Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Ценностные ориентиры ислама и христианства↑ ⇐ ПредыдущаяСтр 11 из 11 Содержание книги
Похожие статьи вашей тематики
Поиск на нашем сайте
Вопросы для самоконтроля: 1. Охарактеризуйте формы религии охотников и собирателей. 2. Дайте краткую характеристику буддизма и назовите его основные черты. 3. Какие функции выполняет религия в обществе? 4. Дайте сравнительную характеристику ислама и христианства. Что Вам известно о судьбе ислама и христианства в современном мире? 5. Дайте объяснение следующим фактам: И ислам, и христианство предусматривают посты, среди них есть строгие (месяц Рамадан, Великий Пост). 6.Приведите аргументы в защиту этих суждений или опровергните их: а) Все религии способствуют консолидации общества, особенно на трудных этапах исторического развития. б) Религия - форма закрепощения людей, граничащая с полным бесправием и стремлением оправдать крайнюю степень неравенства. 7.Что общего между понятиями и чем они различаются: черное духовенство и белое духовенство; мечеть - церковь; папа - патриарх; имам - патриарх; Новый Завет – Ветхий завет. Словарь терминов Абсолют (от лат. absolutus – безусловный, неограниченный) – в философии и религии безусловное, совершенное начало бытия, свободное от каких либо условий (Бог, абсолютная личность). Абстракция (от лат. abstractio – отвлечение) – форма познания, основана на мысленном выделении существенных свойств и связей предмета и отвлечений от частных свойств и связей. Агностицизм (от греч. agnostos – недоступный познанию) – философское учение, отрицающее возможность познания объективного мира и достижимость истины. Акселерация (от лат. acceleration – ускорение) – ускорение роста и полового созревания детей и подростков по сравнению предшествующими поколениями. Аксиология (от греч. axia – ценность и logos – учение) – философское учение о ценностях, теория ценностей. Альтруизм (от лат. alter -другой) – бескорыстная забота о благе других людей, противоположность эгоизма. Анализ (от греч. analysis – разложение) 1) мысленное или реальное расчленение объекта на элементы..2) научное исследование вообще. Аналогия (от греч. analogia — соответствие) — сходство между предметами, явлениями и т.д. Аналогия— индуктивное умозаключение, когда на основе сходства двух объектов по каким-то одним параметрам делается вывод об их сходстве по другим параметрам. Анархия (от греч. anarchia – безвластие) – безвластие, безначалие, беспорядок, стихийность, неорганизованность. Анимизм (от лат. anima – душа) – у примитивных народов вера в одушевлённость всей природы, в то, что у людей, животных, растений, предметов есть душа. Античность (от лат. antiqus – древний) относящейся к истории, к культуре древних греков, римлян. Антропогенез (от греч. anthropos – человек и genesis –происхождение) – становление человека как вида в процессе эволюционного развития. Антропология (от греч. anthropos – человек и логос – слово, учение) – наука о происхождении и эволюции человека, об образовании человеческих рас и о вариациях физического строения человека. Антропоморфизм (от греч. anthropos – человек и morphe – форма) – уподобление человеку, наделение человеческими признаками чего-либо, кого-либо. Антропоморфный – человекоподобный. Антропосоциогенез (от греч. anthropos – человек, лат. societas - общество и genesis – происхождение) – процесс одновременного, взаимообусловленного становления человека и общества. Антропоцентризм (от греч. anthropos – человек и латинского centrum – центр) - 1) Воззрение, согласно которому человек есть центр Вселенной. 2) Человек в центре внимания общества, высшая ценность. Апологеты (от греч. apologia – защита) – защитники принципов христианства, раннехристианские писатели и философы. Апостериори (от лат. a posteriori - из последующего) – происходящее из опыта. Априори (от лат. a priori – из предшествующего) - 1) Знание, предшествующее опыту, независимое от него, внеопытное знание.2)Судить, знать заранее, наперед. Аскетизм (от греч. asketes – упражняющийся, подвижник) – принцип ограничения или подавления чувственных желаний, крайнее воздержание от жизненных благ. Ассимиляция (от лат. assimilatio – подобный) – слияние одного народа с другим, с утратой одним из них своего языка, культуры, национального самосознания. Атараксия (отгреч. ataraxia-невозмутимость) – состояние душевного покоя, к которому должен стремиться мудрец. Атеизм (от греч. atheos – безбожный) – отрицание Бога, неверие в Бога. Биоцентризм (от греч. bios-жизнь и лат. centrum-центр) - сознательная установка человека на сохранение и воспроизводство жизни на Земле. Бытие – философская категория, обозначающая существование, бытие в мире, данное бытие. «Вещь-в-себе» - категория Канта, обозначающая «истинное» бытие вещи, вещь как она есть на самом деле. «Вещь-для-нас» -категория Канта, обозначающая явление, вещь, как она существует в сознании субъекта, представление человека о вещи. Волюнтаризм (от лат. voluntas – воля) - 1) направление в философии, объявляющее волю высшим принципом бытия. 2) политика, не считающаяся с реальными условиями и возможностями, определяемая субъективной волей осуществляющих её лиц. Воля - духовный акт, способность выбирать, иногда даже наперекор своим интересам. Всеединство – единство Вселенной, в которой вещи в их внутренней связи и взаимодействии образуют единое целое. Гедонизм (от греч. hedone – удовольствие) – направление в этике рассматривающее чувственное наслаждение, удовольствие как цель жизни и доказательство нравственности. Гелиоцентризм (от греч. helios – Солнце и лат. centrum – центр) – Коперниковская картина мира, согласно которой Солнце находится в центре Вселенной. Географический детерминизм (от лат. determinare-определять, обуславливать) – учение о том, что развитие общества обусловлено географическими факторами (климат, почвы, ландшафт и.т.д.) Геополитика (от греч. ge – Земля и politike – государственные или общественные дела) – концепция, согласно которой политика государства (особенно внешняя), предопределяется географическими факторами (климат, почвы, природные ресурсы, положение страны и т.д.) Геоцентризм (от греч. ge –Земля и лат. centrum – центр) – мировоззрение, согласно которому Земля находится в центре мира. Герменевтика (от греч. hermeneutikos – разъясняющий, истолковывающий) – искусство, традиция и способы толкования текстов, учение о принципах их интерпретации. Гилозоизм (от греч. hile – материя и zoe – жизнь) – философское учение о всеобщей одушевлённости материи. Глобализация – приобретение процессами и явлениями общепланетарного, всемирного характера. Глобальные проблемы (от лат. globus-шар) - проблемы, охватывающие весь земной шар и требующие совместных усилий всех стран для их решения. Гносеология (от греч.gnosis – знание, познание) – это теория познания, изучает формы познания, цели, методы, ответственность людей. Гносеологический – относящийся к процессу познания. Гностицизм (от греч.gnosis – знание, познание) – философский взгляд, допускающий возможность познания мира и достижения истины. Гуманизм (от лат. humanus – человечный) 1) отношение к человеку как высшей ценности. 2) человечность в отношении к людям. Дарвинизм – учение Ч. Дарвина о происхождении и развитии животных и растений путем естественного отбора, теория эволюции природы, основанной на естественном отборе. Двойственная истина – термин, обозначающий учение о разделении философских и богословных истин, согласно которому истинное в философии может быть ложным в теологии и наоборот. Деизм (от лат. deus - бог) - философское воззрение, согласно которому бог является источником начальной энергии мира (первотолчок), но впоследствии уже не вмешивается в течение земных событий. Демографический «взрыв» - резкое ускорение темпов роста населения в мире. Деспотия (от греч. despoteia-неограниченная власть) – форма неограниченной самодержавной власти, характеризующаяся полным бесправием подданных. Детерминизм (от лат. determinare-определять, обуславливать) – философское учение о закономерной взаимосвязи и причинной обусловленности всех явлений. Диалектика (от греч. dialektike – искусство вести беседу) – философское учение о внутреннем противоречии всего существующего и метод познания мира в единстве и постоянном изменении. Догма (то же, что и догмат) – положение, принимаемое за непреложную истину, неизменную при любых обстоятельствах. Догмат (от греч. dogma – мнение) – положение церковного вероучения, объявляемое непреложной истиной, не подлежащей критики. Догматизм – схематически – окостеневший тип мышления, при котором анализ и оценка теоретических и практических проблем и положений производится без учёта конкретной реальности, условий, места и времени. Доиндустриальное общество еще называют традиционным, где определяющим фактором развития выступало сельское хозяйство, с церковью и армией как главными институтами. Доминирующая культура – разновидность культуры содержит своего рода культурные универсалии данного общества, т.е. ценности и нормы большинства людей. Дуализм (от греч. dualis – двойственный) - философское учение, исходящее из признания равноправия двух начал: духа и матери. Духовная культура - знания, идеи, языки, искусство, обряды, обычаи, традиции, социальные нормы и ценности и т.д. Европоцентризм – осознание и признание европейских ценностей как главенствующих. Зооморфизм (от греч. zoon-животное и morphe-форма) – представление богов в образе животных. Идеализм – (от греч. idea – идея) – направление в философии, утверждающее, что дух, сознание, мышление, психическое – первично, а материя, природа, физическое – вторично, производно. Императив (от лат. imperativus-повелительный) – в этике Канта – непреклонное, безусловное нравственное требование. Гипотетический императив имеет силу лишь при определенных условиях, категорический императив – общеобязательное правило для всех людей во всех случаях. Индивид - 1.единичный представитель человеческого рода, родовая биологическая характеристика человека. 2.обозначение единичного в отличии от совокупности, массы. Индустриальное общество – это общество, где определяющим фактором развития является промышленность, с корпорацией и фирмой во главе. Интеллект (от лат. intellectum - ум, познание, рассудок) – разум, способность мыслить, рационально познавать. Интуитивизм (от лат. intuitio – пристально смотреть) – течение в философии, которое видит единственно достоверное средство познания в интуиции (чутье, проницательности), а не в интеллекте. Иррационализм (от лат. irrationalis – неразумное) – учение, исходящее из того, что познание мира недоступно рассудку. Источниками познания иррационализм считает инстинкт, интуицию, чувство, любовь и так далее. Карма (от санскрит. karma- деяние) - закон воздаяния, общая сумма совершенных поступков и их последствий для последующего существования. Конфессия (от лат. confessio) – вероисповедание. Концепция (от лат. conceptio – понимание, система) – замысел, точка зрения, трактовка чего – либо. Контркультура (от лат. contra - против + культура) – культурные ценности социальных групп, противостоящие доминирующей культуре, отвергающие общепризнанные нормы и ценности (террористы, уголовники, рэкетиры и.т.д.) Конформизм (от лат. conformis-подобный) – некритическое следование образцу, мнению, отсутствие собственной позиции, беспринципное соглашательство. Космизм - направление в философии, которое рассматривало космос, окружающую природу и человека как единое целое, учение о космическом единстве всего живого. Космология (от греч. Kosmos – Вселенная и logos – учение) – учение о Вселенной как единое целом. Космоцентризм (от греч. kosmos-Вселенная + centrum-центр) – философское мировоззрение, в основе которого лежит объяснение окружающего мира, явлений природы через могущество, всесильность, бесконечность Космоса и согласно которому все сущее зависит от Космоса и космических циклов. Креационизм (от лат. creatio – создание, творение) – религиозное учение о сотворении Богом мира из ничего. Характерно для иудаизма, христианства, ислама. Критерий (от лат. criterion – средство для суждений) – признак на основе которого производится оценка, классификация чего – либо; мерило оценки. Либерализм (от лат. liberalis-свободный) – идеология, провозглашающая гражданские, политические, экономические свободы, свободу личности как базовые ценности общества. Личность - 1.человеческий индивид в аспекте его социальных качеств, формировавшихся в процессе конкретных видов деятельности и общественных отношений. 2. динамическая и целостная система интеллектуальных социально-культурных и морально-волевых качеств человека, выраженных в его сознании и деятельности. Макрокосмос (Большой мир) – Вселенная, мир в целом. Марксизм – научная идеология рабочего класса, целостная и развивающаяся система философских, экономических и политических взглядов. Массовая культура (поп-культура) - предельно общедоступна, но большей частью сконцентрирована в молодежных слоях общества. Она не претендует на удовлетворение изысканных вкусов и серьезных духовных запросов, носит в основном развлекательный характер, ориентирована на сиюминутностъ и сильно подвержена штампам и моде и потому весьма преходяща. Материализм (от лат. materialis – вещественный) – направление в философии, которое считает первичными материю, природу, бытие, физическое, объективное, а дух, сознание, мышление, психическое, субъективное – вторичным, свойством материи. Материальная культура – это производственные здания и сооружения, машины и оборудование, жилые дома и предметы быта, телевизоры и компьютеры, театры и концертные залы, книги, библиотеки, кинофильмы, картины, скульптуры и т.д. Медитация (от лат. meditation от mediator – размышляю, обдумываю) – умственное действие, направленное на приведение психики человека в состояние углубленной сосредоточенности. Метафизика – философское учение о недоступных опыту, сверхчувственных принципах бытия. Микрокосмос (от греч. – малый мир) иначе – человек и Вселенная, учение о параллелизме, человек, как подобие Вселенной (Макрокосмоса). Мировоззрение - система представлений о мире и о месте в нем человека, об отношении человека к окружающей его действительности и к самому себе, а также обусловленные этими представлениями основные жизненные позиции и установки людей, их убеждения, идеалы, принципы познания и деятельности, ценностные ориентации. Мифология (от греч.mythos-предание, сказание) – совокупность мифов. Монады (от греч. monados-единица, неделимое) - неделимые духовные первичные элементы, составляющие основу мироздания (Лейбниц). Монизм (от греч. monos - один) - философское воззрение, согласно которому все многообразие мира объясняется с помощью единой субстанции - материи либо духа. Монотеизм (от греч. monos – один и theos – бог) – единобожие; религия, признающего единого Бога. Народная культура творится народом, поэтому имена авторов народного творчества, фольклора, чаще всего не известны. Эта культура, адресованная широким кругам общества, включает самые разнообразные элементы: мифы, легенды, сказки, песни, танцы, частушки и т. д. Натурфилософия (от лат. natura – природа) – философия природы, умозрительное истолкование природы, рассматриваемое в её целостности. Неотомизм (от греч. neos – новый + томизм) – философская школа в католицизме, современный этап развития томизма – философия Формы Аквинского. Нигилизм (от лат. nihil – ничто) – отрицание общепринятых норм, ценностей, идеалов, культуры. Нирвана (с санскрита nirvana-угасание) – в буддизме – состояние отсутствия желаний, отрешенности, достигаемое при жизни благодаря отказу от земных стремлений. Ноосфера (от греч. noos - разум и sphaira – сфера) сфера разума, область планеты, обхваченная разумной деятельностью человека. Объективный 1. непредвзятый, беспристрастный; 2. то, что принадлежит объекту. Объект (от лат. objectum – предмет) 1. предмет, явление, на которое направлена какая – либо деятельность; 2. философская категория, выражающая то, что противостоит субъекту в его деятельности. Онтология (от греч. ontos сущее и logos – учение, слово) – учение о бытии вообще, бытии как таковом, независимо от частных видов, раздел философии, изучающий фундаментальные принципы бытия, наиболее общие сущности и категории сущего. Ортодоксальный (от греч. ortodoxos-правоверный) – неуклонно, последовательно придерживающийся какого либо учения, мировоззрения. Пантеизм (от греч. pan – всё и theos – Бог) – учение о том, что всё есть Бог; учение обожествляющее Вселенную, природу. Патристика (от греч. pater – отец) – традиционно – одна из богословных дисциплин, имеющая своим предметом изучение творение святых отцов церкви и систематическое изложение содержащегося в них учения. Пессимизм (от лат. pessimus – наихудший) – мироощущение, настроение безысходности, неверия в будущее. Пифагореизм (от имени Пифагора) – философское учение, согласно которому принципы математики – числа – одновременно являются и принципами мира, а количественные отношения являются сутью вещей. Политеизм (от греч. poli – много и theos – Бог) – многобожие; религия, основанная на вере во многих богов. Плюрализм (от лат. pluralis – множественный) – философское учение, согласно которому существует множество независимых начал бытия или оснований знаний. Позитивизм – направление в философии, утверждающее, что единственным источником подлинного знания являются специальные науки, и отрицающие философию как особую отрасль знаний. Прагматизм (от греч.pragma – дело, действие) – следование узкопрактическим интересам, соображениям пользы, выгоды. Провиденциализм (от лат. providentia – провидение) истолкование исторического процесса как осуществление замысла Бога. Развитие - закономерное, целостное, необратимое, структурное изменение материальных объектов и систем, имеющих определенную направленность. Рационализм (от лат. rationalis – разумный) – философское направление, признающее разум основой познания и поведения людей. Релятивизм (от лат. relativus-относительный) – признание относительности, условности, субъективности познания, этических норм, правил и.т.д. Ренессанс (от французского renaissance – возрождение) эпоха Возрождения – общественно – политическое, философское и культурное движение в Италии и других странах Западной Европы, которое характеризуется пробуждением интереса к человеку. Самоидентификация (от лат. identificare – отождествлять) отождествление человеком самого себя, осознание себя как личности. Сансара – чувственный мир. В индийской философии – повторяющийся цикл перевоплощений, страданий. Секуляризация (от лат. saecularis – мирской, светский) – освобождение от церковного влияния, изъятие чего–либо из церковного ведения (например: секуляризация образования). Сенсуализм (от лат. sensus – чувство, ощущение) – теория, выводящая все познания из чувственных восприятий. Синергетика (от греч. synergetikos - совместный, согласованно действующий) – научное направление, изучающее связи между элементами структуры, которые образуются благодаря интенсивному обмену веществ и энергий с окружающей средой. Синтез (от греч. synthesis – соединение) – соединение различных элементов в единое целое (систему), сведение отдельных данных в единое целое. Скептицизм (от греч. skeptikos – исследующий) – философское направление, выдвигающее сомнение в качестве принципа мышления. Славянофилы – представители консервативного политического и идеалистического философского течения русской общественной мысли 19 века, стремившиеся обосновать необходимость особого пути развития России. Сознание - высшая, свойственная лишь человеку форма отражения объективной действительности. Единство психических процессов, активно участвующих в осмыслении человеком объективного мира и своего собственного бытия. Софизм (от греч. sophisma – уловка, ухищрение) ложное по существу умозаключение, основанное на преднамеренном нарушении правил логики, видимость доказательства. Софист (от греч. sophists - мастер, художник) – 1. платный учитель философии, красноречия, мудрец; 2. древнегреческий философ, принадлежащий к школе софистов; 3. человек, пользующийся софистикой. Стоицизм (от греч. stoa – портик в Афинах, где учил Зенон) – направление в философии, последователи которого считали, что задача мудреца – освободиться от страстей и влечений, и жить, повинуясь разуму; стойкость и мужество в жизненных испытаниях. Схоластика – 1. Средневековая философия, создавшая систему искусственных, чисто формальных политических аргументов для теоретического обоснования догматов церкви. 2. Знания, оторванные от жизни, основывающиеся на отвлечённых рассуждениях, не проверяемых опытом. Социальная философия – это раздел философии, определённым образом описывающий качественное своеобразие общества, его законы, социальные идеалы, генезис и развитие, судьбы и перспективы, логику социальных процессов. Социогенез (от лат. societas - общество и genesis – происхождение) процесс зарождения и развития общества. Сциентизм (от лат. scientia – наука) – абсолютизация роли науки в культуре, в идейной жизни общества. Его сторонники считают науку главным фактором прогресса и решения социальных проблем. Субъективный (от лат. subjectivus-добавляемый) – то, что свойственно субъекту, пристрастный, предвзятый. Танатология (от греч. thanatos-смерть + логия) – учение о смерти. Охватывает психологические, этические, философские, религиозные аспекты смерти. Теология (от греч. - theos – Бог и logos – учение) Богословие, учение о Боге. Теоцентризм (от греч. theos – Бог и латинского centrum – центр) – центральное положение Бога. В соответствии с этим взглядом источником всякого блага, истины и красоты является Бог. Толерантность – (от лат. tolerantia – терпение) - терпимость к иному мнению, привычками, поведению, взглядам, снисходительность к кому – либо или чему – либо. Томизм – (от лат. Thomas – Фома) – направление в схоластической философии и теологии католицизма, порождённое влиянием Ф. Аквинского. Для томизма характерно соединение строго ортодоксальной позиции в религии с подчёркнутым уважением к правам рассудка, здравого смысла. Тоталитарный (от лат. totalis-полный, целый) – способ управления, политический режим, основанный на полном, всеобъемлющем контроле власти над всеми сферами жизни общества с помощью репрессий, когда ликвидируются права и свободы людей. Тотемизм – вера многих примитивных народов, и прежде всего американских индейцев, в то, что они происходят от какого – либо животного, растения, звезды и т.д. Тотемом называется сама вещь, почитаемая как могущественный покровитель племени, его символ. Теизм (от греч. theos-бог) – религиозно – философское учение, понимающее бога как абсолютную личность, свободно творящую мир, определяющуювсе в мире. Утилитаризм (от лат. - utilitas – польза, выгода) – принцип оценки всех явлений с точки зрения их полезности для человека, для достижения какой – либо цели. Фанатизм (от лат. fanaticus – исступлённый) – страстная преданность чему – либо. Фатализм (от лат. fatum–рок, судьба) – представление о неотвратимой предопределённости событий в мире; вера в неизбежное божественное предопределение. Феноменология (от греч. phainomena-явление + логия) – направление в философии исследующее смыслы, значения, сущности, наука о сознании созерцающем сущности. Фетиш (от французского fetiche – амулет, волшебство) предмет слепого поклонения, идол, талисман. Фрейдизм – общее обозначение различных школ и течений, стремящихся применить психологическое учение Фрейда для объяснения явлений культуры, процессов творчества и общества в целом. Фрейдизм – название теории и метода психоанализа. Футурология – (от лат. futurum – будущее) – учение о будущем Земли и человека, о перспективах социальных процессов. Шариат (от арабского saria-надлежащий путь) – свод мусульманских правовых и теологических норм основанных на Коране, мусульманское право. Эвдемонизм (от греч. eudemonia – блаженство) – направление в этике, рассматривающее счастье как мотив и цель всех стремлений. Эволюция (от лат. evolution – развёртывание) – медленное, постепенное, естественное изменение в природе и обществе. Эвристика (от греч. heurisko – открываю, отыскиваю) – искусство изобретения; руководство к тому, как находить новое, в том числе путём наводящих вопросов, учение о творческом мышлении. Эвтаназия (от греч. eu – хорошо и thanatos – смерть) – намеренное умерщвление с целью избавления от страданий. Эгоизм (от лат. ego-я) – себялюбие, поведение, определяемое только мыслью о собственной пользе. Экзистенциализм (от лат. exsistentia-существование) – направление западной философии XX века, постигающее существование человека через иррационалистические методы: внерассудочные, чувственные и.т.д. Эклектика (от греч. eklektikos-выбирающий) – механическое соединение разнородных, часто противоположных методов, взглядов, теорий, принципов и.т.д. Экстраполяция (от лат. extra-сверх и polire-отделывать) – распространение выводов, полученных из наблюдений над одной частью явления, на другую часть (или целое). Элитарная культура - это высокое искусство и серьезная литература, которые создаются выдающимися живописцами, музыкантами, артистами, писателями и ориентированы на избранный круг людей. Эллинистический (от греч. hellen-грек) – относящийся к периоду между 4 веком до н.э. и 5 веком н.э. В широком смысле – греческий. Эмпирический (от греч. emperia – опыт) – основанный на опыте. Эпикуреизм – учение и образ жизни, исходящие из идей Эпикура и его последователей. Эпикурейцами называют тех, кто, не задумываясь, отдаёт предпочтение материальным радостям жизни. Эпистемология (от греч. episteme – знание и logos – учение) – теория познания, учение о знании как таковом, его строение, структура, функционирование и развитие. Эстетика (от лат. aisthetikos – чувственный, чувствующий) – раздел философии, изучающий представление о прекрасном и безобразном, возвышенном и низменном, область художественной деятельности. Этика (от греч. ethos – обычай, нрав) – учение о морали. Этнос (от греч. ethnos – племя, народ) – устойчивая социальная группировка (племя, народность, нация или их объединение). Этноцентризм (этно + центр) – склонность человека оценивать мир сквозь призму ценностей своей этнической группы. Вопросы к зачету 1.Мифология, религия и философия: общие черты и особенности. 2.Предмет, структура и функции философии. 3.Основные положения буддизма и йоги 4.Основные положения даосизма и конфуцианства 5.Ранняя греческая философия: проблема первоосновы. 6.Философия софистов и Сократа 7.Классическая греческая философия. Платон и Аристотель. 8.Философия Средних веков и Возрождения 9.Философия Нового времени. 10.Немецкая классическая философия. 11.Русская философия: основные этапы развития и особенности. 12.Русская религиозная философия XIX века. 13.Основные направления философии ХХ века: позитивизм, прагматизм, герменевтика, экзистенциализм, фрейдизм. 14.Основные теории происхождения человека. 15.Биологическое и социальное в человеке. 16.Смысл жизни человека: основные подходы. 17.Проблема свободы и ответственности личности. 18.Сознание как отражение. Язык и сознание. 19.Познание. Субъект и объект познавательной деятельности. 20.Эмпирические и теоретические методы и формы познания. 21.Проблема истины в философии. 22.Научное познание. Этика науки. 23.Общество как система. Основные сферы жизни общества. 24.Формы общественного сознания. 25.Теории развития общества: формационный подход, теория стадий роста, цивилизационный подход, культурологический подход. 26.Культура: виды и формы. 27.Культура и цивилизация. Западная и восточная цивилизации. 28.Религия: исторические формы и функции. 29.Мировые религии: буддизм, христианство, ислам. 30.Глобальные проблемы: сущность, классификация, пути решения. Задания к зачету: 1) Объяснить значение термина: АгностицизмАксиологияАнимизм Антропология АнтропоцентризмАскетизмАтеизмГедонизм ГуманизмДиалектика Космизм Креационизм Монотеизм НатурфилософияНоосфера ПолитеизмПлюрализмПрагматизм Рационализм СенсуализмТеоцентризмТолерантностьФатализмФутурологияЭвдемонизмЭвтаназия Эмпирический 2) Что является главным в учении: Будды Конфуция Платона Аристотеля Августина Фомы Аквинского Бэкона Декарта Канта Гегеля В.С.Соловьева З.Фрейда 3) Дать общую характеристику: Философии Древней Греции Философии Средних веков Философии эпохи Возрождения Философии Просвещения Русской философии XIX века 4) Выполни тестовое задание: 1.Термин «философ» означает: А) любящий мудрость Б) много знающий В) ученый 2.Раздел философии, который изучает общественную жизнь, называется: А) философской антропологией Б) философией науки В) социальной философией. 3.Четыре «благородные истины» составляют основу религиозно - философского учения: А) конфуцианство; Б) буддизм; В) джайнизм 4.Античный мыслитель, основоположник мистической философии цифр: А) Сократ; 5.Характерной чертой Средневековой философии является: А) учение о всемогущем человеке Б) зависимость oт религии и церкви В) опора на учение Чарльза Дарвина 6.Теория, рассматривающая человека как результат естественного, постепенного развития природы, называется: А) эволюционной; Б) прагматической; В) классовой 7.Отрицание познаваемости мира характерно для: А) скептицизма Б) агностицизма В) рационализма 8.Сознание как форма отражения существует у: А) человека Б) камня В) животного 9.Теория, отрицающая существование бога называется: А) теософия Б) теология В) атеизм 10.Научно - философский анализ глобальных проблем осуществлен философами: А) Античности Б) ХХ века В) Нового времени 11.Мировоззрение, основанное на вере в сверхъестественные начала бытия – это: А) философия; Б) наука; В) религия. 12.Направление древнеиндийской философии, которое впоследствии А) индуизм; 13.Софисты как философская школа относятся к: А) Древнекитайской философии Б) Древнегреческой философии В) Индийской философии 14.Теоцентризм – основной принцип философии: А) Нового времени Б) Возрождения В) Средних веков 15.Научным методом познания не является: А) медитация Б) наблюдение В) эксперимент 16.Идею непротивления злу насилием утверждал в своей философии: А) Соловьев Б) Толстой В) Бердяев 17.Философская антропология – это учение о… А) человеке Б) познании В) бытии 18.Предметом спора между западниками и славянофилами является проблема: А) методов познания; Б) путей развития России; В) международного терроризма; 19.Учение о «вещах-в-себе» создано: А) Марксом; Б) Кантом; В) Локком 20.Концепция креационизма считает возникновение человека результатом: А) коллективного труда Б) эволюции В) Божественного творения 21.Термин «философия» означает в переводе с греческого: А) любовь к жизни Б) любовь к природе В) любовь к мудрости 22.Автором теории «Москва - третий Рим» был: А) Владимир Мономах Б) Филофей В) Максим Грек 23.«Путь достижения нирваны - отказ от желаний». Основу какого религиозно - философского учения составляет эта «благородная истина»? А) конфуцианство; Б) буддизм; В) джайнизм 24. Философская наука о морали: А) этика Б) антропология В) аксиология 25.Самосознание направлено на: А) сверхъестественное Б) предметный мир В) духовный мир индивида 26.Научным методом познания не является: А) медитация Б) наблюдение В) эксперимент 27. Концепция креационизма считает возникновение человека результатом: А) коллективного труда Б) Божественного творения В) эволюции 28.Натурфилософия — это: A) философия природы; Б) философия, в центре которой стоит человек; В) философия общества; 29.Представитель немецкой классической философии, утверждавший, что «Мир — это «вещь в себе», которую нельзя познать» А) Л. Фейербах; 30.Древнерусская философия базировалась на письменности, авторами которой были: А) Минин и Пожарский Б) Кирилл и Мефодий В) Ломоносов и Радищев
31. Определение чувственного опыта как источника знаний характерно для: А) рационализма Б) эмпиризма В) идеализма 32.Теория ценностей в философии называется: А) аксиологией Б) гносеологией В) антропологией 33. К общественным наукам не относится: А) геология; Б) история; В) политология; 34.Представителем русского космизма является: А) К.Э. Циолковский Б) М.В. Ломоносов В) Петр I 35.Славянофилы выдвигали идеи: А) завоевания мирового господства Б) самобытности русского народа В) республиканского правления 36.Гуманизм означает: А) равенство Б) человеколюбие В) творчество 37.Эпоха Возрождения характеризуется: А) распространением знаний Б) усилением церкви В) возрождением античного мышления 38.Фрейд выделил в психике человека 3 уровня: А) «Оно», «Я», «Сверх - Я» Б) «Ничто», «Дух», «Инобытие» В) «Они», «Ты», «Я». 39.Философ, считавший, что освободиться от страданий можно лишь достигнув нирваны: А) Г. Гегель Б) Будда В) Т. Гоббс 40.Понятие «Вещь для нас» и «Вещь в себе» сформулировал: А) И. Кант Б) М.В. Ломоносов В) Пифагор 41.Направление в российской общественной мысли 19 века, которое считало, что Россия должна придерживаться европейского пути развития: А) западники Б) славянофилы В) гуманисты 42.Конфуцианство является государ
|
||||||||||||||
Последнее изменение этой страницы: 2016-08-15; просмотров: 571; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.216.253.84 (0.016 с.) |