ТОП 10:

Философия, ее смысл и функции.



Содержание

 

Лекция 1. Философия, ее смысл и функции

Лекция 2. Философия Древней Индии и Китая

Лекция 3.Античная философия

Лекция 4.Философия Средних веков, Возрождения, Нового времени

Лекция 5.Философия Просвещения. Немецкая классическая философия

Лекция 6.Русская философия

Лекция 7.Современная западная философия. Лекция 8.Философия бытия (онтология)

Лекция 9.Человек и природа

Лекция 10.Человек как предмет философии

Лекция 11.Ценности человеческого существования

Лекция 12.Свобода и ответственность личности

Лекция 13.Сознание и познание

Лекция 14.Наука и ее роль в обществе

Лекция 15.Человек и общество

Лекция 16.Духовная жизнь общества

Лекция 17.Человек и культура

Лекция 18.Человек и религия

 

- Словарь терминов

 

- Вопросы и задания к зачету

 

- Список литературы


 

Лекция 1

Философия, ее смысл и функции.

1.Истоки философии и её смысл.

2.Философское мировоззрение. Методы философии

3.Структура и функции философии.

 

1вопрос.

Термин «философия» означает буквально « любовь к мудрости ». Его впервые употребил Пифагор по отношению к людям, стремящимся к высокой мудрости и правильному образу жизни. Философское мышление стремится не просто накопить массу сведений, а понять и объяснить мир как целостный и единый в своей основе. Мудрость обязательно предполагала особого рода знаний – знания единого во всём, в отличие от знания отдельных вещей. Философия с самого начала аккумулировала разнообразные знания из разных сфер и возникла как «знание обо всем».

Кроме познания мира, философия предполагала также раздумья о природе человека, его судьбе, о разумном устройстве и целях человеческой жизни. Мудрость была призвана уравновесить сложные взаимоотношения человека с миром, привести в согласие знания и действия.

На протяжении веков философов волнует вопрос о природе, при этом их интересуют не частности, а принципиальные вопросы: возникновение Земли, звёзд. На ранних стадиях развития философии ядром всех размышлений был вопрос о первооснове всего сущего, из которой всё возникает и в которую всё превращается. При всём различии взглядов философов, все они решали задачу связать фрагменты человеческих знаний воедино, найти единство в многообразии природы. Таким образом, философия выступает как философия природы,натурфилософия.

Постепенно философия стала заниматься вопросами общественной жизни людей, её политического, правового устройства. Также как натурфилософы подготовили возникновение естествознания, социально – философская мысль подготовила почву для конкретных общественных дисциплин (история, юриспруденция, социология и т.д.). Изучая и анализируя общественные явления, философы много думали о наилучшем устройстве общества и завещали последующим поколениям, найденные ими идеалы разума, справедливости, свободы в качестве принципов общественной жизни.

Предметом раздумий философов стал также и сам человек, его природа, чувства, мораль, познание, искусство и т. д. Греческий философ Сократ совершил поворот в философии к человеку, его предназначению, жизни и смерти, справедливости, мужеству и т. д. Он поставил человека в центр философского внимания. Таким образом, предметом философских размышлений стали природа, общество и человек в их сложных взаимоотношениях.

Предпосылками возникновения философии стали такие формы общественного сознания как мифология и религия.

Мифология (мифос – сказание, логос – понятие, слово) – форма общественного сознания, характерная для ранних стадий развития общества.

У многих народов в мифах повторяется космическая тема. Это попытка ответа на вопрос о происхождении, устройстве мира, о возникновении явлений природы и т.д.

Формирование мира понималось в мифологии как творение или постепенное развитие из бесформенного состояния, как созидание, через преодоление демонических сил. Миф – наиболее ранняя форма духовной культуры человеческие черты переносились на окружающий мир, одушевлялись силы природы (гилозоизм). Таким образом, мир представлялся как единое целое.

Миф выполнял многообразные функции: с его помощью прошлое связывалось с настоящим и будущим, обеспечивалась духовная связь поколений, формировались коллективные представления народа, закреплялась принятая в данном обществе система ценностей, поощрялись определённые формы поведения. Через сказки, легенды, исторические предания, мифологические сюжеты вошли в культуру различных народов – в литературу, живопись, скульптуру. Мифами наполнены мировые религии – ислам, буддизм, христианство.

Некоторые особенности мифологического мышления сохраняются в массовом сознании и до сих пор. Миф изжил себя с угасанием первобытных форм жизни, но поиск ответов на вопросы, поставленные мифологическим сознанием – о происхождении мира, человека, тайны рождения и смерти, социального устройства и т.д. – не прекратился.

Ответами на эти и другие вопросы занимается также и религия (религио - благочестие, святыня, предмет культа). Это форма мировоззрения, в которой познание мира осуществляется через его разделение на земной, естественный, воспринимаемый органами чувств и потусторонний, небесный, сверхъестественный. Основу религиозного мировоззрения составляет вера в сверхъестественные силы и их главенствующую роль в жизни людей и существовании мира. Религия имеет очень мощное влияние на людей во всём мире, несмотря на достижения науки. Это связано в значительной мере с тем, что религии хранят огромный жизненный опыт человечества, систему ценностей, норм поведения, нравственных идеалов, которые так нужны современному человеку. Религия разными способами культивирует чувства доброты, любви, терпимости, сострадания, милосердия и т.д. Религия способствовала развитию духовности человека. Родственность религии и философии состоит в том, что обе они являются формами мировоззрения, решающими сходные задачи познания мира и воздействия на сознание и поведение людей. Особенностью философского мировоззрения является то, что, поднимая те же самые вопросы для осмысления, что мифология и религия: происхождение мира и человека, будущее человека и общества, оно применяет другой метод осмысления этого. Вместо эмоционально-чувственного познания, нормативов, традиций, ритуально-догматических установок на первый план выдвигаются разум и объективное знание.

Таким образом, философия представляет собой высший уровень и вид мировоззрения, отличающийся рациональностью, системностью, логикой и теоретической оформленностью.

Главные идеи философии Будды.

Четыре «благородные истины»

1. Истина страдания:рождение есть страдание, болезни и смерть есть страдание, разлука с милым есть страдание, соединение с немилым есть страдание. Все в жизни есть страдание.

2. Истина причины: основная причина страданий - это наши желания: нам постоянно чего-то хочется, но мы не получаем желаемого.

3. Истина освобождения:чтобы избавиться от страданий, надо избавиться от желаний. Как только мы избавляемся от каких-то желаний, нам уже не приходится страдать из-за того, что это желание не исполняется.

4. Истина пути:чтобы избавиться от желаний, надо следовать восьмеричным путем спасения Будды:

1.Правильные взгляды - знание о четырех благородных истинах и буддийского учения в целом. 2.Правильная решимость - твердое намерение преобразовать свою жизнь в соответствии с буддийским учением. 3.Правильная речь - воздержание от лжи, клеветы, жестоких слов, фривольных разговоров. 4.Правильное поведение - отказ от уничтожения живого, от воровства, от неверного удовлетворения своих желаний. 5. Правильный образ жизни - обеспечение жизни только честным путем. Даже ради спасения жизни нельзя прибегать к нечестным источникам дохода.

6.Правильные усилия - постоянное стремление оставаться на истинном пути, искоренение старых дурных мыслей и наполнение своего ума новыми хорошими.

7.Правильное направление мысли - постоянное осознание того, что все вещи и человеческое тело - преходящи: мое тело - еще не Я. Тело состоит из костей, крови, жил и т.д., оно смертно и превратится в гниющую массу. И нечего жалеть о нем и об утрачиваемых вещах. 8. Правильное сосредоточение -

- наслаждение ума радостью, отрешенностью и чистым мышлением; - осознание радости и покоя; - совершенная невозмутимость, освобождение от ощущения телесности и осознание этой невозмутимости и освобождения; - избавление от сознания невозмутимости и освобождения, состояния совершенной невозмутимости, безразличия и самообладания, без страдания и без освобождения.

Теория причинности (нет поступков и деяний в жизни, которые не имеют последствий, потому что все в мире взаимосвязано и имеет свою причину). Непостоянство элементов (в мире нет ничего постоянного - все изменяется, это значит, что нет гарантии благополучия, избавления от страданий; человек сам - причина этих страданий). «Срединный путь» (Будда призывал к умеренности во всем, и избегать крайностей).

 

Философия Йоги

Йога опирается на Веды и является одной из ведических философских школ. Йога означает "сосредоточение", ее основателем считается мудрец Патанджали (II в. до н.э.).

Йога, согласно Патанджали, является систематическим усилием, употребляемым для достижения совершенства посредством контроля над различными элементами человеческой природы - физическими и психическими. Философия йоги требует систематического усилия над собой,подавления самопроизвольного течения мыслей. Разум, воздействуя на тело, с его помощью достигает новых духовных уровней. Для реализации этого разработан свой восьмеричный метод. Он включает в себя последова­тельную смену ступеней самоконтроля и самоорганизации. Первая ступень – яма (воздержание). Она запрещает во­ровство, ложь, насилие, ненависть к людям; пропа­гандирует умеренность во всем: в мыслях, словах и делах. Вторая ступень – нияма (соблюдение правил). Она включает в себя внешнее и внутреннее телесное очищение, самообуздание, самодисциплину. На этой ступени нельзя упо­треблять бранные слова, кричать на людей. Необходимо мол­чать один день в неделю, регулярно изучать литературу по йоге, философии, физиологии. Третья ступень – асана (положение). Она представляет собой физическую поддержку со стороны тела состоянию со­средоточенности. Специфические позы помогают добиться большей концентрации внимания. Чтобы размышлять, нужно, кик минимум, усесться в удобной позе. Йога придает этому большое значение. Четвертая ступень – пранаяма (регулирование дыхания). Она включает в себя упражнения по дыханию. Особое вни­мание уделяется задержке дыхания, во время которого в ор­ганизм усиленно поступает жизненная энергия - прана. Пятая ступень – пратьяхара (удаление чувств). Она предполагает сосредоточенность на самом себе. При этом "рассудок должен быть радикальным образом лишен всех впечатлений извне". Достигший этой ступени должен по­строить келью в своем сердце и удаляться в нее ежедневно. Шестая ступень – дхарана (фиксирование внимания) Она предполагает активную концентрацию внимания на объ­екте. В обычной жизни идеи появляются и исчезают, но не задерживаются надолго. Нужно удержать на них внимание. Седьмая ступень – дхьяна (созерцание). На этом этапедостигается проникновение в сущность объекта сосредоточении Восьмая ступень – самадхи (сосредоточение). Это – вершина и цель йоги, так как она поднимает душу из ее временного, обусловленного, изменяющегося существования к простой, вечной и совершенной жизни

Античная философия

 

Античная философия - это философия Древней Греции и Древнего Рима (VII в. до н.э.- III в. н.э.), культурные достижения, которой по праву считаются основой европейской цивилизации.

Древнегреческой называется философия , выработанная греческими философами, проживавшими на территории современной Греции, а также в греческих полисах, в эллинистических государствах Азии и Африки, в Римской империи. Родоначальником греческой (европейской) философии считается один из семи мудрецов - Фалес, родом из Милета.

Философские школы Древней Греции Милетская школа Фалес(640-560гг. до н. э)- первоначалом мироздания считал воду, но эта вода обожествленная, одушевленная. Землю представлял в виде диска на воде, считал, что неживая природа, все вещи имеют душу, допускал наличие многих богов, считал центром вселенной Землю.

Анаксимандр (610-540 гг. до н.э.), ученик Фалеса. Первоначалом всего сущего считал «апейрон» - вечную, неизмеримую, бесконечную субстанцию, из которой все

возникло, все состоит и в которую все превратится при уничтожении. Апейрон

соединяет в себе противоположности: горячее - холодное, сухое - влажное. В результате различных комбинаций противоположностей образуются вещи.

Анаксимен(585-525 до н.э.) - ученик Анаксимандра. Началом всего сущего считал воздух. Выдвинул идею о том, что все вещества на Земле - результат различной концентрации воздуха (сжимаясь, он превращается в воду, затем в ил, затем - в почву, камень. Все многообразие стихий объясняет степенью сгущения воздуха (приразряжении рождается огонь, при сгущении - ветер, затем туман, вода и т.д.).

Элейская школаПарменид (540-480 гг. до н. э.) — самая яркая фигура среди элеатов. Он утверждал: «движения нет, небытия нет, существует только бытие». Уничтожение, движение, изменение — не по истине, а лишь по мнению. Бытие едино, немножественно. Парменид представлял его как шар, в котором всё одно суть. Он провел четкую грань между мышлением и чувственным опытом, познанием и оценкой (знаменитое противопоставление «по истине» и «по мнению»). Зенон. (480 -430 г. до н. э), элеец, известен своими апориями (в переводе апория — затруднение, трудность) “Ахиллес и черепаха”, “Стрела”, “Стадий”. Если Парменид доказывал существование единого, то Зенон пытался опровергнуть существование многого. Он приводил доводы, отрицающие движение, указывающие на то, что оно противоречиво и, следовательно, не существует. Элеаты — авторы первых логических задач и мысленных экспериментов. Они во многом предвосхитили аристотелевские упражнения в логике.

Пифагор (около 580-500 до н. э.) и пифагорейцы — создатели количественной концепции бытия. «Всё – есть число» – утверждал Пифагор (около 580-500 до н. э.). Все количественно определено, т. е. любой предмет не только качественно, но и количественно определен (или иначе: каждому качеству соответствует свое количество). Это стало величайшим открытием. Вся экспериментирующая и наблюдающая наука опирается на это положение. Нельзя не отметить и негативную сторону пифагорейского учения, выражавшуюся в абсолютизации количества, числа. На основе этой абсолютизации выросли пифагорейский математический символизм и полная суеверий мистика чисел, которая сочеталась с верой в переселение душ.

Пифагор считается изобретателем термина «философия». Мы можем быть только любителями мудрости, а не мудрецами (таковыми могут быть только боги). Таким отношением к мудрости философы как бы оставляли «открытую дверь» для творчества нового (для познания и изобретения).

Гераклит из Эфеса (ок. 520-460 гг. до н.э.) - философ - материалист, диалектик, считал, что «все течет, все изменяется»; «в одну и ту же реку нельзя войти дважды»; «в мире нет ничего неподвижного». Все мировые процессы, учил он, возникают из борьбы противоположностей,которую он называл вечным «всеобщим логосом» (единым законом, Мировым Разумом). Он учил, что мир не создан ни богами, ни людьми, а был, есть и будет вечно живым огнем. Космос - порождение огня.

Некоторые считают Гераклита основоположником учения о познании - гносеологии. Он первым стал различать чувственное и рациональное познание: познаниеначинается с чувств, дающих поверхностную характеристику, затем знания должны быть обработаны с помощью разума. Известно, что Гераклит уважал закон и призывал всех к этому. Был сторонником круговорота веществ в природе и цикличности истории. Признавал относительность окружающего мира: что для одних плохо, для других хорошо; в разных ситуациях один и тот же поступок человека может быть плохим и хорошим.

Демокрит (460-371 гг. до н. э.) – величайший материалист, первый энциклопедический ум Древней Греции. Полагал, что все состоит из атомов (неделимых частиц). Даже мысль он представлял как совокупность особо тонких невидимых атомов. Мысль, по Демокриту, не может существовать без материального носителя, дух не может существовать независимо от материи.

Софисты (учителя мудрости) Наиболее известными среди них были Протагор (ок. 485 - ок. 410 до н.э.) и Горгий (ок. 480 - ок. 380 до н.э.).

Софисты были первыми среди философов, кто стал получать гонорары за обучение. Софисты предлагали свои услуги тем, кто стремился участвовать в политической жизни своего города: обучали грамматике, стилистике, риторике, умению вести полемику, а также давали общее образование. Исходный принцип, сформулированный Протагором, таков: "Человек есть мера всех вещей: существующих, что они существуют, и несуществующих, что они не существуют". В центре внимания софистов оказались человек и его психология: искусство убеждать требовало знания механизмов, управляющих жизнью сознания. Проблемы познания при этом выходили у софистов на первый план.

В теории познания софисты ориентируются на индивида, объявляя его, со всеми его особенностями, субъектом познания. Все, что мы знаем о предметах, рассуждают они, мы получаем через органы чувств; все же чувственные восприятия субъективны: то, что здоровому человеку кажется сладким, больному покажется горьким. Значит, всякое человеческое знание только относительно. Объективное, истинное познание, с точки зрения софистов, недостижимо.

Релятивизм в теории познания служил обоснованием и нравственного релятивизма: софисты показывали относительность, условность правовых норм, государственных законов и моральных оценок.

Сократ (ок. 470 - 399 до н.э.), ученик софистов, а затем их критик. Основной философский интерес Сократа сосредоточивается на вопросе о том, что такое человек, что такое человеческое сознание. "Познай самого себя" - любимое изречение Сократа. Отсюда стремление Сократа искать истину сообща, в ходе бесед (диалогов), когда собеседники, критически анализируя те мнения, что считаются общепринятыми, отбрасывают их одно за другим, пока не придут к такому знанию, которое все признают истинным. Сократ обладал особым искусством - знаменитой иронией, с помощью которой он исподволь порождал у своих собеседников сомнение в истинности традиционных представлений, стремясь привести их к такому знанию, в достоверности которого они убедились бы сами. Философия понималась Сократом как познание того, что такое добро и зло. Поиск знания о добром и справедливом сообща, в диалоге с одним или несколькими собеседниками сам по себе создавал как бы особые этические отношения между людьми, собиравшимися вместе не ради развлечения и не ради практических дел, а ради обретения истины. Безнравственный поступок Сократ считает плодом незнания истины: если человек знает, что именно хорошо, то он никогда не поступит дурно. Дурной поступок отождествляется здесь с заблуждением, с ошибкой, а никто не делает ошибок добровольно, полагает Сократ. И поскольку нравственное зло идет от незнания, значит, знание - источник нравственного совершенства. Сократ выдвинул своеобразный принцип познавательной скромности: «Я знаю, что ничего не знаю».

Платон (427-347 г.г. до н. э.) — один из самых известных философов древности. В этом с ним конкурировал только Аристотель, его же ученик. Последний многим был обязан Пла­тону, хотя и критиковал его. От Ари­стотеля дошло выражение: «Платон мне друг, но истина дороже». В учении об идеях Платон исходил из того, что человек в своей созидательной деятельности идет от идей к вещам (сначала идеи как образцы, затем вещи, воплощающие их), что в голове человека возникает много идей, которые не имеют материального воплощения, и неиз­вестно, получат ли они это воплощение когда-нибудь. Эти факты интерпретировались им следующим образом: идеи как таковые су­ществуют независимо от материи в некотором особом мире и являются образцами для вещей. Вещи возникают на основе этих идей. Истинным, действительным является мир идей, а мир вещей – тень, нечто менее существующее (т. е. максимальным бытием обладают идеи, а мир вещей – нечто малосуществующее, т. е. изменяющееся, исчезающее).

Согласно теории идеального государства человеческое об­щество в лице государства довлеет над отдельной личностью. Личность считается чем-то ничтожным по отношению к обществу-государству. От Платона тянется нить к тоталитарным идеологиям, нацистской и коммунистиче­ской, в которых человек рассматривается только как частица целого, как нечто, которое целиком должно подчиняться целому. Управлять государством должны мудрецы (философы). Воины или "стражи" должны заботиться о безопасности государства. Наконец, крестьяне и ремесленники должны обеспечивать материальную сторону жизни государства.

Есть, однако, добродетель, общая для всех сословий, которую Платон ценит очень высоко: это мера. «Ничего сверх меры» - таков принцип, общий у Платона с большинством греческих философов. Согласно Платону, справедливое и совершенное государство - это высшее из всего, что может существовать на Земле. Поэтому человек живет ради государства, а не государство - ради человека. Опасность абсолютизации такого подхода увидел уже Аристотель. Будучи большим реалистом, чем его учитель, он хорошо понимал, что идеальное государство в земных условиях едва ли удастся создать в силу слабости и несовершенства человеческого рода. А поэтому в реальной жизни принцип жесткого подчинения индивидуального всеобщему нередко выливается в самую страшную тиранию, что, кстати, сами греки могли видеть на многочисленных примерах из собственной истории.

Аристотель (384-322 гг. до н. э.) — ученик Платона, впоследствии основал свою школу, которая называлась Ликей (в латинской транскрипции — Лицей). Аристотеля отличала систематичность. Практически каждое его сочинение положило начало новым наукам (соч. «О животных» — зоологии, соч. «О душе» – психологии и т. д.).

Аристотель — отец логики (и сейчас ее порой назы­вают аристотелевской). Он выявил основные правила логиче­ского мышления, сформулировав их в виде законов логики, исследовал формы логического мышления (рассуждения): понятие, суждение, умозаключение, доказательство, опровержение.

Аристотель был создателем учения о категориях, основных философских понятиях; им была разработана первая категориальная картина мира («система» категорий). Главное его сочинение — «Метафизика» — как раз посвящено этой теме.

Если вспомнить разграничение всех философов на материалистов и идеалистов, то можно сказать, что Аристотель фактически вы­сказал основную мысль материализма, т. е. что дух не может су­ществовать вне материи, в противоположность Платону, который утверждал обратное. («Платон мне друг, но истина дороже!»)

Аристотель критиковал платоновскую теорию идеального государства, выступал в защиту частной собственности против платоновской идеи общности имущества. Фактически он был первым антикоммунистом. По его мнению, общее владение вызвало бы нерадивое отношение к работе и большие трудности при распределении ее плодов; каждый стремился бы получить лучшую и большую долю продуктов, но приложить меньшую долю труда, что привело бы к ссорам и обману взамен дружбы и сотрудничества. Аристотель определял человека как общественное животное, наделенное разумом. Человек самой своей природой предназначен к жизни сообща; только в общежитии люди могут формироваться, воспитываться как нравственные существа. Справедливость венчает все добродетели, к которым Аристотель относил также благоразумие, великодушие, самоограничение, храбрость, щедрость, правдивость, благожелательность.

Люди от природы неравны, считает Аристотель: те, кто не в состоянии сам отвечать за свои поступки, не способен стать господином самого себя, не может воспитать в себе умеренность, самоограничение, справедливость и другие добродетели, тот раб по природе и может осуществлять лишь волю другого.

Аристотелем завершается классический период в развитии греческой философии. Меняется мировоззренческая ориентация философии: ее интерес все более сосредоточивается на жизни отдельного человека. Особенно характерны в этом отношении этические учения стоиков и эпикурейцев.Большую популярность школа стоиков получила в Древнем Риме, где самыми выдающимися ее представителями были Сенека (ок. 4 до н.э. - 65 н.э.), его ученик Эпиктет (ок. 50 - ок. 140) и император Марк Аврелий (121-180).

Философия для стоиков - не просто наука, но прежде всего жизненный путь, жизненная мудрость. Только философия в состоянии научить человека сохранять самообладание и достоинство в трудной ситуации.Свободу от власти внешнего мира над человеком стоики считают достоинством мудреца; сила его в том, что он не раб собственных страстей. Мудрец не может стремиться к чувственным удовольствиям. Бесстрастие - вот этический идеал стоиков.

Полный отказ от социального активизма в этике мы встречаем у материалиста Эпикура(341-270 до н.э.), учение которого получило широкую популярность и в Римской империи. Эпикур пересматривает определение человека, данное Аристотелем. Индивид - первичен; все общественные связи, все отношения людей зависят от отдельных лиц, от их субъективных желаний и рациональных соображений пользы и удовольствия. Общественный союз, согласно Эпикуру, не высшая цель, но лишь средство для личного благополучия индивидов.

В отличие от стоической, эпикурейская этика гедонистична (от греч. hedone - удовольствие): целью человеческой жизни Эпикур считает удовольствие. Высшим наслаждением Эпикур, как и стоики, считал невозмутимость духа (атараксию), душевный покой и безмятежность, а такое состояние может быть достигнуто только при условии, что человек научится умерять свои страсти и плотские влечения, подчинять их разуму.

Несмотря на известное сходство стоической и эпикурейской этики, различие между ними весьма существенное: идеал стоиков более суров, они держатся альтруистического принципа долга и бесстрашия перед ударами судьбы; идеал же эпикурейского мудреца не столько моральный, сколько эстетический, в его основе лежит наслаждение самим собою. Эпикурейство - это просвещенный, утонченный и просветленный, но все же эгоизм.

Вопросы для самоконтроля:

1.Попытайтесь сформулировать основные теории о первоначалах мира.

2.Чем, похожи и чем отличаются учения софистов и Сократа?

3.Что является главным в учении Платона?

4.Объясните выражение Аристотеля: «Платон мне друг, но истина дороже»…

5.В чём различие позиций стоиков и эпикурейцев?

6.Выясните, что означают термины: Альтруизм - Релятивизм - Античный - Эллинистический - Логос - Концепция -

Рациональный - Материализм - Идеализм-

Субъективное -

Объективное -

Тоталитарный - Эгоизм -

 

Лекция 4

Сознание и познание

1. Сущность и возникновение сознания.

2.Познание, истина, практика.

 

Сознание существует как субъективная реальность, как идеальное, оно проявляет себя как отношение к действительности, но в то же время - оно есть реальное дело, которое проявляется не явно, а опосредованно:

1) через язык;

2) целеполагающую деятельность людей.

Сознание выступает в качестве связи между деятельностью и личностью, оно является необходимым условием для деятельности людей.

Буддизм

Центром буддизма является человек, а центральной проблемой - освобождение его от страдания, что возможно только при уходе из обычной жизни (сансары) в нирвану. Если мы хотим вырваться из сансары, первое, что необходимо сделать - познакомиться с четырьмя благородными истинами, постигнутыми Буддой в момент просветления.

1.Истина страдания: жизнь есть страдание т. к. рождение есть страдание, болезни и смерть есть страдание, разлука с милым есть страдание, соединение с немилым есть страдание.

2.Истина причины: причина страданий - это наши желания и невозможность получить желаемое.

3.Истина освобождения: чтобы избавиться от страданий нужно избавиться от желаний.

4.Истина пути: чтобы избавиться от желаний, нужно достичь нирваны восьмиричным путём спасения.

 

Ислам.

В VII в. на территории Аравии зародилась новая мировая монотеистическая религия - ислам, или мусульманство. Основоположником ислама был Мухаммед (570-632), почитаемый мусульманами как пророк и посланник Аллаха. Согласно вероучению ислама Мухаммед получал откровения от Аллаха через ангела Джабраила и сообщал его людям. После его смерти эти высказывания были собраны в единую книгу Коран («Чтение»), которая стала священной для мусульман и почитается ими как божественное Откровение. Коран состоит из 114 сур (глав), посвященных теологическим, этическим, правовым вопросам, в нем рассказывается о сотворении мира Аллахом.

На шестой день из праха был создан первый человек - Адам. На седьмой день - он пришелся на пятницу - Аллах отдыхал, поэтому у мусульман пятница - день отдыха. В истории сотворения мира очень много общего с Библией. Ислам был близок к иудаизму и христианству. Главные же различия состоят не в том, во что верят те и другие, а в том, как они поклоняются Богу и как вера влияет на из образ жизни. Ислам не принял учение о Троице, о которой много спорили и сами христиане.

Другой не менее важный источник ислама Сунна (обычай, пример, традиция) - собрание изречений Мухаммеда и описаний его деяний.

В исламе существуют несколько течений, но главные из них, которые сохранились до наших дней - шиизм(последователи которого почитают только Коран в его особой трактовке) и суннизм(приверженцы почитания Корана и Сунны) Слово «ислам» в переводе с арабского означает «покорность». Каждый верующий обязан ежедневно молиться и находиться в зависимости от воли Аллаха. Большую роль в жизни мусульман играет шариат - свод законов, основанный на Коране, положения которого сводятся преимущественно к общим ориентирам и принципам.

Пять столпов ислама:

Первый столп ислама - это вера и исповедание единства Бога и пророческой сущности Мухаммеда: «Нет Бога, кроме единого Бога, и Мухаммед - Пророк его».

Второй столп ислама - выполнение ежедневного цикла молитв - в течение дня пять раз проводят ритуальное омовение водой (в чрезвычайных условиях - песком или грязью). Мусульмане поворачиваются лицом к Мекке, произносят несколько молитв и отрывков из Корана. Такое обращение лицом к Мекке символизирует объединение всех мусульман в единую семью. Повторение молитв укрепляет веру в существование Бога и добра.

Третий столп - это пост. Мусульмане постятся часто. Есть у них и строго обязательный пост. Он проводится в месяц рамазан в память о первых откровениях Корана, которые были получены Мухаммадом. Пост дает людям «Прозрачную душу, чтобы превосходить, Чистый разум, чтобы думать, и Легкое тело, чтобы двигаться и действовать».

Четвертый столп - уплата долгов и милостыня. В конце года мусульманин должен выплатить по меньшей мере два с половиной процента дохода в пользу нуждающихся.

Пятый столп - это хадж, паломничество в Мекку. Все мусульмане хоть раз в жизни обязаны совершить этот поход, чтобы приблизить себя к Богу.

Мусульмане признают существование бессмертия через воскрешение, после которого они предстанут перед Аллахом, который и совершит высший суд. Аллах провозгласит свой приговор для направления в рай или ад на основе представленной ему «записи» мыслей и дел каждого. Одна из важнейших особенностей мусульманской теологии - запрещение любых форм антропоморфизации Бога (т.е. очеловечивания).

Словарь терминов

Абсолют (от лат. absolutus – безусловный, неограниченный) – в философии и религии безусловное, совершенное начало бытия, свободное от каких либо условий (Бог, абсолютная личность).

Абстракция (от лат. abstractio – отвлечение) – форма познания, основана на мысленном выделении существенных свойств и связей предмета и отвлечений от частных свойств и связей.

Агностицизм (от греч. agnostos – недоступный познанию) – философское учение, отрицающее возможность познания объективного мира и достижимость истины.

Акселерация (от лат. acceleration – ускорение) – ускорение роста и полового созревания детей и подростков по сравнению предшествующими поколениями.

Аксиология (от греч. axia – ценность и logos – учение) – философское учение о ценностях, теория ценностей.

Альтруизм(от лат. alter -другой)бескорыстная забота о благе других людей, противоположность эгоизма.Анализ (от греч. analysis – разложение) 1) мысленное или реальное расчленение объекта на элементы..2) научное исследование вообще. Аналогия (от греч. analogia — соответствие) — сходство между предметами, явлениями и т.д. Аналогия— индуктивное умозаключение, когда на основе сходства двух объектов по каким-то одним параметрам делается вывод об их сходстве по другим параметрам.

Анархия (от греч. anarchia – безвластие) – безвластие, безначалие, беспорядок, стихийность, неорганизованность.

Анимизм (от лат. anima – душа) – у примитивных народов вера в одушевлённость всей природы, в то, что у людей, животных, растений, предметов есть душа.

Античность (от лат. antiqus – древний) относящейся к истории, к культуре древних греков, римлян.

Антропогенез (от греч. anthropos – человек и genesis –происхождение) – становление человека как вида в процессе эволюционного развития.

Антропология (от греч. anthropos – человек и логос – слово, учение) – наука о происхождении и эволюции человека, об образовании человеческих рас и о вариациях физического строения человека.

Антропоморфизм (от греч. anthropos – человек и morphe – форма) – уподобление человеку, наделение человеческими признаками чего-либо, кого-либо. Антропоморфный – человекоподобный.Антропосоциогенез (от греч. anthropos – человек, лат. societas - общество и genesis – происхождение) – процесс одновременного, взаимообусловленного становления человека и общества.

Антропоцентризм (от греч. anthropos – человек и латинского centrum – центр) - 1) Воззрение, согласно которому человек есть центр Вселенной. 2) Человек в центре внимания общества, высшая ценность. Апологеты (от греч. apologia – защита) – защитники принципов христианства, раннехристианские писатели и философы.

Апостериори(от лат. a posteriori - из последующего) – происходящее из опыта.Априори(от лат.a prioriиз предшествующего) - 1) Знание, предшествующее опыту, независимое от него, внеопытное знание.2)Судить, знать заранее, наперед.

Аскетизм(от греч. asketes – упражняющийся, подвижник) – принцип ограничения или подавления чувственных желаний, крайнее воздержание от жизненных благ.

Ассимиляция(от лат. assimilatio – подобный) – слияние одного народа с другим, с утратой одним из них своего языка, культуры, национального самосознания.

Атараксия(отгреч. ataraxia-не







Последнее изменение этой страницы: 2016-08-15; Нарушение авторского права страницы

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.232.51.69 (0.031 с.)