Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Либерализм и неолиберализм как политическая идеология.

Поиск

Либеральными называют политические течения и идеологические установки, рассматривающие политическую жизнь с точки зрения обеспечения приоритета, защиты и выражения прав личности. Родоначальниками либерализма считают таких мыслителей, как Дж. Локк, Ш.Л. Монтескье, И. Кант, Дж. С. Милль.

Социальная основа либерализма — индивидуализм, когда свободный, активно действующий индивид рассматривается в качестве центра общественной и политической жизни.

Основные принципы либерализма: — рассмотрение прав человека на жизнь, свободу, собственность, равенство перед законом и безопасность в качестве неотъемлемых от его существования условий обеспечения нормальной и полноценной жизни, объявление защиты свободы индивида важнейшей целью государства;— разделение властей в деятельности государственного механизма на три основные ветви: законодательную, судебную, исполнительную;— наличие четких границ деятельности государства в обществе:его невмешательство как в частную жизнь членов общества, так и в регуляцию их экономических отношений;— признание оптимальным регулятором экономических отношений свободного рынка товаров, труда, услуг, капиталов;— понимание равенства людей как равенства возможностей, прав, которые неизбежно разными людьми могут реализовываться по-разному Современный либерализм в отличие от классического (по-прежнему сохраняющего политическое влияние) называют неолиберализмом. Его сторонники под воздействием исторического и политического опыта вносят существенные коррективы в некоторые принципы либерализма:—зреет понимание ограниченных возможностей рынка как единственного регулятора экономических и общественных отношений;— государство начинает рассматриваться в качестве гаранта не только политических, но и социальных прав человека;— признается необходимость увеличения регулирующей функции государства в обществе.

 

40. Социализм и соииал-демокрапшя .

Социалистическими называют различные политические движения, исходящие из отрицания капитализма как общественного строя и стремящиеся утвердить новый общественный строй, лишенный недостатков капитализма.

Созданная К. Марксом, Ф. Энгельсом и В.И. Лениным теория "научного социализма" (коммунизма) стремились доказать, что коммунизм — это неизбежно следующая за капитализмом общественно-экономическая формация. Переход к ней осуществляется в процессе социалистической революции, которая совершается под руководством рабочего класса и его политической партии — коммунистов. Диктатура (власть, не ограниченная законом) пролетариата рассматривается как форма политической организации общества, обеспечивающая возможность построения коммунизма — общества без классов, без государства, с уровнем развития производительных сил столь высоким, что создается возможность всеобщего изобилия, распределения по потребностям.

Главным результатом социалистической революции, произошедшей в России и других странах, стало гигантское обобществление — национализация средств производства, их собственником стало государство. Повсеместно это вызвало огромный рост государственного аппарата и масштабов его вмешательства в жизнь граждан. Государство стало основным механизмом реализации практически всех функций социального организма. Возникло общество тотального государственного контроля, активно использующее для его осуществления всякого рода репрессивные меры.

Отсутствие экономической инициативы, которая, естественно, не может существовать в условиях всеобщей регламентации, оборачивается снижением заинтересованности в росте производительности труда. Возникло очевидное техническое отставание обществ социалистического типа от своих "капиталистических'' антиподов. Эта ситуация, создавшаяся в конце XX в., показала неудачу коммунистического эксперимента.привела к развалу социалистической системы, значительно подорвала позиции коммунистического движения как политической силы. Более Сформировавшиеся в конце XIX в. социал-демократические партии и движения отказываются от таких постулатов коммунизма, как диктатура пролетариата, классовая борьба и социалистическая революция, принимают в качестве важнейших политических ориентиров ценности демократии, солидарности, свободы, исходят из понимания, что их политическая реализация может быть не единовременным актом, но результатом длительной эволюции, солидарных усилий всех социальных групп.

Социалистическая мечта человечества" оказалась нереальной, но следствиями борьбы за ее осуществление стали черты реальной социальной политики, практикуемой ныне почти каждым государством различные виды государственного регулирования экономики, многочисленные социальные программы, направленные помощь малоимущим и нетрудоспособным граждан, государственная помощь культуре, образованию, науке и т.д.

 

41. Национализм.

Роль наций, национальных проблем в формировании политических отношений огромна. Именно нации и их становление находятся в основе формирования устойчивых государств, и, наоборот, опыт истории свидетельствует, что государственные образования, складывающиеся на основе донациональных или сверхнациональных общностей, как правило, распадаются.

Достижение и сохранение национального суверенитета является важнейшей целью политической деятельности. Подавление национальных интересов оборачивается непрекращающимся противодействием, которого можно избежать только в случае отказа от политики подавления или уничтожения носителя интересов. Национальные интересы наиболее очевидны по сравнению с другими видами политических интересов, для многих политических сил и течений они указывают простой и эффективный путь политической консолидации больших масс людей.

Однако абсолютизация национального вопроса, превращение его в основную доминанту политики рождает такие уродливые политические явления, как национальный экстремизм, шовинизм, фашизм.

За многообразием форм националистических политических L ориентации проступают устойчивые, практически не меняющиеся во времени стереотипы политического мышления и поведения:— идея превосходства своей нации над другими в С силу воображаемых тех или иных ее— миф о "золотом веке" этой нации, который мыслится как состояние, бывшее когда-то и намного лучшее, нежели нынешнее миф об особом историческом предназначении именно данной нации, которое может заключаться в "сдерживании орд", "богоносительстве", "богоизбранности", мессианизме;— миф о "пограничной миссии" данной нации "между Востоком и Западом", "Севером и Югом", "двумя мирами"— проповедь чистоты уникальной нации, ее безусловная ценность и наличие угрозы со стороны неверных, нечистых, пришельцев, иноверцев;— решительность, радикальность предлагаемых средств для решения национальных проблем: выселение, подавление, завоевание, уничтожение;— очень слабое представление о характере будущего течения событий (главное — устранить препятствие или угрозу, а дальше все пойдет на лад), что открывает широкую возможность победившего вождя, партии, движения действовать по своему усмотрению.

 

Политический процесс.

Процесс политический - совокупность различных форм взаимодействия по реализации интересов субъектами политической жизни, в которых они выполняют определенные.

Сущность политического процесса заключается в осуществлении политической воли общества через принятие и " выполнение политических решений, которые должны интегрировать различные интересы граждан и быть выражены в соответствующей слаженной системе общеколлективных целей.

Типология политических процессов:

1. С точки зрения значения для политической системы:

• базовые (принятие политических решений, различные формы политического участия населения во взаимоотношениях с государством, формирование и функционирование органов государственной власти);

• периферийные (динамика формирования и функционирования политических партий, групп давления, органов местного самоуправления);

3. В зависимости от объекта властного воздействия:

• внутриполитические и

• внешнеполитические;

4. С точки зрения характера политического участия:

• ангажированные - с интенсивным и самостоятельным участием (или неучастием) граждан в политическом процессе;

• неангажированные принудительные, инициированные с помощью различных форм воздействия на население;

5. С точки зрения устойчивости:

• стабильные;

• нестабильные.

Режимы протекания политических процессов: \

• развития и модернизации; функционирования - политический процесс отражает простое воспроизводство структурами * власти рутинных, овторяющихся политических \ отношений, что неизбежно приводит к: стагнации (застою) и переходу данного режима в режим

• упадка - "регрессивной метаморфозы" политики (П.Струве), когда политические изменения; приобретают негативный характер, возрастает; уровень неупорядоченности политической системы, в наиболее неблагоприятной ситуации способный привести к ее распаду.

В современном обществе особое внимание привлекают политические процессы, характеризуемые как политическое развитие и политическая модернизация.

 

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-04-19; просмотров: 409; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 13.58.188.166 (0.011 с.)