Тема 11. Свобода совести. Российское законодательство о религиозных организациях. 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Тема 11. Свобода совести. Российское законодательство о религиозных организациях.



История формирования представлений о свободе совести. Законодательное обеспечение свободы совести в истории России. Религия и современное российское общество.

Литература:

1. Религиозные объединения Российской Федерации: Справочник /Под общ. ред. М. М. Прусака, В. В. Борщева // Аналитический вестник.- № 24 спец. вып.— М.: Республика, 1996.— С. 219–222.

2. Религиозные организации России (Справочник). М., 1994.

3. Русская православная церковь в советское время (1917 - 1991). Материа­лы и документы по истории отношений между государством и церковью. Книги 1 -2.М., 1995.

4. Копелиович А.В. Справочник современных культов и сект России / СПбГУП. Алмат. фил. — Алматы, 2001.

5. Религия и общество: Хрестоматия по социологии религии / Сост. В.И. Гараджа, Е.Д. Руткевич. — М.: Аспект Пресс, 1996, — 775 с.

6. Федеральный закон от 26 сентября 1997 г. N 125-ФЗ "О свободе совести и о религиозных объединениях"

// http://www.flexa.ru/law/zak/zak078.shtml

 

Планы семинарских занятий

Семинар 1. Проблема источника религии.

1. Религиозные (религиозно-философские, теологические) гипотезы: пантеизм, деизм, теизм.

2. Нерелигиозные (философские, научно-философские) гипотезы:

2.1.Политическая гипотеза: теория обмана, теория эвгемеризма.

2.2.Натуралистическая гипотеза: теория страха, когнитивная теория, теория адаптации.

2.3.Антропологическая гипотеза: социологическая теория (Э. Дюркгейм),психоаналитическая теория (З. Фрейд), философско-антропологическая теория (Л. Фейербах).

Литература:

1. Аванесов С.С. Философия религии. Курс лекций. Раздел 3. Источник религии. С.44-121 Томск, 2003.

// www.realyoga.ru/images/FCK/File/Books/Yoga/Avanesov

2. Хрестоматия по религии. Библиотека РГИУ. См. тексты: Э.Дюркгейма, З. Фрейда, Э. Тайлора, Э Фромма, Л. Фейербаха, К. Маркса, У. Джеймса, П. Сорокина, Б. Малиновского, Ж. Франкла, Дж. Фрезера. http://sbiblio.com/biblio/archive/averianov_xrreligiya/

 

Методические рекомендации: для систематизации реферируемого историко-философского материала можно воспользоваться форматом предлагаемой таблицы.

Тип гипотезы Название теории   Имена   Работы   Термины, понятия, концепты Определение религии   Аргументы
+ -

 

Семинар 2. Мирча Элиаде «Священное и мирское» - опыт феноменологии религии.

1. Специфика переживания пространства и времени в религиозном и нерелигиозном опыте.

2. Отношение к природе и человеку в религиозном и мирском опыте.

Литература:

1. Элиаде М. Священное и мирское. М.: изд-во МГУ, 1994. – 144 с.

Доклад: Мирча Элиаде – выдающийся историк религии и исследователь мифологии.

Литература к докладу:

1. Горбовский Н.К. Предисловие //Элиаде М. Священное и мирское. М.: изд-во МГУ, 1994. С.5.

2. Элиаде, Мирча. Материал из википедии, свободной энциклопедии // http://ru.wikipedia.org/wiki/Элиаде,_Мирча

 

Методические указания. Для подготовки к занятию студенты последовательно знакомятся с главами из книги М. Элиаде «Священное и мирское». Работа с текстом опирается на предлагаемые вопросы, позволяющие выделить основные идеи автора.

Вопросы к введению:

1. Раскройте содержание понятия иерофания.

2. Какова структура священного опыта (реальность удваивается)?

3. В чем смысл названия книги «Священное и мирское»?

4. Какие два образа жизни в мире выделяет автор?

5. Как Вы понимаете утверждение Элиаде, что мирской человек наследник человека религиозного.

 

 

Вопросы к первой главе:

1. Какова структура пространства для человека религиозного и нерелигиозного?

2. Как неоднородность религиозного пространства подтверждается в разных религиях (опыт священных мест – в языческих культурах, христианстве, исламе)?

3. Почему опыт переживания пространства является основополагающим?

4. Как Вы понимаете высказывание: порог в храме и в доме - знак неоднородности пространства в священном опыте

5. Почему человеку важно быть в центре мира?

6. Приведите примеры значимости ориентации в космосе – в культуре (в исламе, христианстве)

7. Разнородное священное пространство (хаос и космос) подвижно - в направлении вытеснения хаоса. Приведите пример освящения пространства в религии вед (Индия), у скандинавских колонизаторов, у австралийского племени ахилпа.

8. Почему в племени ахилпа, если ломался священный столб, люди садились на землю и умирали?

9. Приведите примеры священных столбов как знака космической выделенности местности (священное дерево, медный столб, Млечный путь, жертвенный столб, лестница)

10. В чем символический смысл идеи axis mundi – оси мира?

11. Гора как центр мира: приведите примеры мифологизированных гор в культурной истории

12. Какие культурные объекты способны выразить идею центра мира (святые города, храмы, страны)?

13. Почему человек древних (и современных) обществ стремился жить ближе к центру мира?

14. Как Вы понимаете слова: вся строительная или производственная деятельность имеет своим прототипом космогонию.

15. Для современного человека «дом - машина для жилья» (Карбюзье). Как можно понять это выражение?

16. Для архаического человека дом - образ мира (imago mundi). Что это значит? (Столб, лестница, освящение строительства, новоселье)

17. Почему храм – это также «образ мира»

Вопросы ко второй главе:

1. Каковы особенности переживания времени в религиозном сознании?

2. Как переживает время нерелигиозный человек?

3. Как напоминает о себе священное время в опыте нерелигиозного человека?

4. Приведите примеры психологического переживания «таинственного» времени?

5. Покажите на примерах, что религиозный праздник – это повторение в настоящем событий прошлого.

6. Какая связь существует между миром и временем, храмом и годом?

7. Как проявляется идея единства мира и года в идее ежегодного обновления мира?

8. Является ли праздник Нового года примером священного времени?

9. Какие элементы ритуала Нового года Вы можете назвать и какова их символика?

10. Почему человек стремится приобщиться к сильному времени?

11. Почему, - так верит религиозный человек, - возможно физическое и духовное возрождение путем возврата к первичному времени?

12. Что добавляет к пониманию культурного смысла праздника идея: в празднике всегда обнаруживаются священные ценности жизни?

13. Какова символика праздничного времени?

14. Покажите связь между пространством и временем в священном универсуме

15. Какова символика ритуала Нового года?

16. Какой новый опыт восприятия времени проявляется в иудаизме, христианстве?

Вопросы к третьей главе:

1. Как относится религиозный человек к природе?

2. В какой современной культуре культ природы сохранился в виде особого эстетического переживания?

3. Какие области природы являются «наиболее любимыми» для Бога?

4. Каково символическое значение неба?

5. Почему высшие боги обитают, как правило, на небесах?

6. Каков смысл удаления бога на небеса?

7. Какие другие природные объекты способны выразить идею вознесения, высоты?

8. Какова символика воды?

9. Почему погружение в воду символизирует разрушение, гибель?

10. Каков символический смысл обряда крещения?

11. Как символически трактуется земля в религиозном и культурном сознании?

12. Какие ритуальные формы связаны с символикой земли?

13. Какова символика космического древа?

14. Как символически осмысливается жизнь растения?

15. Почему люди любят выращивать растения?

Вопросы к четвертой главе:

1. Какова специфика отношения к человеку в религиозном и мирском сознании?

2. Приведите примеры мифологической анатомии и физиологии

3. Каковы возможные космическое, социальное иличностное измерение брака у Элиаде?

4. Сохраняет ли значение опыт святости для современного человека?

5. Раскройте смысл обрядов перехода в жизненном цикле человеческого существования.

6. Можно ли выделит реликты традиционной обрядовой практики у современного человека?

Семинар 3. Славянское язычество: религия родства.

1. Славянское язычество как элемент культурной традиции русских.

2. Мифология природы в восточно-славянской традиции

3. Демонология у восточных славян.

4. Великие боги древних славян.

Методические указания. Семинар проводится в форме семинара-конференции. Студентам предлагаются темы и литература для докладов. Доклады обсуждаются на семинаре. Темы для сообщений и литература.

Духовный смысл русской сказки

Литература:

1. Ильин И. Духовный смысл русской сказки. \\Литература в школе, 1992, №1. С.3-10.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-08-25; просмотров: 255; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 34.201.122.150 (0.016 с.)