Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Вероучительная основа Христианства↑ ⇐ ПредыдущаяСтр 16 из 16 Содержание книги
Похожие статьи вашей тематики
Поиск на нашем сайте
Становление христианского мировоззрения. Огромную роль в становлении мировоззрения христианства сыграла античная, в первую очередь греческая философия. О нравственно-религиозном реформировании жизни, о душе, ее страдании в телесной оболочке и вечном блаженстве в загробной жизни говорили еще в VIII в. до н.э. орфики (их легендарным основателем считается поэт Орфей). На несколько столетий позже о гармонии мира, переселении душ и нравственном поведении человека размышляли последователи математика и философа Пифагора (пифагорейцы). Одним из первых в европейской традиции начал рассматривать человека как нравственное существо, провозгласив умеренность добродетелью, Сократ (V- IV вв. до н. э.). Великий мыслитель древности Платон Афинский, ученик Сократа, утверждал, что материальный мир вторичен, призводен от мира идей, что Бог (понимаемый им как высшая идея блага) сотворил мир, начав с мировой души, частью которой является душа каждого человека. Душа, по Платону, бессмертна, а человек в жизни должен стремиться к добродетели. Стоики - последователи философской школы, берущей свое начало от Зенона (IV-III в. до н. э.), учили, что необходимо жить в свободе от страстей, в воздержании, сообразно с разумом и природой. Название этого течения происходит от афинского портика Stoa poikile, где собирались ученики Зенона. Иные воззрения проповедовали эпикурейцы - последователи древнегреческого философа Эпикура, жившего в IV-III вв. до н. э. Они призывали к спокойствию, невозмутимости и отдавали предпочтение материальным радостям жизни. Одним из позднейших в античной философии было течение неоплатоников (основатель Плотин, живший в III. н. э.). В этой философии соединились элементы учения Платона, стоиков, пифагорейцев, а также мистические элементы восточных религий и раннего христианства. Материальный мир — это лишь низшее звено, творение высшего духа, идеи. Следовательно, когда мы познаем мир, чувство, вера и интуиция выше и ценнее разума и человеческого опыта — утверждали неоплатоники. От неоплатонизма был уже один шаг до ранней христианской патристики (то лат. Раtег - отец) - то есть учения первых христианских богословов, Отцов Церкви (как их стали потом называть). Многие из них были греками и творили в окружении еще существовавшей тогда, но доживающей последние дни античной культуры. Теологическая система христианства (основы христианского учения о Боге) сформировалась, таким образом, не на пустом месте, а на основе греческой философии. Конечно, это не было простым заимствованием. Христианские философы взяли за основу научный язык и понятийный аппарат своих античных предшественников, но наполнили философию новым и подчас противоположным содержанием. Почти одновременно с началом христианства в Александрии (Северная Африка) появилась очень важная для понимания истоков христианства философская школа, из учения которой непосредственно вытекают некоторые важные идеи христианского мировоззрения. Это школа Филона Александрийского (ок. 25 г. до н.э.). Этот философ связал некоторые положения древнееврейской монотеистической религии с уже известными вам идеями древнегреческой философии. Филон разработал учение о некоем посреднике между Богом и людьми. Иногда он изображался в виде «наместника Божия» на Земле, а чаще - в виде высшей идеи, что по-древнегречески звучит как Логос (букв, с гр. слово). Первые строки Евангелия от Иоанна - «Вначале было Слово, и Слово было у Бога, и Слово было Бог». Это совпадение, безусловно, не случайное, так же как и совпадение с христианским учением о том, что Христос пришел в мир как «Помазанник Божий», посредник между Богом и людьми. Формирование христианского вероучения. Христианство, выступавшее как отрицание язычества, являлось в то же время, в определенной степени, продолжением традиций народов Средиземноморья. Особенно велико было влияние иудаизма, из которого в христианство перешел целый ряд элементов вероучения: 1. Христианство сохранило священные книги иудаизма под названием Ветхого Завета. 2. Иудейский бог Яхве по существу перешел в христианство под именем Бога- Отца. 3. Христианство заимствовало из иудаизма учение о мессии. Только согласно иудейскому вероучению, Мессия еще не разу не приходил, а христиане полагают, что Мессия (то есть Иисус Христос) уже являлся один раз и ожидают его Второго пришествия. 4. Из иудаизма христианством был также взят принцип монотеизма. Христианство испытало влияние и некоторых других религий, в частности – зороастризма (религии древних персов). Считается, что в христианстве дуализм доброго и злого Бога (Бога и Сатаны), возникло именно под влиянием зороастризма. Христианское учение об аде и рае, как принято считать, также восходит своими корнями к зороастризму. Однако в христианстве возникли и свои собственные догматы, отличающие его даже от родственных ему монотеистических религий: иудаизма и возникшего позднее ислама. - Это прежде всего учение о Троице, согласно которому Бог един по существу, но троичен в лицах: Бог-Отец, Бог-Сын, Бог-Дух Святой. Учёние о триедином Боге – это самое важное положение вероучения христианства, являющееся основой всей его догматики; - Не менее важными положениями христианского учения являются догматы о муках и крестной смерти Иисуса Христа, Его искуплении унаследованного людьми от прародителей Адама и Евы греха, Его Воскресении и Вознесении на Небо. Оригинальные черты вероучения христианства.Христиане, согласно Символу веры, состоящему из 12 членов (частей), верят: - В единого Бога-Отца, Вседержителя, Творца Неба и Земли; - В единого Господа Иисуса Христа, Сына Божия, рожденного от Бога-Отца (подобно лучу от солнца) и единосущного Отцу (то есть единой природы, единого существа с ним); - В то, что Иисус Христос воплотился (принял человеческое тело и облик) от Духа Святого и девы Марии и пришел на Землю ради спасения всех людей; - В то, что Христос был распят при Понтийском Пилате, страдал и умер как человек и был погребён. Иисус принял страдания за всех людей, за их грехи. Догмат о Крестной смерти и искупительной жертве; - В то, что Иисус воскрес в третий день. Догмат о Воскресении; - В то, что на сороковой день после Воскресения Иисус вознёсся на небеса. Он имеет равное могущество и славу с Богом-Отцом. Догмат о Вознесении; - В то, что Иисус придет на Землю судить живых и мертвых, которые воскреснут; - В Духа Святого, который исходит от Бога-Отца и достоин такого же поклонения и Славы как Бог-Отец; - В Единую, Святую (освящённую Христом и несущую Его божественную благодать), Соборную составленную из свободных личностей всех времён и народов, как живущих будущих жить, так и умерших, то есть перешедших в «жизнь вечную») и Апостольскую (сохраняющую преемственность от апостолов) Церковь; - В таинство крещения; - В будущее Воскресение мертвых; - В вечную жизнь после Второго пришествия Христа и Страшного Суда. Новое учение о нравственностиили, проще говоря, о поведении человека. Чему же учил Христос? Как рассказывается в Евангелии, однажды Спаситель взошел на невысокую гору, с которой обратился к апостолам и собравшемуся народу. Его речь стала известна под названием Нагорной проповеди. В ней содержатся самые главные положения нравственного учения христианства: Блаженны нищие духом, ибо их есть Царство небесное, Блаженны плачущие, ибо они утешатся, Блаженны кроткие, ибо они наследуют землю, Блаженны алчущие и жаждущие правды, ибо они насытятся, Блаженны милостивые, ибо они помилованы будут, Блаженны чистые сердцем, ибо они Бога узрят, Блаженны миротворцы, ибо они будут наречены сынами Божьими, Блаженны изгнанные за правду, ибо их есть Царство Небесное, Блаженны вы, когда будут поносить вас и гнать и всячески неправедно злословить на Меня. Неслучайно раннехристианскую церковь называют «страдающей». Блаженны все униженные, слабые, незащищенные, гонимые... Все страждущие будут приняты и получат утешение в новой вере. Чем больше человек страдает и мучается на «этом свете», тем больше у него возможности войти в Царство Божие, попасть в рай. Ведь на земле, в нашей сегодняшней плотской жизни мы все — временные гости. Задача христианина — подготовиться к переходу в «жизнь вечную», а в ней, как говорил Иисус, «первые станут последними» и наоборот. Христианский рай описывается либо как прекрасный сад Эдем (по мотивам Ветхого Завета), либо в виде идеального солнечного небесного города Иерусалима. Райская жизнь, с точки зрения христианства, — это жизнь духовная, бестелесная (и здесь радикальное отличие от аналогичных представлений мусульман). Для того, чтобы попасть в рай, надо искренне покаяться. Опыт человека изменчив(мотив «блудного сына»). Царство Божие не закрыто ни для кого, даже для самого закоренелого грешника. Совершивший когда-то неблаговидные дела, но искренне раскаявшийся в них, имеет даже более предпочтительное положение: ведь он уже имеет большой духовный опыт борьбы с самим собой. Поэтому среди христианских святых было немало раскаявшихся грешников и грешниц — например, знаменитая Мария Египетская или ее тезка Мария из города Магдалы (Магдалина). В заповедях блаженства дискуссионна первая строка. Почему блаженны «нищие духом» и кого здесь имел в виду Иисус? Возможно несколько трактовок этой формулы: - Если следовать конкретно-историческому прочтению, речь идет о реальных нищих к кому обращался Христос. В первый раз Иисус произносит что-то похожее на слова Нагорной проповеди в Назарете, когда обращается к людям в субботний день в синагоге. Свою Благую Весть Иисус адресует не каким-то особым нищим, как мы любим подчёркивать, толкуя этот стих, а просто нищим. - С.С. Аверинцева: возможен более точный перевод этой фразы: «Блаженны добровольно нищие, или «нищие по велению своего духа»: человек выражает духовную готовность добровольно принять на себя нищету даже тогда, когда у него есть то или иное состояние или имущество. Наконец, стоит обратить внимание на трактовку Г. Чистякова: Перенесем акцент со слова «нищие» на слово «духом». Слово «нищета» имеет не только прямой, житейский, но и какой-то другой смысл. Точно также слово «голод» и особенно слово «жажда» имеют смысл переносный, символический. Вспомним: «Как лань желает к потокам воды, так желает душа моя к Тебе, Боже!» (Пс 41:1-2). Жажда лани, которая рвётся к источникам водным, уподобляется жажде человека, который ожидает и иной раз не может дождаться Бога. «Смиренный сердцем» и «нищий духом» - тоже почти синонимы. Что значит «смиренный»? Мы часто толкуем слово «смиренный» как «покорный», «бессмысленно всему подчиняющийся». Животные часто бывают покорными, но это не значит, что они смиренные. «Смиренный» (в латинском языке humilis) связано со словом humus - «земля, верхний плодородный её слой», потому что, действительно, земля ниже всего, её все топчут ногами, но в неё падает семя, согревается ею и даёт плод. Смирение - это что-то связанное с духовным плодоношением: смиренный - тот человек, чьё сердце готово приносить плод в кротости.Теперь становится понятнее, о каком смирении идёт речь. «Смиренный сердцем» или «смиренный, нищий духом» - это человек, готовый к духовному плодоношению, к тому, чтобы трудиться вместе со Христом. - «Блаженны плачущие» - это отнюдь не означает, что христианину надо постоянно рыдать и скорбеть по всякому поводу. Человек должен быть радостным и сеять вокруг себя оптимизм. Уныние в христианстве — один из тяжких грехов. Плакать и скорбеть надо по поводу собственного несовершенства, своих грехов! - Христианство — это проповедь любви к человеку. Мало любить только ближнего, попробуйте полюбить ваших врагов. А если вы не полюбите людей, то не сможете полюбить и Бога. То, что любовь к Богу и человеку тесно связаны и не существуют одна без другой — важнейшая новая идея, которая не была выражена так отчетливо ни в одной религии. - Следует быть снисходительными и научиться прощать людям их прегрешения, так как среди нас никого, кто был бы без греха. Поступать с людьми всегда следует так, как вы хотите, чтобы другие поступали с вами. - Добро людям надо делать незаметно и совсем не за награду или затем, чтобы тебя прославляли. Также нужно молиться, поститься и каяться тихо и нелицемерно, ведь Бог видит все тайное и скрытое. - Не надо копить земных сокровищ, заботиться о завтрашнем дне Бог сам позаботится о вас. Это не значит, что христианское учение запрещает людям приобретать имущество, улучшать свою жизнь, говоря современным языком, хорошо зарабатывать. Если ваше имущество и богатство нажито добрым, нравственным путем и не используется во зло людям (а еще лучше — делает окружающих хоть чуточку счастливее), вам нечего стесняться своей состоятельности. - Не давайте никому своих святынь на растерзание. Не мечите жемчуга перед свиньями, они не только не поймут красоты, но и втопчут его в грязь, а потом могут растерзать и вас. Бойтесь ложных пророков, то есть людей, уговаривающих вас сладкими речами. Судите не по словам а по плодам деятельности. Твердо стойте на «камне веры» и тогда вам будут не страшны жизненные штормы, дожди, бури и наводнения — говорил собравшимся Иисус Христос. Таковы нравственные заповеди христианского вероучения.
Литература 1. Чистяков Г. П. Над строками Нового Завета. — М.: Истина и Жизнь, 1999, 2002. -340 с. 2. Кулаков А.Е. Религии мира: Учебное пособие для общеобразовательных учреждений.- М.: ООО «Фирма «Издательство АСТ», 1998 – 432 с. 3. Франк. С.Л, С нами Бог. // http://azbyka.ru/vera_i_neverie/o_vere/frank_s_nami_bog_01-all.shtml 4. Радугин А.А.Введение в религиоведение: теория, история и современные религии. Радугин А.А. Курс лекций. 2-е изд., дополн. - М.: Центр, 2000.- 240 с. 5. Резник, Е.В. Религии мира. Православие /Е.В. Резник, Ю. Ю. Чудина. – М.: ООО «ТД «Издательство Мир книги». – М., 2007. – 192 с.
.
УЧЕБНОЕ ИЗДАНИЕ Е.И. Кириленко Религиоведение Учебно-методический комплекс для студентов очной формы обучения (по направлению подготовки 030900.62 «Юриспруденция)
Отпечатано с оригинал-макета заказчика в ФГУ «Томский ЦНТИ». Лицензия ПД № 12-0084 от 16.04.2001 г. 634021, Томск, пр. Фрунзе, 115/3 [1] Издания, отмеченные знаком *, имеются в фонде библиотеки Западно-Сибирского филиала Российской академии правосудия
[2] Аванесов С.С. Философия религии. Курс лекций. Томск, 2003. // www.realyoga.ru/images/FCK/File/Books/Yoga/Avanesov
|
||||
Последнее изменение этой страницы: 2016-08-25; просмотров: 436; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.135.208.236 (0.009 с.) |