![]() Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву ![]() Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Ценностные ориентиры ислама и христианстваСодержание книги
Похожие статьи вашей тематики
Поиск на нашем сайте
Вопросы для самоконтроля: 1. Охарактеризуйте формы религии охотников и собирателей. 2. Дайте краткую характеристику буддизма и назовите его основные черты. 3. Какие функции выполняет религия в обществе? 4. Дайте сравнительную характеристику ислама и христианства. Что Вам известно о судьбе ислама и христианства в современном мире? 5. Дайте объяснение следующим фактам: И ислам, и христианство предусматривают посты, среди них есть строгие (месяц Рамадан, Великий Пост). 6.Приведите аргументы в защиту этих суждений или опровергните их: а) Все религии способствуют консолидации общества, особенно на трудных этапах исторического развития. б) Религия - форма закрепощения людей, граничащая с полным бесправием и стремлением оправдать крайнюю степень неравенства. 7.Что общего между понятиями и чем они различаются: черное духовенство и белое духовенство; мечеть - церковь; папа - патриарх; имам - патриарх; Новый Завет – Ветхий завет. Словарь терминов Абсолют (от лат. absolutus – безусловный, неограниченный) – в философии и религии безусловное, совершенное начало бытия, свободное от каких либо условий (Бог, абсолютная личность). Абстракция (от лат. abstractio – отвлечение) – форма познания, основана на мысленном выделении существенных свойств и связей предмета и отвлечений от частных свойств и связей.
Агностицизм (от греч. agnostos – недоступный познанию) – философское учение, отрицающее возможность познания объективного мира и достижимость истины. Акселерация (от лат. acceleration – ускорение) – ускорение роста и полового созревания детей и подростков по сравнению предшествующими поколениями. Аксиология (от греч. axia – ценность и logos – учение) – философское учение о ценностях, теория ценностей. Альтруизм (от лат. alter -другой) – бескорыстная забота о благе других людей, противоположность эгоизма. Анализ (от греч. analysis – разложение) 1) мысленное или реальное расчленение объекта на элементы..2) научное исследование вообще. Аналогия (от греч. analogia — соответствие) — сходство между предметами, явлениями и т.д. Аналогия— индуктивное умозаключение, когда на основе сходства двух объектов по каким-то одним параметрам делается вывод об их сходстве по другим параметрам. Анархия (от греч. anarchia – безвластие) – безвластие, безначалие, беспорядок, стихийность, неорганизованность. Анимизм (от лат. anima – душа) – у примитивных народов вера в одушевлённость всей природы, в то, что у людей, животных, растений, предметов есть душа. Античность (от лат. antiqus – древний) относящейся к истории, к культуре древних греков, римлян. Антропогенез (от греч. anthropos – человек и genesis –происхождение) – становление человека как вида в процессе эволюционного развития. Антропология (от греч. anthropos – человек и логос – слово, учение) – наука о происхождении и эволюции человека, об образовании человеческих рас и о вариациях физического строения человека. Антропоморфизм (от греч. anthropos – человек и morphe – форма) – уподобление человеку, наделение человеческими признаками чего-либо, кого-либо. Антропоморфный – человекоподобный. Антропосоциогенез (от греч. anthropos – человек, лат. societas - общество и genesis – происхождение) – процесс одновременного, взаимообусловленного становления человека и общества. Антропоцентризм (от греч. anthropos – человек и латинского centrum – центр) - 1) Воззрение, согласно которому человек есть центр Вселенной. 2) Человек в центре внимания общества, высшая ценность. Апологеты (от греч. apologia – защита) – защитники принципов христианства, раннехристианские писатели и философы.
Апостериори (от лат. a posteriori - из последующего) – происходящее из опыта. Априори (от лат. a priori – из предшествующего) - 1) Знание, предшествующее опыту, независимое от него, внеопытное знание.2)Судить, знать заранее, наперед. Аскетизм (от греч. asketes – упражняющийся, подвижник) – принцип ограничения или подавления чувственных желаний, крайнее воздержание от жизненных благ. Ассимиляция (от лат. assimilatio – подобный) – слияние одного народа с другим, с утратой одним из них своего языка, культуры, национального самосознания. Атараксия (отгреч. ataraxia-невозмутимость) – состояние душевного покоя, к которому должен стремиться мудрец. Атеизм (от греч. atheos – безбожный) – отрицание Бога, неверие в Бога. Биоцентризм (от греч. bios-жизнь и лат. centrum-центр) - сознательная установка человека на сохранение и воспроизводство жизни на Земле. Бытие – философская категория, обозначающая существование, бытие в мире, данное бытие. «Вещь-в-себе» - категория Канта, обозначающая «истинное» бытие вещи, вещь как она есть на самом деле. «Вещь-для-нас» -категория Канта, обозначающая явление, вещь, как она существует в сознании субъекта, представление человека о вещи. Волюнтаризм (от лат. voluntas – воля) - 1) направление в философии, объявляющее волю высшим принципом бытия. 2) политика, не считающаяся с реальными условиями и возможностями, определяемая субъективной волей осуществляющих её лиц. Воля - духовный акт, способность выбирать, иногда даже наперекор своим интересам. Всеединство – единство Вселенной, в которой вещи в их внутренней связи и взаимодействии образуют единое целое. Гедонизм (от греч. hedone – удовольствие) – направление в этике рассматривающее чувственное наслаждение, удовольствие как цель жизни и доказательство нравственности. Гелиоцентризм (от греч. helios – Солнце и лат. centrum – центр) – Коперниковская картина мира, согласно которой Солнце находится в центре Вселенной. Географический детерминизм (от лат. determinare-определять, обуславливать) – учение о том, что развитие общества обусловлено географическими факторами (климат, почвы, ландшафт и.т.д.) Геополитика (от греч. ge – Земля и politike – государственные или общественные дела) – концепция, согласно которой политика государства (особенно внешняя), предопределяется географическими факторами (климат, почвы, природные ресурсы, положение страны и т.д.) Геоцентризм (от греч. ge –Земля и лат. centrum – центр) – мировоззрение, согласно которому Земля находится в центре мира. Герменевтика (от греч. hermeneutikos – разъясняющий, истолковывающий) – искусство, традиция и способы толкования текстов, учение о принципах их интерпретации. Гилозоизм (от греч. hile – материя и zoe – жизнь) – философское учение о всеобщей одушевлённости материи. Глобализация – приобретение процессами и явлениями общепланетарного, всемирного характера. Глобальные проблемы (от лат. globus-шар) - проблемы, охватывающие весь земной шар и требующие совместных усилий всех стран для их решения. Гносеология (от греч.gnosis – знание, познание) – это теория познания, изучает формы познания, цели, методы, ответственность людей. Гносеологический – относящийся к процессу познания. Гностицизм (от греч.gnosis – знание, познание) – философский взгляд, допускающий возможность познания мира и достижения истины. Гуманизм (от лат. humanus – человечный) 1) отношение к человеку как высшей ценности.
2) человечность в отношении к людям. Дарвинизм – учение Ч. Дарвина о происхождении и развитии животных и растений путем естественного отбора, теория эволюции природы, основанной на естественном отборе. Двойственная истина – термин, обозначающий учение о разделении философских и богословных истин, согласно которому истинное в философии может быть ложным в теологии и наоборот. Деизм (от лат. deus - бог) - философское воззрение, согласно которому бог является источником начальной энергии мира (первотолчок), но впоследствии уже не вмешивается в течение земных событий. Демографический «взрыв» - резкое ускорение темпов роста населения в мире. Деспотия (от греч. despoteia-неограниченная власть) – форма неограниченной самодержавной власти, характеризующаяся полным бесправием подданных. Детерминизм (от лат. determinare-определять, обуславливать) – философское учение о закономерной взаимосвязи и причинной обусловленности всех явлений. Диалектика (от греч. dialektike – искусство вести беседу) – философское учение о внутреннем противоречии всего существующего и метод познания мира в единстве и постоянном изменении. Догма (то же, что и догмат) – положение, принимаемое за непреложную истину, неизменную при любых обстоятельствах. Догмат (от греч. dogma – мнение) – положение церковного вероучения, объявляемое непреложной истиной, не подлежащей критики. Догматизм – схематически – окостеневший тип мышления, при котором анализ и оценка теоретических и практических проблем и положений производится без учёта конкретной реальности, условий, места и времени. Доиндустриальное общество еще называют традиционным, где определяющим фактором развития выступало сельское хозяйство, с церковью и армией как главными институтами. Доминирующая культура – разновидность культуры содержит своего рода культурные универсалии данного общества, т.е. ценности и нормы большинства людей. Дуализм (от греч. dualis – двойственный) - философское учение, исходящее из признания равноправия двух начал: духа и матери. Духовная культура - знания, идеи, языки, искусство, обряды, обычаи, традиции, социальные нормы и ценности и т.д. Европоцентризм – осознание и признание европейских ценностей как главенствующих. Зооморфизм (от греч. zoon-животное и morphe-форма) – представление богов в образе животных. Идеализм – (от греч. idea – идея) – направление в философии, утверждающее, что дух, сознание, мышление, психическое – первично, а материя, природа, физическое – вторично, производно.
Императив (от лат. imperativus-повелительный) – в этике Канта – непреклонное, безусловное нравственное требование. Гипотетический императив имеет силу лишь при определенных условиях, категорический императив – общеобязательное правило для всех людей во всех случаях. Индивид - 1.единичный представитель человеческого рода, родовая биологическая характеристика человека. 2.обозначение единичного в отличии от совокупности, массы. Индустриальное общество – это общество, где определяющим фактором развития является промышленность, с корпорацией и фирмой во главе. Интеллект (от лат. intellectum - ум, познание, рассудок) – разум, способность мыслить, рационально познавать. Интуитивизм (от лат. intuitio – пристально смотреть) – течение в философии, которое видит единственно достоверное средство познания в интуиции (чутье, проницательности), а не в интеллекте. Иррационализм (от лат. irrationalis – неразумное) – учение, исходящее из того, что познание мира недоступно рассудку. Источниками познания иррационализм считает инстинкт, интуицию, чувство, любовь и так далее. Карма (от санскрит. karma- деяние) - закон воздаяния, общая сумма совершенных поступков и их последствий для последующего существования. Конфессия (от лат. confessio) – вероисповедание. Концепция (от лат. conceptio – понимание, система) – замысел, точка зрения, трактовка чего – либо. Контркультура (от лат. contra - против + культура) – культурные ценности социальных групп, противостоящие доминирующей культуре, отвергающие общепризнанные нормы и ценности (террористы, уголовники, рэкетиры и.т.д.) Конформизм (от лат. conformis-подобный) – некритическое следование образцу, мнению, отсутствие собственной позиции, беспринципное соглашательство. Космизм - направление в философии, которое рассматривало космос, окружающую природу и человека как единое целое, учение о космическом единстве всего живого. Космология (от греч. Kosmos – Вселенная и logos – учение) – учение о Вселенной как единое целом. Космоцентризм (от греч. kosmos-Вселенная + centrum-центр) – философское мировоззрение, в основе которого лежит объяснение окружающего мира, явлений природы через могущество, всесильность, бесконечность Космоса и согласно которому все сущее зависит от Космоса и космических циклов. Креационизм (от лат. creatio – создание, творение) – религиозное учение о сотворении Богом мира из ничего. Характерно для иудаизма, христианства, ислама. Критерий (от лат. criterion – средство для суждений) – признак на основе которого производится оценка, классификация чего – либо; мерило оценки. Либерализм (от лат. liberalis-свободный) – идеология, провозглашающая гражданские, политические, экономические свободы, свободу личности как базовые ценности общества. Личность - 1.человеческий индивид в аспекте его социальных качеств, формировавшихся в процессе конкретных видов деятельности и общественных отношений. 2. динамическая и целостная система интеллектуальных социально-культурных и морально-волевых качеств человека, выраженных в его сознании и деятельности.
Макрокосмос (Большой мир) – Вселенная, мир в целом. Марксизм – научная идеология рабочего класса, целостная и развивающаяся система философских, экономических и политических взглядов. Массовая культура (поп-культура) - предельно общедоступна, но большей частью сконцентрирована в молодежных слоях общества. Она не претендует на удовлетворение изысканных вкусов и серьезных духовных запросов, носит в основном развлекательный характер, ориентирована на сиюминутностъ и сильно подвержена штампам и моде и потому весьма преходяща. Материализм (от лат. materialis – вещественный) – направление в философии, которое считает первичными материю, природу, бытие, физическое, объективное, а дух, сознание, мышление, психическое, субъективное – вторичным, свойством материи. Материальная культура – это производственные здания и сооружения, машины и оборудование, жилые дома и предметы быта, телевизоры и компьютеры, театры и концертные залы, книги, библиотеки, кинофильмы, картины, скульптуры и т.д. Медитация (от лат. meditation от mediator – размышляю, обдумываю) – умственное действие, направленное на приведение психики человека в состояние углубленной сосредоточенности. Метафизика – философское учение о недоступных опыту, сверхчувственных принципах бытия. Микрокосмос (от греч. – малый мир) иначе – человек и Вселенная, учение о параллелизме, человек, как подобие Вселенной (Макрокосмоса). Мировоззрение - система представлений о мире и о месте в нем человека, об отношении человека к окружающей его действительности и к самому себе, а также обусловленные этими представлениями основные жизненные позиции и установки людей, их убеждения, идеалы, принципы познания и деятельности, ценностные ориентации. Мифология (от греч.mythos-предание, сказание) – совокупность мифов. Монады (от греч. monados-единица, неделимое) - неделимые духовные первичные элементы, составляющие основу мироздания (Лейбниц). Монизм (от греч. monos - один) - философское воззрение, согласно которому все многообразие мира объясняется с помощью единой субстанции - материи либо духа. Монотеизм (от греч. monos – один и theos – бог) – единобожие; религия, признающего единого Бога. Народная культура творится народом, поэтому имена авторов народного творчества, фольклора, чаще всего не известны. Эта культура, адресованная широким кругам общества, включает самые разнообразные элементы: мифы, легенды, сказки, песни, танцы, частушки и т. д. Натурфилософия (от лат. natura – природа) – философия природы, умозрительное истолкование природы, рассматриваемое в её целостности. Неотомизм (от греч. neos – новый + томизм) – философская школа в католицизме, современный этап развития томизма – философия Формы Аквинского. Нигилизм (от лат. nihil – ничто) – отрицание общепринятых норм, ценностей, идеалов, культуры. Нирвана (с санскрита nirvana-угасание) – в буддизме – состояние отсутствия желаний, отрешенности, достигаемое при жизни благодаря отказу от земных стремлений. Ноосфера (от греч. noos - разум и sphaira – сфера) сфера разума, область планеты, обхваченная разумной деятельностью человека. Объективный 1. непредвзятый, беспристрастный; 2. то, что принадлежит объекту. Объект (от лат. objectum – предмет) 1. предмет, явление, на которое направлена какая – либо деятельность; 2. философская категория, выражающая то, что противостоит субъекту в его деятельности. Онтология (от греч. ontos сущее и logos – учение, слово) – учение о бытии вообще, бытии как таковом, независимо от частных видов, раздел философии, изучающий фундаментальные принципы бытия, наиболее общие сущности и категории сущего. Ортодоксальный (от греч. ortodoxos-правоверный) – неуклонно, последовательно придерживающийся какого либо учения, мировоззрения. Пантеизм (от греч. pan – всё и theos – Бог) – учение о том, что всё есть Бог; учение обожествляющее Вселенную, природу. Патристика (от греч. pater – отец) – традиционно – одна из богословных дисциплин, имеющая своим предметом изучение творение святых отцов церкви и систематическое изложение содержащегося в них учения. Пессимизм (от лат. pessimus – наихудший) – мироощущение, настроение безысходности, неверия в будущее. Пифагореизм (от имени Пифагора) – философское учение, согласно которому принципы математики – числа – одновременно являются и принципами мира, а количественные отношения являются сутью вещей. Политеизм (от греч. poli – много и theos – Бог) – многобожие; религия, основанная на вере во многих богов. Плюрализм (от лат. pluralis – множественный) – философское учение, согласно которому существует множество независимых начал бытия или оснований знаний. Позитивизм – направление в философии, утверждающее, что единственным источником подлинного знания являются специальные науки, и отрицающие философию как особую отрасль знаний. Прагматизм (от греч.pragma – дело, действие) – следование узкопрактическим интересам, соображениям пользы, выгоды. Провиденциализм (от лат. providentia – провидение) истолкование исторического процесса как осуществление замысла Бога. Развитие - закономерное, целостное, необратимое, структурное изменение материальных объектов и систем, имеющих определенную направленность. Рационализм (от лат. rationalis – разумный) – философское направление, признающее разум основой познания и поведения людей. Релятивизм (от лат. relativus-относительный) – признание относительности, условности, субъективности познания, этических норм, правил и.т.д. Ренессанс (от французского renaissance – возрождение) эпоха Возрождения – общественно – политическое, философское и культурное движение в Италии и других странах Западной Европы, которое характеризуется пробуждением интереса к человеку. Самоидентификация (от лат. identificare – отождествлять) отождествление человеком самого себя, осознание себя как личности. Сансара – чувственный мир. В индийской философии – повторяющийся цикл перевоплощений, страданий. Секуляризация (от лат. saecularis – мирской, светский) – освобождение от церковного влияния, изъятие чего–либо из церковного ведения (например: секуляризация образования). Сенсуализм (от лат. sensus – чувство, ощущение) – теория, выводящая все познания из чувственных восприятий. Синергетика (от греч. synergetikos - совместный, согласованно действующий) – научное направление, изучающее связи между элементами структуры, которые образуются благодаря интенсивному обмену веществ и энергий с окружающей средой. Синтез (от греч. synthesis – соединение) – соединение различных элементов в единое целое (систему), сведение отдельных данных в единое целое. Скептицизм (от греч. skeptikos – исследующий) – философское направление, выдвигающее сомнение в качестве принципа мышления. Славянофилы – представители консервативного политического и идеалистического философского течения русской общественной мысли 19 века, стремившиеся обосновать необходимость особого пути развития России. Сознание - высшая, свойственная лишь человеку форма отражения объективной действительности. Единство психических процессов, активно участвующих в осмыслении человеком объективного мира и своего собственного бытия. Софизм (от греч. sophisma – уловка, ухищрение) ложное по существу умозаключение, основанное на преднамеренном нарушении правил логики, видимость доказательства. Софист (от греч. sophists - мастер, художник) – 1. платный учитель философии, красноречия, мудрец; 2. древнегреческий философ, принадлежащий к школе софистов; 3. человек, пользующийся софистикой. Стоицизм (от греч. stoa – портик в Афинах, где учил Зенон) – направление в философии, последователи которого считали, что задача мудреца – освободиться от страстей и влечений, и жить, повинуясь разуму; стойкость и мужество в жизненных испытаниях. Схоластика – 1. Средневековая философия, создавшая систему искусственных, чисто формальных политических аргументов для теоретического обоснования догматов церкви. 2. Знания, оторванные от жизни, основывающиеся на отвлечённых рассуждениях, не проверяемых опытом. Социальная философия – это раздел философии, определённым образом описывающий качественное своеобразие общества, его законы, социальные идеалы, генезис и развитие, судьбы и перспективы, логику социальных процессов. Социогенез (от лат. societas - общество и genesis – происхождение) процесс зарождения и развития общества. Сциентизм (от лат. scientia – наука) – абсолютизация роли науки в культуре, в идейной жизни общества. Его сторонники считают науку главным фактором прогресса и решения социальных проблем. Субъективный (от лат. subjectivus-добавляемый) – то, что свойственно субъекту, пристрастный, предвзятый. Танатология (от греч. thanatos-смерть + логия) – учение о смерти. Охватывает психологические, этические, философские, религиозные аспекты смерти. Теология (от греч. - theos – Бог и logos – учение) Богословие, учение о Боге. Теоцентризм (от греч. theos – Бог и латинского centrum – центр) – центральное положение Бога. В соответствии с этим взглядом источником всякого блага, истины и красоты является Бог. Толерантность – (от лат. tolerantia – терпение) - терпимость к иному мнению, привычками, поведению, взглядам, снисходительность к кому – либо или чему – либо. Томизм – (от лат. Thomas – Фома) – направление в схоластической философии и теологии католицизма, порождённое влиянием Ф. Аквинского. Для томизма характерно соединение строго ортодоксальной позиции в религии с подчёркнутым уважением к правам рассудка, здравого смысла. Тоталитарный (от лат. totalis-полный, целый) – способ управления, политический режим, основанный на полном, всеобъемлющем контроле власти над всеми сферами жизни общества с помощью репрессий, когда ликвидируются права и свободы людей. Тотемизм – вера многих примитивных народов, и прежде всего американских индейцев, в то, что они происходят от какого – либо животного, растения, звезды и т.д. Тотемом называется сама вещь, почитаемая как могущественный покровитель племени, его символ. Теизм (от греч. theos-бог) – религиозно – философское учение, понимающее бога как абсолютную личность, свободно творящую мир, определяющуювсе в мире. Утилитаризм (от лат. - utilitas – польза, выгода) – принцип оценки всех явлений с точки зрения их полезности для человека, для достижения какой – либо цели. Фанатизм (от лат. fanaticus – исступлённый) – страстная преданность чему – либо. Фатализм (от лат. fatum–рок, судьба) – представление о неотвратимой предопределённости событий в мире; вера в неизбежное божественное предопределение. Феноменология (от греч. phainomena-явление + логия) – направление в философии исследующее смыслы, значения, сущности, наука о сознании созерцающем сущности. Фетиш (от французского fetiche – амулет, волшебство) предмет слепого поклонения, идол, талисман. Фрейдизм – общее обозначение различных школ и течений, стремящихся применить психологическое учение Фрейда для объяснения явлений культуры, процессов творчества и общества в целом. Фрейдизм – название теории и метода психоанализа. Футурология – (от лат. futurum – будущее) – учение о будущем Земли и человека, о перспективах социальных процессов. Шариат (от арабского saria-надлежащий путь) – свод мусульманских правовых и теологических норм основанных на Коране, мусульманское право. Эвдемонизм (от греч. eudemonia – блаженство) – направление в этике, рассматривающее счастье как мотив и цель всех стремлений. Эволюция (от лат. evolution – развёртывание) – медленное, постепенное, естественное изменение в природе и обществе. Эвристика (от греч. heurisko – открываю, отыскиваю) – искусство изобретения; руководство к тому, как находить новое, в том числе путём наводящих вопросов, учение о творческом мышлении. Эвтаназия (от греч. eu – хорошо и thanatos – смерть) – намеренное умерщвление с целью избавления от страданий. Эгоизм (от лат. ego-я) – себялюбие, поведение, определяемое только мыслью о собственной пользе. Экзистенциализм (от лат. exsistentia-существование) – направление западной философии XX века, постигающее существование человека через иррационалистические методы: внерассудочные, чувственные и.т.д. Эклектика (от греч. eklektikos-выбирающий) – механическое соединение разнородных, часто противоположных методов, взглядов, теорий, принципов и.т.д. Экстраполяция (от лат. extra-сверх и polire-отделывать) – распространение выводов, полученных из наблюдений над одной частью явления, на другую часть (или целое). Элитарная культура - это высокое искусство и серьезная литература, которые создаются выдающимися живописцами, музыкантами, артистами, писателями и ориентированы на избранный круг людей. Эллинистический (от греч. hellen-грек) – относящийся к периоду между 4 веком до н.э. и 5 веком н.э. В широком смысле – греческий. Эмпирический (от греч. emperia – опыт) – основанный на опыте. Эпикуреизм – учение и образ жизни, исходящие из идей Эпикура и его последователей. Эпикурейцами называют тех, кто, не задумываясь, отдаёт предпочтение материальным радостям жизни. Эпистемология (от греч. episteme – знание и logos – учение) – теория познания, учение о знании как таковом, его строение, структура, функционирование и развитие. Эстетика (от лат. aisthetikos – чувственный, чувствующий) – раздел философии, изучающий представление о прекрасном и безобразном, возвышенном и низменном, область художественной деятельности. Этика (от греч. ethos – обычай, нрав) – учение о морали. Этнос (от греч. ethnos – племя, народ) – устойчивая социальная группировка (племя, народность, нация или их объединение). Этноцентризм (этно + центр) – склонность человека оценивать мир сквозь призму ценностей своей этнической группы. Вопросы к зачету 1.Мифология, религия и философия: общие черты и особенности. 2.Предмет, структура и функции философии. 3.Основные положения буддизма и йоги 4.Основные положения даосизма и конфуцианства 5.Ранняя греческая философия: проблема первоосновы. 6.Философия софистов и Сократа 7.Классическая греческая философия. Платон и Аристотель. 8.Философия Средних веков и Возрождения 9.Философия Нового времени. 10.Немецкая классическая философия. 11.Русская философия: основные этапы развития и особенности. 12.Русская религиозная философия XIX века. 13.Основные направления философии ХХ века: позитивизм, прагматизм, герменевтика, экзистенциализм, фрейдизм. 14.Основные теории происхождения человека. 15.Биологическое и социальное в человеке. 16.Смысл жизни человека: основные подходы. 17.Проблема свободы и ответственности личности. 18.Сознание как отражение. Язык и сознание. 19.Познание. Субъект и объект познавательной деятельности. 20.Эмпирические и теоретические методы и формы познания. 21.Проблема истины в философии. 22.Научное познание. Этика науки. 23.Общество как система. Основные сферы жизни общества. 24.Формы общественного сознания. 25.Теории развития общества: формационный подход, теория стадий роста, цивилизационный подход, культурологический подход. 26.Культура: виды и формы. 27.Культура и цивилизация. Западная и восточная цивилизации. 28.Религия: исторические формы и функции. 29.Мировые религии: буддизм, христианство, ислам. 30.Глобальные проблемы: сущность, классификация, пути решения. Задания к зачету: 1) Объяснить значение термина: АгностицизмАксиологияАнимизм Антропология АнтропоцентризмАскетизмАтеизмГедонизм ГуманизмДиалектика Космизм Креационизм Монотеизм НатурфилософияНоосфера ПолитеизмПлюрализмПрагматизм Рационализм СенсуализмТеоцентризмТолерантностьФатализмФутурологияЭвдемонизмЭвтаназия Эмпирический 2) Что является главным в учении: Будды Конфуция Платона Аристотеля Августина Фомы Аквинского Бэкона Декарта Канта Гегеля В.С.Соловьева З.Фрейда 3) Дать общую характеристику: Философии Древней Греции Философии Средних веков Философии эпохи Возрождения Философии Просвещения Русской философии XIX века 4) Выполни тестовое задание: 1.Термин «философ» означает: А) любящий мудрость Б) много знающий В) ученый 2.Раздел философии, который изучает общественную жизнь, называется: А) философской антропологией Б) философией науки В) социальной философией. 3.Четыре «благородные истины» составляют основу религиозно - философского учения: А) конфуцианство; Б) буддизм; В) джайнизм 4.Античный мыслитель, основоположник мистической философии цифр: А) Сократ; 5.Характерной чертой Средневековой философии является: А) учение о всемогущем человеке Б) зависимость oт религии и церкви В) опора на учение Чарльза Дарвина 6.Теория, рассматривающая человека как результат естественного, постепенного развития природы, называется: А) эволюционной; Б) прагматической; В) классовой 7.Отрицание познаваемости мира характерно для: А) скептицизма Б) агностицизма В) рационализма 8.Сознание как форма отражения существует у: А) человека Б) камня В) животного 9.Теория, отрицающая существование бога называется: А) теософия Б) теология В) атеизм 10.Научно - философский анализ глобальных проблем осуществлен философами: А) Античности Б) ХХ века В) Нового времени 11.Мировоззрение, основанное на вере в сверхъестественные начала бытия – это: А) философия; Б) наука; В) религия. 12.Направление древнеиндийской философии, которое впоследствии А) индуизм; 13.Софисты как философская школа относятся к: А) Древнекитайской философии Б) Древнегреческой философии В) Индийской философии 14.Теоцентризм – основной принцип философии: А) Нового времени Б) Возрождения В) Средних веков 15.Научным методом познания не является: А) медитация Б) наблюдение В) эксперимент 16.Идею непротивления злу насилием утверждал в своей философии: А) Соловьев Б) Толстой В) Бердяев 17.Философская антропология – это учение о… А) человеке Б) познании В) бытии 18.Предметом спора между западниками и славянофилами является проблема: А) методов познания; Б) путей развития России; В) международного терроризма; 19.Учение о «вещах-в-себе» создано: А) Марксом; Б) Кантом; В) Локком 20.Концепция креационизма считает возникновение человека результатом: А) коллективного труда Б) эволюции В) Божественного творения 21.Термин «философия» означает в переводе с греческого: А) любовь к жизни Б) любовь к природе В) любовь к мудрости 22.Автором теории «Москва - третий Рим» был: А) Владимир Мономах Б) Филофей В) Максим Грек 23.«Путь достижения нирваны - отказ от желаний». Основу какого религиозно - философского учения составляет эта «благородная истина»? А) конфуцианство; Б) буддизм; В) джайнизм 24. Философская наука о морали: А) этика Б) антропология В) аксиология 25.Самосознание направлено на: А) сверхъестественное Б) предметный мир В) духовный мир индивида 26.Научным методом познания не является: А) медитация Б) наблюдение В) эксперимент 27. Концепция креационизма считает возникновение человека результатом: А) коллективного труда Б) Божественного творения В) эволюции 28.Натурфилософия — это: A) философия природы; Б) философия, в центре которой стоит человек; В) философия общества; 29.Представитель немецкой классической философии, утверждавший, что «Мир — это «вещь в себе», которую нельзя познать» А) Л. Фейербах; 30.Древнерусская философия базировалась на письменности, авторами которой были: А) Минин и Пожарский Б) Кирилл и Мефодий В) Ломоносов и Радищев
31. Определение чувственного опыта как источника знаний характерно для: А) рационализма Б) эмпиризма В) идеализма 32.Теория ценностей в философии называется: А) аксиологией Б) гносеологией В) антропологией 33. К общественным наукам не относится: А) геология; Б) история; В) политология; 34.Представителем русского космизма является: А) К.Э. Циолковский Б) М.В. Ломоносов В) Петр I 35.Славянофилы выдвигали идеи: А) завоевания мирового господства Б) самобытности русского народа В) республиканского правления 36.Гуманизм означает: А) равенство Б) человеколюбие В) творчество 37.Эпоха Возрождения характеризуется: А) распространением знаний Б) усилением церкви В) возрождением античного мышления 38.Фрейд выделил в психике человека 3 уровня: А) «Оно», «Я», «Сверх - Я» Б) «Ничто», «Дух», «Инобытие» В) «Они», «Ты», «Я». 39.Философ, считавший, что освободиться от страданий можно лишь достигнув нирваны: А) Г. Гегель Б) Будда В) Т. Гоббс 40.Понятие «Вещь для нас» и «Вещь в себе» сформулировал: А) И. Кант Б) М.В. Ломоносов В) Пифагор 41.Направление в российской общественной мысли 19 века, которое считало, что Россия должна придерживаться европейского пути развития: А) западники Б) славянофилы В) гуманисты 42.Конфуцианство является государ
|
|||||||||||||||||||
Последнее изменение этой страницы: 2016-08-15; просмотров: 577; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.226.150.130 (0.022 с.) |