Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Биологическое пространство-время

Поиск

Жизнь человека как биологического существа, бытие человека в мире вещей подчинены определенным природным ритмам, так называемым циркадным (околосуточным) ритмам, которые вырабатывались в ходе приспособления организма к окружающим условиям. Эти ритмы задавались извне физическими закономерностями смены дня и ночи, природными состояниями, определяемыми вращением Земли вокруг своей оси и вокруг Солнца. Циркадные ритмы передаются по наследству, и попытка искусственно изменить длительность суток человека приводила к расстройству основных функций человека. «Биологические часы» организма не совпадают с ходом времени за пределами организма, но они обеспечивают приспособляемость организма к изменению внешней среды и, что самое главное, обеспечивают готовность организма к будущим изменениям, к целесообразному функционированию в предполагающихся изменениях.

 

Понятием «движение» в философии обозначаетсявсякое изменение.

Движение, которое связано с качественным преобразованием объекта, переходом от простого к сложному, от низшего к высшему, от старого к новому, - есть развитие.

Важнейшим свойством движения является его несотворимость и неуничтожимость, причем не только в количественном, но и в качественном отношении. Пять основных форм движения:

Механическое - пространственное перемещение тел;

Физическое - теплота, свет, электричество и магнетизм;

Химическое - движение атомов в молекулах, изменяющее химический состав и строение вещества;

Биологическое - жизнь как способ существования белковых тел;

Социальное - общественное, куда включалось и мышление.

 

3вопрос. В античной философии под « диалектикой » (от грeч. dialеktike - искусство вести спор, ученую беседу) вначале понимали такой способ ведения ученой дискуссии, при котором достижение истины происходит путем столкновения противоположных мнений. Считается, что первым этот термин ввел в философию Сократ. Начиная с Гегеля, с XIX века, диалектикой стали называть всеобщий метод познания, который рассматривает все предметы и явления как развивающиеся и взаимосвязанные, а также учение о бытии, основанное на этом методе. Содержание диалектики раскрывается в ее основных категориях, принципах и законах. Существуют два основных принципа диалектики: принцип всеобщей связи и принцип развития. Категории - это всеобщие понятия, отражающие наиболее существенные взаимосвязи между явлениями. Основными категориями современной диалектики являются: сущность и явление, содержание и форма, система, элемент, структура, целое и часть, единичное, особенное и всеобщее, причина и следствие, возможность и действительность, необходимость и случайность, свобода и необходимость, прерывность и непрерывность, количество и качество.

Сущность и явление. Сущность – категория диалектики, отражающая основу существования и развития предмета, которую можно представить в виде системы свойств и отношений предмета, обусловливающих другие его свойства и отношения. Явление – категория диалектики, обозначающая внешнюю, «являющуюся» сторону предмета, в которой обнаруживает себя сущность. Путь к познанию сущности начинается с изучения явления. Явление в данном отношении – это сторона предмета, непосредственно данная человеку в его ощущениях.

Содержание и форма. Под содержанием понимается все находящееся в предмете (процессе): его существенные связи, компоненты и его несущественные связи, компоненты. Под формой понимается как внешнее выражение содержания, так и внутренний способ взаимосвязи компонентов содержания (в последнем случае форма близка, по сути, структуре). Диалектику формы и содержания раскрывают следующие положения.

1. Единство формы и содержания. Любой материальный предмет, процесс есть единство формы и содержания. Следовательно, нет бесформенного содержания, как нет и бессодержательной формы.

2. Противоречивость формы и содержания. Форма и содержание – диалектические противоположности. Отношения между ними могут быть охарактеризованы:

а) как гармония – соответствие формы содержанию, а содержания форме и как следствие этого - оптимальность развития предмета;

б) как дисгармония – несоответствие формы содержанию и наоборот, при котором возникают деформации в функционировании и развитии предмета;

в) как конфликт – несовместимость формы с содержанием, а содержания с формой, при которой предмет не может больше развиваться в прежнем качестве.

Целое и часть. Категория «целое» характеризует предмет в определенной связи составляющих его частей и обладающим в силу этого интегративными свойствами. Категория «часть» характеризует такой компонент содержания, без которого предмет не может существовать как целое.

В диалектике целого и части следует учитывать следующие положения.

1. Несводимость целого к сумме частей.

2.Любая часть несет в себе черты качественной определенности целого.

3.Части влияют на целое. Система, структура, элемент.

Категорией система в предмете подчеркивается, что его действительность характеризуется целостностью, единством элементов, прочными внутренними связями между ними. Предмет может представлять собой множество систем, в каждой из которой есть свои элементы. Элемент существует в рамках одной конкретной системы как ее атомарный компонент, символизирующий предел его делимости. Структура – способ взаимосвязи между элементами системы.

Принцип системности ориентирует познание на получение системного, а не фрагментарного знания о мире.

 

Единичное и общее.Единичное – категория, отражающая в предмете только ему присущие, неповторимые свойства и признаки.

Общее – категория, характеризующая в предмете те его признаки, свойства, которые объединяют его с множеством других предметов. Связь между общим и единичным в предмете выражается категорией «особенное».

 

Причина и следствие. Явление может быть названо причиной другого явления при наличии следующих признаков: 1) если оно порождает, вызывает другое явление, предшествуя ему по времени; 2) если акт порождения «нечто» не случаен, а происходит с необходимостью. С учетом этих признаков причина - это явление, с необходимостью порождающее другое явление (или с необходимостью вызывающее изменения в существующем явлении). Следствие – это то, что возникает под воздействием причины. В диалектике причины и следствия следует учитывать, что одна и та же причина при одинаковых условиях вызывает одно и то же следствие. При изменении условий, в которых осуществляется причинно-следственная связь, одна и та же причина может вызвать разные следствия.

Необходимость и случайность. Необходимость выступает в качестве определяющей характеристики причинно-следственных связей и отношений регулярной обусловленности, выражаемой в понятиях закона и закономерности. Необходимость — это то, что вытекает из самой сущности материальных систем, процессов, событий и что должно произойти (или происходит) в главном так, а не иначе. Пример — развитие организма человека, прохождение человеком нескольких последовательных стадий. «Необходимость» — это то, чего нельзя обойти. Случайность же — то, что имеет основание и причину преимущественно не в самом себе, а в другом, что вытекает не из главных связей и отношений, а из побочных, что может быть, а может и не быть, может произойти так, но может произойти и по-другому. Возможность и действительность.Возможность — это характеристика развития с точки зрения его перспективы, дальнейшего осуществления в различных вариантах. Действительность отражает все осуществившееся и существующее в настоящем как результат развития. Отражение диалектикой многообразных сторон развития не случайно завершается анализом категории “возможность”, поскольку через наличие различных возможностей развития подчеркивается сущностная черта диалектического взгляда на мир - поливариантность развития; обращается внимание на необходимость выбора, подготовку человека к правильному выбору. А выбор в свою очередь превращается в атрибут существования человека в сфере культуры.

Вопросы для самоконтроля:

1.Дайте определение понятиям «бытие» и «небытие». 2. В чем специфика биологического, психологического и социального времени? 3. Охарактеризуйте понятие«движение» в философском смысле. 4.Объясните на примере диалектический метод познания. 5.Приведите примеры, когда отношения между формой и содержанием в вещи, в человеке, выступают: а) как гармония; б) как дисгармония; в) как конфликт.

 

Лекция 9 Человек и природа 1.Общество и природа в истории философии.

2.Экологическое сознание

3.Перспективы цивилизации 1 вопрос. Взаимоотношения общества с природой понимаются как отношения между обществом - целостной системой человеческого общежития - и природой в узком смысле этого слова, т.е. средой обитания человеческой цивилизации. Природа всегда была предметом внимания философской мысли:

в античности природа – это органическая часть космоса, а человек - часть природы.

в средние века считалось, что природа создана Богом, стоит ниже человека и должна покоряться ему.

в эпоху Возрождения природа - идеал, убежище от пороков цивилизации.

в Новое время: природа противостоит человеку и должна быть подчинена ему. 20 век: природа-это наш дом, который должен благоустраиваться по законам разума, с учётом последствий.

Издавна во взглядах на общество предлагались концепции, приписывающие географической среде определяющую роль в истории. Это направление в социологии называют географическим детерминизмом (представлением о том, что именно географическая среда полностью определяет развитие общества). Крупным представителем географического детерминизма был Шарль Монтескье, в России К. Э. Бэр утверждал, что судьба народов определяется «наперед и неизбежно природой занимаемой им местности», Л. И. Мечников доказывал, что географическая среда - решающая сила исторического прогресса, подчеркивая особую роль водных путей сообщения. В работах Ф. Ратцеля утверждалось, что государство может самостоятельно существовать и развиваться при наличии значительной территории, поэтому цель политики - приобретение территории.

Географический детерминизм в целом подвергается критике - считают, что он подходит к проблеме развития общества односторонне, видит движущие силы развития общества во внешних факторах, преуменьшая или оставляя в стороне внутренние возможности общественного развития, не учитывает обратное влияние человеческого общества на природу, не поднимаясь до всестороннего анализа проблемы взаимодействия общества и природы.

В конце XX в. развитие получила синергетика - наука о процессах самоорганизации в сложных природных и социальных системах (теория самоорганизации). Синергетика отвечает на вопрос, как из хаоса появляется порядок (как в микромире, так и в социальных и космических системах), который, однако, рано или поздно разрушается. Природа такова, что она обладала и обладает возможностями порождать новые живые организмы.

 

2 вопрос.

Начиная с XVI-XIX вв., когда было сделано много научных открытий и технических изобретений, значительно усложнились взаимоотношения человека и природы - влияние человека стало систематическим и повсеместным. Природа стала рассматриваться человеком не как самостоятельная реальность, а как сырьевой источник для удовлетворения потребностей человека. В XX столетии, когда научно-технический прогресс ускорился в несколько раз и перерос в научно-техническую революцию, антропогенное влияние приблизилось к катастрофическому уровню.

В настоящее время мир техники (техносфера) практически превратился в самостоятельную реальность (суперсовременные технические открытия, сделавшие возможности человека влиять на природу безграничными, всеобщая компьютеризация и. т. д.), а природа почти полностью подчинена человеку.

Главная проблема и опасность современного антропогенного влияния заключается в несоответствии безграничных потребностей человечества и почти безграничных научно-­технических возможностей влияния на природу и ограниченных возможностей самой природы. Самыми опасными направлениями пагубного влияния человека на природу являются:

истощение недр, например, запасы энергоносителей нефти, каменного угля, природного газа могут быть исчерпаны уже через 80-100 лет;

загрязнение Земли, особенно водоемов, атмосферы промышленными отходами;

уничтожение растительного и животного мира, создание условий, при которых техническое развитие (дороги, заводы, электростанции и т.д.) нарушает привычный образ жизни растений и животных, изменяет естественный баланс флоры и фауны;

вырубка лесов (в то время как леса - важный фактор очищения атмосферы);

применение атомной энергии, как в военных, так и в мирных целях, наземные и подземные ядерные взрывы.

Проблема взаимодействия общества и природы является предметом экологической формы общественного сознания. Экологическое мышление начало формироваться в XX в. как реакция на сложившуюся ситуацию. Осознается необходимость разумного использования природы в планетарном масштабе, вызревает убеждение, что сохранение природы, восстановление экологического баланса имеет общечеловеческую ценность.

Противоречие между обществом и природой должно разрешаться не на основе господства человека над природой (если под господством понимать эксплуатацию природных богатств ради прибыли), а на основе принципа коэволюции - совместного, взаимосогласованного развития человека и природы. Этот принцип означает также, что человек как существо разумное и деятельное берет на себя ответственность за сохранение биосферы на планете, и это станет его основной миссией в мире. Коэволюция есть, следовательно, биоцентризм, т. е. сознательная установка человека на сохранение и воспроизводство всех форм и проявлений жизни на Земле.

3вопрос. Одной из важных функций философии является прогностическая функция, смысл и назначение которой в том, чтобы сделать обоснованные прогнозы относительно будущего. В современной западной науке выделяется особая дисциплина - футурология. Особым видом прогнозирования является социальное прогнозирование, которое занимается предвидением процессов, происходящих в обществе. Среди них процессы в области:

производственных отношений;

науки и техники;

образования;

здравоохранения;

литературы, искусства, моды;

строительства;

освоения космоса;

международных отношений.

Данное направление получило название прогностики и отличается от футурологии большей конкретностью, изучает социальные процессы, их будущее, а не будущее вообще.

В 1968 г. был создан Римский клуб - неформальная организация ученых, впервые применивших метод математического моделирования к исследованию социально-экологических процессов. Первые доклады Римского клуба оказались сенсацией - ученые доказали, что сырьевые и энергетические ресурсы планеты весьма ограничены. Члены клуба приковали к себе внимание всего мирового сообщества, известив, что технической цивилизации, основанной на использовании машин и индустриальной технологии, грозит катастрофа из-за проблем, которые создают угрозу существованию человечества. Были сформулированы глобальные проблемы, которые характеризуются: масштабностью, значимостью не для отдельных стран и регионов, а для человечества в целом; остротой, требующей незамедлительного решения; комплексностью, связанностью друг с другом.

Глобальные проблемы современности: Духовный кризис Угроза мировой войны Экологическая проблема Демографическая проблема Проблема здравоохранения Истощение природных ресурсов Угроза энергетического кризиса Глобальное изменение климата Сейсмическая активность Неравномерное социально-экономическое развитие государств Падение космических тел на Землю Решение этих проблем предлагают оптимисты и пессимисты.

Пессимисты предлагают:

- установить нулевой рост производства, т.е. задержать развитие промышленности и сельского хозяйства на нынешнем уровне, тем самым стабилизировать использование природных ресурсов.

- отказаться от современной техники, возвратиться к альтернативным технологиям - ремесленному труду, земледелию, основанному на простых орудиях, все большему использованию животных.

- последовательно снижать прирост населения, а затем уменьшить его абсолютную численность. Это приведет к снижению объема потребностей и к уменьшению объема производства.

- изменить образ жизни и свести к минимуму потребности общества. Все это позволит уменьшить антропогенную нагрузку на биосферу.

Эти предложения исходят из того, что полное восстановление экологического баланса уже недостижимо и можно говорить лишь о некотором ослаблении воздействия общества на природу.

Оптимисты считают, что все глобальные проблемы, в том числе и экологические, разрешимы с помощью научно-технического прогресса. Среди путей решения экологической проблемы предлагаются следующие:

- введение безотходного производства. При этом технологический круговорот веществ позволит свести к минимуму использование природных источников сырья и энергии.

- разработать и реализовать «экологический императив» - недопустимость изменения некоторого множества свойств окружающей природы.

- необходимо сформировать новую «экологическую нишу» человечества, создать новую цивилизацию, достичь коэволюции общества и природы.

Н.Н. Моисеев указывает на два компонента коэволюции человека и биосферы:

а) научно - технологический - эффективное использование ресурсов, снижение нагрузки на биосферу (например, эффективные технологии земледелия);

б) социально - нравственный - переустройство быта и правил общежития, планирование рождаемости, регламентация деятельности людей.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-08-15; просмотров: 460; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.145.99.221 (0.009 с.)