всегда считаться в числе лучших работников? 16.Бывало ли Вам страшно в детстве во время грозы или при встрече с незнакомой собакой (а может быть, такое чувство бывает и теперь в зрелом возрасте? 17.Стремитесь ли Вы во всем и всюду соблюдать порядок? 18.Зависит ли ваше настроение от внешних обстоятельств? 19.Любят ли Вас ваши знакомые? 20.Часто ли у Вас бывает чувство внутреннего беспокойства, ощущение возможной беды, неприятности? 21.У Вас часто несколько подавленное настроение? 22.Бывали ли у Вас хотя один раз истерика или нервный срыв? 23.Трудно ли Вам долго усидеть на одном месте? 24.Если по отношению к Вам несправедливо поступили, энергично ли Вы отстаиваете свои интересы? 25.Можете ли Вы зарезать курицу или овцу? 26.Раздражает ли Вас, если дома занавес или скатерть висят неровно и Вы сразу же стараетесь поправить их? 27.Вы в детстве боялись оставаться одни в доме? 28.Часто ли у Вас бывают колебания настроения без причины? 29.Всегда ли Вы стремитесь быть достаточно сильным работником в своей профессии? 30.Быстро ли Вы начинаете сердиться или впадать в гнев? 31.Можете ли вы быть абсолютно беззаботно веселым? 32.Бывает ли так, что ощущение полного счастья буквально пронизывает Вас? 33.Как Вы думаете, получился бы из Вас ведущий в юмористическом спектакле? 34.Вы обычно высказываете свое мнение людям достаточно откровенно, прямо и недвусмысленно? 35.Вам трудно переносить вид крови? Не вызывает ли это у Вас неприятных ощущений? 36.Любите ли Вы работу с высокой личной ответственностью? 37.Склонны ли Вы выступать в защиту лиц, по отношению к которым несправедливо поступают? 38.В темный подвал Вам трудно, страшно спускаться? 39.Предпочитаете ли вы работу такой, где действовать надо быстро, но требования к качеству выполнения невысоки? 40.Общительны ли вы? 41.В школе Вы охотно декламировали стихи? 42.Убегали ли Вы в детстве из дома? 43.Кажется ли Вам жизнь трудной? 44.Бывает ли так, что после конфликта, обиды Вы были до того расстроены, что идти на работу казалось просто невыносимым? 45.Можно ли сказать, что при неудаче Вы не теряете чувство юмора? 46.Предприняли бы Вы первые шаги к примирению, если бы Вас кто-либо? 47.Вы очень любите животных? 48.Возвращаетесь ли Вы, чтобы убедиться, что оставили дом или рабочее место в таком состоянии что там ничего не случилось? 49.Преследует ли Вас иногда неясная мысль что с Вами и Вашими близкими может случиться что-то страшное? 50.Считаете ли Вы, что Ваше настроение очень изменчиво? 51.Трудно ли Вам докладывать (выступать на сцене) перед большим количеством людей? 52.Вы можете ударить обидчика, если он Вас оскорбит? 53.У Вас очень велика потребность в общении с другими людьми? 54.Вы относитесь к тем, кто при каких-либо разочарованиях впадает в глубокое отчаяние? 55.Вам нравится работа, требующая энергичной организаторской деятельности? 56.Настойчиво ли Вы добиваетесь намеченной цели, если на пути к ней приходится преодолевать массу препятствий? 57.Может ли трагический фильм взволновать Вас так, что на глазах выступают слезы? 58.Часто ли бывает Вам трудно уснуть из-за того, что проблемы прожитого дня или будущего все время крутятся в Ваших мыслях? 59.В школе Вы иногда подсказывали своим товарищам или давали списывать? 60.Потребуется ли Вам большое напряжение воли, чтобы пройти одному через кладбище? 61.Тщательно ли Вы следите за тем, чтобы каждая вещь в вашей квартире была только на одном и том же месте? 62.Бывает ли так, что будучи перед сном в хорошем настроении, Вы на следующий день встаете в подавленном, длящемся несколько часов? 63.Легко ли вы привыкаете к новым ситуациям? 64.Бывают ли у Вас головные боли? 65.Вы часто смеетесь? 66.Можете ли Вы быть приветливым даже с тем, кого Вы явно не цените, не любите, не уважаете? 67.Вы очень подвижный человек? 68.Вы очень переживаете из-за несправедливости? 69.Вы настолько любите природу, что можете назваться ее другом? 70.Уходя из дома или ложась спать, проверяете ли Вы, закрыт ли газ, погашен ли свет, заперты ли двери? 71.Вы очень боязливы? 72.Изменяется ли ваше настроение? 73.В Вашей молодости Вы охотно участвовали в кружке художественной самодеятельности? 74.Вы расцениваете жизнь несколько пессимистически, без ожидания радости? 75.Часто ли Вас тянет путешествовать? 76.Может ли Ваше настроение измениться так резко, что Ваше состояние радости вдруг сменяется угрюмым и подавленным? 77.Легко ли Вам удается поднять настроение друзей в компании? 78.Долго ли Вы переживаете обиду? 79.Переживаете ли Вы долгое время горести других людей? 80.Часто ли, будучи школьником, Вы переписывали страницу в Вашей тетради, если случайно допустили в ней помарку? 81.Относитесь ли Вы к людям скорее с недоверием и осторожностью, чем с доверчивостью? 82.Часто ли Вы видите страшные сны? 83.Бывает ли, что Вы остерегаетесь того, что броситесь под колеса проходящего поезда, или, стоя у окна многоэтажного дома, остерегаетесь того, что можете внезапно выпасть из окна? 84.В веселой компании Вы обычно веселы? 85.Способны ли Вы отвлечься от трудных проблем, требующих решения? 86.Вы становитесь менее сдержанным и чувствуете себя более свободно приняв алкоголь? 87.В беседе Вы скупы на слова? 88.Если Вам необходимо будет играть на сцене, Вы смогли бы так войти в роль, чтобы позабыть о том, что это только игра.? Обработка результатов. 1. Подсчитывается сумма "сырых" баллов по каждой шкале (знак "-" перед ключом означает отрицательный ответ. Произведение сырого балла на коэффициент дает показатель типа акцентуации. Показатель считается выраженным, а акцентуированная черта представленной, если он превосходит 12 баллов. 1.Эмотивный (эмоцентрическая акцентуация) - чувствительность и глубокие реакции в области тонких эмоций.+ 3,13,35,47, 57,69,79 - 25 (сумму ответов х 3). 2.Гипертимный (гипертимная акцентуация) - ослабленная степень гипоманиакальных состояний - с неадекватно повышенным настроением, возможностью нарушения этических норм, трансформацией чрезмерной жажды деятельности в бесплодное разбрасывание. + 1,11,23,33,45,55,67,77 х 3. 3.Дистимический (дистимическая акцентуация) - ослабленный вариант субдепрессивного, с пессимистической настроенностью. + 9,21,43,53,75,87 х 3. 4.Тревожно-боязливый (невротическая акцентуация) покорность, робость, пугливость. + 16,27,38,49,60,71,82, - 5 (сумму ответов х 3). 5.Аффективно-экзальтированный - (психоз тревоги и счастья) отмечается большая легкость развития восторженного состояния при радостных событиях и отчаяния при печальных. + 10,32,54,76 х 6. 6.Циклотимный (аффективно-лабильная акцентуация) - ослабленный вариант циклоидных психопатий - характерная смена гипертимических и дистимических состояний. + 6,18,28,40,50,62,72,84 х 3. 7.Демонстративный (при большей выраженности истерическая акцентуация) сущность его - в анормальной способности к вытеснению. + 7,19,22,29,41,44,63,66,73,85,88, - 51 (сумму ответов х 2). 8.Застревающий (паранойяльный) с патологической стойкостью аффекта (неуравновешенный). + 2,15,24,34,37,56,68,78,81, - 12,46,59 (сумму ответов х 2). 9.Педантичный (ригидная акцентуация) - главная черта нерешительность. + 4,14,17,26,39,48,58,61,70,80,83, - 36 (сумму ответов х 2). 10.Возбудимый (ослабленный аналог эпилептоидной психопатии - в жизни и поведении решающую роль играют влечения, инстинкты, неконтролируемые побуждения. + 8,20,30,42,52,64,74,86 х 3. 2. Подсчет баллов. Max = 24 балла. Признаком акцентуации считается величина, превосходящая 12 баллов. Сумма баллов в диапазоне от 15 до 19 говорит о тенденции к тому или иному типу акцентуации. И лишь в случае превышения 19 баллов черта характера является акцентуированной. 3. Построение характерологического профиля (акцентуаций) личности:
Анализ результатов и интерпретация. Признаком акцентуации считается величина, превосходящая 12 баллов. Сумма баллов в диапазоне от 15 до 19 говорит о тенденции к тому или иному типу акцентуации. И лишь в случае превышения 19 баллов черта характера является акцентуированной. Литература 1. Психологический словарь. с.410 2. Елисеев О.П. Конструктивная типология и диагностика личности. Псков, 1994. С.107.; 143-147. 3. Практическая психология личности. М. АСТ-Пресс, 1998. С.159-174.
СПОСОБНОСТИ
Способности - индивидуально-психологические особенности, определяющие успешность выполнения деятельности или ряда деятельностей, несводимые к знаниям, умениям и навыкам, но обусловливающие легкость и быстроту обучения новым способам и приемам деятельности (Б.М.Теплов). Б.М.Теплов разделял способности и задатки - врожденые, физиологические особенности человека, которые служат основой развития способностей. Данные психогенетических исследований свидетельствуют, что способности, измеряемые тестами, имеют больший коэффициент наследственной детерминации, чем их предполагаемые психофизиологические задатки - свойства нервной системы. Не выработано пока и единой типологии способностей. Различают общие и специальные способности. При факторно-аналитических исследованиях выявлены независимые типы одареннности: "художественной одаренности" и "практической одаренности". Люди, обладающие "научной одаренностью", как бы совмещают в себе черты предыдущих типов.
Лабораторная работа № 25
|
|||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Последнее изменение этой страницы: 2016-04-26; просмотров: 402; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.225.92.116 (0.013 с.) |