Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Вопрос 11. Исторические типы религий.

Поиск

Родоплеменные религии (культы) – первоначальные формы религиозных верований у отстающих в социально-экономическом отношении народов и племён. Они отражают примитивные представления людей о своей жизни и окружавшей их природе. Разновидностей культов довольно много, но значение сохраняют: фетишизм –почитание неодушевленных материальных предметов, которым приписывают сверхъестественные свойства; аниминизм – вера в одухотворенность природы; культ предков; тотемизм – родство групп людей с какими-то видами животных, растений, явлений природы; шаманизм – вера в способность отдельных людей общаться с духами и использовать их силу для врачевания и других целей. Типы родовых религий: тотеизм(свщенная связь рода в духами, анемизм(существование души и духов, фетешизм(наделение свяшенными качествами предмета и.т.д)Дали основы многим религия, являются первыми религиями. Продолжают существовать национальные религии, которые сложились в рамках определенных государств и этнических общностей и так и не вышли за эти рамки. Таковы были религии государств древнего Востока и античного мира – египетская, вавилонская, сирийская, финикийская, иранская, греческая, римская и другие. В настоящее время сохранились лишь немногие национальные религии, почти все они в странах Азии: это даосизм и конфуцианство в Китае, синтоизм в Японии, индуизм в Индии, зороастризм среди потомков древних иранцев, иудаизм среди евреев, и некоторые другие. Мировыми религиями принято обычно называть те, которые, хотя и зародились в одной этнической среде, перешагнули однако за ее рамки и распространены в настоящее время среди народов разных государств и разных языков. Таких религий известно всего три: христианство, ислам, буддизм. В учениях великих мировых религий есть черты сходства. Особенно это относится к монотеистическим религиям – иудаизму, христианству, исламу.
Едина их мировоззренческая основа и очень близки между собой формы существования. Формы искупления грехов на земле для лучшей загробной жизни.

 

Вопрос 12. Иудаизм как одна из национально- гос. религий

Иудаизм является национальной религией евреев. Одна из немногих религий древнего мира, сохранившаяся до наших дней с небольшими изменениями. Священными книгами иудаизма считаются Тора и Талмуд. В основе иудаистского вероучения лежат идеи монотеизма, богоизбранности еврейского народа и мессианства. Идея монотеизма воплотилась через культ Яхве (Иеговы), который бессмертен, вездесущ, вечен, всемогущ и безграничен. Согласно ветхозаветному преданию, Моисею в богоявлении на горе Хорив, а затем на горе Синай, было открыто имя Бога, произнесение которого полностью запрещено с III века до н. э. Иудаизм проповедует адекватность человеческого разума образу Бога, следствием чего является вера в бессмертие человеческой души. В соответствии с нормами иудаизма верующий поддерживает связь с Богом через молитву, Божья воля открывается через Тору. В иудаизме Бог – это не просто некая высшая сила, это личность, которой свойственны эмоции, и с которой у человека складываются особые отношения. Он желает разделить с людьми все их чувства, но то же время, Бог сохраняет некоторую отдаленность от людей. Он над миром, и пути Его часто неисповедимы для человека. Считается, что материальный мир в целом хорош, и человек обязан распоряжаться им в соответствии с Божьим промыслом. Особо подчеркивается огромная ответственность человека перед Богом, а также его слабость и порочность. Отличительной чертой человека является его способность делать нравственный выбор. Именно на нравственный выбор человека и призван непосредственно воздействовать иудаизм. Вечное существование после смерти зависит от поведения и моральных устоев человека. Хотя в иудаизме не существует представления о спасительной благодати, свойственного христианству, считается, что даже самому порочному человеку Бог всегда предоставляет возможность раскаяния. Раскаявшись, человек может добрыми делами искупить свой грех неповиновения Богу. Несмотря на то, что в иудаизме Бог провозглашается творцом и управителем всего человечества, в нем подчеркивается, что еврейский народ – особый, Богом избранный, народ-Мессия, призванный осуществлять особую миссию с целью установления на земле царства благоденствия, мира, и справедливости.К остальным положениям иудаизма также относятся представления о том, что общение с Богом происходит через пророков, величайший из которых Моисей. Мировоззрение верующего еврея пронизано ожиданием наступления конца света и царства справедливости. Оно символизирует надежду на лучшие времена и одновременно является одним из важнейших стимулов праведной жизни. Иудейская религиозно-культовая система содержит множество положений, регламентирующих питание, брачные отношения, поведение в обществе и культовых зданиях. Наиболее значительные обряды, связанные с богоизбранничеством еврейского народа, обряды инициации – обрезание крайней плоти мальчиков на восьмой день после рождения и церемония бар-мицва и бат- мицва, освещающих вступление в совершеннолетие мальчиков и девочек. Религиозные праздники иудаистов связаны в основном с фактами священной истории евреев и эсхатологией. Особое значение придается празднику Шабат, освященному в заповедях Моисея и обязательному для каждого верующего еврея. В этот день предписывается отдыхать от всякой работы. Важным праздником является Песах (Пасха), праздник освобождения, память об исходе евреев из египетского рабства.

 

13. Мировые религии и их особенности. Буддизм как одна из мировых религий. Три мировые религии – Христианство, Ислам и Буддизм, в отличие от национальных религий (Иудаизм, Индуизм и т.д.), имеют межнациональный характер. Возникновениемировых религий - результат длительного развития политических, экономических и культурных контактов между различными странами и народами. Космополитический характер Буддизма, Христианства и Ислама позволил им перешагнуть национальные границы.Мировым религиям в большей или меньшей степени свойственна вера в единого, всемогущего, вездесущего, всеведущего Бога, он как бы соединяет в одном образе все те качества и свойства, которые были присущи многочисленным богам политеизма. Буддизм. Приверженцы этой религии населяют преимущественно регионы Центральной, Южной и Юго-Восточной Азии. Однако его последователи имеются и на др.континентах (в России, кстати, наиболее распространено ответвление – ламаизм). Б. возник в VI в. до н.э. в Индии, где в то время шел процесс формирования рабовладельческих гос-в. Отправная точка Б. - легенда об индийском царевиче Сиддхартхи Гаутаме. На тридцатом году жизни он оставил семью, стал отшельником и предпринял поиски путей избавления человечества от страданий. После семилетнего отшельничества достиг пробуждения, постиг правильный жизненный путь и стал Буддой (“пробужденным”, “достигшим прозрения”), проповедуя свой учения на протяжении сорока лет. В центре учения - четыре истины. Существование человека неразрывно связано со страданием. Реальный мир есть сансара - круговорот рождений, смертей и новых рождений. Сущностью этого круговорота является страдание. Путь спасения от страданий, в выходе из “колеса” сансары, путем достижения нирваны (“угасание”), состояния отрешенности от жизни, высшего состояния духа человека, освобожденного от желаний и страданий. Постичь нирвану может только праведник, победивший желания, что достигается посредством контроля над взглядами, речью, поведением, над образом жизни и т.п., нужна полная сосредоточенность и решимость. Сумма всех поступков и помыслов во всех предыдущих перерождениях, что лишь приблизительно можно охарактеризовать словом “судьба”, а буквально означает закон возмездия - это сила, которая определяет конкретный вид перерождения и называется кармой. Всё в жизни определяется кармой, но человек имеет определенную свободу выбора в поступках, помыслах, действиях, что делает возможным достижение нирваны.Вероучение и обряды раннего Б. изложены в Трип Итаке (“тройной корзине”) - своде произведений, основанных на откровениях Будды: принципы устройства мира и вселенной, учение о душе и ее спасении. Вселенная имеет многослойное строение. Существует 31 сфера бытия, они расположены друг над другом, снизу вверх по степени своей возвышенности и одухотворенности. Они делятся на три разряда: кармолока, рупалока и арупалока. Важно: отрицание единства личности. Каждая личность представлена как скопление “изменчивых” форм, она состоит из пяти элементов: телесности, ощущения, желания, представления и познания.Социальная роль Буддизма – в идее равенства людей в страдании и в праве на спасение. Еще при жизни человек мог добровольно встать на праведный путь, вступив в монашескую общину (сангхая), что означает отказ от касты, семьи, собственности, приобщение к миру строгих правил и запретов (253 запрета), пять из которых обязательны для каждого буддиста: отказ от убийства живых существ, от воровства, лжи, алкоголя; а также соблюдение супружеской верности. Большинство понятий в Буддизме носит расплывчатый, многозначный характер, что делает его более гибким и хорошо адаптируемым к местным культам и верованиям. Дополнительная инфа (если честно, не знаю, важно это или нет – если хотите, читайте:) В I в. н.э. в Буддизме образовалось две ветви: Хинаяна (“малая повозка”) и Махаяна (“большая повозка”). Это разделение было вызвано прежде всего различиями в социально- политических условиях жизни в отдельных частях Индии. Хинаяна, теснее связанная с ранним Буддизмом, признает Будду человеком, нашедшим путь к спасению, которое считается достижимым только через уход от мира - монашество. Махаяна исходит из возможности спасения не только для отшельников-монахов, но и для мирян, причем упор сделан на активную проповедническую деятельность, на вмешательство в общественную и государственную жизнь. Махаяна, в отличии от Хинаяны, легче приспосабливалась к распространению за пределы Индии, породив множество толков и течений, Будда постепенно становится высшим божеством, в честь него сооружаются храмы, совершаются культовые действия.


Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-08-25; просмотров: 743; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.119.167.33 (0.009 с.)