Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Отношение к другим религиям.Содержание книги
Похожие статьи вашей тематики
Поиск на нашем сайте
Современный мир религиозной множественности образует пеструю и сложную картину. С одной стороны, здесь развиваются тенденции, которые ослабляют межконфессиональные различия и открывают круг общих проблем, ориентирующих на поиск общих позиций - в условиях мощной волны секуляризации и глобализации. Таковыми выступают давление секулярного общества и государств; интенсивные миграции и ситуация конфессиональной множественности. С другой стороны, традиционные межконфессиональные противоречия сохраняются в состоянии напряжения. Какие общие принципы определяют отношение христианства к другим религиям? Базовые основания заложены в самих священных текстах: христиане сохраняют верность своему религиозному выбору. В отношении же других вер, безотносительно их содержания, могут быть отмечены две противоположные позиции, которые именуются обычно как принцип эксклюзивности и принцип инклюзивности. Эксклюзивность: основания других вер могут не иметь ничего общего с христианскими основаниями, быть целиком чуждыми и противоположными им. Инклюзивность: они могут нести в себе некие первичные и зачаточные формы, смутные предвосхищения, частичные отражения и элементы Истины христианства. Во втором случае, возможно, считать, что духовная суть этих других религий в известной мере вобрана, включена в христианство, так что она находит в нем свое дополнение и исполнение, актуализацию своих потенций. В реальной истории присутствуют обе установки: не делалось категорического выбора между этими установками, ни та, ни другая в принципе не отбрасывались. Даже в эпоху Первохристианства, когда новые христиане с особой силой переживали небывалую новизну открывшейся им истины, по отношению к религии эллинов, апостол Павел говорит мужам Афинского Ареопага, что их почитание «неведомого бога», неведомого для них самих, относилось к Христу. Иными словами, даже когда установка эксклюзивности была бы всего естественней и понятней, – учители христианства указывают и на присутствие инклюзивности в новой вере. Вплоть до Нового Времени намного более заметною и преобладающей была установка эксклюзивности, резко отделявшая христианство от всего универсума мировых религий и верований. (Она была и гораздо ближе массовому христианскому сознанию), тогда как инклюзивность проявлялась скорее как тенденция в учениях не столь многих мыслителей, склонных к обобщающему и рационалистическому видению реальности (к примеру, у Николая Кузанского). Однако в Новейшее Время позиция инклюзивности получает все большее распространение. В научно-богословской мысли этому содействовало развитие школ исторической критики и сравнительного религиоведения, а в широком сознании –активные процессы этнокультурных миграций и смешений. В современном западном богословии возникли авторитетные учения, утверждающие принцип инклюзивности, – в первую очередь, учения К.Ранера (1904-1984) и Й.Ратцингера, ныне – папы Бенедикта XVI-го. Современные концепции инклюзивности: - по Ранеру, «все религии, не подозревая об этом, движутся к единому ориентиру»; - Ратцингер раскрывает содержание этого движения: «Через все культуры красной нитью проходит понимание устремленности человека к Богу… осознание греха, покаяния и прощения, осознание общности с Богом... и наконец, принятие основных нравственных установлений, как они оформлены в Десятисловии», так что, в итоге, «инклюзивность отражает суть истории культур и религий человечества. Вместе с тем, отмечают христианские богословы, следует отличать инклюзпвность и религиозный плюрализм: как замечает и Ратцингер, инклюзивность в своих крайних выражениях, усиленно акцентирующих общность и сходство всех религий с христианством, скатывается уже в плюрализм – позицию, близкую восточной мистике, согласно которой все религиозные учения, при разнообразии внешних форм, несут, на поверку, одну и ту же духовную суть. Это тяготение к плюрализму, питаемое также идеологией мультикультурализма, – одно из направлений современного размывания границ христианства – процесса, достаточно заметного в протестантизме. И в свете того, что «плюрализм и инклюзивность временами едва ли не переходят друг в друга», принцип инклюзивности должен приниматься лишь в известных пределах. С другой стороны, и принцип эксклюзивности не может быть целиком вытеснен и отброшен. В своих эмоционально-экзистенциальных аспектах, христианская религиозность (хотя в разной мере, в православии сильней, чем в протестантизме) неотделима от чувства «узкого пути», от интенсивного переживания общения со Христом, как единственной спасительной нити, которой, по самому определению, нет нигде кроме христианства. Профессора могут находить в христианстве сколь угодно общего с массою иных вер, но верующий христианин всем существом знает, что его путь устремления ко Христу и соединения с Ним – узок, единствен, и никакие иные, какими бы ни казались близкими-соседними, к Нему не ведут. В итоге, современную позицию христианской религиозности по отношению к другим религиям можно охарактеризовать как признание существенной инклюзивности христианства в идейном и историко-культурном плане, сочетаемое с элементами эксклюзивности на уровне «религиозного чувства», в личностных, эмоционально - экзистенциальных аспектах веры. Практический смысл идеи инклюзивности: - очевидно, что установка инклюзивности предполагает скорей открытое и благорасположенное отношение к другим религиям, коль скоро они хоть в какой-то мере «чреваты христианством» – несут в себе зачатки, потенции истины, в полноте данной и явленной в христианстве. - такой диалог требует, однако, максимума тактичности с христианской стороны, ибо представление другой религии лишь начаточной формой христианства, не до конца воплотившей свои потенции, естественно может вызвать у партнеров по диалогу возражения и отторжение. Сама эксклюзивность - сложная позиция. На первый взгляд, она ведет к отчуждению и изоляционизму по отношению к другим религиям; но, на поверку, это далеко не совсем так. К самой сути христианства принадлежит его общечеловеческий, универсальный характер, тяга к устроению, где «нет ни иудея, ни эллина». 1. Афонское монашество – бесспорно, яркий пример самой ревностной, самой «эксклюзивной» религиозности. 2. Но старец Силуан, великий афонский подвижник ХХ в., сделал центром своей духовной практики «молитву за всех», за христиан и не-христиан, и его духовность названа была «мистикой любви к брату»: не только к брату-христианину, но и к каждому собрату-человеку. Миссионерство - также может быть понято как идея диалога между христианством и другими конфессиями. Судьба его в наши дни не проста. - Издавна практиковались очень разные формы, методы миссионерской работы, включая и грубо прямолинейные, сочетаемые с давлением светской власти. При покорении колоний, завоевании новых земель и племен подобные методы были правилом. Сегодня они уже практически исчезли, но оставили стойкую историческую память, создав во многих кругах и странах отношение к миссионерству как к экспансии и давлению со стороны христианства. - Есть и новые явления в этой области – такие как навязчивая и примитивная пропаганда некоторых недавно возникших протестантских сект, редуцирующих до предела христианское учение; и вклад подобных явлений в межрелигиозные контакты едва ли можно счесть положительным. Однако миссия – неотменимое служение христиан, и это значит, что сегодня она должна отыскать новые формы, адекватные складывающимся межрелигиозным отношениям. Вывод: в современных условиях насущной необходимостью является выработка эффективных стратегий разрешения межрелигиозных конфликтов, поиск путей и методов снижения напряженности в межрелигиозных отношениях и создание стабильных режимов гармонического сосуществования различных религий в едином пространстве. Без всякой альтернативы, главным и ключевым элементом подобных стратегий и методов может являться лишь диалог религий. Проблема диалога религий
Как понятие и проблема, диалог религий впервые систематически изучается в трудах крупного протестантского теолога Пауля Тиллиха (1886-1965). Обобщая свой большой опыт наблюдения межрелигиозных контактов, он выпускает в 1962 г. монографию по данной проблеме: «Христианство и встреча мировых религий». Здесь сформулирован свод принципов межрелигиозного диалога, ставший известным и влиятельным под именем «платформы Тиллиха». Приведем эти принципы. Диалог между представителями разных религий основывается на ряде допущений. - Во-первых, предполагается, что оба участника признают ценность религиозных основ другой стороны… так что оба они признают важность диалога; - Во-вторых, предполагается, что каждый из участников способен уверенно отстаивать собственные религиозные позиции, так что диалог представляет собой серьезное противопоставление мнений; - В-третьих, предполагается наличие общей основы, которая делает возможным как диалог, так и столкновение; - В-четвертых, предполагается открытость обеих сторон для критики собственных религиозных основ. Если все эти условия соблюдаются,... такая встреча двух или нескольких религий может быть очень плодотворной, и если диалог продолжится, он даже способен привести к историческим последствиям». В последние десятилетия диалог религий получил распространение в широкой сфере жизни мирового сообщества. Удалось выстроить работающие механизмы и институты – такие как, например, Совет Парламента мировых религий – которые создают для диалога регулярные рамки и придают ему постоянный характер. С их помощью было осуществлено немало крупных встреч, которые в ряде случаев весьма реально содействовали разрешению или предотвращению религиозных конфликтов. Углублению межрелигиозного диалога способствовала альтернативная форма коммуникации, основанная на личном общении. Пример - встречи в Тэзе (Франция), ежегодно собирающие многие тысячи христиан всех конфессий и номинаций, но при этом сохраняющие характер личных встреч, прямых обменов личным духовным опытом.
Литература 1. Хоружий С.С. Христианство в современном мире: в поисках новых перспектив диалога религий //«Мировые религии в контексте современной культуры: новые перспективы диалога и взаимопонимания». Спб., 2011. С.18-27 2. Хабермас Ю. Против «воинствующего атеизма». «Постсекулярное» общество — что это такое? // http://muslem.ru/ю-хабермас-против-воинствующего-атеи/ 3. Хабермас Ю. Когда мы должны быть толерантными? О конкуренции видений мира, ценностей и теорий. //http://ecsocman.hse.ru/data/797/836/1219/006_Habermas_45-53.pdf 4. Тиллих П. Христианство и встреча мировых религий. //Пауль Тиллих Избранное. Теология Культуры. М.: Юрист, 1995. С. 396-441.
|
||||
Последнее изменение этой страницы: 2016-08-25; просмотров: 580; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.144.8.68 (0.009 с.) |