Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Исторические условия и социальные предпосылки возникновения христианства.Содержание книги
Поиск на нашем сайте
Христианство, провозглашенные им вероучения, идеи и этические принципы выросли на почве определенных общественных отношений. В первые века нашей эры, подчинив себе множество народов и государств Средиземноморья, Рим уничтожил их политическую самостоятельность и государственность, самобытность их общественной жизни. Жестокость римских наместников, тиски тяжелых гос.налогов, римское судопроизводство, вытеснившее местные правопорядки, - гнет гос.машины империи порождал в среде завоеванных народов чувство ненависти к завоевателю и чувство бессилия перед ним. Эти настроения -в одном из раннехристианских произведений - «Апокалипсисе» (Откровение Иоанна), написанном в I веке н.э. Автор называет рабовладельческий Рим «великой блудницей», развратившей целые народы и страны. Он предсказывает скорую и позорную гибель «вечного» Рима. Актуальна проблема рабства. Дело было не только в том, что рабский труд обрекал общество на экономический застой. Римское государство страшилось своих рабов. «Сколько рабов - столько врагов», - утверждала пословица того времени. В целом, римское общество переживало нравственный и религиозный кризис. В то же время среди людей труда, не только рабов, но и свободных, складывались свои меры ценностей человека. Из надгробных надписей, басен, поговорок того времени мы узнаем, что такой мерой оказывалось трудолюбие, мастерство, бескорыстие. В одной надписи некая жрица с гордостью говорит, что ее родители вольноотпущенные, которые были бедны, но свободны духом. Поговорки и поучения трудовых людей нередко противоречивы: призирай господство и не води знакомства с властью, отвечай обидчику тем же, ибо, прощая, ты вдохновляешь господ на новые обиды. В одной поговорке резко осуждается идея сопротивления: «Кроткие живут в безопасности, но зато они рабы». И наряду с этим: «Лекарство против обид - прощение». Здесь сопротивление злу - способ социальной самозащиты. Многие из этих представлений были восприняты формировавшимся христианством. Характерная черта времени - охлаждение греко-римского общества к своим старым богам. Многие сомневались в самом их существовании. Цицерон в трактате «О природе богов» изобразил трех философов, ведущих спор о том, что «следует думать о религии, благочестии, обрядах, жертвоприношениях» и о самих бессмертных богах». Один из спорящих хотя и признает существование богов, однако, помещая их где-то в неведомых «междумириях», отрицает их вмешательство в дела людей и, следовательно, реальное значение религии. Другой, наоборот, утверждает, что строение Вселенной исполнено божественного разума, и боги все устроили для блага человека. Третий философ - его точку зрения разделяет сам Цицерон - говорит, что в народе надо поддерживать веру в богов, но для образованных людей вопрос темен. «Много ведь попадается такого и смущает так, что иногда кажется, что совершенно нет таких богов». Этот религиозный скептицизм уживался с самыми темными суевериями – верили в богов, демонов, духов=>страх. Наряду со скептическим отношением к собственным богам в римском обществе распространяется интерес к восточным культам. В эту наполненную политическими и социальными потрясениями беспокойную эпоху они привлекали своей экзальтацией, исступленными обрядами, таинствами посвящения, создающими иллюзию общения с божеством. Некоторые из них содержали идеи потустороннего возмездия, отражая этим жажду социальной справедливости на Земле. Таким образом, социальная и политическая неустойчивость эпохи, чувство безысходности толкали массы к религиозным поискам. Наступление тяжелых времен приписывалось злой воле или слабости старых богов. А с упадком демократических учреждений Рима и общественной жизни духовная энергия людей все больше обращалась к сфере религии. Религиозные и идейно-философские предшественники и источники христианства. Религиозные источники. Иудаизм. Христианство родилось первоначально среди евреев Палестины и других стран Ближнего Востока. Связь: священное писание христиан – Библия – включало как собственно христианские произведения, образовавшие новый завет, так и священные книги последователей иудаизма – Ветхий завет. Иудаизм - первая последовательно монотеистическая религия. В ней противоречиво сочетались суровые традиции древних племен с жертвоприношениями, насилием, жестокостью, и черты нового в духовной и нравственной сферах, подготовившие почву для христианства. Иудаизм - религия одного народа, считавшего себя избранником на том основании, что бог через Моисея дал ему закон. Евреи вступили в особые отношения с богом, заключили с ним договор, который обеспечивал им божественное покровительство в случае соблюдения всех его предписаний. Ростки нового – также в особых представлениях об истории - в Библии история трактуется как поступательное движение. Иудеи верили в пришествие мессии - спасителя, ниспосланного богом для установления справедливости. Из иудаизма Христианство заимствовало несколько основных идей: идею монотеизма, т. е. признание одного бога, сотворившего мир и управляющего им; идею мессианизма; эсхатологию - идею гибели. Но в христианстве все они существенно трансформировались: монотеизм был впоследствии ослаблен учением о божественной троице, мессианизм из узкоэтнического превратился в учение о спасении всех людей через искупительную жертву Иисуса Христа. Эсхатология, т.е. учение о конце мира, связывалась с идеей вторичного пришествия Христа. Кумранская община. Одно из религиозных учений, групп, сект, массовое возникновение которых обуславливалось атмосферой неуверенности и ожидания конца, царившей в обществе. Исследователи утверждают, что влияние, оказанное кумранитами на религиозное учение первых христиан, было очень велико. Посредническая роль между ортодоксальным иудаизмом и христианством. Кумраниты жили замкнутой общиной: общность имущества, обязательный труд всех членов общины, совместные трапезы, изучение религиозных текстов. Их жизнь - строго регламентирована. Каждый новый член общины должен был передать общине “все знание, труд и имущество” (по Уставу). Те же призывы - у первых христианских общин. Основополагающие стороны религиозной философии кумранской общины - учения о дуализме (света и тьмы, добра и зла и т.д.) и предопределении - были распространены и среди раннехристианских общин. Отголоски дуалистических мотивов – в новозаветных писаниях. Точно также другой кардинальный принцип христианского учения, необходимо вытекающий из учения о предопределении: “Да будет воля твоя ”, находит себе,по-видимому, параллель в том же Уставе: “И все сделанное с ним он возжелает в добровольным предании себя и, кроме воли бога, ничего не хочет”. Совпадает также принцип непротивления злу. Впервые - идея замены избранничества целого этноса избранничеством индивидуума. Новым и целиком оригинальным являются не учения христианства и его историческая роль, не социальные принципы, социальная организация и повседневная религиозная практика раннехристианских общин, а только божественная личность Христа, его спасительный подвиг придают христианству его новую сущность. Основное различие - в том, что кумранская община ограничивалась верованием в грядущий приход мессии, а само возникновение христианства связано с верой в уже состоявшийся приход мессии-Христа. Выступающий в кумранской литературе мессия еще не наделен специфическими чертами спасителя, в то время как новозаветный Христос прежде всего - избавитель и спаситель мира, пришедший, чтобы жертвенно принять на себя его грехи и своей кровью искупить их. Вполне понятно поэтому, что в кумранских текстах нет даже намека на такие христианские догматы, как воплощение им первородного греха людей, учение о троице. Философские истоки. Филон Александрийский (I в до н.э.- I в н.э.), аллегорически толкуя Библию, соединил в своем учении монотеизм иудейской религии с элементами греко-римской философии. Философская школа Филона дала христианству идею богочеловека, посредника между небом и землей. Повлияла на христианство и школа римского философа Сенеки, рассматривающего земную жизнь лишь как преддверие к «новому рождению» в потустороннем мире, и учение гностиков - религиозно-философское направление, считавшее материю греховным началом и искавшее пути спасения души. На вероучение и культ христианства оказали влияние и древнеегипетский культ Осириса и Исиды с его идеями загробного суда и воскрешения, а также культ древнеперсидского божества Митры с его символами и мифом о том, что бог добровольно принес себя в жертву. Билет №16
|
||||
Последнее изменение этой страницы: 2016-08-25; просмотров: 207; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.138.33.120 (0.009 с.) |