Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Экзистенциальный вакуум и ценности смысла жизниСодержание книги
Поиск на нашем сайте
Через столетие точки зрения и аргументы русского религиозного философа В.В.Розанова и В. Франкла – современного психоаналитика третьей волны в точности сошлись. Оба отрицают гедонизм как погоню за счастьем, заключающегося в обретенном чувстве удовольствия, однако и смысл радости не может заключаться в ней самой, – считают они. «Радость, рассуждает Франкл, может сделать жизнь содержательной только тогда, когда она имеет смысл» [11, с.914]. Современная этика, освоившая потенциал мировых учений, также приходит к подобному выводу: «Радость и счастье как душевные состояния психологически очень близки. Иногда говорят, что радость связана с переживанием единичного события благоприятного самовыражения индивида, а счастье – длительное переживание радости. Однако счастье – это не просто эмоционально более насыщенная и растянутая во времени радость. В радости обнаруживает себя ощущение полноты жизни; радость преодолевает себя в восторге. В счастье же обнаруживает себя сознание достоинства жизни. Радость эмоциональна – счастье может быть и сдержанным» [12, c.303], (сравнить: «тихая радость» В.В. Розанова). Такой экзистенциал, как любовь, с точки зрения В. Франкла, может стать источником подлинной радости человека. Но это такая любовь, которая представляет собой, с одной стороны – самую высокую стадию эротического отношения, а с другой предполагает вступление во взаимоотношения с другим человеком как духовным существом. По-настоящему влюбленного затрагивает духовная близость любимого. Любящий любит самого любимого, т.е. то, чем является он сам. Любовь, – считает В. Франкл, – нечто большее, чем эмоциональное состояние; Любовь – это интенциональный акт, направленный на сущность другой личности, но духовные качества которой не противостоят твоим, совпадают с твоими, являются их продолжением в другом, выступают в единстве с моей «самостью». «В духовном акте любви мы познаем энтелехию» [13, с.260], что синонимично ментальности, и означает совпадение умостроя, глубинных ментальных слоев восприятия жизни. Там, где отсутствие любви пытаются скомпенсировать количеством сексуальных удовольствий, проявляются различного рода патологии, и подобная любовь приобретает уродливую, надломленную форму (это представлено, например, в рассказах Ф.А.Селиванова, фильмах Адриана Лайна «9,5 недель», Пола Верховена «Основной инстинкт» и др.). Однако любовь – это только один из возможных способов наполнения жизни смыслом, лучшими смыслами оказывались смыслы, направляющие людей на то будущее, с которым были связаны творчество, дело их жизни, ценности, ждущие своей реализации, которые Франкл тоже называет экзистенциалами человеческого существования. Несмотря на то, что любовь – это экзистенциальное состояние человека, но и ее «смысл должен быть найден, но не может быть создан» [10, с.37), иначе не избежать человеку экзистенциального вакуума. Франкл выделяет три рода ценностей, которые могут заполнить экзистенциальный вакуум и придать жизни тот или иной смысл. Первую группу ценностей, которые реализуются в продуктивной творческой деятельности, он называет созидательными [см. там же, с. 173]. Вторую группу, в которую входят, к примеру, благоговение перед природой, ее красотой, произведениями искусства и подобным, он называет ценностями переживания. И, наконец, в третью группу включаются ценности общения, которые показывают, насколько человек состоялся как человек. Это ценности самой человечности, гуманизма, взаимопонимания между людьми. Страдание и горе также являются частью человеческой жизни, как судьба и смерть. Судьба – это не фатум, или рок, как это понимали в античности. С современной точки зрения, Франкл считает, что существуют две позиции по отношению к судьбе. Первая состоит в том, что над судьбой необходимо работать, работать вместе с ней, придавая ей форму, т.е. «лепить» судьбу через ситуацию, находясь в состоянии созидания ценностей. Вторая позиция обусловлена тем, что если ситуацию человек не в состоянии изменить, оказывается неспособным реализовывать созидательные ценности, то в этой позиции по отношению к своей неизбежной участи понимать страдание как достижение, а следовательно, реализовывать ценности отношения (например, в случае, когда в семье кто-то неизлечимо болен). Человеческая жизнь, по образному сравнению Франкла, напоминает радиоактивный элемент с его ограниченным «периодом полураспада», в течение которого атомы распадаются, и его вещество постоянно и необратимо трансцендирует в энергию. В этом смысле совсем необязательно резко разграничивать жизнь и смерть, поскольку смерть является неотъемлемой составляющей жизни. Уже было сказано о том, что сама смерть делает жизнь более осмысленной. Не существует способов «победить смерть». Иногда люди стремятся приобрести бессмертие путем продолжения своего рода, а потому смысл жизни видят в том, чтобы узнавать себя в своих потомках. Однако, во-первых, как продолжение рода жизнь не может продолжаться до бесконечности. Во-вторых, мы приходим к парадоксу: человеческая жизнь, смыслом которой является размножение, была бы столь же бессмысленна, как и само размножение. В-третьих, продолжение жизни таким образом имеет смысл только в том случае, если эта жизнь наполнена смыслом. Это напоминает мысль В.С.Соловьева о том, что и любовь не имеет своим смыслом размножение, продолжение рода [см.13]. Жизнь приобретает смысл в других небиологических сферах: интеллектуальной, этической, эстетической. Жизнь превосходит себя не в «длину» - в смысле воспроизводства, а «в высоту» - путем реализации ценностей, или «в ширину» - путем воздействия на общество. Самая большая ошибка, которую мы можем совершить в жизни, - это почивать на лаврах. Никогда не следует довольствоваться достигнутым. Жизнь не перестает задавать нам все новые и новые вопросы, не позволяя нам останавливаться. Только самоодурманивание делает нас нечувствительными к постоянным уколам совести, которые посылает нам жизнь. Стоящего неподвижно – обходят; довольный собой – потерян. Ни в творчестве, ни в переживаниях нельзя довольствоваться достигнутым, каждый день, каждый час требует от нас новых свершений. Логотерапевт (и специалист по связям с общественностью, как и социальный работник) пытаются вместе с человеком путем переживания ценностей найти, обрести смысл жизни в тех важнейших сферах человеческой экзистенции, на которые уже указывалось. Напомним их: это создание творческого продукта в том или ином виде деятельности, в совершении дела; переживание ценностей природы или культуры и их трансляция; или, наконец, встреча с уникальным человеком, с самой его уникальностью, т. е. любовь. Я думаю, что эти сферы вполне можно совместить и в одной судьбе. Однако часто бывает благороден и возвышен смысл жизни как бы наперекор судьбе у тех людей, которые, не имея возможности реализовать смысл жизни в творчестве, общении и любви вследствие тяжелых осложнений жизни (например, как у героя американского фильма «Побег из Шаушенка»), поднимаются над собственным положением и превращают его в достижение, триумф и героизм. Так бывает в судьбе инвалидов, пострадавших в локальных войнах, жизнь которых превращается в героизм в стремлении вновь встать в строй в условиях возникших ограниченных возможностей. В эпоху экзистенциального вакуума образование не должно ограничиваться передачей традиций и конкретных знаний. Оно должно совершенствовать способность человека находить те уникальные смыслы, которые не задеты распадом универсальных традиционных ценностей. Следовательно, образование должно давать человеку средства для обнаружения собственных смыслов через понимание экзистенциалов человеческого бытия. Ведь наш разум есть разум открытого смерти и смерти предуготовленного существа, разум действующего, трудящегося и борющегося создания, разум преимущественно практический, наконец - разум творения, раздвоенного на две полярные формы жизни и томящегося по единению нашего существования, неизбежно он является разумом конечного человека, определенного и обусловленного в своем бытии смертью, трудом, гocподством (властью) и любовью [14] – так Э. Финк видит основные феномены (экзистенциалы) человеческого бытия. Еще одним способ понимания бытиячеловеком выступают бесчисленные формы игры: общественные игры, цирцеевские массовые представления, развлекательные игры и несколько более напряженные, менее легкие и привлекательные, нежели детские игры, игры взрослых; каждый знает об игровых элементах в сферах труда и политики, в общении полов друг с другом, игровые элементы почти во всех областях культуры. Home ludens неотделим от homo faber и homo politicus. Основные экзистенциальные феномены – не просто бытийные способы человеческого существования: они также и способы понимания, с помощью которых человек понимает себя как смертного, как трудящегося, как борца, любящего и игрока и стремится через такие смысловые горизонты объяснить одновременно бытие всех вещей. К этому необходимо добавить праздничность как экзистенциальное самораскрытие бытия, поскольку экзистенциал праздника[15] позволяет удерживать в обществе смысл и значение человеческих ценностей, выработанных и отобранных в процессе экзистирования человека.Контрольные вопросы 1. Почему духовность присуща только человеку и что из неё вытекает? 2. Раскройте основные смыслообразующие факторы человеческой жизни. 3. Раскройте место логотерапии в социальной работе. 4. Что означают экзистенциалы радости и любви в бытии человека? 5. Что такое экзистенциальный вакуум, как он образуется и преодолевается? 6. Назовите типы человеческих ценностей, которые могут лечь в основу обретения смысла жизни? 7. Почему смысл жизни невозможно дать? Почему его надо найти самому человеку? 8. Каково место любви как смысла жизни человека? 9. Может ли секс заполнить экзистенциальный вакуум и стать смыслом жизни человека. 10. Назовите структурные элементы любви и охарактеризуйте тип личности с каким-либо редуцированным её элементом. Литература к Разделу I. 1. Хабермас Юрген. Философский дискурс о модерне/пер. с немецкого. М.: Весь мир, 2003. 2. Хайдеггер М. Бытие и время. М.: Ad Marginem,1997. 3. Хайдеггер М. Время и бытие. Статьи и выступления. М.:Республика,1993. 4. Хайдеггер М. Бытие и время / пер. Р. Шутова. Last-modified,2000. htm. 5. Реале Дж., Антисери Д. Западная философия от истоков до наших дней. Т.4. СПб.,1997. 6. Найман Е.А. Эстетические основания философской онтологии. Томск: Изд-во Томск. ун-та, 2004. 7. Швейцер Альберт. Культура и этика. М.: Прогресс, 1973. 8. Фромм Э. Бегство от свободы. М.: Прогресс,1990; Маркузе Г. Одномерный человек. М.: REFL-book,1994. 9. Розанов В.В. Цель человеческой жизни // Смысл жизни: Антология. М.: Прогресс, Культура. М., 1994. С.19-64. 10. Франкл В. Человек в поисках смысла. М.: Прогресс, 1990. 11. Гуревич П.С. Человеческие экзистенциалы//Учебник для психологов. М.: Изд-во Моск. психолого-соц. инс-та; Воронеж: Изд-во НПО «МОДЭК»,2004. С.889-1098. 12. Гусейнов А.А., Апресян Р.Г. М.: Гардарики, 2004. 13. Соловьев В.С. Смысл любви // Сочинения. В 2-х т. Т. 2. М.,1988. С.493-547. 14. Электронный ресурс: //htpp//anthropologia.spbu.ru/texsts/fink_0.htlm Бытийный смысл и строй человеческой игры// Финк Э. Основные феномены человеческого бытия. Перевод с нем. А. Гараджи. 15. Слюсаренко М.А., Сысоева Л.С. Экзистенциальный смысл праздника. Томск: Изд-во ТПУ,2006. 16. Сысоева Л.С. Экзистенциальный смысл бытия в философском проекте Мартина Хайдеггера// Вестник Бурятского государственного университета. Философия. Социология. Политология. Культурология. –2008. – Выпуск 6. – С.9-14. 17. Слюсаренко М.А., Сысоева Л.С. Экзистенциальный смысл праздника. – Томск: Изд-во ТПУ, 2006. – 160 с. 18. Самотрансценденция нахождения смысла жизни в психоаналитическом экзистенциализме В. Франкла // Вестник Бурятского государственного университета. – 2008. – Серия философия, социология, политология, культурология.Вып. 14. С.9-14. РАЗДЕЛ II. НРАВСТВЕННОСТЬ КАК ФЕНОМЕН ДУХОВНОЙ ЖИЗНИ ЧЕЛОВЕКА. Из всех наук, которые человек должен знать, есть одна обязательная – как жить, делая как можно меньше зла. Лев Толстой Суждения наших врагов о нас ближе к истине, чем наши собственные Франсуа де Ларошфуко
|
||||
Последнее изменение этой страницы: 2016-06-23; просмотров: 308; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 52.14.255.122 (0.009 с.) |