Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Католицизм. Особенности вероучения, культа и организации↑ ⇐ ПредыдущаяСтр 4 из 4 Содержание книги
Поиск на нашем сайте
В современном мире Римско-католическая церковь насчитывает более 900 млн. последователей, что намного превышает число последователей других направлений христианства. Во главе этой церкви стоит римский папа. Источники вероучения - Священное Писание и Священное Предание, которое включает помимо древней традиции, постановлений первых 7 Вселенских соборов (4 - 8 вв.), решения последующих церковных соборов, папские послания. В католицизме считается, что Святой Дух исходит не только от Бога-отца, но и от сына (филиокве); лишь в католицизме имеется догмат о чистилище. В католицизме развито почитание Девы Марии (в 1854 провозглашен догмат о ее непорочном зачатии, в 1950 - о ее телесном вознесении), святых; культ характеризуется пышным театрализованным богослужением, клир резко отделен от мирян. Римско-католическая церковь не рекомендовала (до II Ватиканского собора) верующим самостоятельное изучение Библии, настаивая на чтении в присутствии священнослужителя, который дает официальное толкование. Только в иерархии латинского христианства есть кардиналы. Таинство конфирмации (с лат. - миропомазание) проводится в возрасте 7 - 13 лет. Евхаристия совершается не на квасном хлебе (как у православных), а на пресном (облатка). Крестное знамение совершается не справа налево, как у православных, а слева направо. Отличительная черта католицизма - строго централизованная иерархическая церковь.
Православие. Особенности вероучения, культа и организации Православие — одно из крупнейших в мире вероучений распространено среди многих народов, говорящих на разных языках. Это одно из трех основных направлений христианства которое исторически сложилось, сформировалось как его восточная ветвь. Распространено оно главным образам в странах Восточной Европы, Ближнего Востока, на Балканах. Богословские основы православия сформировались в Византии, где оно было господствующей религией в IV—XT вв. Основой вероучения признаны Священное писание (Библия) и Священное предание (постановления, утвержденные семью Вселенскими соборами в IV—VIII вв., а также труды крупнейших церковных авторитетов, таких как Афанасий Александрийский, Василий Великий, Григорий Богослов, Иоанн Дамаскин, Иоанн Златоуст). Основу православного вероучения составил Никеоцарь-градский Символ веры, который был утвержден на первых двух Вселенских соборах 325 и 382 гг. Эти основы вероучения (догматы) сформулированы в 12 членах (параграфах), в них даны представления о Боге как творце, его отношении к миру, человеку, сюда же были отнесены представления о триединстве бога, боговоплощении, искуплении, воскресении из мертвых, Крещения, загробной жизни и т. п. Важное место в любой религиозной системе занимает религиозный культ. Под культом понимается религиозное почитание различных предметов и сверхъестественных существ, в форме таинств, обрядов, жертвоприношений и т. п. В православии соблюдаются таинства, во время которых, по учению церкви, на верующих нисходит особая благодать. Церковь признает семь таинств. 1. Крещение — одно т.н глазных таинств, символизирующее принятие человека в лоно христианской церкви. Верующий при троекратном погружении тела в воду с призванием Бога-Отца и Сына и Святого Духа обретает духовное рождение. 2. Таинство причащения, или святой евхаристии, занимает важное место в христианстве. Верующие вкушают т.н. причастие состоящее из хлеба и вина, веря в то, что они вкусили тела и крови Христовой и тем самым приобщились к своему божеству. 3. Таинство покаяния — признание и раскаяние в своих грехах перед священником, который прощает виновного от имени Иисуса Христа. 4. Таинство миропомазания — своеобразная помощь божья, помогающая человеку сохранить душевную чистоту, полученную в крещении, возрастающая и укрепляющая в духовной жизни. Заключается миропомазание в том, что тело человека смазывают ароматическим маслом, которое и передаст божественную благодать. 5. Таинство священства имеет особый смысл для христианской церкви. Данное таинство совершается при посвящении в духовный сан. Право совершения этого таинства принадлежит только епископу, так как только епископ может передать посвящаемому особого рода благодать, которой с этого момента будет обладать новый священнослужитель всю свою жизнь. 6. Таинство брака совершается в храме при венчании, молодожены напутствуются на долгую и счастливую совместную жизнь от имени Иисуса Христа. 7. Таинство елеосвящения (соборования) совершается над больным человеком и состоит в смазывании его тела деревянным маслом (елеем), которое считается священным. Таким действием призывается на больного благодать Божня, исцеляющая от душевных и телесных болезней, то есть от грехов. Православная церковь также придает большое значение праздникам и постам. Пост, как правило, предшествует большим церковным праздникам. Сущность поста — «очищение и обновление человеческой души», приготовление к важному событию религиозной жизни. Больших многодневных постов в русском православии четыре: перед Пасхой, перед днем Петра и Павла, перед Успением Богородицы и перед Рождеством Христовым. Наиболее почитаемый общехристианский праздник Пасха. К ней примыкают двунадесятые праздники — 12 наиболее значительных праздников православия: Крещение Господне, Сретение, Благовещение, Преображение, Рождество Богородицы, Введение во храм Богородицы, Успение Богородицы, Троица (пятидесятница), Вход Господень в Иерусалим, Вознесение Господне, Воздвижение креста Господня и Рождество Христово.
Католицизм, одно из основных направлений в христианстве. Разделение христианской церкви на католическую и православную произошло в 1054 - 1204; в 16 в. в ходе Реформации от католицизма откололся протестантизм. Организация католической церкви отличается строгой централизацией, иерархическим характером. Глава - римский папа, считающийся преемником апостола Петра; 1-м Ватиканским собором 1869 - 70 провозглашен догмат о его непогрешимости. Резиденция папы - Ватикан. Католики составляют большую часть верующих в Австрии, Бельгии, Венгрии, Испании, Италии, Литве, Польше, Португалии, Франции, Чехии, Словакии, западных областях Белоруссии, Украины, в латиноамериканских государствах; всего около 860 млн. человек. БИБЛИЯ, книга, содержащая священные писания еврейской и христианской религий. Еврейская Библия, сборник древнееврейских священных текстов, входит и в христианскую Библию, образуя ее первую часть – Ветхий Завет. Ее считают записью договора (завета), заключенного Богом с человеком и открытого Моисею на горе Синай. Христиане верят, что Иисус Христос возвестил о новом Завете, который является исполнением Завета, данного в Откровении Моисею, и заменяет его. Поэтому книги, повествующие о деятельности Иисуса и его учеников, называют Новым Заветом. Ветхий Завет написан на древнееврейском языке (исключение составляют арамейские части книг Ездры, Неемии, Даниила). Авторство приписывается нескольким предводителям, прославившимся в еврейской истории, в их числе Моисей, Самуил, Давид, Соломон. Но сейчас установлено, что многие книги – это компиляции древних документов. Книга Бытия, например, содержит фрагменты, записанные в 10 в. до н.э. и восходящие к устной традиции 800-летней давности, но книга в современной форме записана не раньше 5 в. до н.э. Основа Ветхого Завета – еврейская Б. Изначально в ней 24 книги, 3 раздела: I. «Закон» («Пятикнижие»): Бытие, Исход, Левит, Числа, Второзаконие. II. «Пророки», в том числе «ранние пророки»: Иисус Навин, Судьи, Самуил, Цари, и «поздние пророки»: Исайя, Иеремия, Иезекииль, 12 «малых пророков». III. «Писания»: Псалмы, Иов, Притчи, Руфь, Песнь, Екклесиаст, Плач, Есфирь, Даниил, Ездра, Хроники. Пятикнижие. Книги, описывающия события от сотворения мира до смерти Моисея. Древнейшие включенные в него тексты датируются 18 в. до н.э., а самые поздние написаны не раньше переселения евреев в Вавилон (6 в. до н.э.). В 5 в. до н.э. весь материал, объединенный и отредактированный иерусалимскими храмовыми книжниками, приобрел нынешнюю форму. Затем, возможно, во 2 в. до н.э., возникло представление об авторстве Моисея. Несмотря на идейное, языковое и стилистическое многообразие своих частей, Пятикнижие – очень цельный памятник. Его центральная тема – связь судьбы Израиля с замыслом Бога, явленным в сотворении мира и человека. Ранние повествования в Книге Бытия – грехопадение Адама и Евы, вселенский потоп, вавилонское столпотворение – говорят об отдалении рода человеческого от его Создателя, о движении людей к хаосу и разрушению. Однако с появлением Авраама появляется надежда. Бог избрал потомков Авраама, чтобы они стали образцом, в котором «благословятся все племена земные». Далее следует история потомков Авраама: его сыновей Исаака и Измаила, сыновей Исаака – Иакова и Исава, сына Иакова – Иосифа. Книга завершается рассказом об Иосифе, достигшем высокого положения в Египте. Остальные книги сосредоточивают внимание на деятельности Моисея и заключении договора между Богом и Израилем. В Книге Исхода повествуется об освобождении сынов Израилевых из египетского рабства и о том, как Бог на горе Синай даровал Моисею законы. Левит посвящена главным образом порядку богослужения. Книга Чисел рассказывает о 40-летнем скитании Израиля по пустыне. В ней результаты переписи израильских племен и некоторые дополнительные законы. Во Второзаконии Моисей перед смертью наставляет своих соплеменников: напоминает о значении исхода из Египта как события, превратившего евреев в народ Божий, и кратко излагает Закон. Книга завершается рассказом о смерти Моисея на границе земли обетованной. «Пророки». Между 9 и 5 вв. до н.э. в Палестине возникает движение пророков, считавших, что Бог вдохновляет их возвещать свою волю избранному народу. Рассказы об их делах, проповедях, пророчествах, воплотившие взгляд на историю как на божественный суд, преобладают во втором разделе еврейской Б. «Пророки». «Ранние пророки» повествуют об исторических событиях со смерти Моисея (ок. 1400 до н.э.) до гибели Иудейского царства в 6 в. до н.э. Большей частью исторический материал записан в 8–7 вв. до н.э., хотя редактирование и составление книг продолжались до 5 в. до н.э. Книга Иисуса Навина рассказывает о завоевании Ханаана Иисусом Навином в 14 в. до н.э. В Книге Судей говорится о правлении военачальников-судей – Деворы, Гедеона, Самсона и др. в 13–11 вв. до н.э. Книги Самуила рассказывают о судьбе пророка и последнего из «судей Израилевых» Самсона, о создании еврейского государства при Сауле и его возвышении при Давиде в 10 в. до н.э. Книги Царств описывают расцвет царства при Соломоне, разделение его на два царства – Иудейское и Израильское после смерти Соломона, а также содержат предостережения, высказанные пророками Илией и Елисеем. В конце повествования говорится о завоевании Израиля Ассирией в 732–721 до н.э., захвате Иудеи вавилонянами в 598–587 до н.э. и о начале последующего изгнания в Вавилон. Хотя книги «ранних пророков» относятся к историческим, их авторы не заботятся об объективной регистрации событий еврейского прошлого. Их цель – показать выработку определенного религиозного принципа: на благополучие страны можно рассчитывать только в том случае, если люди и их вожди выполняют условия договора с Богом, а бедствия и национальные катастрофы являются божественным наказанием за злонравие и беззаконие. Точка зрения, согласно которой Бог направляет историю избранного им народа с учетом его добрых или злых дел, почерпнута из учения пророков. Таким образом, «ранние пророки» создают исторический фон для проповедей и поэтических произведений собственно пророков, которые сведены в книги, называемые «поздними пророками». «Поздние пророки» распадаются на две группы: «большие пророки» – Иеремия, Исайя, Иезекииль, и 12 «малых пророков». Но если читать их в хронологической последовательности, можно лучше понять развитие мысли пророков в контексте эпохи. Согласно одной точке зрения, поэтические произведения и проповеди пророков сохранялись в устной передаче их учениками и были записаны только спустя много лет после смерти самих пророков. Точные даты составления этих книг до сих пор являются предметом споров, а потому все приводимые даты приблизительны. «Писания» - пестрое собрание поэтических произведений, песен, афоризмов, исторических и пророческих текстов. НОВЫЙ ЗАВЕТ Бог через жизнь, смерть и воскресение Иисуса Христа даровал людям спасение – в этом состоит главное учение христианства. Хотя только первые четыре книги Нового Завета непосредственно повествуют о жизни Иисуса, каждая из 27 книг по-своему стремится истолковать значение Иисуса или показать, как его учение приложимо к жизни верующих. КНИГИ НОВОГО ЗАВЕТА Евангелия. Синоптические евангелия: от Матфея, от Марка, от Луки. Первые три евангелия часто называют синоптическими (греч. synopsis – совместное обозрение), поскольку в них говорится об одних и тех же событиях, связанных с Иисусом, и приводятся одни и те же его изречения, зачастую совпадающие дословно. Известные истории о рождении Иисуса, о большинстве совершенных им чудес и все его притчи содержатся в синоптических евангелиях, но не в Евангелии от Иоанна. Синоптические евангелия различаются главным образом точкой зрения каждого, отражая взгляды не только евангелистов, но и христиан, для которых они были написаны. Евангелие от Иоанна. Четвертое евангелие, Евангелие от Иоанна, отличается от синоптиков по своей направленности, использованному материалу и композиции. Помимо этого, оно рисует портрет Иисуса существенно иными красками, чем синоптические евангелия. Автором движет не просто повествовательный или биографический интерес; главное для него – изложить единственную религиозную идею: Иисус есть Слово Бога, ставшее плотью. Первая часть евангелия повествует о серии чудес, сотворенных Иисусом, с объяснением их духовного смысла, которое дает сам Иисус. В заключительной части приведен ряд бесед Иисуса со своими учениками на Тайной вечере. В знамениях и беседах становятся явными подлинная природа Иисуса и его роль как носителя божественного Откровения. Один из отцов церкви, Климент Александрийский, писал: «После того, как другие евангелисты записали факты истории, Иоанн написал духовное евангелие». Большинство исследователей сходится в том, что четвертое евангелие написано не апостолом Иоанном, а возможно, одним из помощников или учеников Иоанна и создано, по-видимому, в конце 1 в. Деяния апостолов. Общепризнано, что автором книги Деяний апостолов является Лука. В первой половине книги прослеживается ранняя история христианской общины, руководимой Петром. Во второй рассказывается о миссионерской деятельности Павла со времени его обращения в христианство и до заключения в тюрьму в Риме. Деяния апостолов – второй том произведения Луки – написаны вскоре после его евангелия. Это первая попытка христианского автора написать историю церкви. Послания апостолов. Корпус из 21 послания, помещаемый в Новом Завете вслед за Деяниями, приписывается апостолу Павлу и ученикам Иисуса – Иакову, Петру, Иоанну и Иуде. В настоящее время, однако, традиционное авторство и датировки посланий служат предметом научных дискуссий. Послания апостола Павла. Традиционные заголовки 14 посланий, приписываемых Павлу, содержат названия Откровение Иоанна Богослова. Откровение (Апокалипсис), последняя книга в Библии, продолжает традицию еврейских апокалипсисов. Автор в ярких символических видениях рисует картины борьбы добра и зла; кульминация этой битвы – поражение сил зла, воскресение мертвых и второе пришествие Иисуса, вершащего суд в конце мира. Книгу традиционно приписывают апостолу Иоанну, но стилистические различия между Апокалипсисом, Евангелием и посланиями Иоанна заставляют ученых сомневаться в том, что они написаны одной рукой. Книга, по-видимому, относится ко времени правления императора Домициана (81–96). Наибольшее влияние она оказала на пятидесятнические и адвентистские протестантские церкви. Апокрифы. К апокрифическим в протестантизме относят некоторые, относительно поздние (2–1 вв. до н.э) библейские тексты, отсутствующие в еврейском каноне, и потому не включаемые в протестантские издания Библии. Это – Сусанна, Вил и Дракон, Песнь трех отроков, входящие, как позднейшие дополнения, в Книгу Даниила. Еврейская Б. На древнееврейском называется «Священные Писания». Древнееврейский текст официальный и используется в богослужении. Стандартный основан на редакции еврейского ученого 10 в. Моше бен-Ашера. Широко распространено издание, содержащее, перевод на арамейский язык, а также комментарий Раши, великого ученого 11 в. Особо почитается Тора («Закон»). Благодаря правилу, по которому ни один свиток Торы не может быть уничтожен, сохранилось множество ее древних рукописей. В первые века нашей эры в иудаизме сформировался свод устного закона (Мишна) и комментарий к нему (Гемара). Они расширили систему библейских заповедей, превратив ее в комплекс предписаний, охватывающих все стороны жизни евреев. Мишна и Гемара в 6 в. были сведены в одну книгу, называемую Талмудом. Это почитаемая книга в иудаизме, формальная и ритуальная сторона которого определяется Священным Писанием в талмудической интерпретации. Католическая Б. В Римско-католической церкви используется латинский перевод Б. В ранней церкви в Риме использовалось несколько вариантов. В 382 папа Дамас поручил Иерониму, крупному филологу и ученому, сделать новый. Иероним переработал существующие латинские версии, основываясь на греческом подлиннике, и отредактировал Ветхий Завет, опираясь на древнееврейские рукописи. Перевод был завершен ок. 404 (еще называют Вульгата). Впоследствии он вытеснил другие латинские переводы, и стал называться «общепринятым». К.Б. содержит 73 книги: 46 книг Ветхого Завета и 27 книг Нового Завета. Ветхий Завет восходит к Септуагинте, а не к еврейской Б., поэтому в нем присутствуют еще семь книг и дополнения к Книгам Есфири и Даниила. Порядок книг тоже др. Основное каноническое выпущено в 1592 по распоряжению папы Климента VIII и было названо Климентовым изданием. Оно повторяет текст Иеронима, за исключением Псалтири, которая представлена в редакции Иеронима до ее переработки с учетом еврейских оригиналов. В 1979 церковь утвердила новую редакцию Вульгаты. Отношение Римско-католической церкви к авторитету Библии сформулировано на Тридентском соборе (1545–1563). 4ая сессия (1546) постановила, что Предание – часть Откровения, не записанная в Священном Писании, но передаваемая в учении церкви, – обладает равным авторитетом с Библией. Католикам не разрешалось читать Б. в переводах, не одобренных церковью и без комментариев, согласованных с церковным Преданием. Некоторое время для чтения библейских переводов требовалось разрешение папы или инквизиции. В конце 18 в. это ограничение было снято, а с 1900 чтение Б. мирянами официально поощрялось церковными властями. Православная Б. Православная церковь состоит из ряда родственных. Большинство - греческие и славянские. Б. греческих церквей использует Септуагинту в качестве Ветхого Завета и оригинальные греческие тексты Нового Завета. Православная Б. – это перевод греческой Б. на диалект древнеболгарского (традиционно называют церковнославянским). Православная церковь основывает свою веру на Св. Предании и Св. Писании. Протестантские Б. Единой не существует: все - переводы, сделанные в 16 в. в ходе Реформации или после нее. Официально одобренным переводом называют Б. короля Якова, но она так и не приобрела статуса официального в Англиканской церкви. Протестантские реформаторы начала 16 в. считали, что Бог через Б. прямо обращается к человеку, а чтение и изучение Б. – право и долг каждого христианина. Но для большинства из них латынь была мертвым языком. За основу для перевода брали еврейский текст Ветхого Завета и греческий Нового. В начале 20-х годов 16 в. Лютер перевел Новый Завет на немецкий, Якобус Фабер – на французский, а Уильям Тиндал – на английский язык. Переводы Ветхого Завета были осуществлены теми же переводчиками в следующем десятилетии.
Историко-критический подход к изучению Нового Завета – попытка понять текст в контексте исторических обстоятельств его возникновения и с учетом литературных форм и жанров, к которым прибегали его авторы, – часто вызывал споры. Многое в историко-критическом подходе было обусловлено стремлением реконструировать подлинное учение Иисуса и раннехристианской общины. Исследователи склонялись к двум крайним позициям. Некоторые критики видели в Иисусе проповедника чистой и простой вести о всеобщем братстве людей и всеобщей любви и считали, что эта весть была искажена привнесением других элементов: учения об отношении Христа к Богу, пророчеств о скором конце мира, мифов, а также заимствований из народных религиозных культов. Задача критики сводилась к тому, чтобы очистить христианство от этих чужеродных элементов и восстановить первоначальное учение Иисуса. Другие исследователи подчеркивали, что теологические элементы в Новом Завете не обязательно чужеродны; многие из них уже присутствовали в самом учении Иисуса. Согласно такой точке зрения, Новый Завет представляет собой изложение христианской вести в терминах, понятных для человека, жившего в 1 в. Фигура «исторического Иисуса», учение которого, как полагали, расходилось с учением той религии, которая сформировалась под его именем, впервые появилась в работе Г.С.Реймаруса (1694–1768). Реймарус был деистом, т.е. верил в Бога, который может быть постигнут одним только разумом и являет свое могущество в непреложных законах природы. Отвергая чудеса и Откровение, Реймарус пытался отделить исторического Иисуса от фигуры Христа, страдающего Искупителя человечества; такое представление о Христе, полагал Реймарус, возникло у апостолов уже после смерти Иисуса. К вопросу об историческом Иисусе вернулся Д.Ф.Штраус в труде Жизнь Иисуса (1835–1836). Штраус настаивал на коренном отличии того, что он называл «внутренним ядром» христианской веры (его наличие он прослеживал до самого Иисуса), от «мифов», чудесных и сверхъестественных элементов, которые были привнесены в образ Иисуса и его учение. Ф.К.Баур (1792–1860) сосредоточился на истории раннехристианской общины. Под влиянием философии Г.В.Ф.Гегеля он рассматривал историю ранней церкви как борьбу между двумя течениями – сторонников соблюдения еврейского Закона (петринистов) и свободного от Закона христианства (паулинистов), которая привела к возникновению «раннего католицизма» (т.е. к становлению церкви с ее иерархией, культом и зафиксированным учением). Возможно, самым популярным результатом историко-критических исследований 19 в. стал труд Э.Ренана Жизнь Иисуса. Во второй половине 19 в. ученых занимал вопрос о том, что мы можем узнать из евангелий о «реальном» Иисусе. Исследования этого периода обычно осуществлялись в форме сравнения между христологической концепцией Павла и более простым реконструированным образом исторического Иисуса. Так, для А.фон Гарнака (1851–1930) Иисус был прежде всего раввином, который по-своему толковал еврейскую религию, подчеркивая, что Бог есть Отец всех людей, а значит все люди – братья. В начале 20 в. возникла сильная реакция против концепции «либерального Иисуса» (т.е. образа Иисуса в либеральной теологии). Это неприятие выразил А.Швейцер в книге От Реймаруса до Вреде (1906; второе издание вышло под названием История исследования жизни Иисуса, 1913). Швейцер и его единомышленники считали, что «либеральный» образ Иисуса игнорирует окружающий мир, в котором жил и учил Иисус; и действительно, либеральные теологи попросту очистили библейский образ Иисуса от тех элементов, которые противоречили идеалам 19 в., объявив их позднейшими интерполяциями. Швейцер доказал, что множество этих элементов уже имелись в иудаизме предхристианской эпохи. Он, в частности, выделял присутствовавшие в дохристианском иудаизме представления о конце мира, о пришествии Бога или его Мессии, о суде над миром и о начале нового века, в котором утвердится Владычество Бога. Другие исследователи искали внешние влияния, которые позволили бы объяснить историю христианского движения, не прибегая к анализу иудаизма. Сосредоточившись на языческих культах новозаветных времен, они выявили их сходство с религиозной практикой ранних христиан. В частности, утверждалось, что евхаристия напоминает ритуальные трапезы мистериальных культов Диониса, Аттиса и Митры. Некоторые ученые, следуя традиции либеральной школы, отмечали радикальное изменение, которое претерпела христианская религия при переходе от Иисуса к Павлу; другие, обнаруживая влияние языческой обрядности на внешнюю сторону раннего христианства, настаивали на неповторимом своеобразии его содержания. Ю.Велльхаузен основал в свое время «радикальную школу» исторической критики, проводившую различие между историческим Иисусом, не имевшим мессианских притязаний, и послепасхальной общиной, которая провозгласила его Мессией и Господом. В русле этого подхода выработалась концепция, согласно которой евангельские повествования были не основанием первохристианской общины, но ее продуктом. В 1919 К.Л.Шмидт предположил, что Евангелие от Марка, которое образует костяк евангелий от Матфея и Луки, было подборкой церковных повествований, которые ранее циркулировали независимо друг от друга. Изучение этой устной, долитературной стадии евангелий привело к возникновение влиятельной и вызывающей споры школы форм-анализа, которую возглавили М.Дибелиус (1883–1947) и Р.Бультман (1884–1976). В форм-аналитическом методе из материала евангелий выделяются четко очерченные содержательные единицы текста, называемые формами, которые постепенно выкристаллизовались в устной традиции до момента их письменной фиксации в евангелиях. К этим формам относятся рассказы о чудесах, изречения Иисуса и притчи, мифы и легенды о рождении Иисуса и его жизни, краткие сценки из жизни Иисуса, заканчивающиеся лаконичным изречением вроде знаменитого «кесарю кесарево». Указывая на сходства некоторых отрывков из евангелий с фольклорными произведениями, многие из специалистов по форм-анализу подвергают сомнению историчность ряда евангельских историй, например, рассказов о чудесах, которые последовали после смерти Иисуса на кресте. После Первой мировой войны историко-критические исследования все в большей мере сосредоточивались на мыслительных формах Нового Завета – на основных идеях провозвестия Иисуса. Утверждалось, что многие мыслительные формы, с помощью которых выражено учение Иисуса, не имеют смысла для современного человека. Так, идея конца мира или второго пришествия Мессии на облаке не отвечает современному опыту. Однако тот факт, что в 20 в. сохранились и продолжают возникать консервативные и фундаменталистские протестантские деноминации, свидетельствует о колоссальном разрыве между взглядами профессиональных критиков и многих верующих, читающих Библию. Для преодоления этого разрыва полезным может оказаться метод исследования истории редакций, который успешно развивается с середины 20 в. Если специалисты по форм-анализу, такие как Бультманн, делали упор на классификации определенных формальных элементов в тексте и определении места и роли этих элементов в жизни церкви до письменной их фиксации, то специалисты по методу исследования истории редакций старались выяснить, каким образом эти элементы были сведены воедино и использовались реальными авторами Нового Завета.
ПРОТЕСТАНТИЗМ, религиозное движение, включающее западные вероисповедания, которые не выходят за рамки христианской традиции, но отличаются от римско-католической. Слово «протестант» впервые было использовано на рейхстаге в Шпейере (1529) для обозначения участников, подписавших Protestatio, документ, в котором открыто высказывалось несогласие с решением рейхстага запретить ряд реформ внутри церкви. Позднее «протестантами» стали называть всех, кто вышел из повиновения папе в ходе переворота 16 в., вошедшего в историю под именем Реформации. С тех пор п. раздробился на многочисленные семейства церквей и не связанных друг с другом сект, и слово превратилось в собирательное понятие, за которым не стояло какое-либо конкретное вероисповедание. Вероучения и богослужебная практика. Как бы многочисленны ни были протестантские секты, их символы веры обычно содержат три общих для всех фундаментальных принципа: протестанты признают 1) высший авторитет Библии, 2) оправдание только верой, 3) всеобщее священство верующих. Самая ранняя официальная формулировка протестантского вероучения содержится в аугсбургском исповедании. Некоторые важные религиозные движения предшествовали Реформации, но тем не менее обычно их принято называть протестантскими. Это вальденсы, группа, возникшая в 12 в. во Франции. Гуситы появились на Западе в 15 в. Это первая христианская церковь, которая не признавала верховенство папы Римского. В ходе Реформации п. почти сразу разделился на 4 ответвления. Учение Мартина Лютера в Германии = лютеранство, в настоящее время это самая крупная протестантская деноминация в мире. В Реформации не создана новая церковь, а восстановлена древняя. В вопросах веры каждый отвечает только перед Богом. Традиционное церковное учение о спасении заменяет доктрина об оправдании только верой. Оправдание означает, что Бог принимает грешника как свое чадо и наследника вечной жизни. Прощение грехов и избавление от вечного наказания за него не достигается путем совершения церковных обрядов; спасение не зависит и от собственных усилий человека. Оправдание – не награда за исполнение Закона, но дар Бога, предложенный в жертве Христа на кресте и обретаемый в вере. Как и католики, верят в существование Троицы, наличие двух природ в Христе, воскресение, Страшный суд и жизнь после смерти. Лютеране признают таинство причащения и верят, что Тело и Кровь Христа присутствуют в таинстве. Хотя хлеб и вино сохраняются в своем виде, причастник принимает Христа в божественной и человеческой природах. Лютеране признают и еще одно таинство – крещение, которое обычно осуществляется в младенческом возрасте. Библия представляет собой слово Бога и единственную безошибочную норму для веры и религиозной жизни. Большинство из них признает Книгу согласия (1580) в качестве истинного изложения учения Библии и главного вероучительного авторитета лютеранской церкви. В церквах нет установленных литургических форм. Обычно имеется алтарь и кафедра для проповеди, используются традиционная церковная одежда и утварь – облачения, распятия, свечи. Лютеране не отдают предпочтения той или иной организационной форме как установленной Богом или обязательной для церкви. Всюду, где проповедуется Евангелие и совершаются таинства, люди приходят к вере и получают оправдание перед Богом. Церковь существует там, где люди слышат слово Бога и отвечают на него в вере. Лютеране подчеркивают всеобщее священство всех верующих. Пасторы отличаются от мирян только по тем функциям, которые они исполняют в церкви. Согласно лютеранскому вероучению, они не обладают никакими особыми отличительными признаками или властью, подобными тем, что характеризуют священников Римско-католической церкви. В Швейцарии Хульдрейх Цвингли и Жан Кальвин. Пресвитерианство. протестантская деноминация, в которой церковная власть возложена на избранных представителей местных общин (конгрегаций) или более крупных объединений – пресвитерий. Бог открыл себя в природе, но, поскольку человек ослеплен грехом, Бог в дальнейшем предоставляет ему и отдельное откровение, записанное в Библии. Бог Дух Святой дает верующему возможность распознать в Библии слово Божье и понять его. Слово Бога, содержащееся в Ветхом и Новом Завете и проясненное Святым Духом, должно служить руководством во всех делах как отдельного христианина, так и совокупной христианской церкви. Верят в существование Триединого Бога и признают как божественную, так и человеческую природу Иисуса Христа. Они приняли общие для всех христиан учения о первородном грехе и вечной жизни, а многие верят в реальность непорочного зачатия. Пресвитериане признают таинства крещения и причащения, рассматривая каждое из них как средство достижения благодати Божьей. Церкви управляются группой служителей, в которую входят диаконы, руководящие пресвитеры и проповедники. Церковнослужители обладают равным статусом, сана епископа нет. Священство утрачивается лишь со смертью, через лишение сана или добровольное отречение. В некоторых пресвитерианских общинах проповедником может стать и женщина. Рассматривают сан как служение в рамках не только данной деноминации, но и вселенской церкви. Главное богослужение происходит воскресным утром. Оно включает молитвы и пение гимнов частью прихожан, чтение текстов из Библии проповедником или его помощником и обычно сопровождается одним или несколькими церковными песнопениями. Проповедник произносит проповедь на какую-либо тему по своему выбору. Служба длится обычно около часа; часто для удобства верующих проводятся два одинаковых богослужения подряд. Проповедники облачены в одежды, по виду напоминающие академические мантии. Англиканская вера покоится на Священном Писании, которое содержит все необходимое для спасения и являет собой высший авторитет в делах веры и церковной жизни; трех исторических символах веры (Апостольском, Никейском и Афанасьевском), кратко излагающих христианское вероучение; едином служебнике – Книге общественного богослужения. Традиция англиканства многим обязана Кранмеру. Он выдвинул два великих принципа: 1) ничто в старом церковном порядке не может быть изменено, если не содержит явного противоречия слову Божьему; 2) следует избегать каких бы то ни было определений, если только сам Бог не дал их в Писании. Это значит, что по многим вопросам в англиканских церквях допускаются различные интерпретации. Четвертая форма анабаптисты (перекрещенцы) общее название членов протестантских групп, отделившихся во времена Реформации от главных течений протестантизма и создававших добровольные религиозные сообщества на основе ревностного соблюдения новозаветных установлений. Термин употреблялся и как оскорбительное наименование всех религиозных радикалов в 16–17 вв. со стороны католиков, лютеран и реформатов в межконфессиональной полемике. Начало анабаптизма относится к 1525, когда небольшая группа верующих в Цюрихе под предводительством Конрада Гребеля отошла от последователей Цвингли. В основанных ими общинах они придерживались апостольских правил: во главе их стояли пресвитеры, они придерживались принципов непротивления злу, общности имущества, обличали согрешивших братьев. Планы реформаторов завоевывать для протестантизма кантоны путем постепенных политических шагов, предпринимаемых магистратами, анабаптистами не признавались; они предлагали создавать свободные церкви услышавших благую весть, уверовавших и крестившихся. В дальнейшем дробление п. продолжилось, ему способствовали вероучительные споры внутри сформировавшихся групп и претензии на получение нового откровения, что приводило к основанию новых сект: ОБЩЕСТВО ДРУЗЕЙ (КВАКЕРЫ); СВИДЕТЕЛИ ИЕГОВЫ; МЕННОНИТЫ; МОРМОНЫ; АДВЕНТИСТЫ СЕДЬМОГО ДНЯ.
ИСЛАМ, монотеистическая религия. Последователи не поклоняются ее пророку Мухаммеду, считая его обычным человеком, которого Бог избрал своим посланником. Верующие называют себя «мусульманами». И., самая молодая из мировых религий, возник в Аравии. Поклонение Аллаху как Творцу всего сущего было распространено среди народов пустыни. Верховный Бог охранял их стада, был Высшим судией
|
||||
Последнее изменение этой страницы: 2016-08-25; просмотров: 685; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.15.145.50 (0.021 с.) |