Тема 1. Религия в современном мире. 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Тема 1. Религия в современном мире.



РЕЛИГИОВЕДЕНИЕ

Учебно-методический комплекс

для студентов очной формы обучения

направление подготовки 030900.62 – Юриспруденция

квалификация (степень) «Бакалавр»

 

Томск

Автор:

Кириленко Е.И., д.ф.н., доцент, профессор кафедры гуманитарных и социально-экономических дисциплин Западно-Сибирского филиала Российской академии правосудия.

 

 

Рецензент:

Зинченко Е.В., к.ф.н., доцент кафедры гуманитарных и социально-экономических дисциплин Западно-Сибирского филиала Российской академии правосудия.

Чухно Т.А., к.и.н., доцент кафедры культурологии и социальной коммуникации Томского политехнического университета.

 

 

Учебно-методический комплекс составлен в соответствии с требованиями Федерального Государственного образовательного стандарта высшего профессионального образования по направлению подготовки 030900.62 «Юриспруденция» (квалификация (степень) «Бакалавр»).

Одобрен на заседании кафедры гуманитарных и социально-экономических дисциплин Западно-Сибирского филиала Российской академии правосудия (протокол №1 от 29 августа 2012 г.).

Утверждён Учебно-методическим советом Западно-Сибирского филиала Российской академии правосудия (протокол №1 от 29 августа 2012 г.).

 

 

 

 

© Западно-Сибирский филиал РАП, 2012.

© Кириленко Е.И., 2012.

СОДЕРЖАНИЕ

Введение 4

Объем дисциплины и виды учебной работы 5

Тематический план 6

Программа курса 6

Планы семинарских занятий 16

Методические рекомендации по изучению дисциплины и

организации самостоятельной работы студентов 24

Примеры тестовых заданий 25

Литература 30

Вопросы для подготовки к зачету 32

Курс лекций 34

 

 

Введение

Религиоведение - дисциплина, входящая в блок гуманитарных предметов, изучаемых в высшей школе. Ее назначение может быть определено следующим образом:

Мировоззренческий аспект. Дисциплина обращена к проблематике, связанной с фундаментальными основаниями человеческого бытия, темой духовного самоопределения. Перспектива экзистенциального выбора раскрывается на фоне сложной динамики духовной жизни человечества, трансформации ее форм, превращений опыта священного и мирского.

Культурный аспект. В культурной традиции религиозная картина мира выступает интегрирующим основанием системы ценностных координат, способом выражение специфики определенных типов культур. В современном поликультурном мире знакомство с различными религиозными традициями помогает освоить культурную мозаичность современного мира, выработать установку толерантности в условиях осознания его множественности.

Профессиональный аспект. Генезис, а также функционирование различных правовых систем тесно связаны с соответствующим религиозным и культурным контекстом, отражают зафиксированные в культурных традициях соответствующие представления о строе, порядке, принципах мироустройства и социальной жизни. Знакомство с многообразием религиозного и культурного опыта позволит правоведу глубже понимать фундаментальные основания и сложные взаимосвязи религиозных, морально-нравственных и правовых аспектов нормативных систем.

Цель курса: освоение представлений о структуре, функциях, природе религиозного опыта, а также знакомство с разнообразием форм религиозной жизни человечества.

Задачи курса:

-познакомиться с множественностью точек зрения на вопрос об источнике религии, освоить важнейшие категории соответствующего светского и религиозного теоретического инструментария, закрепившиеся в религиоведческом дискурсе и отражающие опыт осмысления судеб мира и человека (деизм, пантеизм, теизм; скептицизм, секуляризм, агностицизм);

-осмыслить вопрос о месте и роли религии в современном мире в контексте проблемы межкультурного диалога;

-познакомиться с многообразием исторических и современных форм религиозной жизни;

-связать религиозную проблематику с профессиональными интересами

правоведа, обнаружить связь и взаимообусловленность различных форм нормативной регуляции в культуре – религиозной, морально-нравственной, правовой.

В результате освоения курса «Религиоведение» студент должен

знать: основные подходы к определению источника религии; содержание важнейших понятий, раскрывающих специфику религиозного отношения к миру, его структуру, основания типологии; важнейшие традиционные и новые формы религиозной жизни; исторические формы свободомыслия, способы правового регулирования отношения религии и общества в современном мире и России.

уметь: ориентироваться в круге имен, важнейших концептах крупнейших зарубежных и отечественных религиоведов, различать важнейшие исторические и современные формы религиозности; формулировать основные проблемы и способы их осмысления в теоретическом религиоведении.

В результате освоения курса студент должен приобрести следующие компетенции:

-способность анализировать процессы, происходящие в духовном опыте и культурном сознании современного человека;

-научиться использовать информационный ресурс данной гуманитарной дисциплины при решении социальных и профессиональных задач, исходить из принципа толерантности в ситуации конфессиональной и культурной множественности современного мира, понимать, что диалог и взаимная терпимость; - важное условие поддержания порядка в современном обществе; распознавать специфику религиозной и культурной нормативности как важного фактора влияния на систему права, правового сознания и поведения.

Студент, освоивший курс «Религиоведение», должен получить представление о сложности и многообразии духовной жизни человечества, способность уважительно относиться к религиозному выбору сограждан, навык различения конкретных религиозных доктрин, особенностей культовых практик, моральных ценностей.

Объем дисциплины и виды учебной работы

Вид учебной работы (по учебному плану) Количество зачетных единиц и часов по формам обучения
Очная
Общая трудоемкость 2 з.е. – 72 ч.
Всего аудиторных занятий  
Лекции  
Практические занятия  
Самостоятельная работа под контролем преподавателя и НИРС  
Форма итогового контроля Зачет

 

 

Тематический план

№ п/п Разделы (темы) дисциплины Количество зачетных единиц и часов по видам учебных занятий (по учебному плану)
Лекции Семинары С/р
1. Религия в современном мире      
2. Предмет и основные проблемы религиоведения      
3. Определение религии      
4. Типология религий. Структура религии      
5. М.Элиаде: феноменология религии   4*  
6. Религии родства: славянское язычество      
7. Национальные (пантеистические) религии: конфуцианство и даосизм      
8. Мировые религии: ислам.      
9. Мировые религии: христианство. Мир Евангелия      
10. Новые религиозные движения      
11. Свобода совести. Российское законодательство о религиозных организациях      
  Итого:      

* – занятия в интерактивной форме

Программа курса

Тема 10. Новые религиозные движения.

Определение понятий: новые религиозные движения, нетрадиционные религии. Психологические установки религиозного преследования. Характеристика и классификация новых религиозных движений. Неохристианство: «Церковь объединения» Муна и «Церковь Единой веры» Виссариона Неориентализм. Вероучение, культ и организация Международного Общества Сознания Кришны Синтетические религии. Клановые группы.

Литература:

1. Тимощук А.С. Лекции по религиоведению. Лекция 6. Новые религиозные движения // http://www.philosophy.ru/edu/vgu/06.htm

2. Радугин А.А.Введение в религиоведение: теория, история и современные религии. Радугин А.А. Курс лекций. 2-е изд., дополн. - М.: Центр, 2000.- 240 с.

3. Ткачева А.А. «Новые религии» Востока. – М.: Наука. Главная редакция восточной литературы, 1991. – 216с.

4. Балагушкин Е.Г. Критика современных нетрадиционных религий. М., 1984. - 288 с.

5. Баркер А. Новые религиозные движения. – СПб.: РХИ, 1997.- 282с.

6. Гуревич П. С. Нетрадиционные религии на Западе и восточные религиозные культы М.: Знание, 1985. – 64 с.

7. Настольная книга атеиста. — 9-е изд., испр. и доп. – М.: Политиздат, 1987. – 431 с.

Планы семинарских занятий

Великие боги древних славян

Литература:

1. Славянская мифология: энциклопедический словарь. – 2-е изд., исп. и доп. – М.: Международные отношения, 2002. – 512 с.

2. Рыбаков Б.А. Язычество древних славян. М.: Наука, 1981. – 608 с.

Языческие праздники

(Святки, масленица, семик и русальная неделя, Троицын день, Аграфена-купальница, Иван Купала, Петров день, Спас, Покров).

Литература:

1. Статьи с сайта: Дом Сварога.

2. Славянская мифология: энциклопедический словарь. – 2-е изд., исп. и доп. – М.: Международные отношения, 2002. – 512 с.

3. Максимов С. В. Крестная сила. Нечистая сила. Неведомая сила. Кемерово: Кн.изд- во, 1991. - 349 с.

4. Афанасьев А. Н. Древо жизни. М.: Современник, 1982 – 464 с. (Гл. “Народные праздники”).

5. Термины родства и свойства //Федосюк Ю. Что непонятно у классиков, или энциклопедия русского быта

http://krotov.info/lib_sec/21_f/fed/osyuk_00.htm

Семинар 4. Мир Евангелия.

1. Евангелия как часть Новозаветного канона.

2. Сюжетный аспект евангельского повествования. Евангелия как семантический код европейской культуры.

Литература:

1. Новый Завет. Евангелия // Библия. Тексты Евангелия

- от Матфея: http://krotov.info/acts/01/nz/mf.htm

- от Марка http://krotov.info/acts/01/nz/mark.html

- от Луки http://krotov.info/acts/01/nz/luke.html

- от Иоанна http://krotov.info/acts/01/nz/ioann.html

2. Аверинцев С.С. Иисус Христос //Мифологический словарь. Под ред. Е. Мелетинского. М.: Советская энциклопедия.1990, С.231-236.

Дополнительная литература:

1. Мень А. Когда и кем были написаны Евангелия? // Мень А. История религии. М., 1992. Т.УП. С.265-274.

2. Сайт Религии мира Христианство.

//http://sputnik.mastertelecom.ru/Kultura/schools.keldysh.ru_school1413_religija_/schools.keldysh.ru/school1413/religija

3. Виндельбанд В. Святыня. // Виндельбанд В. Философия культуры. Избранное. М.. 1994. С.317-339.

 

Доклад: Евангелия как источник, свидетельствующий о Христе.

Литература:

1. Мень А. Библия // Наше наследие. 1990. № 1.

2. Чистяков Г. Четыре Евангелия // http://www.katp.narod.ru/str2.htm

 

Методические указания: Библия - собрание древних религиозных текстов, создаваемых на протяжении более, чем 15 веков, разными авторами (царями, жрецами, воинами, сборщиками налогов), в разных условиях (во дворце, в ссылке, во время военных походов). Библейские книги – предмет интереса различных ученых: историков, лингвистов, философов, филологов и др. Но это и книги веры, для верующих – это богодухновенные тексты. Их значительное место в культуре, а также исторический возраст требует бережного и осторожного прикосновения к ним– независимо от вашего религиозного/внерелигиозного выбора. Ядро книг Нового Завета – Евангелие. Мировая классическая культура пропитана евангельскими смыслами, образами, сюжетами. Мы познакомимся с сюжетной стороной этих книг, ибо сама цепочка разворачивающегося повествования образует семантический код, выстраивающий культурное, ценностное, нормативное сознание европейской цивилизации.

Для подготовки к занятию студентам предлагается познакомиться с евангельскими сюжетами на основе оригинальной или комментаторской литературы. На занятии студент должен применить это знание к решению практических заданий – комментированию содержаний ряда репродукций картин, созданных в истории искусства на евангельские сюжеты.

Ключевые персонажи и сюжеты евангельской истории: Захария, Елисавета, Иоанн Предтеча, Иоаким, Анна, Мария, Иосиф, Иисус Христос, Благовещение, Рождество, Крещение, искушение Христа, проповедь, ученики, притчи (о блудном сыне), Преображение, Мария, Марфа, Лазарь, тайная вечеря, Иуда, пленение и суд, смерть и Воскресение Христа.

Примеры тестовых заданий

Тест 1

Выбрать только один правильный ответ

Конфессия - это

1. вероисповедание

2. секулярность

3. гетерогенность религиозной жизни

4. консервативные установки в сознании

Тест 2

Выбрать только один правильный ответ

 

1. Назовите имя протестантского теолога, сформулировавшего принципы межконфессионального диалога:

1. Йозеф Ратцингер

2. Бенедикт ХУ1

3. С.С.Хоружий

4. Пауль Тиллих

Литература

Основная литература [1]

1. Аванесов С.С. Философия религии. Курс лекций. Томск, 2003. // www.realyoga.ru/images/FCK/File/Books/Yoga/Avanesov

2. Васильев Л.С. История религий: учеб. пособие [для вузов] // Л. С. Васильев. — М.: КДУ, 2008. - 791 с.

3. Ильин В.В., Кармин А.С., Носович Н.В. Религиоведение. Краткий курс. Издательство Питер. 2007. – С. 240.

4. Матецкая А.В., Самыгин С. И. Религиоведение. Краткий курс. Издательство Феникс. 2008. - 224 стр.

5. Основы религиоведения: Учебник / Ю.Ф. Борунков, И.Н. Яблоков, К.И. Никонов и др.; Под редакцией И.Н. Яблокова. — 5-е издание, переработанное и дополненное - М.: Высшая школа, 2008. - 568 с.

6. Радугин А.А. Введение в религиоведение: теория, история и современные религии. Радугин А.А. Курс лекций. 2-е изд., доп. - М.: Центр, 2000.- 240 с.

7. Религиоведение: 100 экзаменационных ответов / Л.Я. Климентова и др. Ростов н/Д: МарТ; Феликс, 2010. – 240с.*

8. Торгашев Г.А. Основы религиоведения. Спб.: Питер, 2004. -364с.*

9. Тимощук А.С., Федотова И.Н., Шавкунов И.В. Введение в религиоведение: Учеб. пособие. ВЮИ ФСИН России. – Владимир,. 2011. – 136 с.

10. Элбакян Е.С. Религиоведение. Словарь. Серия: Gaudeamus. Издательство Академический Проект. 2007. — 637 стр.

11. Яблоков И.Н. Религиоведение. Учебное пособие. М.: Гордарики. 2002.-536с.*

12. Языкович В.Р. Религиоведение: учебное пособие для вузов / В. Р. Языкович. — Минск: Тетра Системс, 2008. — 272 с.

 

Дополнительная литература

1. Аверинцев С.С. Поэтика ранневизантийской литературы. СПб.: Азбука-классика, 2004. 480 с.

2. Аверинцев С.С. София – Логос: словарь / С.С. Аверинцев. – Киев: Дух и литера, 2000. – 450 с.

3. Всемирное писание: Сравнительная антология священных текстов/ Пер. с англ, под ред. П.С. Гуревича. - М.: Республика, 1995. – 591 с.

4. Даль В.И. О поверьях, суевериях и предрассудках русского народа / В.И. Даль. – СПб.: М.О. Вольф, 1880. – 148 с.

5. Забылин М. Русский народ. Его обычаи, обряды, предания, суеверия и поэзия / М. Забылин. – М.: М. Березин, 1880. – 615 с.

6. Кулаков А.Е. Религии мира: Учебное пособие для общеобразовательных учреждений.- М.: ООО «Фирма «Издательство АСТ», 1998 – 432 с.

7. Мень А.В. История религии. В поисках Пути, Истины и Жизни. - В 7 т. - М.: Слово/Slovo. 1991-1992.

8. Миркина З., Померанц Г. Великие религии мира. - М.: РИПОЛ, 1995. – 243 с.

9. Мифы народов мира. В 2-х томах. - М., Издательство «Советская энциклопедия», 1992. Т.1 – 671 с.Т.2 – 719 с.

10. Религиоведение: Словарь - М.: Академический Проект, 2007. -637 с.

11. Рыбаков Б.А. Язычество древних славян. М.: Наука, 1981. – 608 с.

12. Синявский А. Иван-дурак: очерк русской народной веры. Париж: Синтаксис, 1991. – 423 с.

13. Славянская мифология: энциклопедический словарь. – 2-е изд., исп. и доп. – М.: Международные отношения, 2002. – 512 с.

14. Степанов Ю. Константы: словарь русской культуры / Ю. Степанов. – М.: Академический проект, 2001. – 990 с.

15. Тиллих П. Христианство и встреча мировых религий // Пауль Тиллих Избранное. Теология Культуры. - М.: Юрист, 1995. С. 396-441.

16. Токарев С.А. Религиозные верования восточнославянских народов ХIХ – начала ХХ века / С.А. Токарев. – М.; Л.: Изд-во АН СССР, 1957. – 164 с.

17. Философия религии: Хрестоматия. /Авт.-сост. В.Е. Данилова. - М.: Флинта, 2009.

18. Хабермас Ю. Когда мы должны быть толерантными? О конкуренции видений мира, ценностей и теорий.

//http://ecsocman.hse.ru/data/797/836/1219/006_Habermas_45-53.pdf

19. Хабермас Ю. Религия, право и политика. Политическая справедливость в мультикультурном Мир-Обществе // Полис. 2010. №2. С. 7-21.

20. Хабермас Ю., Ратцингер Й. (Бенедикт XVI) Диалектика секуляризации. О разуме и религии / Пер. с нем. (Серия «Современное богословие»). - М.: Библейско-богословский институт св. апостола Андрея, 2006. -112с.//http://gendocs.ru/v7129/юрген_хабермас,_йозеф_ратцингер_бенедикт_xvi._диалектика_секуляризации._о_разуме_и_религии

21. Хоружий С.С. Православно-аскетическая антропология и кризис современного человека.

http://www.pravoslavie.ru/sobytia/chelovekkonf/horuzhy.htm

22. Хоружий С.С. Христианство в современном мире: в поисках новых перспектив диалога религий //«Мировые религии в контексте современной культуры: новые перспективы диалога и взаимопонимания». СПб., 2011. С.18-27.

23. Христианство. Энциклопедический словарь / Под ред. С.С. Аверинцева

и др. - М., 1993-95. Т. 1-3.

24. Элиаде М. История веры и религиозных идей. В 3-х т. - М.: Академический проект, 2009.

25. Элиаде М. Священное и мирское. М.: МГУ, 1994. – 144 с.

26. Энциклопедия религий. — М.: Академический Проект, 2008. - 1520 с.

27. Ю. Хабермас. Против «воинствующего атеизма». «Постсекулярное» общество - что это такое?// http://muslem.ru/ю-хабермас-против-воинствующего-атеи/

28. Ясперс К. Смысл и назначение истории: Пер. с нем.- М.: Политиздат, 1991.- 527 с.

29. Соловьев В. Магомет, его жизнь и религиозное учение.

// http://krotov.info/library/18_s/solovyov/07_203.html

 

Вопросы для подготовки к зачету

 

1. Общество и религия: глубинные сдвиги в характере взаимоотношений (с использованием статьи С. Хоружего «Христианство и другие мировые религии в современном мире: в поисках новых перспектив диалога и взаимопонимания»).

2. Идея «взаиморасположенного общения»: проблемы внеконфессионального и конфессионального диалога (с использованием статьи С. Хоружего «Христианство и другие мировые религии в современном мире: в поисках новых перспектив диалога и взаимопонимания»).

3. Функции религиоведения и значение его изучения для интеллектуального и культурного развития человека.

4. Предмет религиоведения. Условия возникновения. Проблемы религиоведения как науки.

5. Структура религиоведения и методы изучения религии.

6. Понятие религии: этимологический аспект. Гипотезы Цицерона и Лактанция.

7. Атеизм и его исторические формы.

8. Проблема типологии религий. Структура религии.

9. Религиозные гипотезы источника религии: пантеизм, деизм, теизм.

10. Политическая гипотеза об источнике религии: теория обмана, эвгемеризм

11. Натуралистическая гипотеза о происхождении религии: теория страха, когнитивная теория, теория адаптации.

12. Антропологическая гипотеза происхождение религии: социологическая теория Э. Дюркгейма; психологическая теория З. Фрейда; философско-антропологическая теория Л. Фейербаха.

13. М.Элиаде: «Священное и мирско»е. Опыт феноменологии религии

14. М.Элиаде: опыт проживания пространства и времени в священном и мирском сознании.

15. Конфуцианство: традиционная религия Китая.

16. Даосизм как явление религиозного пантеизма.

17. Язычество древних славян: религия родства. Культ природных стихий, растений, животных.

18. Славянское язычество – религия политеизма. Демонология, великие боги.

19. Буддизм: происхождение, вероучение, культ.

20. Ислам: мировая религия. Вероучение и культ. Шариат.

21. Мухаммед и возникновение ислама. Коран. Сунна.

22. Возникновение христианства.

23. Мир Евангелия.

24. Особенности вероучения и культа протестантизма (дайте характеристику одного из направлений протестантизма).

25. Православие. Особенности вероучения и культа.

26. Католицизм: вероучение и культ.

27. Современные нетрадиционные культы: причины возникновения, особенности практики.

28. Формирование и развитие представлений о свободе совести в мировой истории.

29. Закон РФ «О свободе совести и о религиозных объединениях».

30. Российское государство и основные религиозные конфессии на современном этапе (проблемы взаимоотношений).

 

КУРС ЛЕКЦИЙ

Конфуцианство и даосизм 78

5.1.Контекст зарождения конфуцианства и даосизма 78

5.2.Конфуцианство: Почтенный Учитель Кун, священные тексты,

религиозные аспекты традиции, культовая практика.

Распространение и развитие 79

5.3 Даосизм: «старый ребенок» Лао-цзы, священные тексты,

вероучение, обрядовая сторона. Распространение и развитие 84

Проблема диалога религий

 

Как понятие и проблема, диалог религий впервые систематически изучается в трудах крупного протестантского теолога Пауля Тиллиха (1886-1965). Обобщая свой большой опыт наблюдения межрелигиозных контактов, он выпускает в 1962 г. монографию по данной проблеме: «Христианство и встреча мировых религий». Здесь сформулирован свод принципов межрелигиозного диалога, ставший известным и влиятельным под именем «платформы Тиллиха». Приведем эти принципы.

Диалог между представителями разных религий основывается на ряде допущений.

- Во-первых, предполагается, что оба участника признают ценность религиозных основ другой стороны… так что оба они признают важность диалога;

- Во-вторых, предполагается, что каждый из участников способен уверенно отстаивать собственные религиозные позиции, так что диалог представляет собой серьезное противопоставление мнений;

- В-третьих, предполагается наличие общей основы, которая делает возможным как диалог, так и столкновение;

- В-четвертых, предполагается открытость обеих сторон для критики собственных религиозных основ.

Если все эти условия соблюдаются,... такая встреча двух или нескольких религий может быть очень плодотворной, и если диалог продолжится, он даже способен привести к историческим последствиям».

В последние десятилетия диалог религий получил распространение в широкой сфере жизни мирового сообщества. Удалось выстроить работающие механизмы и институты – такие как, например, Совет Парламента мировых религий – которые создают для диалога регулярные рамки и придают ему постоянный характер. С их помощью было осуществлено немало крупных встреч, которые в ряде случаев весьма реально содействовали разрешению или предотвращению религиозных конфликтов.

Углублению межрелигиозного диалога способствовала альтернативная форма коммуникации, основанная на личном общении. Пример - встречи в Тэзе (Франция), ежегодно собирающие многие тысячи христиан всех конфессий и номинаций, но при этом сохраняющие характер личных встреч, прямых обменов личным духовным опытом.

 

Литература

1. Хоружий С.С. Христианство в современном мире: в поисках новых перспектив диалога религий //«Мировые религии в контексте современной культуры: новые перспективы диалога и взаимопонимания». Спб., 2011. С.18-27

2. Хабермас Ю. Против «воинствующего атеизма». «Постсекулярное» общество — что это такое?

// http://muslem.ru/ю-хабермас-против-воинствующего-атеи/

3. Хабермас Ю. Когда мы должны быть толерантными? О конкуренции видений мира, ценностей и теорий.

//http://ecsocman.hse.ru/data/797/836/1219/006_Habermas_45-53.pdf

4. Тиллих П. Христианство и встреча мировых религий. //Пауль Тиллих

Избранное. Теология Культуры. М.: Юрист, 1995. С. 396-441.

 

ДИСЦИПЛИНА

 

1.Значение дисциплины.

2.Предмет религиоведения. Условия возникновения. Проблемы религиоведения как науки.

3. Структура религиоведения.

4.Методы религиоведения.

 

2.1. Значение дисциплины

 

1.Мировоззренческий аспект.

Религиоведение обращено к проблематике, связанной с фундаментальными основаниями человеческого бытия, темой духовного самоопределения. Человек — часть природы, его тело состоит из тех же химических элементов, что и окружающий мир, однако человек обладает сознанием и это выделяет его из неодушевленных объектов. Одно из проявлений процессов сознания в широком смысле - вера, которая есть у всех людей. Как показывает всемирный опрос Гэллапа (институт Гэллапа - американский институт общественного мнения, основанный Джорджем Гэллапом), проведенный в 1999 году, 87 % населения земли имеют религиозную веру (опрос проводился в 60 странах, представляющих население 1,25 миллиарда человек; всего было опрошено 50,000 человек). Даже если человек не имеет религиозной веры, он верит в то, что Бога нет, поскольку знать это как эмпирический факт нельзя. В любом случае, бытие человека не объясняется лишь физическими законами.

Тема веры сопрягается с темой свободы, с темой предельных ценностей. Семья, общество, среда социализации личности, но предельный уровень ценностного самоопределения - интуиция включенности в целостность мира, ценности входят в структуру бытия. По словам С.С. Аванесова: «В мировой культуре и в личной жизни человека религия всегда представляла собой ведущую силу, способную утвердить саму специфику человеческого бытия. Религия является той необходимой и неуничтожимой областью духовной жизни человека и человечества, в которой «обнаруживаются», «хранятся» и «транслируются» высшие, предельные ценности, цели и смыслы. Именно в религии человек в наибольшей степени реализует себя в качестве свободного существа, способного стать выше наличных обстоятельств. Религиозное мировоззрение – это свидетельство того, что человек не соглашается признать этот мир совершенным, видит его недостатки и стремится эти недостатки радикально преодолеть. При этом усовершенствование мира необходимо увязывается в религии с изменением самого человек».

2.Культурный аспект. В современном поликультурном мире знакомство с различными религиозными традициями помогает освоить культурную мозаичность современного мира, выработать установку толерантности в условиях осознания его множественности.

3.Профессиональный аспект. Генезис, а также функционирование различных правовых систем тесно связаны с соответствующим религиозным и культурным контекстом, Знакомство с многообразием религиозного и культурного опыта позволит правоведу глубже понимать фундаментальные основания и сложные взаимосвязи религиозных, морально-нравственных и правовых аспектов нормативных систем.

В практической сфере современный человек, получивший высшее образование, должен обладать способностью ориентироваться в процессах, связанных с религией. Те студенты, которые станут работать в правоохранительной сфере, будут государственными служащими, вынуждены будут сталкиваться в своей работе с представителями разных конфессий. Для этого необходимо их различать, распознавать. представлять себе соответствующие убеждения людей, особенности их образа жизни.

Определение дисциплины: религиоведение – область знания об вероисповедальных практиках человечества.

 

 

Религиоведения как науки

Объект дисциплины религия, которая также является объектом исследования в теологии, философии и науке. Предмет исследование религии в перспективе научного дискурса.

Сравним философский и научный строй сознания.

Для философии вопросы не менее значимы, чем ответы. Важнейшей является проблематизация реального. Наличное не важно, важно то, что открывается за ним и переживается как возможная «онтологическая трагедия» (Ортега-и-Гассет). По словам Фихте, быть философом, значит, не жить, а жить – значит не быть философам. Франциск Ассизский, средневековый мистик, заявлял: "Я нуждаюсь в малом, и в этом малом я нуждаюсь очень мало".

Научный строй сознания обращен к наличному, предполагает интеллектуальную деятельность, для которой характерны прагматизм, рационализм, систематичность, строгость метода, объективность.

Научная дисциплина, исследующая религию, именуется религиоведением. Остановимся на характерных чертах этой науки. Определим прежде всего условия (их выделяет С.С. Аванесов), сделавшие возможным к середине Х1Х века оформление религиоведения в отдельную научную дисциплину.

1) Первым условием такого оформления было свершившееся обособление философии (в том числе и философии религии) от теологии. Долгое время господствовавший чисто теологический подход к описанию религии не предполагал исследовательского выхода за пределы конфессиональности и потому делал недоступным понятие о религии вообще, которое заслонялось понятием об истинной религии. По сути такое религиоведение могло быть только положительной апологетикой. Единственным стимулом для развития религиоведческого знания в этих условиях были ереси, которые сигнализировали о недостатках и упущениях церковной доктрины и мотивировали процесс совершенствования догматического учения. «Когда христианское человечество, - писал Н.А. Бердяев, - жило ещё непосредственно в органическом укладе и в традиции, когда не возникало ещё познавательной рефлексии, время для науки о религии ещё не наступило». С наступлением эпохи секуляризации культуры возникла теоретическая база для развития «независимой» науки о религии, и база эта подготавливалась прежде всего философами (Спиноза, Юм, Кант, Гегель, Шлейермахер и др.). Одним из следствий этой линии развития явилась позиция независимости от религии, позиция отстранённости от предмета исследования. Она могла породить отрицательную заинтересованность исследователя.

2) Второе условие для возникновения науки о религии - расширение теоретического и культурно-исторического кругозора наук о человеке. Наряду с господствовавшей до этого политической историей появляется история культуры (начиная, видимо, ещё с Вольтера), которая, помимо судьбы династий и государств, вводит в область своего внимания и общественные отношения, и прогресс материальных условий жизни народов, и развитие наук и искусств, и историю взглядов, мнений, убеждений. Духовная жизнь (и не только европейских народов) становится предметом гуманитарного исследования. Вот серия классических текстов, отразивших эту тенденцию:

1725 г., Дж Вико: Новая наука: этнографическая психология;

1756 г., Вольтер: Опыт о нравах и духе наций;

1780 г., Лессинг: Воспитание человеческого рода;

1784г., Гердер: Идеи к истории человечества;

1858 г., Бокль: История цивилизации в Англии.

3) Этот свежий теоретический интерес к духовной (культурно-исторической) стороне жизни человечества остался бы во многом неутолённым, если бы не многочисленные географические и этнографические открытия, давшие европейцам огромный познавательный материал (сведения о фольклоре, мифологии, суевериях, обычаях и обрядах многочисленных народов). Таково третье условие появления науки о религии. Инициатором работы по отбору и систематизации эмпирического материала для научного религиоведения был Макс Мюллер, заложивший основы сравнительного метода изучения религии.

Указанные три условия оформления религиоведения как науки можно обозначить как методологическое, теоретическое и эмпирическое.

По мнению ряда исследователей, религиоведение до сего времени так и не оформилось в единую научную дисциплину, существуя как полидисциплинарный исследовательский комплекс. Отсутствует единая программа исследований и общая методология. Не определены в достаточной степени вопросы разграничения между религиоведением как наукой и иными гуманитарными дисциплинами.

Полидисциплинарность предполагает две альтернативы:

- либо в основе религиоведческой теории должна лежать мозаика подходов, собираемая из смежных дисциплин;

- либо необходима выработка единой программы, с систематически представленной перспективой исследования в рамках единого подхода.

Основные проблемы современного религиоведения.

Изучение религии силами и средствами науки (ориентирующейся в качестве образца на естествознание) страдает рядом существенных недостатков, заложенных в самой сущности классической науки, что порождает важнейшие методологические проблемы научного исследования религии. Европейская модель науки – это объективность, систематичность, рациональность, эмпирическая основа познания (опора на факты, для познания зримого мира).

1. Научное познание рационально – но религиозность в своем пределе рационально непостижима. О попытках силой разума справиться с вопросами веры сообщает нам знаменитое «пари Паскаля». Знаменитый французский математик, физик, литератор и философ сформулировал его, размышляя о выборе веры или неверия, следования за Богом или отвержения Его: «Бог есть или Бога нет. Но на которую сторону мы склонимся? На что вы будете ставить? Так как выбор сделать необходимо, то посмотрим, что представляет для вас меньше интереса: вы можете проиграть две вещи, истину и благо, и две вещи вам приходится ставить на карту, ваши разум и волю, ваше познание и ваше блаженство… Взвесим выигрыш и проигрыш, ставя на то, что Бог есть. Возьмем два случая: если выиграете, вы выиграете все; если проиграете, то не потеряете ничего. Поэтому, не колеблясь, ставьте на то, что Он есть». При всем изяществе этой интеллектуальной игры, невозможно не отдать отчет, что рационально выстроить отношения с объектом религиозной веры можно весьма ограниченным образом.

2.Наука требует объективности, но индифферентное отношение к предмету религиозной веры проблематично. Это отношение есть, оно позитивное или негативное. Традиционный научный подход (в том числе и в области религиоведения) требует объективности, а значит известной отстранённости исследователя от своего предмета. Однако такая «независимость», согласимся с Аванесовым С.С., чревата непониманием, или же - отрицанием реальности самого предмета изучения.

Провозглашая «незаинтересованность» в своём предмете, наука, не способная совершенно избавиться от мировоззренческих корреляций, исходит из некоторых априорных (до-опытных) постулатов и предубеждений, так или иначе задающих конечный результат исследования. Главный из них - изначальная убеждённость в «неистинности» религиозного опыта. Поэтому и задачей религиоведения часто провозглашается объяснение того, что на самом деле скрывается под именем религии. Поэтому наука о религии и превращается в «отрицательную апологетику», переводя отстранённую незаинтересованность на словах в заинтересованную борьбу на деле. «С научным исследованием религии, - писал Н.А. Бердяев, - произошло удивительное явление. Религиозную жизнь начали научно исследовать после того, как перестали верить в её реальность». Один из наиболее известных современных исследователей религии и религиозной философии С.С. Хоружий пишет: «Постмодернистская тяга сравнивать и монтировать всё со всем, не принадлежа ничему, несёт в себе больше пустоты, чем широты, и больше тривиального верхоглядства, чем «объективности» и «научности». Лишь войдя глубоко внутрь традиции (не усыпляя при этом разума!), сможешь увидеть её истинное соотношение с другими - ибо станешь способен отличать важные, настоящие сходства и различия от внешних, малозначащих или вообще кажущихся»..

В том же ключе писал К.-Г. Юнг: «Психолог, анализирующий священный текст, должен, по крайней мере, отдавать себе отчет в том, что такой текст выражает бесценное религиозное и философское сокровище, которое не должно быть осквернено руками профанов. Признаюсь, что и сам отважился анализировать такой текст лишь потому, что знаю и ценю его достоин



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-08-25; просмотров: 357; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.149.230.44 (0.129 с.)