Понятие религии: основные подходы к определению 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Понятие религии: основные подходы к определению



 

В современной литературе насчитывается не менее 250 определений религии. Возможные дефиниции: религия есть инструмент социальной политики, результат обожествления царей и героев, порождение аффекта страха, опыт несовершенного знания о мире, средство приспособления к окружающему миру, превращенная форма выражения социальных сил, особая форма переживания бессознательного, отчуждение родовых способностей человека и т.д.

Эти определения чрезвычайно многообразны, что обусловлено различием мировоззренческих позиций, методологических подходов и конкретных теоретических задач тех, кто эти определения создаёт и предлагает.

Все имеющиеся в наличии и возможные определения религии расположены на одной шкале, «полюсами» которой являются строго атеистические и строго теистические (теологические) определения

Теизмом именуется представление о Боге как абсолютной Личности, запредельной (трансцендентной) всему налично сущему, но при этом активно проявляющейся в мире.

На атеистическом «полюсе» мы найдём такие определения, которые представляют религию иллюзией, либо психической патологией. Известным и широко распространённым в атеистической литературе является определение, данное Фридрихом Энгельсом в работе «Анти-Дюринг» (1878): религия есть «фантастическое отражение в головах людей тех внешних сил, которые господствуют над ними в их повседневной жизни, - отражение, в котором земные силы принимают форму неземных».

Наиболее известные фигуры среди ученых и философов-атеистов - Л. Фейербах, Ф. Ницше, В. Ленин З. Фрейд, К. Маркс, Ж.-П- Сартр.

Атеизм- форма взглядов, отрицающая веру в сверхъестественное вообще (не только в бога или богов).

Формы атеизма:

Скептицизм - форма свободомыслия, основанная на сомнении в существовании каких-либо непогрешимых истин и авторитетов. Позиции скептицизма в отношении религии занимали английские философы Дэвид Юм, Бертран Рассел. В культуре Великобритании эмпиризм, скептицизм, опора на здравый смысл - важнейшие ценностные координаты. 6 января 2009 года в Великобритании в ответ на рекламу евангелистских проповедников по всей стране были запущены 800 автобусов со слоганом: «По всей вероятности, бога нет. Хватит волноваться, наслаждайтесь жизнью»

Секуляризм - свобода от религиозного принуждения. Нейтральность государственных и общественных структур в вопросах религиозной политики.

Агностицизм - утверждение о том, что невозможно (на сегодняшнем уровне знаний или же принципиально никогда невозможно) получить ответ на вопрос о существовании Бога. Агностиком в отношении религии был Э. Дюркгейм

Индифферентизм – равнодушие в вопросах религиозной веры.

Возможные градации атеизма: невыраженный – выраженный; слабый – сильный; научный – стихийный.

Самый большой процент атеистов в Швеции — 45-85 % жителей

В России – 15-20%

Опора на науку не является убедительным аргументом для позиции атеизма. Периоды активного противоборства в отношении науки и религии сменяются стадией согласования, соотнесения этих формы культуры. В современной литературе получило развитие представление о различии, но и взаимодействии этих культурных подсистем.

Важную роль религиозного мировосприятия в научном творчестве отмечали известные физики-теоретики: А. Эйнштейн, М. Борн, М. Планк, В. Гейзенберг и др. О различных оттенках этой взаимосвязи говорит О. Никитина, различая позиции корреляции, диалога или интеграции в отношениях науки и религии.

Размышлявший о проблеме взаимоотношения науки и религии А. Эйнштейн отмечал: «Интеллект раскрывает для нас взаимоотношение средств и целей. Но разум сам по себе не может разъяснить смысл конечных [ultimate] фундаментальных целей. Выявить эти цели и сделать их основой эмоциональной жизни индивидуума, - именно в этом, как мне представляется, состоит наиболее важная функция религии в социальной жизни человека. И если спросить, откуда проистекает авторитетность этих фундаментальных целей, поскольку их нельзя установить и обосновать просто из здравого смысла [by reason], можно только ответить: они существуют в здоровом обществе как прочные традиции, которые действуют на поведение, стремления и оценки людей, они с нами, они просто существуют как нечто живое без того, чтобы нуждаться в нахождении обоснования для их существования. Они пришли в мир не через демонстрацию, но через откровение, через посредство ярких личностей. Не следует пытаться оправдать их, нужно только просто и ясно ощущать их природу».

На религиозном «полюсе» определений религии - теологические (религиозные) подходы.

Деизм, пантеизм и теизм выступают как религиозные формы обоснования ответа на вопрос об источнике сверхъестественного. Используя философский аппарат можно раскрыть содержание этих понятий.[2]

Деизм – воззрение, согласно которому Божество трансцендентно природе и «по сути является для человека только высшей идеей, содержанием его исповедания».

Пантеизм утверждает имманентность Божества миру как его мистической сущности.

Теизм – позиция, согласно которой Бог одновременно и трансцендентнен и имманентен миру.

Для теологической позиции характерно представление религии в виде такой связи человека и Бога, которая понимается и как «завет», и как «союз», и как «жизненное отношение».

Религия, по мнению о. Александра Меня, есть «сила, связующая миры, мост между тварным духом и Духом Божественным».

«Религией, - утверждает Н. Боголюбов, - называется особая форма человеческой жизни, как индивидуальной, так и общественной, соединённая с сознанием, что истинная или нормальная жизнь человека возможна только в связи с другим бытием, бытием Божественным».

Итак, согласно теологическим определениям, религия есть связь с Богом

Очевидно, что приведённые определения имеют в виду не религию вообще и не всякую (какую угодно) религию, а вполне конкретную религию, заключающуюся в общении с личным Богом-Творцом.

При этом все те религии, которые базируются на иных основаниях и имеют другое содержание, остаются за рамками определения религии и, следовательно, вне границ предмета исследования.

С необходимостью требуется некое «родовое» понятие религии вообще, включающее в себя все её возможные формы - от низшей до высшей

Можно привести несколько вариантов такого общего понятия религии. По мнению о. Александра Меня, религия есть то, что «вносит в земную жизнь высший смысл, связуя её с Непреходящим»; это «связь человека с самим Источником бытия, которая делает его жизнь полной смысла, вдохновляет его на служение, пронизывает светом всё его существование, определяет его нравственный облик»

В самом общем смысле религия представляет собой «духовное устремление к миру сверхчувственному» (о. Александр Мень).

Религия, согласно Владимиру Соловьёву, «есть связь человека и мира с безусловным началом и средоточием всего существующего».

Проблемой является вопрос о соотношении религии и культуры:

1.В секулярном сознании: религия - одна из сфер духовной жизни, выстраивающаяся по принципу часть - целое

2.Для религиозной мысли религия- основание культуры.

«Религия, - пишет Н.А. Бердяев, - есть всё, должна быть всем, она не может быть частью, не может быть специальной функцией, подобно науке, политике, искусству. Начало религиозное по существу своему всепроникающее, всеодухотворяющее, ни от чего не отделимое, ничему не противоположимое (кроме начала антирелигиозного)».

На практических занятиях подробно разбирается и анализируется логика атеистического подхода к пониманию природы сверхъестественного.

Прислушаемся к логике религиозного дискурса. Ее представляют построения профессора С.С. Аванесова, современного религиозного философа.

Рабочее определение религии: это специфическое отношение человека к специфическому объекту (или объектам), такое отношение, которое определяет его (человека) мировоззрение и является основным регулятором его жизни.

Необходимые условия определения религии, то есть те принципы, которые мы, конструируя общее понятие религии, не можем обойти или упустить, таковы:

а)избегание психологизации религии (религия есть реальное отношение);

б)рассмотрение религии как целого (религия есть целостное отношение);

в)акцентирование специфического характера религиозного объекта (религия есть отношение к специфическому объекту);

г)учёт специфического характера самого отношения к религиозному объекту (религия есть специфическое отношение к своему объекту).

В сумме: религия есть реальное, целостное и специфическое отношение человека к специфическому объекту. Уточним указанные условия определения религии.

а)Если религия есть реальное отношение (допустим, что мы пока не знаем, к чему или к кому), то она с необходимостью должна иметь не только субъективную, но и объективную сторону. Реальное отношение имеет своей предпосылкой несовпадение субъекта и объекта этого отношения. Поскольку субъект религиозного отношения - это определённо человек, постольку объект этого отношения - определённо не человек. Этот внечеловеческий объект может (на психологическом уровне) восприниматься и переживаться по-разному (эти субъективные явления и составляют предмет психологии религии как частной религиоведческой дисциплины), но сам источник этого переживания должен всегда полагаться вне самого переживающего: различие субъекта и объекта религиозного отношения имеет онтологический характер

«Большинство определений религии, - пишет о. Александр Мень, - страдает одним общим недостатком: они говорят почти исключительно о психологических предпосылках веры, о тех свойствах человеческой души, которые формируют мистические переживания. Если бы речь шла только о психологии религии, это было бы оправдано; но нас интересует самая сущность веры, и поэтому подобные определения оказываются недостаточными для нас. Никакой процесс невозможно понять, если не видеть в нём взаимодействия по меньшей мере двух компонентов. Можем ли мы, например, дать удовлетворительную характеристику познания, исходя только из субъективных свойств познающего человека? Если мы не включим в познавательный процесс самого предмета познания, то наша попытка окажется бесплодной. <…> Поэтому, определяя религию, мы должны включать в понятие о ней и начало внечеловеческое, в контакте с которым она возникает»

б)Общее определение религии не должно сводить (редуцировать) религиозное отношение в целом к одному из его аспектов или элементов; наоборот, это определение должно возводить всё многообразие религиозных проявлений к единой для всех них основе, к единой сущности этих явлений, полагая последние как различные выражения указанной сущности. Так, религиозное отношение к религиозному объекту может выражаться (выявляться) и как мысль о нём (представление, учение), и как чувство к нему (переживание, эмоция), и как общение с ним (молитва, культ), и как принятие его в качестве идеала для воли (ценности, нравственность, право). Ни к одному из этих явлений нельзя свести сущность религии вообще, религии как таковой

в)Религия как таковая может быть адекватно определена, если признаётся специфический характер объекта религиозного отношения; это необходимо хотя бы для того, чтобы отличить религию от других типов человеческого отношения, от иных сфер духовной жизни. Объект религиозного отношения представлен в различных религиях по-разному; в самом общем смысле он может быть обозначен как «сверхъестественное» (нечто такое, что находится за пределами «человеческого мира»).

г) Само религиозное отношение к религиозному объекту признаётся специфическим (характерно религиозным), если, во-первых, оно определяется как позитивное и тотальное. К религиозному объекту можно относиться и равнодушно, и скептически, и критически, и отрицательно; ни один из этих видов отношения не образует религии. Только позитивное, положительное (осознанное и активное) отношение к религиозному объекту (каков бы он ни был) может быть названо религиозным. Тотальность религиозного отношения заключается в захваченности этим отношением всего субъекта, в координации всех его жизненных проявлений с его религиозностью. Субъект религиозен в точном смысле слова, если он таков не только в теоретическом, но и в практическом смысле, то есть не только в сфере знания, но и в сфере действия (свободы). Специфика религиозного отношения состоит, во-вторых, ещё и в том, что это отношение включает в себя прямой или косвенный, обязательный или необязательный ответ сверхъестественного на обращение к нему. Объект религиозного отношения человека выступает в то же время и как активный субъект этих отношений наряду с человеком. Иначе говоря, религия как таковая может быть положена только тогда, когда полагается некая обратная связь, некое взаимное общение двух субъектов специфически религиозного отношения.

 

Литература

1. Аванесов С.С. Философия религии. Курс лекций. Томск, 2003. // www.realyoga.ru/images/FCK/File/Books/Yoga/Avanesov

2. Маркс К. К критике гегелевской философии права. – Маркс К., Энгельс Ф. Соч. 2-е изд., т. 1, с. 219 – 368.

3. Мень А. В. История религии. В поисках Пути, Истины и Жизни. — В 7 т. — М.: Слово/Slovo. 1991—1992.

4. Хрестоматия по теории религии (Фрагменты работ Б.Малиновского, Э. Тайлора, З.Фрейда, Э.Фромма, К. Маркса, Р. Белла и др.). Библиотека РГИУ http://sbiblio.com/biblio/archive/averianov_xrreligiya/

5. Эйнштейн А. Религия и наука // http://scepsis.ru/library/id_48.html

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-08-25; просмотров: 1279; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.144.189.177 (0.015 с.)