Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Философия – это форма общественного сознания; учение об общих принципах бытия и познания, об отношении человека к миру, о всеобщих законах развития природы, общества и мышления.Содержание книги
Похожие статьи вашей тематики
Поиск на нашем сайте
Объектом философии является вся объективная действительность, весь материальный и духовный мир, включая самого человека. Предметом философии являются наиболее общие законы развития природы, общества и человеческого мышления, разработанные на основе и в процессе изучения объекта ее исследования.
2вопрос. В философии всегда присутствуют два противоположных угла зрения: направленность сознания на формирование картины окружающего мира и его обращённость «внутрь», к самому человеку, стремление понять его суть, место в мире. Отношения мира внешнего и внутреннего (духовной жизни) пронизывают всю философию: - Является ли сладость объективным свойством сахара или это лишь субъективное вкусовое ощущение человека? - Принадлежит ли красота предметам природы, людям или это человеческая (субъективная) способность воспринимать красоту? - Что такое истина? Нечто объективное или это познавательное движение человека? Все эти вопросы затрагивают общую проблему соотношения бытия и сознания, объективного и субъективного, мира и человека. Проблема «мир - человек» может рассматриваться как универсальная, в определённом смысле как основной вопрос философии. Важнейшее его содержание составляет альтернатива: что является первичным: дух или природа? Другой стороной этого вопроса является принцип познаваемости мира. Философы, принимавшие за исходный пункт дух, сознание назывались идеалисты. Те же, кто брал за основу миропонимания природу, материю, существующую независимо от человеческого сознания назывались материалистами. Вопрос этот не все философы рассматривают, как основной и в истории философии большинством философов он вообще не формулировался, а Альберт Камю считал самой важной проблемой, проблему смысла жизни: «Решить стоит ли жизнь труда быть прожитой или она не стоит этого, - значит ответить на основной вопрос философии». Философия как мировоззрение прошла три основные стадии своей эволюции: Космоцентризм - философское мировоззрение, в основе которого лежит объяснение окружающего мира, явлений природы через могущество, всесильность, бесконечность внешних сил - Космоса и согласно которому все сущее зависит от Космоса и космических циклов (данная философия была свойственна Древней Индии, Древнему Китаю, другим странам Востока, а также Древней Греции). Теоцентризм - тип философского мировоззрения, в основе которого лежит объяснение всего сущего через господство необъяснимой, сверхъестественной силы - Бога (был распространен в средневековой Европе). Антропоцентризм - тип философского мировоззрения, в центре которого стоит проблема человека (Европа эпохи Возрождения, Нового и Новейшего времени, современные философские школы). Методы философии Диалектика - метод философского исследования, при котором вещи, явления рассматриваются с учетом внутренних противоречий, изменений, развития, причин и следствий, единства и борьбы противоположностей; Метафизика - метод, противоположный диалектике, при котором объекты рассматриваются обособленно, как сами по себе, без взаимосвязи, однозначно, без учета противоречий; Догматизм - восприятие окружающего мира через призму догм - раз и навсегда принятых убеждений, недоказуемых, «данных свыше» и носящих абсолютный характер. Такой метод был присущ средневековой теологической философии; Эклектика - метод, основанный на произвольном соединении разрозненных, не имеющих единого творческого начала фактов, понятий, концепций, в результате этого появляются поверхностные, но внешне правдоподобные выводы (в средние века - в религии, в настоящее время - в рекламе); Софистика - метод, основанный на логически ошибочных рассуждениях, выдающихся за логически истинные с помощью уловок, двусмысленности, с целью не получения истины, а победы, например, в споре, доказательства «чего угодно и кому угодно»; софистика была распространена в Древней Греции и использовалась как прием ораторского искусства; Герменевтика - метод прочтения и толкования смысла текстов, широко распространен в западной философии; Эмпиризм - метод и направление в познании, согласно которому в основе познавательного процесса лежит опыт, получаемый в основном в результате чувственного познания («Нет ничего в мыслях, чего бы до этого не было в опыте и чувственных ощущениях»); Рационализм - философский метод и направление в философии, согласно которому абсолютно достоверное знание может быть достигнуто только с помощью разума (т. е. выведено из самого разума) без влияния опыта и ощущений («Все можно подвергнуть сомнению, а любое сомнение - это уже работа мысли, разума»). 3 вопрос. Философия, как система знаний имеет собственную структуру, элементами которой являются философские учения: - История философии изучает процесс становления и развития философии. - Онтология (онтос – сущее, логос – учение) – исследует наиболее общие проблемы бытия природы, общества, человека, стремится создать определенную картину мира, которая не только позволяла бы составить представление о мире в целом, но и выявила бы его скрытую сущность, его глубинные причины. - Гносеология (гнозис – познание) - анализирует наиболее общие вопросы познания.Познаваем мир или нет, о возможностях, целях и методах познания. В современной гносеологии выделились такие ведущие отрасли как эпистемология (учение о знании как таковом, его структуре, закономерностях), науковедение (дисциплина, изучающая теоретические проблемы развития науки) - Социальная философия изучает наиболее общие вопросы развития общества. - Философская антропология исследует наиболее общие вопросы человека. - Аксиология (аксиа – ценность) – теория ценностей. - Эстетика – учение о прекрасном и безобразном, возвышенном и низменном, о красоте и гармонии мира, о смысле и предназначении искусства; - Этика –философское учение о морали и нравственности, о добре и зле, в задачи которого входит уяснение природы морали и нравственности, их происхождении и функциях. - Логика - наука о законах мышления. Среди философских учений можно выделить также философию природы, философию техники, философию права, философию культуры, философию истории и.т.д. Функции философии: Эстетическая - связана с изучением законов красоты и ее восприятия человеческим сознанием. Критическая – передовые мыслители, как правило, ставят под сомнение, расшатывают устоявшееся мнение, миропонимание. Вместе с этим они стремятся сохранить в отвергаемом всё ценное, рациональное и развить его. Принцип «подвергай все сомнению», со времен античности проповедуемый многими философами, свидетельствует о важности критического подхода и наличии определенной доли скепсиса по отношению к существующему знанию и ценностям. Аксиологическая (от греч. ахios - ценный). Философия способствует ориентации человека на определённые ценности: социальные, нравственные, эстетические, идеологические и.т.д. Гносеологическая (познавательная) - философия, способствует расширению и углублению знаний о мире, человеке. Мировоззренческая -философия способствует формированию целостной картины мира, объединяя данные наук, искусств, практик, религии и.т.д. Методологическая - связана с разработкой общих принципов и методов познавательной и практической деятельности человека. Гуманистическая - связана с обоснованием ценности человеческой личности, ее достоинства, прав и свобод. Эвристическая - (от греч. heurisko – открываю, отыскиваю) – искусство изобретения; руководство к тому, как находить новое, в том числе путём наводящих вопросов, учение о творческом мышлении.
Вопросы для самоконтроля: 1.В чем особенность философского познания мира? 2.Чем похожи и чем отличаются мифология, религия, философия? 3. Попытайтесь объяснить термины: - философия - натурфилософия - мифология - гилозоизм - идеализм - материализм - онтология - гносеология - аксиология - философская антропология.
Лекция 2
|
||||
Последнее изменение этой страницы: 2016-08-15; просмотров: 1292; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.144.21.237 (0.007 с.) |