Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Б. Правила хорошего тона за столом

Поиск

· Не садись за стол, пока не сядут дамы или пока хозяин или хозяйка не подадут сигнала занять места за столом.

· Не знакомь гостей после того, как они сели за стол.

· Не сиди слишком близко к столу, или слишком далеко от него.

· Не затыкай салфетку за воротник или не располагай её на груди.

· За столом не причмокивай, не дуй на горячее. Исключение могут составить маленькие дети.

· Не нагибайся слишком низко над тарелкой. Держись по возможности прямо.

· Правильно пользуйся ножом. С ножа не ешь, ты не дядя Будулай. Не накладывай пищу на вилку при помощи ножа. Бери на вилку столько, сколько на ней может поместиться без излишков.

· Никогда не пользуйся обратной стороной вилки или ножа (ручкой), например, для размешивания сахара в стакане.

· Не ешь слишком быстро. Не набивай рот слишком большим количеством пищи.

· Не втыкай нож в масло или в какое-либо другое блюдо.

· Не расставляй широко локти. Локти должны быть прижаты к телу. Не клади локти на стол.

· Не поднимай стакан или бокал слишком высоко.

· Не ешь ложкой то, что можно есть вилкой.

· Не выплевывай косточки на тарелку. Косточки следует извлечь изо рта на вилку или ложечку, прислоненную к губам, и затем положить на тарелку.

· Не висни над тарелкой соседа, если хочешь достать что-либо.

· Не вытирай лицо и бороду салфеткой. Салфетка служит только для вытирания губ. Не складывай салфетку треугольником после того, как поел. Салфетку следует небрежно положить на стол.

· Не поворачивайся спиной к другому, если намерен говорить с соседом. Не разговаривай с другим лицом через соседа.

· Не забывай, что дама, сидящая от тебя справа, имеет первое право на твое внимание. Даму, сидящую рядом с тобой, нельзя зыбывать независимо от того, представлен ты ей или нет.

· Старайся не ронять на пол нож или вилку. Но если уронил, не смущайся, спокойно попроси другую. Но не придавай слишком большого значения случившемуся, ни в коем случае не пытайся, став на колени или четвереньки, лезть под стол и там искать, что обронил.

· Не откидывайся и не разваливайся на стуле, тем более не раскачивайся.

· Не пользуйся зубочисткой за столом или пользуйся в крайнем случае незаметно.

· Отказываясь от какого-либо блюда, не говори, что оно тебе не нравится или что оно тебе вредно. Лучше всего отказаться без объяснения причин.

· Не делай за столом ни малейшего намёка на плохое пищеварение или какие-либо другие недуги.

· Мужчине, сопровождающему даму к столу, следует предлагать ей правую руку и усаживать справа от себя.

· Не делай вслух замечаний относительно манер другого. Как не вспомнить А.П. Чехова, который в повести «Дом с мезонином» словами помещика Белоусова представил всем известную теперь крылатую фразу: хорошее воспитание не в том, чтобы не пролить соуса на скатерть, а в том, чтобы не заметить, если это сделает кто-нибудь другой.

· Будучи хозяином или хозяйкой, никогда не заканчивай кушать первым. Подожди, пока закончат гости. Не проси вторую чашку чая или кофе, когда другие не получили еще по первой.

· Не напевай и не насвистывай во время обеда.

· Не пей с блюдечка, как это делали купцы и извозчики в старину. На картине Б. Кустодиева изображена купчиха, пьющая чай именно с блюдечка.

· Не читай книг, газет или писем за столом.

· Не вставай из-за стола, пока не закончили есть все.

Знание таких правил может спасти от неловкости, которую испытал один человек, приглашенный в гости. К столу подали птицу и принесли пиалы с розоватой водой. Было жарко. И молодой человек выпил водичку в пиале. Каково же было его изумление, когда другие гости, поев птицу руками, стали обмывать пальцы в пиале с водой, в которой было немного марганцовки.

Другой же оказался слишком педантичным, зная, что рыбу не едят ножом. Это был морской офицер, нечаянно оказавшийся в море. И когда на него набросилась акула, он выхватил кортик, но тут же опомнился: офицер, дворянин, рыбу – и ножом, и дал акуле себя проглотить. Мы же не будем впадать в крайности, и не дадим акуле себя проглотить.

Еще античная школа мудрости учила о мере в поведении человека как золотой середине: когда естественность превосходит воспитанность, он подобен деревенщине. Когда воспитанность заглушает естественность – ученому-книжнику (проявляются неискренность, натянутость, лицемерие, «китайский церемониал»). Когда же воспитанность и естественность уравновешивают в человеке друг друга, он становится благородным мужем.

Гёте высказывал очень мудрую мысль: Он говорил: обращаясь с ближними так, как они того заслуживают, мы тем самым заставляем их делаться хуже. Обращаясь же с ближними так, как будто они лучше того, что представляют из себя на самом деле, мы тем самым заставляем их становиться лучше.

В. «ЮНОСТИ ЧЕСТНОЕ ЗЕРЦАЛО»

Петр I в 1717 г. санкционировал издание книги «Юности честное зерцало или показание к житейскому обхождению», где сначала в алфавитном порядке изложены основные заповеди, на основе которых надо строить человеческие взаимоотношения, а затем и сами правила житейского обхождения. Вот некоторые из них.

· «Во-первых, наипаче всего должны дети отца и матерь в великой чести содержать. И когда от родителей что им приказано бывает, всегда шляпу в руках держать, а перед ними не вздевать, и возле них не садиться, и прежде оных не заседать, при них в окно всем телом не выглядывать, но все потаенным образом с великим почтением, не с ними вряд, но немного уступя позади оных, к стороне стоять, подобно яко паж некоторый или слуга (1).

· У родителей речеи перебивать не надлежит, и ниже прекословить, и других их сверстников в речи не впадать, но ожидать, пока они выговорят (3).

· Без спросу не говорить, а когда и говорить им случится, то должны они благоприятно, а не с криком и ниже с сердца, или с задору говорить, не якобы сумасброды. Но все, что им говорить, имеет быть правда истинная, не прибавляя и не убавляя ничего. Нужду свою благообразно в приятных и учтивых словах предлагать, подобно якобы им с каким иностранным высоким лицом говорить случалось, дабы они в том тако и обыкли (4).

· Неприлично им руками или ногами по столу везде колобродить, но смирно ести, а вилками и ножиком по тарелкам, по скатерти или по блюду не чертить, не колоть и не стучать, но должны тихо, и смирно, прямо, а не избоченясь, сидеть (5).

· Никто сам себя много не хвали, и не уничижай [не стыди] и не срамоти. И ниже дела своего возвеличивая, не расширяй боле, нежели как оное в подлинном действе состоит. И никогда роду своего и прозвания без нужды не возвышай, ибо так чинят люди всегда такия, которыя не в давно токмо прославились(9).

· Всегда время пробавляй в делах благочестных, а празден и без дела отнюдь не бывай, ибо от того случается, что некоторые живут лениво, не бодро, и разум их затмится и притупится, потом из того добра никакого ожидать можно, кроме дряхлого тела и червоточины, которое с лености тучно бывает (12).

· Младый отрок должен быть бодр, трудолюбив, прилежен и беспокоен, подобно как в часах маятник (13).

· От клятвы, чужеложства [блуда], играния и пьянства должен каждый отрок себя велми удержать и от того бегать, ибо из того ничто оно вырастет, кроме великой беды и напасти телесныя и душевныя, от того же рождается и погибель дому его и разорение пожиткам (14).

· Лучше, когда про кого говорят, он есть вежлив, смиренный кавалер и молодец, нежели когда скажут про которого, он есть спесивый болван (22).

· Отрок имеет быть трезв и воздержен, в чужие дела не мешаться и не вступать и ничего, что ему не касается, не всчинать и поводу к тому не давать, но с учтивостью уступать. Разве что когда чести его кто коснётся, или порекать учнет, то в таком случае уступки не бывает, но по нужде применение закону дается (23).

· Младые отроки должны всегда между собою говорить иностранными языки, дабы в том навыкнуть могли, а особливо, когда им что тайное говорить случится…(27).

· Когда тебя о чем спросят, то надлежит тебе отозваться и дать ответить, как пристойно, а не маши рукою и не кивай головой или иным каким непристойным образом, наподобие немых, которые признаками говорят и весьма никакой отповеди не дают(60).

· Когда прилучится тебе с другими за столом сидеть, то содержи себя в порядке по сему правилу: во-первых, обрежь свои ногти да не явится якобы оныя бархатом обшиты. Умой руки и сиди благочинно, сиди прямо и не хватай первый блюдо, не жри как свинья, не дуй в ушное, чтоб везде брызгало, не сопи егда яси, первый не пий, будь воздержен и бегай от пьянства, пий и яждь, сколько тебе потребно; в блюде будь последний, когда часто тебе предложат, то возьми часть из того, протчее отдай другому и возблагодари ему. Руки твои да не лежат долго на тарелке. Ногами везде не мотай. Когда тебе пить, не утирай [рта] губ рукою, но полотенцем и не пий, пока еще пищи не проглотил, не облизывай перстов и не грызи костей, не обрежь ножом зубов. Зубов ножом не чеши, но зубочисткою, и одной рукой прикрой рот, когда зубы чистишь. Хлеба, приложа к груди, не режь. Еже что перед тобой лежит, а инде не хватай. Ежели перед кого положить хощешь, не примай перстами, как некоторые народы ныне обыкли. Над ествою не чавкай, как свинья, и головы не чеши. Не проглотя куска не говори, ибо так делают крестьяне. Часто чихать, сморкать и кашлять не пригожо. Когда яси яйцо, отрежь наперед хлеба, и смотри чтобы при том не вытекло, и яждь скоро. Яишной скорлупы не разбивай, и пока яси яйцо, не пий. Между тем не замарай скатерти, не облизывай перстов. Около своей тарелки не делай забора из костей, корок хлеба и протчаго. Когда перестанешь ясти, возблагодари бога, умой руки и лице и выполощи рот (Юности честное зерцало или показание к житейскому обхождению. Собранное от разных авторов. СПБ.,1717. С.1-47).



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-06-23; просмотров: 289; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.17.175.191 (0.011 с.)