Исторические условия и социальные предпосылки возникновения христианства. 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Исторические условия и социальные предпосылки возникновения христианства.



Христианство, провозглашенные им вероучения, идеи и этические принципы выросли на почве определенных общественных отношений.

В первые века нашей эры, подчинив себе множество народов и государств Средиземноморья, Рим уничтожил их политическую самостоятельность и государственность, самобытность их общественной жизни. Жестокость римских наместников, тиски тяжелых гос.налогов, римское судопроизводство, вытеснившее местные правопорядки, - гнет гос.машины империи порождал в среде завоеванных народов чувство ненависти к завоевателю и чувство бессилия перед ним. Эти настроения -в одном из раннехристианских произведений - «Апокалипсисе» (Откровение Иоанна), написанном в I веке н.э. Автор называет рабовладельческий Рим «великой блудницей», развратившей целые народы и страны. Он предсказывает скорую и позорную гибель «вечного» Рима.

Актуальна проблема рабства. Дело было не только в том, что рабский труд обрекал общество на экономический застой. Римское государство страшилось своих рабов. «Сколько рабов - столько врагов», - утверждала пословица того времени.

В целом, римское общество переживало нравственный и религиозный кризис.

В то же время среди людей труда, не только рабов, но и свободных, складывались свои меры ценностей человека. Из надгробных надписей, басен, поговорок того времени мы узнаем, что такой мерой оказывалось трудолюбие, мастерство, бескорыстие. В одной надписи некая жрица с гордостью говорит, что ее родители вольноотпущенные, которые были бедны, но свободны духом.

Поговорки и поучения трудовых людей нередко противоречивы: призирай господство и не води знакомства с властью, отвечай обидчику тем же, ибо, прощая, ты вдохновляешь господ на новые обиды. В одной поговорке резко осуждается идея сопротивления: «Кроткие живут в безопасности, но зато они рабы». И наряду с этим: «Лекарство против обид - прощение». Здесь сопротивление злу - способ социальной самозащиты.

Многие из этих представлений были восприняты формировавшимся христианством.

Характерная черта времени - охлаждение греко-римского общества к своим старым богам. Многие сомневались в самом их существовании.

Цицерон в трактате «О природе богов» изобразил трех философов, ведущих спор о том, что «следует думать о религии, благочестии, обрядах, жертвоприношениях» и о самих бессмертных богах». Один из спорящих хотя и признает существование богов, однако, помещая их где-то в неведомых «междумириях», отрицает их вмешательство в дела людей и, следовательно, реальное значение религии. Другой, наоборот, утверждает, что строение Вселенной исполнено божественного разума, и боги все устроили для блага человека. Третий философ - его точку зрения разделяет сам Цицерон - говорит, что в народе надо поддерживать веру в богов, но для образованных людей вопрос темен. «Много ведь попадается такого и смущает так, что иногда кажется, что совершенно нет таких богов». Этот религиозный скептицизм уживался с самыми темными суевериями – верили в богов, демонов, духов=>страх.

Наряду со скептическим отношением к собственным богам в римском обществе распространяется интерес к восточным культам. В эту наполненную политическими и социальными потрясениями беспокойную эпоху они привлекали своей экзальтацией, исступленными обрядами, таинствами посвящения, создающими иллюзию общения с божеством. Некоторые из них содержали идеи потустороннего возмездия, отражая этим жажду социальной справедливости на Земле.

Таким образом, социальная и политическая неустойчивость эпохи, чувство безысходности толкали массы к религиозным поискам. Наступление тяжелых времен приписывалось злой воле или слабости старых богов. А с упадком демократических учреждений Рима и общественной жизни духовная энергия людей все больше обращалась к сфере религии.

Религиозные и идейно-философские предшественники и источники христианства.

Религиозные источники.

Иудаизм.

Христианство родилось первоначально среди евреев Палестины и других стран Ближнего Востока. Связь: священное писание христиан – Библия – ­­включало как собственно христианские произведения, образовавшие новый завет, так и священные книги последователей иудаизма – Ветхий завет. Иудаизм - первая последовательно монотеистическая религия. В ней противоречиво сочетались суровые традиции древних племен с жертвоприношениями, насилием, жестокостью, и черты нового в духовной и нравственной сферах, подготовившие почву для христианства.

Иудаизм - религия одного народа, считавшего себя избранником на том основании, что бог через Моисея дал ему закон. Евреи вступили в особые отношения с богом, заключили с ним договор, который обеспечивал им божественное покровительство в случае соблюдения всех его предписаний.

Ростки нового – также в особых представлениях об истории - в Библии история трактуется как поступательное движение. Иудеи верили в пришествие мессии - спасителя, ниспосланного богом для установления справедливости.

Из иудаизма Христианство заимствовало несколько основных идей: идею монотеизма, т. е. признание одного бога, сотворившего мир и управляющего им; идею мессианизма; эсхатологию - идею гибели. Но в христианстве все они существенно трансформировались: монотеизм был впоследствии ослаблен учением о божественной троице, мессианизм из узкоэтнического превратился в учение о спасении всех людей через искупительную жертву Иисуса Христа. Эсхатология, т.е. учение о конце мира, связывалась с идеей вторичного пришествия Христа.

Кумранская община.

Одно из религиозных учений, групп, сект, массовое возникновение которых обуславливалось атмосферой неуверенности и ожидания конца, царившей в обществе. Исследователи утверждают, что влияние, оказанное кумранитами на религиозное учение первых христиан, было очень велико. Посредническая роль между ортодоксальным иудаизмом и христианством.

Кумраниты жили замкнутой общиной: общность имущества, обязательный труд всех членов общины, совместные трапезы, изучение религиозных текстов. Их жизнь - строго регламентирована. Каждый новый член общины должен был передать общине “все знание, труд и имущество” (по Уставу). Те же призывы - у первых христианских общин.

Основополагающие стороны религиозной философии кумранской общины - учения о дуализме (света и тьмы, добра и зла и т.д.) и предопределении - были распространены и среди раннехристианских общин. Отголоски дуалистических мотивов – в новозаветных писаниях. Точно также другой кардинальный принцип христианского учения, необходимо вытекающий из учения о предопределении: “Да будет воля твоя ”, находит себе,по-видимому, параллель в том же Уставе: “И все сделанное с ним он возжелает в добровольным предании себя и, кроме воли бога, ничего не хочет”. Совпадает также принцип непротивления злу.

Впервые - идея замены избранничества целого этноса избранничеством индивидуума.

Новым и целиком оригинальным являются не учения христианства и его историческая роль, не социальные принципы, социальная организация и повседневная религиозная практика раннехристианских общин, а только божественная личность Христа, его спасительный подвиг придают христианству его новую сущность.

Основное различие - в том, что кумранская община ограничивалась верованием в грядущий приход мессии, а само возникновение христианства связано с верой в уже состоявшийся приход мессии-Христа. Выступающий в кумранской литературе мессия еще не наделен специфическими чертами спасителя, в то время как новозаветный Христос прежде всего - избавитель и спаситель мира, пришедший, чтобы жертвенно принять на себя его грехи и своей кровью искупить их. Вполне понятно поэтому, что в кумранских текстах нет даже намека на такие христианские догматы, как воплощение им первородного греха людей, учение о троице.

Философские истоки.

Филон Александрийский (I в до н.э.- I в н.э.), аллегорически толкуя Библию, соединил в своем учении монотеизм иудейской религии с элементами греко-римской философии. Философская школа Филона дала христианству идею богочеловека, посредника между небом и землей. Повлияла на христианство и школа римского философа Сенеки, рассматривающего земную жизнь лишь как преддверие к «новому рождению» в потустороннем мире, и учение гностиков - религиозно-философское направление, считавшее материю греховным началом и искавшее пути спасения души. На вероучение и культ христианства оказали влияние и древнеегипетский культ Осириса и Исиды с его идеями загробного суда и воскрешения, а также культ древнеперсидского божества Митры с его символами и мифом о том, что бог добровольно принес себя в жертву.

Билет №16



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-08-25; просмотров: 182; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.191.216.163 (0.007 с.)