Шариат - основа правовых систем мусульманского мира 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Шариат - основа правовых систем мусульманского мира



 

Каждый мусульманин обязан вести образ жизни, который требует шариат. Шариат (от арабского “шариа” - “правильный, прямой путь”) - это свод правил поведения, одобренных мусульманскими авторитетами. Шариат может существовать и в письменной форме (как книги, написанные авторитетами), и в устной форме (как проповеди, произнесённые авторитетами). Шариат - это правила поведения, моральные, и бытовые, они образуют основу для законодательства.

Это указания,

- что нужно делать обязательно

- что можно делать или не делать

- чего нельзя делать ни в коем случае

Именно через шариат находит своё выражение нравственное учение ислама.

Шариат и право. Шариат не законодательство как таковое, а его основа, комплекс установлений, определяющих идеологию мусульманина, нравственные ценности, религиозную совесть. Это целый свод предписаний, которые дают человеку, руководствующемуся шариатом, ориентацию на всю жизнь, от колыбели до могилы. Это отношение к людям, семье, к Богу. Он (шариат, прямой путь) возник на основе Корана и Сунны, а уже от шариата пошло законодательство, что по-арабски называется «фикх» - законодательство, целиком основанное на шариате.

Шариат организует гражданское состояние общества, определяя решение вопросов –наследства, брака, рождаемости, уголовный кодекс. Это система жизни. Отметим, что шариат пытался организовать жизнь общества еще 14 веков назад. Современный мир изменился, что рождает ряд проблем, требующих понимания специфики шариатского права.

1. Шариатов много, они зависят от социально-политической среды. Когда говорят о шариатском праве, шариатском законе, это понятие неоднородное, неоднозначное и расплывчатое от страны к стране. Шариат опирается на Коран и Сунну. Но Коран и Сунну надо толковать, а толкования могут быть разные. У всех мусульман-суннитов во все времена были один Коран и одна Сунна, но шариатов было много. Конечно, во всех шариатах есть нечто общее – разрешено многоженство. Шариат содержит внутри себя определённые пищевые запреты. В частности шариат запрещает мусульман употреблять в пищу свинину и распивать алкогольные напитки. Нельзя есть мясо акул, крабов, раков, мясо хищных животных.

Но есть и отличия:

- В одно и то же время в разных странах в чём-то шариаты провозглашали разные правила поведения. Одно дело шариат, который ввели талибы в Афганистане – это, отмечает профессор Г. Мирский, «жуткая, мракобесная, невероятная вещь – забивание женщин камнями за прелюбодеяние». (По Корану за прелюбодеяние положено не забивание камнями, а 40 ударов плетью. Побивание камнями было введено позже).

- В одной и той же стране в новое время через шариат тоже могут провозглашаться нормы, в чём-то отличающиеся от норм прежнего времени. Так, например, в Афганистане шариат 80-х гг. нашего века разрешал женщинам не закрывать лица чадрой (Коран предписывает хеджаб - то есть, голову надо закрывать и тело, оставляя только кисти рук и ноги, но лицо закрывать вовсе необязательно – это уже позднейшие вещи), а мужчинам - не отращивать бороды. В 90-гг. нашего века шариат этой же страны категорически запретил женщинам появляться в общественных местах с открытыми лицами, а мужчинам не иметь бороды.

- В ряде стран мусульманские авторитеты вводят в шариат не только обязательные предписания и запреты, но и меры наказания за нарушения этих предписаний и запретов (публичная порка, тюремное заключение, отсечение руки, смертная казнь и др.).

- Наличие различий в шариатах разных стран нередко приводит к спорам между мусульманами по вопросу о том, кто из них исповедует истинный ислам.

2.Некоторые положения шариатского права архаичны и требуют современного прочтения. Согласно мусульманскому праву, голос одного мужчины приравнивается к голосам двух женщин - тут могут возникнуть противоречия с современными реалиями. Другой пример: раньше, при вступлении в брак, достаточно было четырех свидетелей, которые подтверждали, что это муж и жена. Теперь же этого недостаточно, надо фиксировать целый процесс. Человек с Северного Кавказа может один раз зарегистрировать брак в ЗАГСе. А второй, а третий? Шариат допускает многоженство. Мусульманин вступая во второй, третий брак, перед Богом все делает верно, но в сфере отношений с государством остаются проблемы: если от таких браков будут дети, как можно доказывать их, например, имущественные права?

3.Шариатский суд и радикальный ислам.

Существует мнение, что шариатский суд является частью представления о радикальном исламе и если в какой-то стране воцаряется радикальный ислам, то там обязательно должен быть и шариатский суд.

Во-первых, шариат есть везде, мусульманское сообщество немыслимо без шариата. Тот, кто отрицает шариат как таковой, не может считаться мусульманином. Шариатский суд действует по-разному и в разных странах. В одних странах он действует наряду с обычными судами, а там, где приходят к власти экстремисты (джахадисты, салафиты), там возможна архаизация норм жизни на основе буквального введения норм шариата. Салафиты в Египте, например, выступают за то, чтобы категорически запретить пляжную одежду на курортах.

Во-вторых, недопустимо считать, что ислам - экстремистская, воинственная религия сама по себе. Но необходимо видеть разницу между исламом и исламизмом, политическим, радикальным, политизированным исламом (салафизмом, ваххабизмом). Это, по словам Г. Мирского, «боевое, революционное, в худшем смысле этого слова, экстермистски настроенное крыло, которое может принести огромные несчастья». Логика ваххабитов такова: мы построим сначала исламскую республику в Узбекистане, потом в Казахстане, а оттуда рукой подать и до Татарстана, и мы создадим халифат. Есть люди, которые готовы ради этого убивать и умирать – в этом главная опасность.

4.Невозможно оценить значение шариатского суда без учета конкретной специфики различных стран. Центральными являются две проблемы:

- сочетание религиозных и светских институций

- степень политизации проблемы шаратского суда

Можно сравнить ситуацию в ОАЭ, Египте, Турции, Великобритании и России.

По мнению М. Аббаса, корреспондента телеканала Аль-Арабия в Москве (ОАЭ), «у нас закон и шариатский и французский, и это нас устраивает, мы живем вполне спокойно».

В Англии – несколько лет тому назад часть мусульманского духовенства требовала ввести мусульманский суд. При этом даже архиепископ Кентерберийский выступил за это, за что его критиковал. Было принято следующее решение: если приехавшие приняли гражданство Великобритании, они должны подчиняться законам этой страны. Альтернативой является возвращение на родину.

В Египте второй пункт Конституции гласит, что шариат это источник законодательства. Эта позиция получила всеобщее признание. Система законодательства в государстве облегчает здесь выполнение норм шариата. Например, в современном Египте существуют два вида брака. Брак через нотариуса, обычный и брак по старой схеме, когда нет никаких печатей. Существует и тот и другой способы оформления брака. Но второй вариант государство не одобряет, потому что без осуществления регистрации оно не может гарантировать выполнение заключенного договора или контракта. При этом страдают дети, рожденные в браке. Т.о. в Египте наряду с шариатским правом действуют светские институты (нотариат). Кроме того для других вероисповеданий есть право жить по своим решениям.

В Турции основной закон не шариатский, а светский. Общины живут своей культурной жизнью, определяют свое вероисповедание, праздники, но если, например, случается кража, суд происходит по общим законам.

Сирия, Турция, Египет – страны с преобладающе мусульманским населением. Главная проблема здесь – проблема пропорций религиозных и светских институций.

О проблеме шариатских судов размышляет политолог, профессор Г. Мирский. В России еще предстоит осмыслить проблему отношения к шариатскому праву. Россия - страна не мусульманская, не христианская или православная – это светское государство. Возможен ли шариатский суд в России? Само по себе это может быть не так страшно: если мусульмане живут в Москве и у них возникли семейные споры, почему бы им не пойти в шариатский суд - мулла быстро решит проблему. Страшно другое, и ситуация здесь сравнима с тем, что происходило в Англии. Можно разрешить мусульманам решать свои внутрисемейные споры при помощи шариатского суда. Имущественные споры решать уже сложнее. Но далее может получить развитие опасная тенденция: крайние представители исламизма – не ислама именно, представители радикальных течений - в Англии, Европе и уже и у нас, начинают требовать себе особых прав. В конце концов возможно образование параллельных обществ, где большая часть населения будет жить по законам государства, а меньшинство выделится в особую группу. Произойдет разрушение единой нации, единого народа, и выделится какая-то часть населения, которая будет жить по своим законам, иметь привилегии, и которая будет наращивать требования. Мусульманское население, благодаря введению таких норм, начнет ощущать себя особой частью всего народа, со своими особыми привилегиями, начиная с бытовых особенностей (многоженство, например), а далее встанет вопрос: могут ли они подчиняться общему закону РФ, или же только потому, что они мусульмане, люди другой религии, они должны жить по своим законам? Это начало разрушения государства. Постепенно дело может дойти до противопоставления двух культур и двух цивилизаций, когда те крайние, экстермистски настроенные мусульмане, будут стремиться противопоставить свою мусульманскую культуру и свою цивилизацию остальному сообществу, заявляя, что мы, мусульмане, часть единой мировой глобальной мусульманской общности, уммы.

Ситуация в России похожа на турецкую. Но и в Турции и в Египте она легче, чем у нас - там не может быть речи о развитии опасной тенденции разрушения государства – в условиях преобладания мусульманского населения.

Ситуация сопоставима с английской – но там пакистанцы – иммигранты, а российские мусульмане живут у нас с незапамятных времен. Поэтому в полном объеме все аналогии с арабскими странами, с Турцией и с Западной Европой у нас не проходят. У нас специфическая историко-культурная ситуация.

 

Литература

1. Васильев Л. С. История религий. М.: КДУ, 2008. – 791 с.

2. Еремеев Д. Е. Ислам: образ жизни и стиль мышления. М.: Политиздат, 1990. – 288 с.

3. Ислам. Сайт религии мира

//http://sputnik.mastertelecom.ru/Kultura/schools.keldysh.ru_school1413_religija_/schools.keldysh.ru/school1413/religija/islam.htm

4. Где и как действует шариатское право. Беседу ведут: Георгий Мирский, политолог, профессор; Мазен Аббас корреспондент телеканала Аль-Арабия в Москве; Хаджиоглу Нордун московский корреспондент турецкой газеты «Хюрриет»; О. Бычкова, ведущая программ радиостанции "Эхо Москвы" // http://echo.msk.ru/programs/magazine/883220-echo/

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-08-25; просмотров: 265; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.191.254.0 (0.014 с.)