Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Группы интересов (Давления). Проблема лоббирования.

Поиск

Группы интересов — организации, целью которых является объединение граждан для выражения и защиты каких-либо специальных, конкретных интересов. Их основ-ное отличие от партий лежит не только в организационной области. Оно также заключается в способах взаимодействия с государственной властью: группы интересов не ставят перед собой задачу прийти к власти и бороться за ее завоевание. Они пытаются лишь оказывать воздействие на механизм принятия политических решений с целью реализации групповых интересов.

В политической науке и смежных дисциплинах разработано несколько типологий групп интересов. Типологией, в наибольшей степени отражающей эволюционные особенности того или иного типа, является типология Ж. Блонделя. Ее основанием выступает способ связи между членами группы и характер деятельности. Он выделяет два противоположных «идеальных типа» групп, которые не встречаются в действительности в чистом виде: группы общинные и группы ассоциативные. Их конструкция построена на противопоставлении традиционного современному.

Члены общинной группы связаны между собой, прежде всего, принадлежностью к сообществу, а только затем — своими мыслями и стремлениями. Ассоциативные группы создаются людьми вполне сознательно для реализации достаточно ограниченных интересов. Например, похожей на явления такого типа можно считать организацию, созданную в целях ликвидации атомной электростанции или химического завода. Остальные типы групп интересов располагаются между этими двумя по мере их удаления от традиционных форм и приближения к современным: группы «по обычаю», институциональные группы, группы защиты, группы поддержки.

Группы «по обычаю» чаще всего встречаются в странах «третьего мира». Главная особенность этих групп заключается в том, что они действуют в обход формальных институтов, используя личные контакты с представителями государственной власти.

Институциональные группы — группы, чья деятельность базируется на формальных организациях внутри государственного аппарата. Их влияние связано с близостью к процессу принятия политических решений

Группы защиты и поддержки — наиболее распространенные в странах развитой демократии типы заинтересованных групп. Группы защиты — это, прежде всего, предпринимательские ассоциации и профсоюзы. Группы поддержки — такие группы, которые стремятся к достижению определенных ограниченных целей. К ним относятся различные экологические движения, антивоенные организации и т.п.

Лоббизм — одна из актуальнейших политико-правовых проблем современности, неотъемлемая составная часть политической и правовой жизни России. Лоббизм (от англ. — «кулуары») — термин, обозначающий разветвленную систему контор и агентств монополий или организованных групп при законодательных органах, оказывающих давление (вплоть до подкупа) на законодателей и чиновников с целью принятия решений (определенных законопроектов, получения правительственных заказов, субсидий) в интересах представляемых ими организаций.

Цели лоббизма разнообразны. Однако даже в странах с богатыми демократическими традициями лоббизм преследует преимущественно социально-экономические цели, связанные с решением вопросов собственности и прав распоряжения ею; предоставлением прав на ведение конкретной деятельности (экспорта сырьевых ресурсов, производства вооружения и т.д.); государственным заказом; квотами, лицензиями; дотациями, кредитами; тарифами на энергоресурсы; экономическими и налоговыми льготами; финансированием социальных программ.

 

 

Понятие политической культуры, ее структура и функции.

Политическая культура является частью общей культуры и представляет собой совокупность политических ценностей, установок, убеждений, ориентации и выражающих их символов, которые являются общепринятыми и служат упорядочению политического опыта, регулированию политического поведения всех членов общества.

Структура политической культуры включает:

• политический исторический опыт;

• политическое сознание;

• политическое поведение.

Политический исторический опыт - основа развития политической культуры общества. Он формирует социальную память, оказывает непосредственное влияние на политическое сознание людей, утверждение определенных политических ориентиров, образцов политического поведения

Политическое сознание вкчючает:

1. Идеологический компонент, который составляют:

• система идей о политике, политической системе, политических идеологиях, институтах и процедурах, обеспечивающих участие граждан в политическом процессе;

• политические (законность и порядок, стабильность системы, социальная справедливость и т.п.); в) политические убеждения

2. Эмоционально-психологический компонент, состоящий
из политических ориентации и установок, формирующихся с учетом возможностей политической системы.

Основные политические установки граждан:
• по отношению к политическим институтам и структурам по отношению к нормативной системе.

Политическая культура является ядром политической
жизни общества.

Функции политической культуры:

• познавательная - формирование у граждан: необходимых общественно-политических знаний.:взглядов, убеждений и политической компетентности;

• интегративная - достижение на основе общепринятых х политико-культурных ценностей общественного; согласия в рамках существующей политической;

: системы и данного политического режима;

• коммуникативная - обеспечение связи между;
участниками политического процесса "по вертикали": (между управляющими и управляемыми) и "по горизонтали" (между равнозначными участниками политического процесса: представителями властвующей элиты, политическими партиями, гражданами), а также трансляция (передача) элементов.политической культуры от поколения к поколению,: накапливание политического исторического опыта;

• обеспечения социального прогресса - создание условий для эффективного развития политической системы и общества в целом;

• нормативно-регулятивная - формирование и закрепление в общественном сознании определенные политических установок, ценностей, целей, мотивов и норм поведения;

• воспитательная - политическая социализация -формирование личности гражданина.

 

 

Типы политической культуры.

Политическая культура формируется под воздействием многочисленных факторов, что предопределяет и многообразие ее видов, моделей.

• Тип политической культуры определяется по следующим основаниям:

1) в зависимости от уровня общности: общая (наиболее устойчивые, типичные признаки, характеризующие политическое сознание и политическое поведение основной массы населения) и субкультура (совокупность политических ориентации и моделей политического поведения, присущая определенным социальным группам и регионам);

2) в зависимости от степени согласованности во взаимодействии политических субкультур в той или иной стране: интегрированная (характеризуемая тенденцией к единству в представлениях граждан относительно функционирования и возможностей политической системы, низким уровнем ч конфликтности и политического насилия, преобладанием
1 юридических процедур в разрешении политических коллизий, высоким уровнем материального благосостояния, развитой системой социальной защиты населения, многочисленным средним классом) и фрагментарная (характеризуемая отсутствием согласия граждан относительно политического устройства общества, расхождениями в вопросах понимания
власти, социальной разобщенностью, отсутствием доверия между различными группами, высокой степенью социальной напряженности ц конфликтности, нестабильностью правительств, применением насилия как главного метода осуществления государственной власти);

3) в зависимости от отношения к, власти: господствующая и и контркультура;

4) в зависимости от отношения к прогрессу: замкнутая (нацеленная на восстановление по образцу, установленному традициями) и открытая (ориентированная на изменения, легко усваивающая новые ценности);

5) в зависимости от степени ориентации людей на участие в политической жизни, в обеспечении функционирования политической системы: патриархальная (для которой характерно отсутствие интереса граждан к политической жизни), подданническая (где сильна ориентация на политические институты и невысок уровень индивидуальной активности граждан) и активистская (свидетельствующая о заинтересованности граждан в политическом участии и о проявлении ими активности в этом);

6) в зависимости от стилей политического поведения: рыночная (где политика понимается как разновидность бизнеса и рассматривается в качестве акта свободного обмена деятельностью граждан) и этатистская (которая демонстрирует главенствующую роль государственных институтов в организации политической жизни и определении условий политического участия индивида);

7) в зависимости от вида политического режима: демократическая и антидемократическая;

8) в зависимости от классового подхода: аграрная, пролетарская, мелкобуржуазная, буржуазная и т.п.;

9) в зависимости от связи с религией: божественно-традиционная (признающая священную природу власти, неизменность конкретной системы политических отношений власти, неизменность конкретной системы политических отношений и ее политических норм) и светская (характеризуемая прагматизмом, эмпиризмом);

10) в зависимости от базовых ценностей, на которые ориентируется та или иная общность в политической деятельности: общесоциальная (в рамках которой базовой ценностью выступает человек с его потребностями и интересами) и элитарная (главной ценностью здесь выступает сама власть, человек же, общество рассматриваются как средства для достижения данной цели).

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-04-19; просмотров: 322; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.145.90.26 (0.011 с.)