Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Интерпретация экзистенциалов бытия как коммуникативное пространство понимания в социальной работе↑ Стр 1 из 15Следующая ⇒ Содержание книги
Поиск на нашем сайте
ТЕМА I. ИНТЕРПРЕТАЦИЯ ЭКЗИСТЕНЦИАЛОВ БЫТИЯ КАК КОММУНИКАТИВНОЕ ПРОСТРАНСТВО ПОНИМАНИЯ В СОЦИАЛЬНОЙ РАБОТЕ Малые умы интересуются необычным; великие – самым обычным Элберт Хаббард ПРЕДИСЛОВИЕ
В социальной работе специалисту требуется создать коммуникативное пространство в работе с клиентом и уметь наполнить его таким содержанием, чтобы возникал социально-этический контекст взаимопонимания. Это не значит, что специалист будет разговаривать с клиентом на научном языке, но представлять себе философский континуум проблем человеческого существования (экзистенции) должен образованный человек, и с высоты своих знаний ему легче будет выстраивать профессиональный диалог пусть и на уровне повседневности. И в первую очередь встанут вопросы о смысле жизни, о месте принципа удовольствия в его контексте, и о самом понимании этого удовольствия. Но как ни странно, возникнет и вопрос о сущности смерти и о том, как нужно понимать её как часть жизни. Наконец, встанет вопрос о судьбе человека, о том, кто её осуществляет или предрешает. Также и о том, что нужно человеку сделать, чтобы считать, что его судьба состоялась. Какими принципами нужно руководствоваться, или какие экзистенциалы в человеке должны присутствовать, чтобы человеческое бытие было подлинным. После длительного господства «одномерной философии исторического материализма» в понимании человека и его судьбы, предлагаемый подход опирается на другие основания, нежели экономический детерминизм, хотя и разделяются при этом и взгляды не только экзистенциалистов и психоаналитиков новой волны, но и взгляды таких «оракулов», как О. Шпенглер, Й. Хёйзинга, А. Тойнби, К. Поппер, Н.Бердяев, Э. Тоффлер, Э Маркарян, А.Швейцер, Э. Фромм, Д.Судзуки и др. Что же касается философов- экзистенциалистов, то они использовались в различных переводах и вариантах, включая и интернет-ресурсы. В отличие от экзотерического похода, экзистенциальный является эзотерическим, т.е. более личностным, внутренним (рассматривающим человека изнутри его переживания бытия), где бытие предстаёт заботой самого человека. Предлагаемый курс опирается как на «пессимистические» (на первый взгляд) концепции бытия и поведения человека, так и на оптимистические (по форме), но, в сущности, если это доказательно истинные концепции, они, в конечном счёте, совпадают, так как высвечивают самые значимые ценности человеческой жизни, на которые он должен ориентироваться в своей жизни. Автор попытался выстроить собственную концепцию основ профессионально-этической работы специалиста по социальной работе, авторскую через экзистенциальную концепцию подлинного бытия человека в отличие от неподлинного, обозначить его основные феномены существования, называемые экзистенциалами, через смыслообразование, позволяющего избежать человеку экзистенциального вакуума и опираясь на основные ценности нравственной жизни человека. В то же время, излагая эти принципы, автор приемлет не все, изложенные и в истории этической мысли, и в современной этике, стараясь опереться на подлинно гуманистические принципы и отвергнув те, которые не выдерживают этого критерия. Автор отдаёт себе отчёт в том, что учебно-методическое пособие для студентов нуждается ещё в дополнениях, коррекции и иллюстрациях из практики собственно-социальной работы. Раздел I. Лекция I. Основные экзистенциалы [1] человеческого бытия Dasein – Вот-бытие Бытие неподлинное и подлинное Лекция III. Экзистенциалы этики жизнеутверждения Пессимизм – это настроение, оптимизм – воля Ален Воля к жизни как экзистенциал оптимистической этики Благоговение перед жизнью – эпицентр гуманистической этики Лекция IV. Обращение к вопросам смысла жизни как выстраивание этики бытия Кто в двадцать лет ничего не знает, в тридцать лет не трудится, в сорок лет ничего не приобрёл, тот никогда ничего не будет знать, ничего не сделает и ничего не приобретет Аксель Оксеншерна Критика гедонизма как смысла жизни Духовность человека как основание поисков смысла жизни Лекция V. Логотерапия в социальной работе как помощь в обретении смысла жизни. Легче отказаться от великих целей, чем от мелких привычек Александр Кумор Лишены прозорливости не те люди, которые не достигают цели, а те, которые проходят мимо неё Франсуа де Ларошфуко Экзистенциал радости Экзистенциал любви Лекции VI-VII. Сущность, категории и функции нравственности. Происхождение нравственности Нравственность как всеобщая форма человеческой жизни Нравственность и гуманистическая система ценностей Нравственные регуляторы жизни Главные категории нравственности Функции нравственности Нравственность (мораль) происходит от латинского moralis — нравственный, mores — нравы и обозначает особый тип регуляции поведения людей в культуре общества. Как формирование нового способа взаимоотношений людей (в отличие от животных) нравственность восходит к древнетотемическим отношениям, заменившим собой формы регуляции взаимоотношений в животном стаде. Первоначально это были коллективно-мистические представления, складывающиеся как племенные табу на основе тотемической партиципации (сопричастности) в кровнородственных отношениях. Именно уже здесь складывается принцип «Не убий», давший возможность перейти от эволюции естественного отбора к эволюции социокультурной. Он обеспечил возможность передачи социального опыта от старшего поколения, хранящего опыт, к молодому поколению. Тотемическими табу объясняют психоаналитики и, прежде всего З. Фрейд, запрет инцеста — невозможность близких половых кровнородственных связей как отношений людей одного тотема, что способствовало становлению института экзогамного брака [см. 1]. Нравственность рождается из потребности регулировать поведение человека на основе взаимообусловленности отдельного и общественного интереса. Через систему запретов, норм, оценок, идеалов складывается мораль как общественная форма регулирования поведения людей, подтягивая его до общественно необходимого. Мораль вызывает в сознании человека напряженный поиск нормативного смысла поступка. В нормах морали закрепляется общественно-необходимый, ценностно-ориентационный смысл. Есть еще одно понятие, имеющее прямое отношение к нравственности и морали — это этика (от ethos — нрав, обычай, характер, образ мысли). Под этикой понимается теория морали, видящая свою цель в обосновании принципов и норм морали, достойной человека жизни. Этика складывается из этических учений, так или иначе интерпретирующих основные категории морали, обосновывающие человеческое поведение: добро и зло, совесть, долг, честь, справедливость и др. Нравственное поведение выступает как сторона любой человеческой деятельности, а не локализуется в какой-то одной — в сфере познания, политики, искусства, религии, в семье, в каком-то коллективе. Нравственное поведение выступает такой стороной всей человеческой деятельности, которая может быть обозначена как нравы. В нем представлена моральная активность человека, реализуемая через его нравственный выбор. Первичный элемент, изначальная клеточка нравственного поведения — поступок (или проступок), поскольку в нем, в первую очередь, воплощаются нравственные представления и цели. Вследствие этого поступок может быть нравственным, безнравственным или нейтральным. Например, сварщик, который просто убирает металлические швы здания, выполняет свою работу по сварке. Тот же сварщик, проделывающий ту же работу в небоскребе Большого торгового центра в Манхеттене после террористического акта 11 сентября 2001 года, чтобы спасти человека, оказавшегося замурованным в стене, совершает высоконравственный поступок, поскольку здесь требуются особые виртуозные действия, смелость, решимость, выдержка, воля, риск. Следовательно, специфика нравственности раскрывается в том функциональном своеобразии, в той незаменимой социальной роли, которую нравственность играет в человеческом обществе. Эта специфика может быть выяснена только при рассмотрении морали как особого поведения, регулирующего отношения людей с точки зрения добра и зла. Подобно тому, как в научной деятельности главной является проблема истины, в эстетико-художественной деятельности — проблема красоты, в нравственности таковой является проблема добра. Соответственно средством объективации научного содержания является научный закон, эстетического содержания — художественный образ (или художественный предмет в прикладных искусствах), нравственного поведения — моральная норма. Хотя нужно подчеркнуть, что истина, добро и красота взаимосвязаны и взаимопроникают, поскольку отстаивают наиболее гуманные отношения и способствуют совершенствованию личности. В нормах морали закрепляется ценностно-гуманистический смысл. Нравственность позволяет установить связь поступка и всего поведения человека с гуманистической системой ценностей. Ч. Сноу в своей статье «Воинствующая моральность науки» настойчиво проводит мысль о том, что этически нейтральной науки быть не может, во всяком случае, не должно. Он выступает против циничного конформизма технократов, которые проявляют безропотную покорность, когда их открытия используются во зло человечеству. Это, прежде всего, связано с производством плутония, атомной энергетикой. Ученые не могут избежать ответственности так же, как остальные люди силы земного притяжения. Совесть обязывает их «сойти с эскалатора» и уметь сказать «нет». Ученый знает с полной статистической уверенностью, что если необходимое количество атомных бомб будет произведено в нескольких различных государствах, то некоторые из них будут взорваны: случайно, по глупости, потому что кто-то сойдет с ума — причины не имеют значения. Такое знание накладывает на ученого тяжелую нравственную личную ответственность. И этот тягчайший груз более тяжел, чем на плечах других людей. Тут нужна объединенная добрая воля ученых, чтобы не только контролировать мораторий смертоносного оружия, но и участвовать в том, чтобы не отдельным людям жилось так, как будто они находятся в дорогом и уютном ресторане, но и всем остальным жилось неплохо [2, с. 279-288]. Другую тенденцию нравственной роли науки прослеживает Й. Хёйзинга, когда говорит о сильном понижении воспитательной роли науки в ХХ веке по сравнению с XYIII. Он даже приводит сравнительное соотношение функций науки для прошлого и современности. Оно соответственно представлено следующими пропорциями: 8:4:1 и 2:16:16, где первая цифра представляет функцию воспитания в духе просвещения, вторая — приращение знания и третья — его техническое использование. Это означает, что тот самый нейтралитет науки, о недопустимости которого говорил Ч. Сноу, очень сильно возрос, т.е. убавилось ее воспитательно-нравственное значение при громадном увеличении технического воплощения. Хёйзинга отмечает также снижение критического уровня науки, что чревато распространением в сфере этого снижения безнравственных теорий. Так произошло с теорией З. Фрейда о ведущей роли либидо (полового влечения) и некоторых комплексов (Эдипа, Электры и др.) в поведении человека, среди которых наука «беззаботно резвится» [см. 3, с.286]. Нормы морали поддерживаются особыми психологическими механизмами, характерными для нравственного поведения — совестью и долгом. Это специфически нравственные способы регулирования поведения личности. Совесть требует от человека следовать добру и сопротивляться злу; долг повелевает быть честным, ответственным, сохранять человеческое достоинство. Совесть — один из древнейших интимно-личностных регуляторов поведения человека. Она есть одно из выражений нравственного самосознания и самочувствия личности. Человек выступает в разнообразных ситуациях, где нет готовых рецептов поведения. В этом случае и надо прислушиваться к голосу совести. «Голос совести тих, он трудно различим; и нужно научиться слушать и понимать то, что он говорит, чтобы действовать в согласии с ним. Однако научиться понимать, что говорит собственная совесть, чрезвычайно трудно, главным образом по двум причинам. Чтобы услышать голос собственной совести, мы должны уметь слушать себя, а большинству людей нашей культуры это удается с большим трудом. Мы прислушиваемся к каким угодно голосам, но только не к самим себе. Мы постоянно открыты любым потокам мнений и идей, бомбардирующих нас отовсюду: из кино, газет, радио, любой пустой болтовни. Если мы сознательно отказываемся от того, чтобы слушать себя, - нет ничего более печального для нас» [4, с.127-128]. Нравственность строится по мерке (мере) должного, идеального (идеала). Противоречия существующего и должного — это типично нравственные противоречия, приводящие к внутреннему конфликту личности при обостренном голосе совести. Таким примером является ситуация, представленная П. Мериме в его новелле «Партия в триктрак». Герой новеллы французский лейтенант Роже выигрывает у голландца 80 тысяч наполеондоров. Но 25 тысяч наполеондоров, которые сделали поворот в игре, он выиграл, смошенничав. Муки совести доводят Роже до самоубийства. Он потерял интерес ко всему: к делу, любимой женщине, которой так добивался, наконец, к жизни. Самооценка собственной личности упала до минимума и привела к самоубийству. Совесть — это сплав рационального и эмоционального в психике человека. Она наиболее остро выражает ощущение моральной удовлетворенности и неудовлетворенности человека, что проявляется в эмоциях чистой и нечистой совести, угрызений совести. Совесть можно назвать «нервом» моральной ответственности. Суд совести вызывает чувство моральной вины, непреодолимого несогласия человека с самим собой, ставящего под сомнение ценность самого существования личности, о чем великолепно сказано у Шекспира в «Ричарде III» или у А.С. Пушкина в «Борисе Годунове» следующим образом: Ах, чувствую, ничто не может нас Среди мирских печалей успокоить. Ничто, ничто, едина разве совесть. Так, здравая она восторжествует Над злобою, над темной клеветой. Но если в ней пятно, единое, Случайно завелось — тогда беда. Как язвой моровой душа сгорит, Нальется сердце ядом И молотком стучит в ушах упрек, И все тошнит, и голова кружится, И мальчики кровавые в глазах. И рад бежать, да некуда — ужасно. Да жалок тот, в ком совесть нечиста! Осознание долга, как и совесть, в структуре нравственного сознания личности играет роль одного из нравственно-психологических механизмов самоконтроля. Общественные требования морали предстают перед личностью в виде разумно осмысленной обязанности, ответственности за свое поведение перед обществом и самим собой. Это и есть долг. Долг — высокая нравственная обязанность, в задачу которой входит исполнение или сохранение тех или иных нравственных ценностей. Петруша Гринев считал своим долгом служение царю и отечеству. Альберт Швейцер, будучи теологом и философом, в тридцатилетнем возрасте решает получить и получает медицинское образование, чтобы лечить больных негров в дремучих лесах африканского Ламбарене. Франц Герлах в пьесе Ж.-П. Сартра «Затворники Альтоны», вернувшись с фронтов гитлеровской Германии, не выносит отчаяния выполнения долга, расходящегося с его личными убеждениями, и бросается с самого верхнего яруса судоверфи «Герлах». В вопросе выполнения долга самым существенным мотивом является осознанное представление о добре. Иногда в личности сталкиваются разные виды долга, которые возложены на личность. С выбором личностью высшего долга приходится часто сталкиваться, и этот выбор бывает трагическим, но соответствует совести человека. Такой выбор продемонстрировал нам Н.В. Гоголь в повести «Тарас Бульба» или Проспер Мериме в повести «Матео Фальконе». Матео Фальконе уводит в горы своего десятилетнего сына, когда узнает, что тот выдал жандарму за подачку в виде часов спрятавшегося у них во дворе беглого корсиканца, и там убивает, потому что вырастил предателя. Отступление от нравственных норм совести, долга, ответственности, утрата нравственного вектора добра рождает в культуре сферу зла или атасферу (от греч. Ата — богиня зла и глупости), по образному выражению автора термина Ф.А. Селиванова [5, с.66-68], которая, к сожалению, имеет тенденцию к разрастанию в современной культуре. Это терроризм, экологические нарушения, преступность, наркомания и наркомафия, политический и экономический олигархизм. Главной функцией морали, исходя из ее специфики, является регулятивная, но отличающаяся своей регуляцией от других регулятивных форм: административных требований, технических, социально-гигиенических правил и, прежде всего, от норм права. Моральное регулирование в отличие от правового не подкрепляется организационной силой общественных учреждений: оно внеинституционально (хотя в отдельные периоды истории существовали и министерство, и полиция нравов). Однако, по существу, мораль взаимопересекается с правом: преступление осуждает не только закон, но и нравственное негодование. Вместе с тем, правовое регулирование отличается более жесткой регламентацией, разработанными кодексами законов («нет преступления без указания закона»). Правовые предписания адресуются определенным лицам, коллективам, организациям, в то время как в морали адресат не определен четко, ее требования обращены ко всем людям. Правовые нормы осуществляются специальными институтами (органами власти, судом, прокуратурой), мораль же опирается прежде всего на силу общественного мнения. Право предусматривает кодифицированный набор карающих санкций, в то время как моральные санкции более гибки, разнообразны, выступают не только в виде принуждения, но и убеждения, одобрения, личного примера, самооценки в виде чистой совести или ее угрызений. Мораль и право, следовательно, не совпадают: далеко не все, что осуждается нравственно, карается законом. Советское право длительный период было деформировано приоритетом классового принципа над правовым и нравственным, так что оставалось «факультетом ненужных вещей», по выражению писателя А. Домбровского, все решала диктатура партийной номенклатуры. Честная интеллигенция, не разделяющая безнравственных и циничных установок советской номенклатуры, действующей от имени диктатуры пролетариата, выработала, находясь в «ГУЛАГе», по отношению к «судьям» принципы нравственной независимости: «не верь, не бойся, не проси» (А.И. Солженицын, В. Шаламов). Мораль обладает и познавательно-аксиологической функцией, так как знание всегда должно быть акцентировано ориентацией на ценности гуманистического развития, преодоления экологического кризиса, культурного равноправия народов, коэволюционного развития, смещения акцентов с технократизма на космоантропоцентризм во имя сохранения общечеловеческих ценностей. В русском контексте когнитивность морали выражалась в таких категориях, как «живознание» и «познание сердцем». Древние заповеди «Не убий», «Не укради» в современной жизни наполняются глобальным содержанием. Нравственность является основой человеческого общения. Главный принцип нравственного поведения содержит эпитафия на могиле доктора Гааза, тюремного врача, который стремился облегчить страдания даже осужденных на тюремное заключение: «Спешите делать добро». Через гносеологический и онтологический статус когнитивного чувства добра вырабатывается многоаспектный феномен нравственной целостности личности. Способность нравственного сознания постоянно, в самых различных ситуациях направлять действия человека на достижение той или иной моральной ценности называется ценностной ориентацией личности. Она объединяет все компоненты нравственного сознания, подчиняя их единой цели, придавая ему целостность. Например, ценностные ориентации Клайда Грифитца — главного персонажа «Американской трагедии» Т. Драйзера — попасть в высшее общество — приводит его к низким поступкам, убийству девушки, не отвечающей его честолюбивым помыслам, и в результате — на электрический стул. В заключение этого раздела можно назвать основные характеристики морального поведения: - способность к человеческому общежитию на основе согласованности личного и общего интереса; - стремление в поступках к добру и избежание зла; - совершение поступка, контролируемого совестью; - осознание долга и ответственности поведения на основании разума. Контрольные вопросы 1. Что такое мораль, нравственность, этика? 2. Объясните надобность морали в человеческом обществе. Из каких потребностей она возникает? 3. Назовите, какими категориями оперирует теория морали? 4. Приведите наиболее запомнившиеся Вам примеры присутствия в поступке совести, долга, ответственности. 5. Назовите собственную сферу проявления нравственного действия. 6. Охарактеризуйте соотношение нравственности с другими видами человеческой деятельности. 7. Каково отношение науки к нравственности, по Ч.Сноу? 8. Как Вы различаете добро и зло в нравственном поступке? 9. Назовите известные Вам нравственные «кодексы».
Этика человекобожия Этика марксизма Имморализм ницшеанства Этика и свобода выбора Абсурд и бунтующий человек Технократизм и этика Литература к разделу II. Компетентность Компетентность (профессионализм) является ценностью социальной работы и социально-педагогической деятельности, которая обеспечивает качественное решение социальных проблем обратившегося за помощью человека, его социума, социальной среды в целом и - обеспечивает принадлежность социального педагога и социального работника к их профессиональной группе; - определяет возможность их быстрого профессионального роста и привлечения для решения более сложных задач клиента; - побуждает к постоянному повышению уровня профессионализма, освоению новых знаний, развитию навыков и умений практической деятельности, глубокого понимания ценностей социальной работы и освоению методов научного исследования процессов социальной среды. Социальные работники и социальные педагоги: а) изучают, используют, распространяют и применяют знания, умения и навыки в практике социальной и социально-педагогической работы; б) постоянно повышают уровень своего профессионализма, поддерживают и расширяют свою компетентность в целях повышения качества услуг, осуществляя при этом поиск и оценку новых подходов и практических методов (методик, технологий) в своей деятельности; в) участвуют в научном поиске причин ущемления социальных интересов конкретных людей и социальных групп в целом, выявляют их характер и определяют пути их предупреждения и преодоления; г) принимают участие в образовательном процессе совместно сосвоими коллегами, студентами и практикантами, публикуют свой опыт разрешения конкретных социальных проблем клиентов или ситуаций на основе соблюдения принципа конфиденциальности; ж) признают рамки своей компетентности и не выходят за их пределы в ситуациях, где требуется более высокий уровень решения проблемы; ставят перед руководством вопрос о необходимости дальнейшего повышения своего профессионализма. Социальный работник и социальный педагог не имеют права использовать свои профессиональные знания, навыки и умения, а также отношения с клиентом в личных целях. Они должны избегать связей и отношений, которые идут во вред клиентам; никогда и ни при каких обстоятельствах не должны вступать в сексуальные отношения с ними. Лекции XIV-XVI Я уже не настолько юн, чтобы знать всё на свете Джеймс Метью Барри Всякий существующий порядок приходится непрерывно наводить Владислав Гжегорчик Многое придумано для того, чтобы не думать Карел Чапек Этические основы поведения, в том числе и профессионального поведения социального работника, берут свое начало в этикете, т.е. внешней стороне поведения, содержащей внутренние аспекты целесообразности, вежливости, уважения, гуманности. Это всеобщие правила поведения. Знакомство Юности честное зерцало» А. ЗНАКОМСТВО · Знакомя, не представляют женщину мужчине. Мужчина, независимо от ранга всегда представляется женщине. Младшие по возрасту всегда представляются старшим, а не наоборот. · Никогда не подавай женщине руку первым. Инициатива должна исходить от неё. По тем же соображениям не подавай для рукопожатия руку старшим по возрасту или положению, пока они не сделают это первыми. · Не старайся пожать руки всем присутствующим. Если хозяин или хозяйка подают руку, её следует пожать. Остальным достаточно поклониться. · Не торопись сесть. Следует подождать, пока хозяин или хозяйка пригласят тебя сделать это. · Не забывай встать всегда, когда в комнату входит женщина. · Не появляйся на людях в халате, пижаме, домашних тапочках. · Никогда не выходи на улицу в нечищеных ботинках. · Не носите повседневно драгоценностей, которые имеют характер украшения. В повседневной практике ювелирные изделия должны носить целесообразно-прагматический характер. · Не носите платья кричащих цветов, выбирай спокойные ненавязчивые узоры и фасон, который подходит к твоей фигуре. Английский писатель Бернард Шоу, известный своим остроумием заметил: когда бог сотворил бабочку, он сделал её яркой, когда же сотворил слона, то он покрасил его серой краской. · Занимайся личным туалетом дома. Не делай этого в общественных местах или на улице. Однако время вносит свои коррективы. В фильме Эльдара Рязанова по сценарию Эмиля Брагинского «Служебный роман» показано, как первые полчаса, придя на работу, женщины приводят себя в порядок, нанося макияж и поправляя прическу. Кроме улыбки это ничего не вызывает. Мы видим также в кино, как женщины, сидя в ресторане, подкрашивают губы. Для более тщательной коррекции косметики, они, предупреждая, отлучаются в другие места. Следуя пословице, повторенье – мать ученья, остановимся на некоторых правилах хорошего тона ЗА СТОЛОМ: В. «ЮНОСТИ ЧЕСТНОЕ ЗЕРЦАЛО» Петр I в 1717 г. санкционировал издание книги «Юности честное зерцало или показание к житейскому обхождению», где сначала в алфавитном порядке изложены основные заповеди, на основе которых надо строить человеческие взаимоотношения, а затем и сами правила житейского обхождения. Вот некоторые из них. · «Во-первых, наипаче всего должны дети отца и матерь в великой чести содержать. И когда от родителей что им приказано бывает, всегда шляпу в руках держать, а перед ними не вздевать, и возле них не садиться, и прежде оных не заседать, при них в окно всем телом не выглядывать, но все потаенным образом с великим почтением, не с ними вряд, но немного уступя позади оных, к стороне стоять, подобно яко паж некоторый или слуга (1). · У родителей речеи перебивать не надлежит, и ниже прекословить, и других их сверстников в речи не впадать, но ожидать, пока они выговорят (3). · Без спросу не говорить, а когда и говорить им случится, то должны они благоприятно, а не с криком и ниже с сердца, или с задору говорить, не якобы сумасброды. Но все, что им говорить, имеет быть правда истинная, не прибавляя и не убавляя ничего. Нужду свою благообразно в приятных и учтивых словах предлагать, подобно якобы им с каким иностранным высоким лицом говорить случалось, дабы они в том тако и обыкли (4). · Неприлично им руками или ногами по столу везде колобродить, но смирно ести, а вилками и ножиком по тарелкам, по скатерти или по блюду не чертить, не колоть и не стучать, но должны тихо, и смирно, прямо, а не избоченясь, сидеть (5). · Никто сам себя много не хвали, и не уничижай [не стыди] и не срамоти. И ниже дела своего возвеличивая, не расширяй боле, нежели как оное в подлинном действе состоит. И никогда роду своего и прозвания без нужды не возвышай, ибо так чинят люди всегда такия, которыя не в давно токмо прославились(9). · Всегда время пробавляй в делах благочестных, а празден и без дела отнюдь не бывай, ибо от того случается, что некоторые живут лениво, не бодро, и разум их затмится и притупится, потом из того добра никакого ожидать можно, кроме дряхлого тела и червоточины, которое с лености тучно бывает (12). · Младый отрок должен быть бодр, трудолюбив, прилежен и беспокоен, подобно как в часах маятник (13). · От клятвы, чужеложства [блуда], играния и пьянства должен каждый отрок себя велми удержать и от того бегать, ибо из того ничто оно вырастет, кроме великой беды и напасти телесныя и душевныя, от того же рождается и погибель дому его и разорение пожиткам (14). · Лучше, когда про кого говорят, он есть вежлив, смиренный кавалер и молодец, нежели когда скажут про которого, он есть спесивый болван (22). · Отрок имеет быть трезв и воздержен, в чужие дела не мешаться и не вступать и ничего, что ему не касается, не всчинать и поводу к тому не давать, но с учтивостью уступать. Разве что когда чести его кто коснётся, или порекать учнет, то в таком случае уступки не бывает, но по нужде применение закону дается (23). · Младые отроки должны всегда между собою говорить иностранными языки, дабы в том навыкнуть могли, а особливо, когда им что тайное говорить случится…(27). · Когда тебя о чем спросят, то надлежит тебе отозваться и дать ответить, как пристойно, а не маши рукою и не кивай головой или иным каким непристойным образом, наподобие немых, которые признаками говорят и весьма никакой отповеди не дают(60). · Когда прилучится тебе с другими за столом сидеть, то содержи себя в порядке по сему правилу: во-первых, обрежь свои ногти да не явится якобы оныя бархатом обшиты. Умой руки и сиди благочинно, сиди прямо и не хватай первый блюдо, не жри как свинья, не дуй в ушное, чтоб везде брызгало, не сопи егда яси, первый не пий, будь воздержен и бегай от пьянства, пий и яждь, сколько тебе потребно; в блюде будь последний, когда часто тебе предложат, то возьми часть из того, протчее отдай другому и возблагодари ему. Руки твои да не лежат долго на тарелке. Ногами везде не мотай. Когда тебе пить, не утирай [рта] губ рукою, но полотенцем и не пий, пока еще пищи не проглотил, не облизывай перстов и не грызи костей, не обрежь ножом зубов. Зубов ножом не чеши, но зубочисткою, и одной рукой прикрой рот, когда зубы чистишь. Хлеба, приложа к груди, не режь. Еже что перед тобой лежит, а инде не хватай. Ежели перед кого положить хощешь, не примай перстами, как некоторые народы ныне обыкли. Над ествою не чавкай, как свинья, и головы не чеши. Не проглотя куска не говори, ибо так делают крестьяне. Часто чихать, сморкать и кашлять не пригожо. Когда яси яйцо, отрежь наперед хлеба, и смотри чтобы при том не вытекло, и яждь скоро. Яишной скорлупы не разбивай, и пока яси яйцо, не пий. Между тем не замарай скатерти, не облизывай перстов. Около своей тарелки не делай забора из костей, корок хлеба и протчаго. Когда перестанешь ясти, возблагодари бога, умой руки и лице и выполощи рот (Юности честное зерцало или показание к житейскому обхождению. Собранное от разных авторов. СПБ.,1717. С.1-47). Д. «КОДЕКС А.П.ЧЕХОВА» А.П. Чехов в письме своему брату Николаю, художнику, составил целый кодекс этического поведения: «Воспитанные люди, по моему мнению, должны удовлетворять следующим условиям: они уважают человеческую личность, а потому всегда снисходительны, мягки, вежливы и уступчивы… Они не бунтуют из-за молотка или пропавшей резинки. Живя с кем-нибудь, они не делают из этого одолжения, и, уходя, не говорят: с вами жить нельзя. Они прощают и шум, и холод, и пережаренное мясо, и присутствие в их жилье посторонних. Они сострадательны не к одним только нищим и кошкам. Они болеют душой и от того, чего не увидишь простым глазом. Они ночей не спят, чтобы помогать Полеваевым, платить за братьев-студентов, одевать мать. Они уважают чужую собственность, а потому и платят долги. Они чистосердечны и боятся лжи, как огня. Не лгут они даже в мелочах, пустяках. Ложь оскорбительна для слушателя и опошляет его в глазах говорящего. Они не рисуются, держат себя на улице так же, как дома. Не пускают пыли в глаза меньшей братии. Они не болтливы, не лезут с откровенностями, когда их не спрашивают. Из уважения к чужим ушам они чаще молчат. Они не уничижают себя с той целью, чтобы вызвать в другом сочувствие. Они не играют на струнах чужих душ, чтобы в ответ им вздыхали и нянчились с ними. Они не говорят: «меня не понимают!» или «я разменялся на мелкую монету!», потому что это бьет на дешевый эффект, пошло, старо и фальшиво. Они не суетны. Их не занимают такие фальшивые бриллианты, как рукопожатие пьяного Плеваки, восторг встречного в Salon’e, известность по портретным. Они смеются над фразой: «Я представитель печати…» Делая на грош, они не носятся со своей папкой на сто рублей и не хвастают тем, что их пустили туда, куда других не пустили. Истинные таланты всегда сидят в потемках, в толпе, подальше от выставки! Даже Крылов сказал, что пустую бочку слышнее, чем полную. Если они имеют в себе талант, то уважают его. Они жертвуют для него покоем, женщинами, суетой. Они горды своим талантом…. Они воспитывают в себе эстетику. Они не могут уснуть в одежде, видеть на стене щели с клопами, дышать дрянным воздухом, шагать по оплеванному полу, питаться из керосинки. Они стараются по возможности укротить и облагородить половой инстинкт. Им нужны от женщины не ум, выражающийся в умении лгать без устали. Им, особливо художникам, нужны свежесть, изящество, человечность, способность быть…матерью. Они не трескают походя водку, не нюхают шкафов, ибо они знают, что они не свиньи. Ибо им нужна mens sana in corpore sano. Общие правила 2)Основные требования к руководителю коллектива 3) Имидж – путь к успеху: а) предметный мир и личность; б) визуальный образ; в) макияж; г) причёска; д) одежда и обувь; е) аксессуары; ж) овеществлённый имидж; з) вербальный имидж; и) какое впечатление Вы производите в коммуникации.
ОБЩИЕ ПРАВИЛА 1) В рамках служебного положения никогда не допускать по отношению к своим подчиненным, к руководству, к коллегам по службе, к клиентам таких поступков, каких бы не желал 2) Соблюдать справедливость при разделении между сотрудниками необходимых для их служебной деятельности ресурсов. 3) Исправлять этические нарушения, независимо от того, когда и кем они были допущены. 4) Служебное поведение и действия сотрудника этичны, если они способствуют развитию организации с моральной точки зрения. 5) Действия сотрудника и организации в целом этичны, если они не нарушают этических норм. 6) Этичным является терпимое отношение сотрудников организации к моральным устоям, традициям, имеющим место в других организациях, регионах, странах. 7) Рекомендуется разумно сочетать индивидуальный релятивизм с требованиями общечеловеческой этики. 8) Индивидуальное и коллективистское начала равно признаваемы при разработке и принятии решений в деловых отношениях. 9) Не следует бояться иметь собственное мнение при решении любых служебных вопросов, но это должно проявляться в разумных пределах. 10) Не применять давления на подчиненных. 11) Помнить о постоянстве воздействия: этические стандарты внедряются 12) При воздействии на коллектив, на отдельного сотрудника учитыва
|
||||
Последнее изменение этой страницы: 2016-06-23; просмотров: 237; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.147.27.154 (0.018 с.) |